Историческое краеведение. Программа внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»


Факультет повышения квалификации


Кафедра начального общего образования






Историческое краеведение Кузбасса

(рабочая программа внеурочной деятельности)

Исполнитель:

Ирназарова Марина Григорьевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №65, г. Кемерово





Кемерово 2014 Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно! (Анна Роговин «Хочу сделать сам»)

  1. Пояснительная записка


Наша малая родина носит несколько названий: Кемеровская область, Кузнецкий каменноугольный бассейн, Кузнецкий регион, Земля Кузнецкая… Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда. Актуальность программы заключается в том, что во-первых, недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению Кемеровской области в начальной школе; во-вторых, в соответствии с «Положением о региональной системе оценки качества образования в Кемеровской области» проводится мониторинг образовательных достижений обучающихся 4-х классов, в котором есть и вопросы по истории и краеведению Кемеровской области для проверки уровня подготовки учащихся по предмету «Окружающий мир». в-третьих, данная программа поможет учителю в реализации городской воспитательной программы «С любовью к городу». Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Кемеровской области, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край. Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении. Данная программа «Историческое краеведение» рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для учеников 2 - 4 классов. Продолжительность проведения занятий 30-35 минут. Занятия по «Историческому краеведению» осуществляются во второй половине дня. Задачи: В области образования:

  • содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Кузбасса в историко-культурное наследие региона;
  • расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
  • привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
  • научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории Кемеровской области, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.
В области воспитания:
  • содействовать гармоничному развитию личности школьника;
  • сформировать самостоятельность и деловые качества;
  • развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
  • воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Кемеровской области;
  • приобщить учеников к богатой культуре Кемеровской области.
Форма организации занятии - индивидуально-групповая:
  • Беседы (желательно использовать презентацию);
  • Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев: краеведческого, музея экологии и этнографии Кемеровского Государственного Университета, музея Боевой славы, музея - заповедника «Томская писаница», музея - заповедника «Красная горка» и др.);
  • Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
  • Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;
  • Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
  • Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
  • Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
  • Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.

Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. В основе реализации программы «Историческое краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края. В результате обучения по программе «Историческое краеведение» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия: Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Кузбасса, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Кемеровской области;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия: Выпускник научится:
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия: Выпускник научится:
  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Кемеровской области, города;
  • описывать достопримечательности столицы Кузбасса и родного края;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Кемеровской области и атласом;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинно‐следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
  • работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия: Выпускник научится:
  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Историческое краеведение» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей. В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Кемеровской области, контурные карты. Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость. Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.). Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов. Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение» в начальной школе включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на четыре года обучения, формы подведения итогов, учета знаний, перечень ключевых слов, хронологическую таблица важней событий Кемеровской области.

Отслеживание результатов Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного проекта;
  • создания презентаций - представлений по изученной теме;
  • конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
  • участия в конференциях разного уровня.

2.Содержание программы «Историческое краеведение»

и примерное тематическое планирование
1 класс
Программа содержит четыре раздела: «Моя маленькая родина», «Наш город», «Наша область», «Люди нашего края». № раздела Название раздела Всего часов 1. Моя маленькая родина 5 часов 2. Наш город 5 часов 3. Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир). 18 часов 4. Люди нашего края 4 часов 5. Итоговое занятие 1 часов
итого 33 часа
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Кемеровской области, о богатстве растительного и животного мира.


№ занятия в учебном году № урока в теме Тема занятия
Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения



Моя маленькая родина (5ч)
1. 1. Моя школа - мой дом Рассказ - экскурсия о нашей школе. Посещение школьного музея. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. 2. 2. Из истории школы. Традиции школы Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения. 3. 3. Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живет) 4. 4. Достопримечательности нашей улице. За что люблю, что бы изменил Беседа по содержанию. Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Работа в группах. 5. 5. Мой район Дать представления об истории названий улиц нашего района. Практическая работа: индивидуальная, самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.

Наш город (5ч)
6. 1. Где мы живем (Россия, город Кемерово) Имя моего города Заочное путешествие по городу. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой. 7. 2. Символы нашего города Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба города Кемерово. Работа в парах. 8. 3. Культурно - просветительные учреждения нашего города Беседа. Работа в парах: вопросы по содержанию. 9. 4. Профессии города. Где работают родители Беседа по содержанию. Работа в парах: где работают мои родители. Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации об их профессии. 10. 5. Конкурс рисунков «Наш город» Практическая работа: организация конкурса рисунков. Проектная деятельность. Подведение итога конкурса

Наша область(18 ч)
11. 1. Географическое положение Кемеровской области. Наша область на карте России Беседа. Сформировать представление о территории области, городах и поселках. Практическая работа: Кемерово на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашей области (на усмотрение учителя) Фронтальная и индивидуальная работа с картой. 12. 2. История возникновения Кемеровской области Сформировать представление об истории возникновения Кемеровской области. Работа в парах: вопросы по содержанию 13. 3. Символика Кемеровской области Практическая работа: раскрашивание герба Кемеровской области. Работа в парах. 14. 4. Коренные жители нашей области Беседа: первичное представление о коренных жителях нашей области. Познакомить с национальным составом населения Кузбасса. Работа в парах: «Какими ты представляешь коренных жителей нашей области?» 15. 5. Богатства нашей земли. Беседа: важнейшие богатства нашего края. Как добывают, где используют. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых. 16. 6. Традиционные ремесла моего края Беседа: познакомить с народными и художественными промыслами края. Практическая работа: расписывание посуды национальным орнаментом нашего края. 17. 7. Растительность. Растительность нашего края. Разнообразие растений Беседа: создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Разнообразие растений. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области. 18. 8. Растительность. Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека Беседа: значение растений в жизни человека. Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах 19. 9. Животный мир. Животный мир Кемеровской области. Разнообразие животного мира Беседа: животные, обитающие на территории Кемеровской области. Практическая работа: игра «Крестики-нолики» Приложение №6 20. 10. Животный мир. Животный мир Кемеровской области. Охрана и значение животного мира Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу Кемеровской области, обитающие на её территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков Подведение итога конкурса. 21. 11. Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера Фронтальная беседа. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах. 22. 12. Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов Беседа: значение и охрана водоемов. Практическая работа: работа с энциклопедией, составление рассказа о растении или животном нашего края. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. 23. 13. Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашей области Беседа: первичные сведения о полезных ископаемых края. Рассматривание образцов полезных ископаемых. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.
24. 14. Полезные ископаемые. Уголь - черное золото Кузбасса. Беседа: о местах и способах угля добычи, о практическом значении. Просмотр и обсуждение фрагмента документального фильма «Кемерово. Борьба за мечту». 25. 15. Сельское хозяйство. Сельское хозяйство в Кемеровской области. Фронтальная беседа. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров культурных растений встречающихся на территории области 26. 16. Сельское хозяйство. Что растет на полях нашей области. Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах нашего края. Устное описание растения (по выбору обучающих) 27. 17. Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства. Фронтальная беседа: труд людей на селе в разное время года. Организация конкурса рисунков. Конкурс рисунков. Подведение итога конкурса. 28. 18. Викторина «Почемучек» Викторина «История города Кемерово» (Приложение №3)

Люди нашего края (4ч)
29. 1. Кузбасс - шахтерский край. Труд людей нашего края Фронтальная беседа: Дать первичные сведения о крупных угольных предприятиях области, о людях, работающих в шахтах. Просмотр и обсуждение фрагмента документального фильма «Кемерово. Борьба за мечту». Работа в парах: вопросы по содержанию. 30. 2. Люди, прославившие Кузбасс. (Герои - земляки) Знакомство с людьми прославивших наш край. (Пригласить, почетных тружеников) 31. 3 Экскурсии на предприятия города Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения. Практическая работа: организация конкурса рисунков о предприятия нашего края. Подведение итога конкурса. 32. 4. Профессии и предприятия, на которых работают наши родители Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему: «Моя мама (папа) работает - …) Защита проекта.

Резервные занятия (1ч)
33. 1. Мы хотим Вам рассказать… Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной). Выступление.

2 класс Программа второго класса содержит три раздела: «Наш город», «Наша область», «Люди нашего края».
№ Название раздела Всего часов 1. Наш город 8 часов 2. Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). 18часов 3. Люди нашего края 5часов 4. Итоговое занятие 3часа
Итого 34 часа
Программа второго года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка о Кемеровской области и ее столице. Дети продолжают знакомиться с символикой области, города, с этапами становления города Кемерово, с историческими событиями, повлиявшими на становление города, продолжат знакомство с животным и растительным миром Кузбасса. Во втором классе более углубленно изучается рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы нашей области.
№ занятия в учебном году № урока в теме

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения




На город (8ч)
1. 1. Кемерово - столица Кузбасса.

Фронтальная беседа: продолжить знакомство и углубить знания учащихся об истории города, в котором живут. Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок города» 2. 2. Из истории образования города Просмотр и обсуждение фрагмента фильма «Кемерово». Работа в парах: вопросы по содержанию. 3. 3.

Главные исторические и культурные памятники Беседа: «Памятники нашего города». Диспут: «Если я был бы мэром, то кому поставил памятник?» 4. 4. Достопримечательности нашего города Беседа, сопровождающая слайд презентацией «Достопримечательности нашего города».

Практическая работа: выставка книг и фотографий достопримечательностей нашего города. Рассматривание и обсуждение. 5. 5. Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по городу Рассказ экскурсовода. Обзорная экскурсия по городу. Практическая работа: картинные описания - устное изложение материала для воссоздания картин исторических и культурных памятников города. 6. 6. Знакомство с районами города. Район, в котором я живу Создание целостного представления о расположении районов города, улиц и площадей. Познакомить с архитектурой города, историей появления тех или иных архитектурных объектов. Социальный паспорт районов. Практическая работа: показать индивидуальность каждого района города. 7. 7. Предприятия города. Значение для области и страны (рассказ обучающихся о профессии своих родителей) Знакомство с крупными предприятиями области, дать представление об их роли в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий. Практическая работа: рассказ обучающихся о профессии своих родителей. 8. 8. Игра - викторина Практическая работа: Викторина «Почемучек» (приложение 2)

Наша область (18ч)
9. 1. Географическое положение Кемеровской области. Наша область на карте мира. Символика области (флаг, гимн, герб)

Фронтальная беседа об истории своего края, символах области. Сформировать представление о территории области, географических объектах

Практическая работа с контурной картой: обозначить Кемерово на карте России, наших соседей. 10. 2. Кузнецкая Земля в древности

Фронтальная беседа: Какая была наша область в прошлом. Практическая работа: сравнить Кузнецкую землю в древности и до наших дней. 11. 3.

История создания и исследования Земли Кузнецкой (проектная деятельность)

Индивидуальная работа (подборка литературы, сбор информации, подготовка сообщений презентаций). Групповая работа (выступление обучающихся на уроке города) 12. 4. Народы Кузбасса. Национальный состав Кемеровской области

Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды.

13.

5. Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр.

14.

6. Экскурсия в краеведческий музей

Рассказ экскурсовода о народах нашей области, национальном составе, коренных жителях края, особенностях их быта, народного творчества. Практическая работа: обобщение и оформление материала.

15.

7. Города Кузбасса. История возникновения городов Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции). Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

16.

8. Водные ресурсы. Реки Кемеровской области на карте России и Кемеровской области. Фронтальная беседа. Практическая работа: обучение работы с картой и умению находить и показывать на физической карте реки, озера

17.

9. Водные ресурсы. Реки Кемеровской области. Откуда берут начало и где заканчиваются Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Защита собственных исследовательских проектов.

18.

10. Водные ресурсы. Озера Кемеровской области. Флора и фауна Практическая работа: Описание и определение флоры и фауны озер. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Меры, предпринимаемые местным населением по охране водных объектов

19.

11. Рельеф. Уникальность гор Кемеровской области Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическая работа: извлечение (по заданию учителя) необходимую информацию из словарей, хрестоматий, справочников об уникальности гор Кемеровской области.

20.

12. Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое тайга. Растения тайги Знакомство учащихся с яркими представителями растительного мира тайги. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области. 21. 13. Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашей области, которые занесены в «Красную книгу» Знакомство с «Красной книгой», заповедниками области. Оценка своего и чужого поведения в природе. Как сохранить растения. Отрицательное влияние людей на природу, сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток. Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги Кузбасса. 22. 14. Животный мир. Животный мир Кемеровской области. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие. Знакомство учащихся с птицами нашего края. Практическая работа: описание и определение перелетных и зимующих птиц обитающих на территории Кемеровской области.
23. 15. Животный мир. Насекомые нашей области. Охрана и значение животного мира Фронтальная беседа о насекомых, обитающих на территории нашей области. Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности насекомых. 24. 16. Экскурсия в краеведческий музей. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения, обобщение и оформление материалов. 25. 17. Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае. Значение для области и страны

Практическая работа: работа с контурной картой. Обучение умению находить и показывать на физической карте Кемеровской области месторождения полезных ископаемых места и способы добычи. Выделить основные свойства полезных ископаемых. Значение полезных ископаемых для области и страны
26. 18. Игра «Цветик - семицветик» Игра «Цветик - семицветик» (Приложение №7)

Люди нашего края (5ч)
27. 1. Михайло Волков - первооткрыватель Земли Кузнецкой Беседа по содержанию. Практическая работа: просмотр фрагмента документального фильма «Кемерово. Борьба за мечту». Работа в парах: вопросы по содержанию. 28. 2. Герои - кузбассовцы в годы Великой Отечественной войны Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (выступление обучающихся на уроке города) 29. 3. Шахтерский труд Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о шахтерском труде. 30. 4. Поэты, писатели Кузбасса (участие обучающихся в классной конференции) Познакомить со знаменитыми людьми Кузбасса. (Желательно пригласить на занятие) Практическая работа: конкурс стихов поэтов Кузбасса. 31. 5. Художники нашего края Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о художниках Кузбасса.

Резервные занятия (3ч)
32. 1. Игра - викторина «Это было интересно»

Викторина «Страницы истории родного края» (Приложение №5) 33. 2. «Город будущего». Организация исследовательской работы Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции) 34 3. Выставки и защита проекта «Город будущего» (пригласить родителей, учителей школы) Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.
Программа третьего класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Путешествие вглубь веков», «Люди нашего края».
№ Название раздела Всего часов 1. Наш город 7 часов 2. Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). 14 часов 3. Путешествие вглубь веков. 6 часов 4. Люди нашего края 6часов 5. Итоговые занятия 1часа
Итого 34 часа
Основное направление внеурочных занятий по историческому краеведению в третьем классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края - поэтов, писателей, художников. Главная цель - расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов нашей области. 3 класс

№ занятия в учебном году № урока в теме Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

Наш город (7ч)
1 1.

Появление деревни Кемерово и Кемеровского рудника

Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении деревни Кемерово и Кемеровского рудника 2 2.

Истории названий улиц и площадей города

Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста об истории названий улиц и площадей нашего города. (выступление обучающихся на уроке города) 3 3.

Храмы и церкви нашего города


4 4.

Экскурсия. Храмы и церкви нашего города

Практическая работа: подготовить в группах рассказ о полученной информации во время экскурсии. 5 5.

Просмотр и обсуждение документального фильма «Кемерово. Борьба за мечту» (фрагментально)

Практическая работа: просмотр фрагмента документального фильма «Кемерово. Борьба за мечту». Работа в парах: вопросы по содержанию. 6 6.

Брейн - ринг «Мой город»

Практическая работа: Брейн - ринг «Мой город» (см. приложение 9) 7 7.

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города»

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)

Наша область (8ч)


8 1.

Кузнецкая Земля в древности

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о Кузнецкой Земле в прошлом. 9 2.

История создания и исследования Земли Кузнецкой

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. 10 3.

Рельеф. Знакомство с рельефом Кемеровской области

Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. 11 4.

Рельеф. Особенности рельефа

Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию рельефа Горной Шории. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. 12 5.

Полезные ископаемые. Знакомство с полезными ископаемыми Кузбасса

Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых. 13 6.

Полезные ископаемые. Значение полезных ископаемых в народном хозяйстве. Угольная, химическая, металлургическая пищевая промышленность

Беседа по содержанию. Практическая работа: умение находить и показывать на физической карте Кемеровской области месторождения полезных ископаемых. 14 7. Полезные ископаемые. Вклад области в хозяйство страны. Крупные шахтерские предприятия нашей области. Значения для области и страны Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования 15 8. Водные ресурсы. Реки, озера, водохранилища на территории нашей области Практическая работа над проблемой: чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы. 16 9. Водные ресурсы. Характеристика основных водных объектов Практическая работа: Тест « Реки, озера нашей области». Приложение №14. Работа в группах: дать характеристику о водных объектах. 17 10.

Растительность. Разнообразие растительного покрова в нашей области. Мир растений тайги и лесов

Фронтальная беседа. Практическая работа: Игра «Аукцион» Приложение №8 18 11.

Растительность. Мир растений лесостепи

Формирование представлений об особенностях природных комплексов области. Степь. Лесостепь. Тайга. Горная тундра и альпийские луга.


19 12.

Животный мир. Разнообразие животного мира в нашей области

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. 20 13.

Животный мир. Распространенные и редкие животные нашей фауны Фронтальная беседа. Практическая работа: причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны. Работа в группах. 21 14. Самое интересное о природе Кемеровской области Беседа по содержанию. Практическая работа: конкурс «Самое интересное о природе Кемеровской области» (Приложение № 11) Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах

Путешествие вглубь веков (6ч)
22 1.

Палеонтологические находки на территории Кемеровской области Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презетация) на тему: « Палеонтологические находки на территории Кемеровской области» 23 2.

Рисунки в пещерах, на скалах Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста рисунков в пещерах, на скалах. 24 3.

Экскурсия в музей-заповедник «Томская писаница» Практическая работа: описать (по результатам экскурсии) о достопримечательностях музее -заповеднике «Томская писаница» 25 4.

Коренные жители - кочевые племена. Род Щегловых, появление Щегловской заимки, село Щеглово Беседа по содержанию. Практическая работа: найти и показать на карте первые кочевые племена. 26 5.

Жилища народов, проживающих на территории края

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. 27 6.

Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Кузбасса

Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

Люди нашего края (6ч)


28 1.

Михайло Волков и Леонид Соколовский - первые исследователи земли Кузнецкой. Люди, основавшие город и внесшие большой вклад в его развитие

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о первые исследователи земли Кузнецкой. 29 2.

Кузбассовцы в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу)

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. 30 3.

Экскурсия в музей Боевой славы

Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация) на тему: «Кем из моих близких (предков) я горжусь» Дискуссия. 31 4.

Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи (выступление обучающихся на уроке города), (участие обучающихся в классной конференции)

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции) 32 5.

Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (участие обучающихся в классной конференции)

Определение и выбор темы собственного исследования (обмен литературой, рассматривание, обсуждение) 33 6.

Почетные граждане нашего края. (Подгорбунский, Леонов…)

Фронтальная беседа. Практическая работа: Викторина «Люди нашего края» (Приложение №4)

Резервное занятие (1ч)


34 1.

Составление и разгадывания кроссвордов. Игра "История земли Кузнецкой"

Практическая работа: составление и разгадывания кроссвордов. Кроссворд «Наш край» (приложение 1) . Игра "История земли Кузнецкой"
Программа четвертого класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Мифы и легенды Кузбасса», «Люди нашего края».
№ Название раздела Всего часов 1. Наш город 7 часов 2. Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). 14 часов 3. Мифы и легенды Кузбасса 6 часов 4. Люди нашего края 5 часов 5 Итоговое занятие 2часа
Итого 34 часа
Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Дополнительно вводится новый раздел «Мифы и легенды Кузбасса». Широко используются местные ресурсы: музеи, культурные учреждения, предприятия города и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
4класс № занятия в учебном году № урока в теме

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения




Наш город (7ч)


1 1. Этапы становления города Кемерова: село Щеглово - город Щегловск - город Кемерово - Кемеровская область. Фронтальная беседа. Практическая работа: просмотр фрагмента документального фильма «Кемерово. Борьба за мечту». Работа в парах: вопросы по содержанию. 2 2. Путешествие в средневековый город Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой. 3 3.

Районы города. Социальный паспорт районов. Индивидуальность каждого района города

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) об одном из районов нашего города. 4 4.

Основные производственные предприятия города. Заводы и фабрики города.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. 5 5.

Фонтаны в нашем городе Фронтальная бесед Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий, презентация) об одном из фонтанов нашего города.. 6 6.

Улицы, названные в честь великих людей и великих событий Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) об улицах названных в честь великих людей и великих событий (выступление обучающихся на уроке города) 7 7.

Памятные места нашего города. Фронтальная беседа. Практическая работа: собрать и оформить информацию о памятных местах нашего города. (работа в группах)

Наша область (14ч)
8 1.

Границы Кемеровской области. Причины ее образования Фронтальная беседа о причинах образования Кемеровской области. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой. Кроссворд «Кузбасс» (Приложение № 9) 9 2.

Какие «пути - дороги» связывают нашу область с другими регионами России и зарубежными странами. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическое занятие (работа с атласом, контурной картой) 10 3.

Население Кемеровской области. Народности Кузбасса

Беседа по содержанию. Практическая работа: Конкурс «Что лишнее?» (Приложение № 13) 11 4.

Посещение музея «Томская писаница»
12 5.

Кузнецкая Земля в древности до наших дней. Освоение Земли Кузнецкой Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. 13 6.

История заселения и освоения Земли Кузнецкой. Памятники древности

Практическая работа: найти и извлечь необходимую информацию об истории заселения и освоения Земли Кузнецкой, памятниках древности. Конкурс «Узнай город» (Приложение № 12)
14 7.

Экскурсия в музей Экологии и Этнографии (Кемеровский Государственный Университет)

Практическая работа: экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Дискуссия. 15 8.

Рельеф. Чем наши горные системы и равнинные территории отличаются друг от друга

Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой, нахождение на физической карте Кемеровской области горные системы и равнинные территории. Работа с контурной картой. Найти отличие. 16 9.

Водные ресурсы. Как образуются пороги и водопады. Пороги и водопады на реках нашей области

Формирование представлений об особенностях водопадов, об образовании порогов.

Практическая работа: обозначение водопадов на контурной карте . 17 10.

Водные ресурсы. Типы питания рек Определение типа питания рек нашего края

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор собственного исследования. Работа с контурной картой. 18 11.

Растительность. Растительный мир степи, горной тундры и альпийского луга

Беседа по содержанию. Практическая работа: сделать сравнительную характеристику растительного мира степи, горной тундры и альпийского луга. 19 12.

Растительность. Растительный мир. Охрана и восстановление лесов и растительности. Роль заповедников и ботанических садов Беседа по содержанию. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов на тему» «Как мы можем защитить леса». 20 13.

Животный мир. Таежные животные. Горно-таежные, степные и лесостепные животные

Беседа по содержанию. Практическая работа: сделать сравнительную характеристику таежных, горно-таежных, степных и лесостепных животных. 21 14.

Животный мир. Пресмыкающиеся. Охрана и восстановление животного мира Кузбасса

Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Работа в группах.

Мифы и легенды Кузбасса (6ч)


22 1.

Йети в Горной Шории: вымысел или реальность?

Фронтальная беседа Практическая работа: моделирование ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. Работа со свежей прессой Обзор периодической печати по теме. 23 2.

Как легенды о кузбасском снежном человеке сказались на развитии культуры в нашем регионе

Фронтальная беседа. Практическая работа:

работа со свежей прессой. Дискуссия. 24 3.

Проектная деятельность (сочинение, рисунки, поделки «Каким ты представляешь Йети?»)

Практическая работа: найти и извлечь необходимую информацию по заданной теме. Обзор периодической печати по теме. Защита проекта. 25 4.

Мифы нашего края: НЛО в Осинниках, золото Колчака, Тайга - соприкосновение двух миров, Мертвая царевна в Тисульском селе

Беседа по содержанию. Практическая работа: (работа в парах) пересказать миф нашего края. Обзор периодической печати по теме. 26 5.

«Шестаковские болота» (Чебулинский район) - уникальное захоронение скелетов доисторических ящуров, так называемое «Кладбище динозавров»

Фронтальная беседа. Наблюдения. Наиболее интересные научные открытия, Работа со свежей прессой. Обзор периодической печати по теме. 27 6.

Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация).

Люди нашего края (5ч)
28 1.

Знакомство с поэтами и писателями Кузбасса и их произведениями. Произведения для детей: Береснева, Шумилова, Фадеевой, Матвеева и др. Издания Союза писателей Кузбасса (выступление обучающихся на уроке города) Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презетация) на тему: «Поэты и писатели нашего края». 29 2.

Заслуженные и известные артисты Кемеровской области Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных и известных артистах Кемеровской области 30 3.

Знакомство с художниками и их работами. Мастерская художника. Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных и известных художниках Кемеровской области 31 4.

Экскурсия в музей искусств Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация) на тему: «Люди, которыми славится наш Кузбасс». 32 5.

Трудовые династии строителей, шахтеров, учителей и др. Профессии и предприятия, на которых работают наши родители (участие обучающихся в школьной конференции)

Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презентация) на тему: «Трудовые династии» Тест «Люди земли Кузнецкой» (Приложение № 10)

Резервные занятия (2ч)
33 1.

Научно - практическая конференция «Кузбасс - мой край родной» Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских работ. 34 2.

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своей области, если бы был губернатором» Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах.Защита проектов.


  1. Перечень ключевых слов


Аналитическое описание - прием рассказа, в котором дается описание составных частей, деталей, их функционального назначения Архитектура - (лат. architectura - от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. Город - крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр. Деревня - от слов деру, драть (подготовка участка земли, выдирали кусты, деревья); Заимка - в старину: земельный участок, занятый кем-нибудь по праву первого владения, обычно вдали от других поселений. История - (от греч. historia - рассказ о прошедшем - об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. 2) Комплекс общественных наук изучающих прошлое . Кемерово - город, центр Кемеровской области. Расположен на обоих берегах реки Томи. На месте современной центральной части города, при впадении в Томь реки Искитим, в начале XVIII века крестьянином Щегловым была основана деревня, названная по его фамилии. Впоследствии деревня превратилась в крупное село Щеглово (Щегловское), получившее статус города в 1918 г. и название Щегловск. В 1923 г. Щегловск был переименован в г.Кемерово по названию Кемеровского рудника. Кемеровский рудник был назван по имени небольшой деревни Кемерово, основанной в начале XIX века безвестным крестьянином Кемеровым. Возможно, он выходец из тюрко-язычной среды. Фамилия Кемеров могла возникнуть от прозвища Кемер - «крутой берег», или Комур - «уголь».Есть и еще одно толкование происхождения названия Кемерово.До прихода русских при владении реки Акаевой в Томь был расположен Темир улус - «железный улус», в котором жили представители местных тюрок. Русские поселенцы до конца XIX века называли Темир улус Темировой деревней, позже Темеровой деревней. Представители старших поколений и в настоящее время называют город то Кемерово, то Темерово. Переход начальной «т» в «к» был вполне возможен. Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Микрорайон - микро… - первая часть сложных слов, обозначающая малые размеры. Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников естественной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Новокузнецк - крупнейший город области. Возник сначала как Кузнецкий острог. Потом стал городом Кузнецком, еще позднее - Сталинском, и позже - городом Новокузнецком. Область - 1).Часть страны, государственной территории. 2).Крупная административно-территориальная единица. Областной центр - город с административными, промышленными и другими учреждениями. Переселенцы - человек, переселившийся с постоянного места жительства в новые, обычно необжитые места. Площадь - незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого в разные стороны расходятся улицы. Почетный гражданин города - почетный - пользующийся почетом (уважением, оказываемым обществом, окружающими людьми), заслуживающий его; гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. Процесс - последовательная смена состояний в развитии. Разрез - открытая горная разработка. Район - административно-территориальная единица большого города. Рельеф - франц ( relief - от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту. Улус - у некоторых народов Сибири: селение. Факт - имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации. Шахта - горнопромышленное предприятие, ведущее подземную добычу полезного ископаемого место добычи его. Юрта - у некоторых кочевых народов Южной Сибири: переносное конусообразной формы жилище, крытое звериными шкурами. Явления - общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников.


  1. Приложения


Некоторые формы подведения итогов учета знаний, умений, которые должны быть сформированы у обучающихся:


Приложение №1


Кроссворд «Наш край»

(3класс, урок 34, итоговое занятие)


1 2

н

у

3 4

5

о

г

т

6

7 в

о

л

к

о

в

о

л

и

е

м

е

к

ь

с

м

ь

р

у

т

е

б

з

в

р

а

н

я

о

е

н

в

ц

к

о

к

а



1) Крупнейший город Кузбасса. 2) О каком полезном ископаемом Петр 1 сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет»? 3) Родина космонавта Алексея Архиповича Леонова 4) Столица Кузбасса 5) Главная водная артерия Кузбасса 6) Название растения, которое первым зацветает в Кемеровской области 7) Разгадав кроссворд, вы получите ключевое слово. Что вы знаете о нем?




Приложение №2


Викторина Почемучек

(2класс, урок 8, игра-викторина)


1) Кто, когда и где впервые обнаружил пласт каменного угля на территории нашей области? 2) Перечислите населенные пункты, название которых созвучны названиям растений? (п. Кедровка, п. Крапивинский, д. Листвянка, г. Березовский…). 3) Откуда произошло название гор «Кузнецкий Алатау»? 4) Какая река говорит о себе только в первом лице? 5) Я река. Мой путь на север Между скал и средь равнин, Если Я на Т заменим, Буду в море исполин.


Приложение №3


Викторина «История города Кемерово»

(1класс, урок 28, викторина «Почемучек»)


- Кто был первым поселенцем? - Как назывался наш город раньше? - Из представленных гербов выберите герб города и области. - В каком году были построены первые каменные здания? - Назовите улицы города, связанные с космической темой? - Перечисли площади нашего города. - В каком районе мы живем?

Приложение №4


Викторина «Люди нашего края»

(3класс, урок «Почетные граждане нашего края»)


- Назови почетных граждан нашего города. - Назови имена кузбассовцев - защитников Родины. - Перечисли известные имена поэтов и писателей нашего города. - Перечисли известные имена художников нашего города.



Приложение №5


Викторина «Страницы истории родного края»

(2 класс, 32урок, «Игра - викторина «Это было интересно»)


1. Улица, начинающаяся от Притомской набережной, на которой стоит памятник воинам-кузбассовцам, погибшим в годы ВОВ? 2. В 1965 году улица Барнаульская была переименована в улицу имени …? 3. Он был организатором АИК «Кузбасс». Его именем названа улица в Рудничном районе? 4. Эта улица названа именем шахтера, Героя Социалистического труда, кавалера трех степеней знака «Шахтерская слава», «Лауреата премии Кузбасса»? (Рудничный район): 5. Эта улица названа именем Героя Советского Союза по просьбе однополчан-кемеровчан. Здесь расположен лицей № 89? 6. Пересечение двух улиц: одна названа в честь первой женщины-космонавта, другая - именем первого космонавта планеты? 7. Назовите 12 улиц, носящих имена выдающихся людей нашей страны? Ответы: 1. Весенняя. 2. Коломейцева. 3. Рутгерса. 4. Ракитянского. 5. Смирнова. 6. Терешковой. Гагарина. 7. Кирова, Дзержинского, Орджоникидзе, Островского, Калинина, Мичурина, Нахимова, Ленина, Лядовой, Тухачевского, Чкалова, Черняховского.


Приложение №6


Игра «Крестики-нолики»

(1 класс, 19 урок, «Животный мир Кемеровской области. Разнообразие животного мира»)


Командам предлагаются карточки-перфокарты, где записаны номера вопросов-заданий. Ведущий читает вопрос-задание, а команды ставят «+», если вопрос-задание верное, или «0», если в нем ошибка. Вопросы-задания:

  1. Бабочка и осина - это объекты живой природы.
  2. Самый холодный осенний месяц - октябрь.
  3. Осенью выпадают осадки только в виде дождя.
  4. Ежики запасают на зиму грибы и ягоды.
  5. Некоторые бабочки улетают осенью в тёплые края.
  6. Птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно.
  7. В конце осени залегают в спячку бурундуки и барсуки.
  8. На зиму запасают корм волки, лоси, лисы.
  9. Лягушки осенью нагуливают подкожный жир и засыпают
  10. Деревья зимой не умирают, а спят
Перфокарта с правильными ответами: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 + 0 0 0 + 0 + 0 0 +

Приложение №7


Игра «Цветик - семицветик»

(2 класс, 26 урок, «Игра «Цветик - семицветик»)


Игра проводится по принципу «Решето». Ведущий задает вопрос о растительном, животном мире, о погоде, реках, горах. Участники каждой команды по очереди отвечают. Если учащийся не ответил, то отвечает следующий из команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон в виде лепестка цветка. Какая команда наберет большее количество лепестков, та и побеждает в этом конкурсе. Вопросы:

  • С чем связаны дожди в январе в нашем крае (с теплыми ветрами с Атлантического океана);
  • Какой грызун наших лесов весной часто разоряет гнезда птиц и почему (белка, весной ей не хватает растительного корма);
  • Какая птица «хвостом лед разбивает» и почему (трясогузка, так как она прилетает во время вскрытия рек);
  • Какие деревья и кустарники нашего края цветут до распускания листьев (карагач, осина, вяз, тополь, ива);
  • Какие рыбы просыпаются весной после спячки (карась, линь, пескарь, карп, уклейка);
  • Растет ли в Кемеровской области подснежник (нет);
  • В какую реку впадает главная река Кемеровской области (Обь);
  • Какое широколиственное дерево осталось в Кемеровской области с доледникового периода (липа);
  • Самое большое озеро Кемеровской области (Большой Берчикуль);
  • Самый маленький олень Кузбасса (косуля).




Приложение №8


Игра «Аукцион»

(3 класс, 17урок, Разнообразие растительного покрова в нашей области»)


На аукцион представлены следующие товары (названия товаров записаны на карточках и прикреплены к доске). Любой из этих товаров может стать вашим. Приобрести товары вы сможете в обмен на знания. Каждая команда, участвуя в торге, называет информацию о данном объекте объемом в одно предложение. Какая команда назовет последнее предложение, тот и покупает товар. Начинаем торги. Товар первый - каменный уголь. Примерные ответы детей о каменном угле: Каменный уголь - это полезное ископаемое. Уголь добывают в нашей области. Цвет черный. Тяжелее воды. Основное свойство - горючесть Добывается в шахтах, на разрезах. Имеет блеск, хрупкий, твердый. Используется в черной металлургии, энергетике и химической промышленности. Следующий товар - кедр. Примерные ответы детей о кедре: Точное ботаническое название - сосна сибирская. Хвойное вечнозеленое дерево. Семена кедра используют в пищу. Высота дерева до 40-45 метров. Живет кедр до 500-850 лет. Кедр начинает плодоносить в 40-50 лет. Кедр занесен в Красную книгу. Кедровые семена являются источником питания для многих животных. У кедра ценная древесина красноватого цвета.










Приложение № 9


Кроссворд «Кузбасс»

(4 класс, 8 урок, «Границы Кемеровской области. Причины ее образования»)



1

к







2





у


3

з





4




б



5



а








6

Историческое краеведение. Программа внеурочной деятельности.



с


7

с










1.Растение из Красной Книги Кузбасса. 2. Правый приток реки Усы. 3. Пушной зверек. 4. Медвежий чеснок, черемша. 5. Стариннное село Новокузнецкого района. 6. Продукт переработки угля 7. Полудрагоценный камень Салтымаковского хребта Ответы: Кандык, Чексу, заяц, колба, Атаманово, кокс, сердолик

Приложение № 10

Тест «Люди земли Кузнецкой»

(4 класс, 32 урок, «Трудовые династии… »)


  1. Кузбассовец, летчик-космонавт СССР, впервые в истории человечества вышел из корабля в открытый космос. (Алексей Леонов)
  2. Соратница Зои Космодемьянской по партизанскому отряду, находилась в рядах активной разведки штаба Западного фронта. (Вера Волошина)
  3. Знатный шахтер, зачинатель стахановского движения в Кузбассе. (Иван Борисов)
  4. Новокузнечанин, Герой Советского Союза, закрывший своим телом амбразуру дзота. (Черемнов)
  5. Первооткрыватель кузнецкого каменного угля. (Михайло Волков)
Кузбассовец, герой Советского Союза, панфиловец. (Васильев)
  1. Кемеровчанин, абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу. (Мартемьянов)



Приложение № 11

Конкурс «Самое интересное о природе Кемеровской области»

(3 класс, 21 урок, «Самое интересное о природе Кемеровской области »)


Командам выдаются карточки с вопросами. За 2-3 минуты необходимо ответить на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл. Карточка № 1 Самое ценное у пихты. Самые темные леса. Самое красивое, душистое и медоносное дерево. Самый крупный олень. Самый маленький примитивный олень. (Смолы и эфирные масла, еловые, липа, лось, кабарга) Карточка № 2 Самое ценное у кедра. Самое долгоживущее дерево. Самые древние из растений. Самый редкий олень. Самая крупная кошка. (Семена, орехи; лиственница, папоротники, сибирский северный олень, рысь)

Приложение № 12

Конкурс «Узнай город»

(4 класс, 13 урок, «История заселения и освоения Земли Кузнецкой »)


По описанию надо отгадать города Кемеровской области. 1.Этот город долго называли городом одной улицы. Один из самых молодых угольных городов Кузбасса, построенный руками комсомольцев 50-60-х годов. Город возник на месте поселка Ольжерас. В городе развито производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность. Расположен в долине между Томью и ее притоком Усой на железнодорожной магистрали Новокузнецк - Абакан. (Междуреченск) 2. Город расположен на Кузбасской железнодорожной магистрали. Возник в 1726г. в виде маленькой деревушки. В 1931г., после сдачи в эксплуатацию цинкового завода, стал поселком городского типа, который был преобразован в город. Ведущие отрасли промышленности: цветная металлургия, машиностроение. Здесь работает крупная трикотажная фабрика. (Белово)

Приложение № 13

Конкурс «Что лишнее

(4 класс, 10 урок, «Население Кемеровской области»)


Из каждой перечисленной группы объектов надо выбрать лишний объект, который не относится к Кемеровской области. Карточка № 1 Что лишнее? Обоснуйте свой выбор. Бачатское, Беловское, Журавлевское, Танай. Борисовская, Настуся, Смирновская, Терсинка. Мариинск, Тайга, Тогучин, Белово. Карточка № 2 Что лишнее? Обоснуйте свой выбор. Томская, Новосибирская, Омская, Красноярский. Заринск, Прокопьевск, Гурьевск, Тяжин Борисовская, Карачинская, Березовоярская, Терсинка
Приложение №14

Тест « Реки, озера нашей области»

(3 класс, 10 урок, «Реки, озера, водохранилища на территории нашей области»)


1. Главная река родного края. (Томь) 2. Эта река протекает по нашей области всего 25 км. (Чулым) 3. Река, название которой в переводе с тюркского означает «скала». (Кия) 4. Самое большое по площади озеро. (Большой Берчикуль) 5. Самое глубокое озеро. (Среднетерсинское) 6. Река, чье название состоит из двух одинаковых букв. (Яя) 7. Как называется озеро, в котором не водятся рыбы? (Пустое)

  1. Литература


Антонова Ж.В., Иовенко Г.Е., Медянкина С.М. Градоведение. Программа факультативного курса на примере города Кемерово. Кемерово, 2003. Балибалов И.А. Кемерово. Вчера. Сегодня. Завтра. Кемерово, 1982.

Квасникова Н.Ю. Авторская программа по курсу «Краеведение»: [Электр. ресурс] - URL: [festival.1september.ru/articles/527267/].

Козлова О.Г. Внеклассное мероприятие по географии. Урок-конкурс «65 лет Кемеровской области»: [Электр. ресурс] - URL: [festival.1september.ru/articles/504384/].

Панафидина Е.М. Научно-практическая конференция по краеведению для учащихся 3-х классов «Кузбасс - мой край родной»: [Электр. ресурс] - URL: [festival.1september.ru/articles/573480/]. Рехлов В. Повесть о Михаиле Волкове. Кемерово, 1972. Скиданова Е.Н. Игра «История земли Кузнецкой»: [Электр. ресурс] - URL: [festival.1september.ru/articles/521536/]. Солосвьев Л.И. География Кемеровской области Природа. Кемерово, 2006. Сорвилова О.В. Разработка урока с региональным компонентом «Наш край»: [Электр. ресурс] - URL: [festival.1september.ru/articles/562646/]. Фадеева С. А Программа курса окружающего мира «Мы здесь живем»: [Электр. ресурс] - URL: [festival.1september.ru/articles/562876/].









© 2010-2022