Рабочая программа внеурочной деятельности Экономика 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано» «Утверждаю»

Кафедра учителей Директор

начальной школы ГБОУ СОШ № 2100

Зиновьева Н. В.

О1.09.2014 г.





Рабочая программа

по курсу «ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

для обучающихся в Школе развития «Северная звезда 2»

(1 класс)

2014 - 2015 год





г. Москва

«Утверждаю»

Зам. директора

ГБОУ СОШ №2100

Огурцова Г.К.

«_____» ________2014г.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Экономика для малышей» в Школе развития «Северная звезда 2» ( 1класс).

Учебно - дидактический материал: 1. Смирнова Е.И., Милевская М.В.Первые шаги к рынку. - М., 1996
  1. Романова Н.И.Экономическая игротека. - М., 1994


2014 - 2015 учебный год.

33 часа Учитель: Гордеева И. Г.

урока по теме

Дата проведения

Название разделов и тем

ИКТ

1-2

5.09

12.09

Что такое семья? Члены семьи

Презентация

3

19.09

Семья полная, неполная, многодетная

4-5

26.09

3.10

Обязанности членов семьи. Зависимость членов семьи друг от друга

6

17.10

Творческая работа «Моя семья»

Презентация

7

24.10

Что значит отдыхать?

8-9

31.10

7.11

Моя семья отдыхает.

10-11

14.11

Слова «хочу» и «надо»

Презентация

12-13


Движимое и недвижимое имущество.

14


Доход семьи

Презентация

15


Решение экономических задач

16-17


«Хочу» и «надо» - делаю выбор

18


Проблемные задачи

19


Откуда берутся услуги, которые мы называем словами «хочу» и «надо»? Отличие товаров от услуг

Презентация

20


План района

21-22


Работа и профессия членов семьи

23-24


Экономика у нас в доме

25-26


Ролевые игры (обмен продуктами труда)

27


Решение проблемных ситуаций

Презентация

28-29


Экономические сказки

30


Дидактический театр (тема по выбору учащихся)

31-32


Что мы теперь знаем о наших семьях?

Презентация

33


Подведение итогов



Учитель: Гордеева И. Г.



Пояснительная записка Экономическое воспитание особенно важно в современных условиях. Однако в начальные классы продвижение экономических знаний идёт крайне медленно, несмотря на то, что младшие школьники способны усваивать некоторые из них на доступном уровне. Актуальность экономической тематики в современных условиях очевидна. Дети буквально на каждом шагу встречаются с такой терминологией, как кредит, бартер, бизнес и т. п. Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Школьники с первых шагов обучения должны осознавать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людей. Актуальность экономического воспитания обусловлена ещё и тем, что дети не в состоянии воспринимать и понимать речевые обороты взрослых, а, кроме того, учащиеся испытывают определённые затруднения при изучении экономической теории в старших классах. Экономические сведения помогут лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., и, кроме того, осознать важность каждой из профессий. Цель курса: формирование первичных основ экономического мышления и воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников. Задачи:

  1. формирование основ экономических знаний - сообщение элементарных сведений об экономике, пояснение часто встречающихся в повседневной жизни экономических понятий и терминов; объяснение некоторых доступных для этого возраста экономических взаимосвязей, складывающихся в непосредственном окружении детей - в семье, в городе, в стране, мотивов и ограничений экономической деятельности людей, основных экономических принципов и законов;
  2. освоение первоначальных практических навыков грамотного потребителя формирование мотивации младших школьников к изучению экономики.
  3. в рыночном обществе;
Ожидаемые результаты: Личностные результаты: -начальные навыки адаптации в постоянно меняющемся мире экономики; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение отстаивать собственную позицию. Предметные результаты: -овладение первоначальными представлениями об экономике: товар, услуга, деньги, доход, аренда, обмен, потребитель, реклама, налоги, банк, кредит и др.; -умение ориентироваться в целях, задачах, средствах решения экономических задач и ситуаций; -умение выбирать наиболее эффективные средства для более успешного решения поставленных задач. Метапредметные результаты: -овладение навыками смыслового чтения различных текстов в соответствии с поставленными целями и задачами; -осознанно строить экономическое речевое высказывание; -логическое построение рассуждения, умение анализировать, обобщать, классифицировать; -умение и готовность слушать собеседника и вести диалог по проблеме; -использование знаково-символических средств предоставления информации. В современных условиях непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с начальных классов. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Курс рассчитан на 1 - 4 классы (1 час в неделю). К концу 1 класса учащиеся должны: 1) знать, что такое экономика; 2) иметь представление о семье, её вариантах, членах семьи; 3) иметь представление о потребностях, о различных профессиях, об ограниченности ресурсов и возможностей; 4) уметь делать выбор между «хочу» и «надо»; 5) отличать товар от услуги; 6) играть в игры по обмену; 7) отстаивать собственную позицию. К концу 2 класса учащиеся должны: 1) знать виды потребностей, факторы, влияющие на их формирование; 2) иметь представление об ограниченности ресурсов и возможностей; 3) иметь представление об экологии как науке, изучающей проблемы защиты окружающей среды; 4) уметь совершать операцию обмена; 5) принимать верное решение из нескольких предложенных вариантов; 6) отстаивать собственную позицию. К концу 3 класса учащиеся должны иметь представление о понятиях:
  1. о деньгах, при помощи которых разрешается проблема бартера;
  2. о свойствах и функциях денег;
  3. об истории денег;
  4. о богатстве как сумме ценностей всего имущества;
  5. о зарплате как основном источнике доходов семьи, о видах зарплаты;
  6. о социальной помощи населению: пенсиях, стипендиях;
  7. о собственности и о праве ею распоряжаться;
  8. об аренде как временном пользовании чужой собственностью;
  9. о бюджете, где учитываются доходы и планируются расходы семьи;
10)о банке как учреждении, аккумулирующем денежные вклады и предоставляющем кредит; 11) о производстве как процессе создания товара и о производителе; 12) о ресурсах: природных, капитальных, трудовых. Учащиеся должны уметь:
  1. за внешними формами видеть суть экономического явления;
  2. выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор;
  3. уметь соединять литературный сказочный образ с экономическими понятиями;
  4. придумывать считалки, стишки, загадки, ребусы с экономическими терминами;
  5. решать экономические задачи: текстовые, в виде схем и рисунков, уметь их изображать;
  6. устанавливать отличительные признаки задач;
  7. выбирать верное решение из нескольких предложенных вариантов.
К концу 4 класса учащиеся должны знать: Экономика - это точный расчет, знание основных экономических законов, понятий, категорий. Учащиеся должны иметь представление о следующих понятиях: НАЛОГИ ТОРГОВЛЯ, ПОСРЕДНИЧЕСТВО, УСЛУГИ БАНК, КРЕДИТ АКЦИОНЕРНАЯ ФОРМА КАПИТАЛА КРИЗИС И МОНОПОЛИЯ Учащиеся должны уметь: -отличать формальную логику от экономической логики; - работать с табличным материалом: А) уметь читать таблицу; Б) сводить данные в таблицу; В) вычислять недостающие данные и заполнять таблицу; - пользоваться основными формулами себестоимости, цены и прибыли ( исходные формулы расчета: себестоимость + прибыль = цена); - из деталей строить макет города и размещать объекты правильно с экономической и экологической точек зрения, уметь обосновать свой выбор, выпускать газету своего класса; - при решении экономических задач устанавливать логические и экономические связи и зависимости между основными экономическими понятиями и категориями.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Для реализации задач обучения экономике изданы учебники:

  1. Л.М.Ларина «Уроки Гнома Эконома»;
  2. Т.В. Смирнова «Белка и компания»;
  3. В.А. Рубе «Зачем нужны налоги» (3-4 классы)
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на занятиях по экономике, относятся:
  • цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
  • компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.

Список использованной литературы:

  1. Липсиц И.В. Экономика без тайн. - М., 1993
  2. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономики. - М., 1992
  3. Соловьева И.Б. Основы предпринимательской деятельности. - М., 1993
  4. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. - М., 1996
  5. Бизнес, коммерция, рынок. Словарь-справочник. - М.,1993
  6. Максимов А. Чудеса в кошельке / Деловая жизнь, №3, 1994
  7. Попова Т.Л., Меньшикова О.И., Кнышова Л.В. Экономика детям большим и маленьким. Выпуск 1,2,3,4.- М., 1994
  8. Попова Т.Л., Меньшикова О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях. - М., 1993
  9. Смирнова Е.И., Милевская М.В.Первые шаги к рынку. - М., 1996
  10. Романова Н.И.Экономическая игротека. - М., 1994
  11. Фридман Д.Н., Викулов В. Серия комиксов «Идем к рынку». - М., 1999
  12. Трофимова О.В. Уроки экономики. - Рязань, 1996
  13. Казаков А.П.школьнику о рыночной экономике. - М., 1995
  14. Ермакова И.В. Начала экономики / Учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 1997
  15. Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе. - М., 1997
  16. Кларина Л.М. Экономика и уроки Гнома Эконома и феи Экологии. - М., 1995
  17. Замек М.Я. 32 урока по экономике. Рабочая тетрадь учителя. - М., 1995
  18. Рубе В.А., Шабельняк Е.С. Зачем нужны налоги / Учебное пособие для начальной школы. - М., 1999
  19. Смирнова Т. Белка и компания. - Самара, 1995
  20. Программа экономического образования «Достижения молодых» / Методическое руководство для преподавателей и консультантов. - М., 1996



© 2010-2022