Методическая разработка по фотоделу Элементы композиции

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Камчатский центр детского и юношеского технического творчества»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Детская фотостудия «Ракурс»




«Элементы фото композиции»


Методическая разработка по фотоделу Элементы композиции

Разработала педагог

дополнительного образования,

Ерохина Маргарита Леонидовна


г. Петропавловск-Камчатский

2013



«ЭЛЕМЕНТЫ ФОТОКОМПОЗИЦИИ»


План


  1. Пояснительная записка

  2. Цели и задачи

  3. Методические рекомендации

  4. Основная часть:

  • Понятие композиция: истоки, значение, применение

  • Элементы композиции

  1. Список литературы

  1. Пояснительная записка


«Если вы купите скрипку, что не значит, что вы станете скрипачом. Но почему каждый, кто приобрел фотокамеру, считается фотографом?» - эти слова в профессиональной среде в Интернете уже стали пословицей, настолько проблема обесценивания труда этих специалистов сегодня остро стоит. Техническое совершенствование фотоаппаратов, автоматизация всех фотографических процессов порождает поколение фотографов-кнопочников, ничего не умеющих самостоятельно и полагающихся только на автоматику камеры. Но ведь техническое совершенство не является причиной появления по-настоящему хороших произведений, важно еще и их содержание, а уж здесь техника помочь не в силах. Только знание композиции и умение применять ее на практике сможет помочь раскрыть сюжет снимка так, как задумал автор. Данная методическая разработка касается темы композиции, очень важной для начинающих фотографов, поскольку ее знание может значительно улучшить их работы, раскрыть и лучше выразить идею фотографии. ЗАДАЧИ: Образовательные:
  1. Дать знания о композиции как явлении, раскрыть значение слова.
  2. Рассказать о главных элементах композиции и их влиянии на восприятие зрителя.
  3. Научить производить анализ элементов фотокомпозиции обращая внимание на ее элементы.
Развивающие:
  1. Развить коммуникационную активность
  2. Расширить словарный запас ребят
  3. Привить эстетический вкус и начать формирование фотографического видения
Воспитательные:
  1. Стимулировать развитие кругозора, системы знаний о фотографии.
  2. Привить бережное отношение к фотоизображению, внимание к деталям.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Эта тема проводится на первом году обучения. Это важно, чтобы показать детям, что для получения хорошей фотографии далеко не достаточно просто нажать на кнопку. Важно рано начать формирование фотографического видения, умения видеть композицию, пространство, находить выгодные решения для собственных фотографий. Эта тема обычно нравится детям, потому что она словно «раскрывает» секреты мастеров. Ребята с удовольствием слушают «профессиональные хитрости», какими кажутся правила композиции и влияние элементов фотокомпозиции на восприятие зрителя. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ: В процессе изучения данной темы желательно использовать следующие методы работы: а) групповая форма организации работы, при которой все кружковцы одновременно получают одну и ту же информацию (фронтальная); б) дискуссия, беседа; в) самостоятельная работа (анализ)

Основная часть:


Понятие композиция: истоки, значение, применение
С латинского языка слово композиция переводится как «compositio - составление, сочинение. «Оно обозначает построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие». Композиция - очень важный организующий компонент художественного произведения, придающий ему целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. КМетодическая разработка по фотоделу Элементы композицииомпозиционное видение человека складывалось постепенно, вместе с развитием искусства, начиная с первобытных времен. Постепенно изобразительное искусство совершенствовалось. Например, у первобытных творцов, чувство композиции находилось в зачаточном состоянии, об этом говорят многочисленные изображения беспорядочного стада, представленного через отдельные фигуры. Это произошло из-за недостаточно сформированной у человека способности к обобщению. Однако человечество развивалось, рос уровень восприятия окружающего мира. Композиции Древнего Востока очень отличаются от первобытных. Неупорядоченные, разбросанные композиции древности сменяются выстроенными в строгом порядке. В древнем египетском искусстве, с развитием общественного мышления, с более активным познанием жизни, появляются новые приемы композиции. Открываются новые средства и закономерности, которые способствуют достижению правдивости художественных произведений. ХМетодическая разработка по фотоделу Элементы композицииудожники древнего мира подметили, что в природе существуют определенные, довольно прочные закономерности, например: периодичность в смене времен года, симметричность в построении растений и т. д. Отсюда берут свое начало такие композиционные закономерности, как симметрия и ритм. «Подражая отдельным принципам строения органической и неорганической природы и последовательно развивая их, человек делает композицию основой художественного творчества, средством выражения своего отношения к действительности. Композиция становится в руках человека одним из средств своеобразного познания и подчинения природы». Ритм ясно прослеживается в древнегреческих рельефах. Симметрию древние греки успешно использовали в композициях фронтонов классического периода, где движение постепенно нарастает слева и справа к центру и здесь достигает кульминации, так как наталкивается на спокойно и величественно стоящие фигуры в центре (например, западный фронтон храма Зевса в Олимпии). Методическая разработка по фотоделу Элементы композиции


Далее развитие композиционного виденья человечество развивалось с разной скоростью, то затормаживаясь (в период средневековья), то ускоряясь (в период ренессанса), то превращаясь в рецепты и непреложные законы (классицизм). Однако к нашему времени они пришли как золотые правила, рекомендованные к исполнению, но не являющиеся догмами.

Элементы композиции


Композиция является достаточно сложным понятием, включающим в себя множество составляющих. Они, совмещаясь вместе, создают особый мир, ограниченный в нашем случае плоскостью фотографии. Такие композиционные составляющие называются элементами. Именно они, словно кирпичики, выстраивают образ, подчеркивают и передают идею автора. К таким элементам относятся: линия, форма, движение, цвет, фактура. Линия Присутствие линий в кадре сразу же фиксируется зрителем, линия привлекает внимание и заставляет человека следить за ней взглядом. Подсознательно человек старается упростить все, что видит. Например увидев свалку, в действительности состоящую из множества отдельных элементов, человек воспримет ее только как гору мусора. Он абстрагируется от дополнительной информации и воспримет основные линии объекта. Тем более что именно они на фотографии могут стать прямым выражением идеи или указать на самый важный на фотографии объект, из них состоят очертания всех объектов на снимке, они могут объединять различные элементы композиции или разделять их. Кроме этого, в зависимости от своего направления (горизонтальная, вертикальная, диагональная или изгиб) линия вызывает у зрителя различные чувства.
ГМетодическая разработка по фотоделу Элементы композицииоризонтальные линии: ГМетодическая разработка по фотоделу Элементы композиции

Методическая разработка по фотоделу Элементы композицииоризонтальные линии усиливают статичность снимка, создают атмосферу умиротворения, абсолютного спокойствия и уравновешенности. Они обеспечивают постоянство и, некую, последовательность, фотографии. Например, линия горизонта, разделяющая небо и землю на фотографии ниже создает ощущение величественного спокойствия.
Вертикальные линии: ВМетодическая разработка по фотоделу Элементы композицииМетодическая разработка по фотоделу Элементы композицииМетодическая разработка по фотоделу Элементы композицииертикальные линии имеют отличное влияние, они придают ощущение возвышенности, мощности и монументальности. Диагональные линии: ДМетодическая разработка по фотоделу Элементы композицииМетодическая разработка по фотоделу Элементы композицииМетодическая разработка по фотоделу Элементы композицииМетодическая разработка по фотоделу Элементы композицииМетодическая разработка по фотоделу Элементы композициииагональная линия сильно отличается от вышеперечисленных естественных направлений которые не вызывают напряженности и каких-то резких эмоций. Диагональные линии приковывают к себе внимание всех зрителей, они делают его ярче и динамичнее, они обычно работают на создание интереса к снимку, усиление линейной перспективы. Такие композиционные элементы создают ощущение движения и изменения. Этот прием активно использовали в начале XX века в СССР, где происходили огромные изменения в жизни людей, и фотографам было особенно важно передать ощущение движения и перемен. Например, Александр Родченко (это видно на представленных снимках) очень активно пользовался таким приемом. Изгибы: Легкие изгибы (S) воспринимаются человеком как линии красоты и гармонии. Наше подсознание ассоциирует их с живыми существами, формами жизни. Такие линии приносят в фотографию жизнь, гармонию и красоту. КМетодическая разработка по фотоделу Элементы композициироме видимых и прямо очерченных линий, человек также считывает с плоскости изображения воображаемые, или активные (или ведущие) линии изображения. Когда человек смотрит на снимок, его глаза не остаются неподвижными. Они движутся от одной активной точки к другой, осуществляя движение по линиям. В качестве таких точек человек подсознательно выбирает точки максимальной кривизны контура, высококонтрастные участки, точки пересечения контуров объектов, потому что именно они создают впечатление о расположении предметов в кадре. Например, если человек рассматривает портрет, в первую очередь обращает внимание на глаза, нос и губы. ОМетодическая разработка по фотоделу Элементы композициичень важно заметить практическое значение таких активных линий. Зная, каким образом будет двигаться взгляд человека, рассматривающего изображение, можно более выигрышно разместить элементы в кадре, обратит ли он внимание на смысловой центр кадра, нет ли на фотографии чего-то, что отвлечет от самого важного. Например, если на фотографии крупно изображен человек, мы сразу обратим внимание на его глаза, нос и губы, его мимику, если мы можем разглядеть его фигуру, то мы будем смотреть, куда направлены его руки, взор. Так, например, если на фотографии изображено два персонажа, которые смотрят друг на друга, то активной линией будет линия между ними. Именно поэтому зритель практически не обратит внимания на фон, если, конечно, на нем таких же или более сильных активных точек. Форма О. Л. Голубева в своей книге «Основы композиции» выделяет четыре типа простейших форм: круг, треугольник, квадрат и «форма амебы». На самом деле предметы на фотографии не могут располагаться только в их строгой форме, но все они могут быть отнесены к этим четырем основным. Квадрат СМетодическая разработка по фотоделу Элементы композицииогласно пособию Голубевой, квадрат - это «законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. При определенных условиях - тяжелая форма, которой чуждо движение, тем более полет». Треугольник Треугольник, в отличие от квадрата более активная форма, развивающаяся, несущая потенциал движения. «Может выражать или вызывать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз - сверхнеустойчива. В этой форме явно выражена борьба противоположностей, что необходимо для создания конкретных образов». Круг ФМетодическая разработка по фотоделу Элементы композицииорма круга очень гармонична, но не тяжеловесна, она несет в себе идею движения, но не неуравновешенности. Все потому, что в этой форме выражена идея природы, Земли, единства, мироздания, вечности. Она ассоциируется с положительными эмоциями: «добро», «жизнь», «счастье».
Форма «амебы» (по Голубевой) Эта форма выражает текучесть, неустойчивость, переходность. Она может передавать ощущение романтичности, меланхолии, пессимизма. Использование этих форм может помочь передать именно то настроение, какое нужно фотографу. Изображаемый образ обогащается более развернутой эмоциональной характеристикой. При этом надо помнить, что более простая по силуэту форма воспринимается быстрее, однако глубина созданного образа от этого не меняется. Цвет Цвет может выступать не только как обязательная характеристика предмета, но и как средство выражения художественного образа. То, каким именно образом цвет воздействует на человека, всегда интересовало ученых, философов, художников и даже поэтов. Восприятие человеком цвета обычно субъективно, однако есть и общие оценки воздействия цвета на человека, не зависящие от факторов (таких как возраст, национальность, время), которые могут ослабить воздействие. О. Голубева выделяет следующие способы физиологического воздействия на тело: Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий. Активизирует все функции организма, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый - тонизирующий. Действует так же, как и красный, но слабее. Желтый - физиологически оптимальный, наименее утомляющий. Стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый - физиологически оптимальный, самый привычный для органа зрения. Уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает и облегчает невралгии, мигрени, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой - успокаивающий. Снижает мускульное напряжение и кровяное давление, стабилизирует пульс и замедляет ритм дыхания. Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее. Способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов. Производит угнетающее действие на нервную систему. Считается, что деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств, поэтому мы можем слышать цвет, чувствовать его вкус. Так, например, музыку Моцарта называют «розовой», а синие оттенки, к примеру, вызывают щелочной привкус. Цветовые ощущения могут навевать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Все это называют цветовыми ассоциациями, которые молено подразделить на физические (весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие), температурные, фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие), акустические, пространственные (выступающие, глубокие, поверхностные)) и эмоциональные (позитивные, негативные и нейтральные). Фактура ФМетодическая разработка по фотоделу Элементы композицииактура, характер поверхности предмета - еще один элемент фотокомпозиции, помогающий ориентироваться в действительности и создавать художественный образ произведения. Характер поверхности объекта на фотографии мы воспринимаем зрительно, основываясь на том, как она отражает или поглощает свет. Причем каждая фактура хранит в себе собственные ассоциации. Так, например с блестящими и колючими металлическими фактурами связаны агрессивные образы, а мягкие, шероховатые или вязкие поверхности ассоциируются с покоем и тишиной. К физическим свойствам фактуры относятся: гладкость, шероховатость, колючесть, скользкость, бугристость, пушистость, мягкость. В сочетании с формой фактура объема или пятна может значительно усилить воздействие на зрителя, на его чувственно-эмоциональное восприятие, вызвать определенные образы, воспоминания, ассоциации. Элементы композиции не только описывают изображаемые объекты, указывая на свойства формы, цвета, фактуры, линий, но и формируют художественный образ, который может быть легко считан зрителем подсознательно. Знание и умение пользоваться этими элементами могут значительно улучшить художественное качество снимков.

Заключение
Наступил век новых технологий, но, к сожалению или даже к счастью не все искусство фотографии, казалось бы так крепко связанное с техникой, зависит от нее. Очень многое дают древние знания, полученные человечеством за весь период его существования, багаж, сформированный поколениями художников, писателей. Знание композиции, ее элементов и их закономерностей могут значительно повысить уровень мастерства фотографа и качество его работ. Список литературы:


  1. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: Т. III: Г - З. - СПб.: Азбука-классика, 2005, [Электронный ресурс] - Режим доступа: u.to/6XEkAg - 16.06.2012
  2. Голубева О. Л. Основы композиции: учебное пособие - М. : Изобразительное искусство, 2001, [Электронный ресурс]: Либрусек - Режим доступа: lib.rus.ec/b/318995/read. - 30.03.2013
  3. Дыко Л. П. Беседы о фотомастерстве - М. : Искусство, 1977, [Электронный ресурс]: PhotoForum.ru - Режим доступа: photoforum.ru/art/3.ru.html. - 30.05.2012
  4. Пожарская С. Г. Школа фотографа. - М. : ИндексМаркет, 2012. - 208.
  5. Левкина А. В. Фотодело: учебное пособие. - М. : Альфа-М : ИНФА-М, 2013. - 320.


© 2010-2022