Открытый урок. Водоемы нашего края

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Конспект открытого урока

Окружающего мира

по теме:

«Водоёмы нашего края».

4 класс

Цель:

Знакомство с водоемами нашего края и их значением в жизни человека.

Задачи:

Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края.

Познакомить с видами водоемов, их значением и охраной.

Развивать познавательный интерес, умение работать с картой, учебником.

Воспитание гражданственности, патриотизма, формирование личной ответственности за сохранение и приумножение природных богатств края.

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые, в парах.

Методы: наглядный, словесный, практический, проблемно- поисковый.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, оценочная карта ученика, карточки с индивидуальными заданиями , презентация к уроку, учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков 4 класс (часть 1), рабочая тетрадь № 1, учебник «Культура родного края» Е.В. Енькка, 4 класс

Формируемые в рамках занятия УУД:

Личностные УУД:

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Опираясь на экологические проблемы, самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения около водоёмов

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя текст и при этом искать ответы; проверять себя;выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Ход урока:

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам пришли гости. Поприветствуем их, подарив свои улыбки и хорошее настроение.

- Постарайтесь быть внимательными и активными. Желаю успешной работы.

- Вспомните, какой раздел мы сейчас изучаем?

( РОДНОЙ КРАЙ - ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ.)

-Верно. (Слайд 1)

- О чувашском нашем крае будет разговор

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём.

- Вспомним, что мы уже знаем о нашем крае.

- Итак, возьмите желтую карточку 1 и если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», а если нет - знак «-». Смотрим на слайд. ( Слайд граф. дикт)


  1. Наш край находится в степной зоне? (-)

  2. Столица Чувашии - город Саранск? (-) Чебоксары

  3. На равнине Чувашии встречаются возвышенные участки, понижения, овраги и балки? (+)

  4. Возвышенность, высота которой более 1000 метров - это холм? (-)до 200 м- холм, - горы.

  5. Терриконы - это горы созданные природой? (-)

  6. Овраги и балки украшают поверхность родного края? (-)

  7. Старый заброшенный карьер - это рана на поверхности Земли? (+)

  8. Наш край находится в умеренном тепловом поясе? (+)

  9. Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно? (+)

Поменялись карточками, проверяем по слайду. (Слайд «Проверка). Оцените соседа: без ошибок - «5», 1-2 ошибки - «4», 3-4 ошибки - «3», у кого больше четырех - следует доработать темы прошлых уроков. Свой результат вносим в таблицу.

Послушайте следующее задание:

1)Нужно узнать по иллюстрации форму поверхности земли.

2) Какие формы поверхности земли относятся к нашему краю.

Возьмите зеленую карточку 2 и запишите ответ.

Свою готовность покажите посадкой! Все закончили? Поменялись карточками, проверяем по слайду.( Слайд «Проверка»). Ставим оценки и свой результат вносим в таблицу.

-А сейчас мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода.

Чтоб тему урока узнать

Кроссворд нам надо отгадать. (Слайд «Кроссворд»)

- А сейчас поработаем в группах по 4 человека. Возьмите розовую карточку 3, разгадайте кроссворд и прочитайте слово в выделенном столбце

1.Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (овраг)

2.Место, где река берёт своё начало.(Исток)

3.Нижняя часть горы, холма.(подошва)

4.Есть у оврага, горы, холма. (склон)

5.Самое тёплое море России.(Черное море)

6.Форма поверхности.(Холм)

7.Вся территория земной поверхности разделена на природные … (зоны)

-Проверяем. ( Слайд «Вылет ответов»)

1 группа 1 слово (овраг). У всех групп так?

2 группа 2 слово (исток) и т. д.

-Какое получилось слово?

-Верно, водоемы.

- Сегодня мы будем говорить о воде, о водных богатствах нашего края.

(Слайд «Водные богатства нашего края»)

- Какие задачи поставим перед собой в связи с темой?

1.Узнать, какие реки и озера есть в нашем крае.

2.Зачем нам нужны водоемы или их значение.

3.Как сохранить водные богатства.

Слайд «Задачи»

-Молодцы!

-Посмотрите на нашу планету.. Какие цвета вы видите на нёй? Оттенков какого цвета больше всего? (синего, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода)

-Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему? (на земле мало чистой воды)

- А водоемы можно назвать богатством Земли ? (да, они содержат запасы воды)

-Какие водоёмы существуют на Земле? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей) (Названия вывешиваю на доске) Разделим названные водоёмы на две группы по их происхождению. Водоёмы, созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные). (На слайде схема «Водоемы») Возьмите синие карточки 4 и укажите стрелочками к какой группе относится каждый водоем.

естественные

река

озеро

море

пруд

океан

водохранилище

ручей

канал

искусственные

- Оцените себя сами по слайду, верно ли распределили водоемы.

- Какие водные объекты находятся в нашем крае? - Подчеркните их в таблице карандашом.

-Познакомимся с некоторыми водоёмами нашего края поподробнее. Впереди у нас работа в группах. Вы будете делать открытия о реках и озёрах нашего края, а затем поделитесь со всеми..

Физкультминутка.

Задание 1 группе.

1 группа - познакомит нас с реками Чувашии. Используя карту и учебник «История и культура родного края» выпишите названия рек нашего края в рабочую тетрадь на с. 68(задание 1)

А также подготовьте рассказ о Волге.

2 группа - выпишет в рабочую тетрадь на с. 68(задание 1) самые большие и глубокие озера, используя карту и учебник «История и культура родного края».

3 группа - выпишет растения и животных водоёмов, используя краеведческую литературу.

- Проверим выполнение заданий каждой группы.

1 группа.

Всего на территории Чувашии протекает 2 356 малых рек. Основная река нашей республики - Волга. Она протекает в северной части Чувашии практически с запада на восток, протяженность ее в пределах Республики составляет 127 км. Крупнейшим левым притоком Волги на территории республики является река Парат длиною 48 км. Основные правые притоки Волги на территории Чувашии Сура - длина 250 км, Цивиль - 172 км, Аниш -61 км.

Рассказ о Волге. (Подготовленный ученик) (Физ карта России.) Волга - одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. Длина 3530 км. Треть всего населения России проживает на берегах Волги и ее многочисленных притоков. Эта река - символ России, такой же как береза или двуглавый орел. Где же берёт начало Волга-матушка? Вот отсюда, именно отсюда, (показ на физической карте России)
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо -
Русская великая река…
За начало Волги принято считать источник, берущий начало из болота у села Волговерховье. Здесь начинает свой ход славная русская река Волга. А впадает в Каспийское море.

2 группа

В Чувашской Республике насчитывается 754 озера. Однако крупных озер в республике не имеется. Свыше 85% из общего числа озер не превышают площадь 5 га. Самыми крупными по площади водного зеркала являются озера: Чёрное - 40га, Большое Лебединое - 30 га. У преобладающего большинства озер глубины небольшие до - 2,5 м. Самые глубокие озёра: Сюткюль - глубина 17 м, Светлое - 16 метров.

3 группа. Водоем - это место, где живут самые разнообразные живые существа. Вот растения. Некоторые из них (рогоз, камыш, тростник, стрелолист) своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Очень красивы кубышка желтая и кувшинка белая. Но есть растения, которые ко дну совсем не прикрепляются. Это, например, ряска, которая плавает на поверхности воды. Велика роль растений в водоеме. Они служат пищей животным, выделяют кислород.

Животные есть в водоеме везде: на поверхности и в толще воды, у дна и на водных растениях. Это жуки-плавунцы, беззубка, раки. Конечно же, река - это дом для рыб. Карась, лещ, судак, окунь, щука, стерлядь, сом, налим и др. Живут в водоеме и млекопитающие - ондатра, бобр, выдра. Жизнь многих птиц - уток, цапель, чаек, крачек - тоже связана с водоемами.

- Молодцы! Командиры групп, оцените своих участников , а потом каждый поставьте свою оценку в таблицу.

-Итак, ребята, вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока? Вот одну из задач мы с вами выполнили, узнали, какие реки и озера есть в нашем крае.

-Сегодня мы говорим о водоёмах, а как вы думаете, зачем они нам нужны ? Прочитайте в учебнике на стр. 146 какое значение имеет вода и составьте схему в рабочей тетради на с. 69,. задание 2.

(Проверяем на доске).

Водоемы

украшают Землю

радуют красотой

люди отдыхают

путешествуют

перевозят грузы

берут воду

-Итак, мы решили еще одну из поставленных задач, узнали, какое значение имеют водные богатства в природе и жизни человека.

- Мы поняли, что вода - это богатство. А как же нам его сохранить?

-Посмотрите на условные обозначения в рабочей тетради, подумайте и ответьте.

(Нельзя допускать, чтобы в водоёмах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)

( Если будет много времени, то составим памятку « Правила поведения у водоемов»)

Подведение итогов урока.

- Подведём итог нашего урока.

Все поставленные задачи мы с вами решили и многое узнали.

Рефлексия.

-Что нового узнали? (водоемы родного края)

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Возьмите свои листы самооценки и подсчитайте общее количество баллов. У кого от 23-25 баллов - «5», от 20-22 б. - «4», от 17-19 б. - 3 .

-Спасибо всем за работу, вы сегодня молодцы!

Домашнее задание.

Выполнить задание 4 в рабочих тетрадях.

Использованная литература

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» А.А. Плешакова , Е.А. Крючкова, 4 класс

1. История и культура родного края: учебное пособие для 4 класса /Е,В, Енькка.

2. Арчиков Е.И., Трофимова З.А. География Чувашской Республики: Учебное пособие для образовательных учреждений. -Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2002.-159 с.

3. Дубанов И.С. Озера, реки, родники Чувашии. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008. - 207с.






© 2010-2022