Урок по русскому языку на тему Начальная форма слов-названий предметов (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ - Средняя общеобразовательная школа д. Красный Балтиец

Урок русского языка во 2-ом классе

по УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель: Кузнецова О. А.

Тема урока: «Начальная форма слов-названий предметов».

Цель: формирование предметных знаний и УУД на основе ранее сформированных знаний; осознание и осмысление понятия «начальная форма слова - названия предметов.

Задачи:

1. Формировать умение ставить существительные в начальную форму;

отрабатывать навык работы с Толковым словарем и словарем «Пиши правильно».

2.Способствовать развитию у школьников высокого уровня познавательной активности и положительной мотивации учения; развитию коммуникативных компетенций.

3. Воспитывать познавательный интерес к предмету.

Личностные УУД:

- формирование мотивационной основы учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры.

Познавательные УУД

- формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

- формирование умения поиска информации в учебном словаре (словарь «Пиши правильно», Толковый словарь), понимание и преобразование информации;

- подведение под понятие «начальная форма».

Коммуникативные УУД

-создание условий для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- коммуникация как взаимодействие - учёт позиции собеседника; умение работать в парах.

Предметные УУД:

- определение начальной формы слов-названий предметов;

- изменение слов-названий предметов по числам;


Тип урока: урок применения знаний и овладение новыми умениями
Методы обучения: поисковый, словесный, практический.
Технологии: технология личностно ориентированного обучения, использование приемов ИКТ-технологии, игровой технологии, технологии проблемного обучения, уровневой дифференциации (по типам восприятия), работы в парах.


Оборудование: Учебник «Русский язык. 2 класс. Часть 1.», М.Л. Каленчук и др., учебник «Русский язык. 2 класс. Часть 2», ТПО, презентация, интерактивная доска, проектор, документ-камера.

Ход урока: 1.Адаптационный этап. 1) Организация класса. - Улыбнитесь друг другу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно. Сегодня у нас состоится очередное заседание клуба. Задача всех членов клуба - научиться … а чему? …вы сейчас сами ответите на этот вопрос. -Что нам в этом поможет? (учебник) -Открываем Содержание. -Назовите тему сегодняшнего урока? (Начальная форма слова) 2). Постановка цели урока: Ставим перед собой цель. -Что мы должны узнать? -Что должны уметь? -А кто нам в этом будет помогать? (Анишит Йокоповна, Маша, Миша, Асырк и Летучая Мышь.)

3). Актуализация знаний.

- Приведите пример слова, которое стоит в начальной форме! - попросила Анишит Йокоповна.

Дети дружно молчали.

-А вы можете ответить на этот вопрос? -Давайте вспомним, что мы уже знаем по данной теме.

Слайд 2, слайд 3, слайд 4

А сейчас поиграем в игру "Запиши одним словом"

Замените каждую группу слов одним словом и запишите это слово в тетради. Слово-названия предмета должно стоять в единственном числе.

-Кто считает что справится, записывайте слова в 2 столбика, в 1-ый - слова, отвечающие на вопрос кто? во 2-ой, отвечающие на вопрос что?

-Кому трудно, записывайте в строчку через запятую.

Материал для игры:

1) тополь, клен, береза, ель;
2) волк, лиса, заяц, медведь;
3) сорока, воробей, ворона, аист;
4) брусника, черника, земляника;
5) футболист, хоккеист, волейболист;
6) шкаф, парта, стол, стул;

Кто? Что?

животное дерево

птица ягода

спортсмен мебель

Проверьте. Слайд 5. Оцените свою работу с помощью кружков.

2. Основной этап

1). Открытие «нового» знания.

- А вы тоже пока не можете привести пример слова, которое стоит в начальной форме? Тогда откроем Толковый словарь. (Стр. 98) Отыщите слово «азбуки».

-Есть такое слово? А может быть есть другая форма этого же слова? Какая? Чем она отличается от формы «азбуки»?

- А теперь найдите слово «багажом».

-Нет такого слова?

- А какая форма этого слова есть?

-Чем она отличается от слова «багажом»?

-А сейчас мы познакомимся с правилом Летучей Мыши на стр. 70.

Прочитаем. Слайд 6.

-Еще раз посмотрите на слова - названия предметы, которые вы записали.

-Какой вывод можно сделать? (слова стоят в начальной форме)

-В словарях слова всегда стоят в начальной форме, - сказала Волшебница.

- Проверим, действительно ли это так?

-Откройте словарь «Пиши правильно». (Стр. 133)

-Прочитаем по цепочке первые пять слов - названий предметов. (адрес, алфавит, арбуз, берег, береза)

- Все ли они стоят в единственном числе?

-Все ли отвечают на вопросы: кто? что?

-В какой форме стоят все эти слова?

Физминутка.


Игра «Не ошибись!» (Приседаем, если я называю слово-название предмета.)
Голубой, небо, говорить, читала, светлая, машина, дорога, яркое, лес.

- Откройте опять Толковый словарь, - попросила Асырк. Посмотрите еще раз на то, как записано слово АЗБУКА: Стр. 98

АЗБУКА, -и

- Как ты думаешь, что это за буква - и стоит после слова?

Словарь показывает первое изменение слова АЗБУКА:

Есть (кто? что?) азбука - нет (кого? чего?) азбуки: -и

Азбука, азбуки - две разные формы.

- Какая из них начальная?

- Как называются частички слова - а, -и?

-Посмотрите, есть ли какая - нибудь буква после слова багаж?

Расшифруй букву -а в этом слове:

БАГАЖ, -а.

Багаж, багажа - две разные формы.

- Какая форма начальная?

Расшифруй также букву, которая стоит после следующего слова-названия предмета.

-Как называется эта маленькая частица слова?

3. Творческий этап

1)Закрепление новых знаний.

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях с взаимопроверкой.

(Правила посадки при письме)

Стр. 71, Упр.46.

Прочитай стихотворение.

Учитель читает задание.

Проверка в парах.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

- Покажите, какая пара готова.

- Какие слова выписали?

-У кого так же?

-У кого по-другому?

- Какие окончания выделили?

Физминутка для глаз.

Самостоятельная работа в ТПО с самопроверкой.

- Что за значок мы видим в правом нижнем углу учебника? (Работа в ТПО упр. 27 Стр.23)

-Прочитайте задание про себя. Кто может пересказать своими словами?

Примите правильную позу для письма.

Выполняем.

Проверка документ-камерой.

Если останется время.

-Рассмотрите шуточную картинку на стр. 69

-Кто заметил, на сколько частей поделена картинка? (на 2 части)

- Чем различаются части? (в первой части звери сидят чинно, словно перед невидимым фотографом. Во второй части звери разбегаются кто куда, каждый из них действует по-своему. Картинка в шуточной форме намекает на то, что в начальной форме все слова вынуждены вести себя чинно, строго, соблюдая определенные правила. А вот во всех остальных формах слова уже не так упорядочены.

Если останется время Упр. 47.

4. Подведение итога урока

- Над какой темой урока сегодня мы работали?

- Какие цели ставили для себя? ( ставить слова - названия предметов в начальную форму )

- Как вы считаете, мы выполнили задачу нашего урока?

- Теперь вы можете привести примеры слов, которые стоят в начальной форме?

5. Рефлексия.

- С помощью кружков оцените свою работу на уроке.

Если вы работали очень хорошо, и вам понравился урок, покажите красный кружок.

Если вы работали хорошо - желтый

Если вы считаете, что работали недостаточно, зеленый кружок.

Совсем не работал - черный.

Отметки.

-Урок окончен! Спасибо за урок!

© 2010-2022