Классный час о добре

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс учителя начальных классов МОУ гимназии№6 Советского района города Воронежа

Лепехиной Татьяны Евгеньевны



Тема: «Развитие нравственных ценностных позиций учащихся в контексте воспитательной системы гимназии».



Время проведения: 8 апреля 2011года

Форма проведения: педагогическая мастерская

Урок нравственного взросления: « Доброта спасёт мир» 2 класс. Цель:

  • Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.

Задачи:

  • формировать у детей этические представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках о категориях добра и зла;

  • воспитывать у детей такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость, толерантность;

  • формировать умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей;

  • формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом;

  • развивать потребности в нравственном самосовершенствовании;

  • развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формировать умение совместно работать в группе;

  • прививать основы нравственного поведения.

Методы проведения

  • - поисковые

  • - дискуссионные

  • - игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре)

Оборудование:

  1. Альбомные листы, карандаши, раздаточный материал.

  2. Мультимедийная презентация.

  3. Фонограммы песен «Дорога добра», «О добре»(группа Барбарики).

  4. Отрывки из мультфильма «Приключения Фунтика»

  5. Выставка книг: «Золушка»; «Русские народные сказки»; «Снежная королева» и другие



«Чтобы поверить в добро - надо начать делать его»
Л.Н. Толстой.

Ход классного часа: I.Орг. момент. 1.Создание психологического комфорта - Здравствуйте, ребята! Сегодня светит ласковое солнышко, мы все вместе, мы здоровы и у нас всё хорошо. А если и были неприятности вчера и сегодня-это лишь облачка на прекрасном голубом фоне вашей жизни. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш разговор. 2.Рефлексия. (Слайд № 1) У вас на столах лежат Звездочки. Покажите такую Звездочку, настроение у которой, как и у вас. Давайте поделимся хорошим настроением с нашими (слайд № 2) гостями. Повернитесь к гостям и подарите им улыбку. II.Сообщение темы 1.Создание проблемной ситуации. -Ребята, я предлагаю вам самим определить, о чём пойдёт речь на нашем занятии, посмотрев фрагмент из мультфильма Просмотр мультфильма «Приключения Фунтика». -О чём сегодня будем говорить? III. Основная часть. -Итак, разговор у нас сегодня будет о доброте (карточку на доску «доброта»). Тема нашего занятия: «Доброта спасёт мир» (слайд №3). 1.Индивидуальная работа. Напишите, что, по-вашему, означает слово Доброта (листы командам). Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта? Зачитываются ответы детей (по желанию)

2.Беседа (слайд № 4) - А теперь давайте прочитаем как трактуется в толковом словаре значение этих слов в словаре С.И. Ожегова Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. - А для чего нужна доброта? Вы любите путешествовать? Чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты вместе со знакомыми нам Барбариками ( клип песни «Доброта»)
ФИЗМИНУТКА А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки в низ. Раз, два, три, четыре - Вот летит ракета ввысь!
Итак, мы приземлились с вами на планету Добра. - Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей) (Слайд № 5 )

1. Остров пословиц . (Слайд № 6) Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы отправимся на остров пословиц. 1.Объяснение смысла пословиц. - Ребята, для начала прочитайте эти пословицы и поговорки про себя, теперь прочитайте вслух каждую и объясните смысл: (Слайд №7). У каждой команды по 2пословицы.

  • Без добрых дел нет доброго имени.
  • Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
  • Доброе слово и железные ворота открывает.
  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
2.Групповая работа. (Каждой команде выдаются карточки с рассыпанными пословицами). Ребята, вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
  • Жизнь дана на добрые дела. (На листе с обратной стороны «любовь»)
  • Добрые дела красят человека. ( На листе с обратной стороны «справедливость»)
  • Доброе слово лучше богатства. (На листе с обратной стороны «доверие»)


2. Город вежливости (Слайд№ 8 ) Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте - это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в город вежливости. А) Разминка - Растает даже ледяная глыба От слова теплого….(спасибо) - Зазеленеет старый пень, Когда услышит.. (добрый день) - Мальчик, вежливый и развитый Говорит, встречаясь…. (здравствуйте) Когда нас бранят за шалости, Говорим … (извините, пожалуйста) И во Франции, и в Дании На прощанье говорят …(до свидания) Б) Придумайте «добрые слова» .Начиная со слова добрый……

3. Мыс Культуры. (Слайд №9) Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю карточки с различными ситуациями. А вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: «Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой».«А ты как его зовешь?» - спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!» Права ли была девочка?

Ситуация 2. На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал: «Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!» Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?

Ситуация 3. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: «Здравствуйте, Ольга Ивановна!"» Правильно ли поступила девочка? За работу дети получают карточку «приветливость»

4.Сказочная долина (Слайд №10)

Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину.
Чем все очень разные сказки похожи друг на друга?
Да, именно в сказках Добро всегда побеждает зло. Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. 1.Викторина А поможет нам в этом Сказочный сундук. (Слайд № 11) Нам нужно догадаться, кому принадлежат эти предметы? Предметы из сундука (Слайд №12)- Хрустальная туфелька, Слайд № 13- иголка Слайд № 14- лампа Алладина Слайд № 15- Зонтик Оле-Лукойле Сказочные герои сочинили для вас сказки. Угадайте, кто какую сказку сочинил. СКАЗКА 1. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие же добрые, как мои Бабушка и Дедушка. Но, оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые» (Слайд №16) СКАЗКА 2. «Мне приятно быть на голове у этой Девочки. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень-очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности…» (Слайд № 17) СКАЗКА 4. «Для меня очень вредно столько находиться в воде… Спасибо этому любопытному и непослушному мальчишке. Если бы не он и не черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне?..» (Слайд № 18) СКАЗКА 5. «Она хорошая девочка. Добрая, заботливая. Но надо же знать СЕБЯ. Чего можно, а чего нельзя. Я вот горяч по натуре: согреваю, растапливаю, сжигаю… Зачем было через меня прыгать?..» (Слайд №19)



3.Игра «Сказка». Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой - закрывайте лицо ладошками. (Иван - царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
3.Проверка дом.задания: 1команда показывает свои любимые книги 2 команда показывает свои рисунки ( сказочные герои добрые) 3 команда показывает свои рисунки ( сказочные герои злые) Какие вам нравятся персонажи, почему? 4.А теперь вернемся на нашу планету, чтобы делать добрые дела. Песня о Добре. (Клип Барбариков) (Слайд № 20) Так что же такое доброта? 5.Из карточек дети собирают аннограмму: (Слайд № 21) Доброта милОсердие, люБовь, спРаведливость, дОверие, чесТность, счАстье - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Скажите, можно ли заставить человека быть добрым? Как вы понимаете слова «добрый человек» (слайд № 22)

-человек, которому ничего не жалко
- он может отдать даже то, что ему очень нужно
- он может какую- то вещь подарить
- он делиться с другими не только вещами, но и идеями 6.Групповая работа. (Слайд № 23) Народная мудрость гласит: Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей.

Давайте сделаем так, чтобы солнце на нашей земле засияло ярко-ярко. У вас на столе слова .

  • аккуратный
  • доброжелательный
  • вежливый
  • грубый
  • неучтивый
  • умеет прощать обиды
  • чуткий
  • отзывчивый
  • помогает в беде
  • часто ссорится
  • вспыльчивый
  • скромный
  • общительный
  • ласковый
  • веселый
  • счастливый
  • наглый
  • внимательный
  • жадный
  • крикливый
Нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи. Можете придумать свои. Посмотрите, что у нас с вами получилась? Кого же мы называем добрым человеком? А как вы считаете, вас какие окружают люди? - А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?

7. Групповая работа на листах. Попробуйте придумать правила, которые помогут людям быть добрыми. Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу со вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. И я предлагаю вам основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям. (Дети читают хором со слайда): Правила доброты:
  • Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
  • Будь добрым к людям!
  • Учись добру у добрых!
  • Не причиняя зла, добрей становишься!
  • Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям попавшим в беду, слабым, больным.
  • Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
  • Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.
  • Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.



Мы повесим эти правила в нашем уголке, чтобы вы всегда помнили, как нужно вести себя в обществе и заслужить уважение и доброе отношение к вам окружающих вас людей. А как вы будете придерживаться этих правил, мы сможем убедиться каждый день, встречаясь в школе. Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

А какие полезные, добрые дела вы сами ежедневно делаете?
Б) Дерево доброты. (Слайд № 25) - Можно говорить о добре, о добрых поступках, но лучше, когда мы сами с вами вместе сделаем доброе дело - А теперь я предлагаю вам всем поучаствовать в одной игре. Вам каждому нужно будет записать добрые дела на листочках, которые бы вы хотели сделать кому-нибудь из близких вам людей. А мы сохраним это дерево и в дальнейшем узнаем, как ваши желания исполнились. Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Помните (Слайд № 26):
  • Добрые слова - корни
  • Добрые мысли - цветы
  • Добрые дела - плоды
  • Добрые сердца - сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами

IV. Итог занятия. Наше занятие подходит к концу. Что изменилось в вас после этого занятия? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников? (Ученики передают звездочку, высказывая свое мнение). V. Рефлексия. Покажите, с каким настроением вы уходите? - А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми. Ведь делать добро - это здорово. Стань добрым волшебником! Ну-ка, попробуй! Тут хитрости Вовсе не нужно особой. Принять и исполнить Желанье другого - Одно удовольствие,

- Как вы думаете, где находится сад или царство вежливости и доброты у каждого человека? (Слайд 26) - В сердце! - Правильно! Вот мы и пришли к выводу: Добру откроются сердца Читает учитель: Когда по склонам вечной суеты Бежать от неудач устанешь люто. Направь шаги Тропою ДОБРОТЫ И радость помоги найти кому-то. И. Романов. ( Слайд №27) Закончим наше путешествие песней "Дорога добра"

Приложения

«Дорога добра»

Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.

Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди


«Песня о доброте»

музыка В. Львовского


1 куплет
Что такое доброта?
Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта - это когда,
Доброта - это тогда, когда
Все друг другу друзья,
И летать все могут!

Припев:
Девочки и мальчики,
Сладкие, как карамельки,
А на них большие башмаки,
Это Бар-бар-бар-барики.
Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это - Барбарики .

2 куплет
Встал вам на ногу слон -
Значит, хочет подружиться он.
Хочет научить вас
Шевелить ушами.
На нос села оса -
Значит, хочет познакомиться,
И пощекотать, а
Вовсе не ужалить!

Припев:

3 куплет
К нам на праздник доброты
Приходи и ты, и ты, и ты.
Кто умеет летать, и кто не умеет.
А летать просто так -
Надо улыбнуться просто так.
Чтобы звёзды достать,
Надо стать добрее.

Припев:
Девочки и мальчики,
Сладкие, как карамельки,
А на них большие башмаки,



Песня Фунтика

Хорошо бродить по свете
С карамелькой за щекой.
А еще одну для друга
Взять в кармашке про запас.

Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта .
В этом мире доброта .

Хорошо бродить по улице
С теплым кроликом за пазухой,
Принимая как награду
Сердца маленького стук.

Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта .
В этом мире доброта .

Хорошо бродить по городу
С белым голубем в цилиндре,
С красным шариком на ниточке,
И с улыбкой до ушей.

Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта .
В этом мире доброта ..



© 2010-2022