КТ планирование по окружающему миру для 4 класса УМК Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Маловская основная общеобразовательная школа


Согласовано

Завуч школы

________Т.В.Лучкова

протокол №______от

«_____» _______2015г.

Утверждаю

Директор школы

___________В.С.Пусев

Приказ №___________от

«____» _________2015г.




Рабочая программа

по учебному предмету

«Окружающий мир»

для 4 класса

Учитель Л.П.Ведерникова





с. Маловка

2015 - 2016









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МОБУ Маловской ООШ, на основе учебно-методического комплекса «Школа России» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011г), авторской программы А.А. Плешакова

Цель : формирование основ учебной деятельности посредством предмета «Окружающий мир». Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика курса


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.











Содержание.

Земля и человечество. (9 часов) Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце- ближайшая к Земле звезда. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времен года. Правила наблюдения звездного неба. Созвездия: Малая Медведица, Большой Пес, Телец. Звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Плеяды скопление звёзд в созвездии Тельца. Понятие о географии как науке и географических объектах. Карта полушарий. История созвездия карт в мире и в России, история созвездия глобуса. Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. Понятие о веке и тысячелетии. Летоисчисление в древности и в наши дни. «Лента времени». Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический календарь. Понятие о Всемирном наследии и его составных частях. Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга.

Природа России. (10 часов) Формы земной поверхности России. Наиболее крупные равнины и горы. Вулканы Камчатки- объект Всемирного наследия. Ильменский заповедник. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Озёра: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Дальневосточный морской заповедник. Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность. Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещенности ее Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярные сияния. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь. Местоположение зоны тундры, обозначение ее на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Занятия местного населения. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры. Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах. Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Растения и животные леса, занесенные в Красную книгу России. Правила поведения в лесу. Заповедники и национальные парки лесных зон. Местоположение зоны степей, её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны. Питомники для редких животных. Местоположение зоны пустынь и полупустынь, их природные особенности. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь и пустынь человеком. Экологические проблемы этих зон и пути их решения. Заповедник «Черные земли». Местоположение зоны субтропиков, ее природные особенности. Правила безопасности во время отдыха у моря. Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа, животные и растения, внесенные в Красную книгу России. Курорты Черноморского побережья Кавказа. Национальный парк «Сочинский».



Родной край- часть большой страны. (15 часов) Политико- административная карта России. Наш край на карте Росси. Карта родного края. Общая характеристика родного края. Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края. Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде. Важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств. Разнообразие почв России, наиболее распространенные типы почв. Почвы родного края. Охрана почв. Лес- сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов. Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоема. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе. Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов.

Страницы всемирной истории. (5 часов) История первобытного общества. Первобытное искусство. История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, древний Рим. Культура, религия, археологические находки. Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий в древности и в Средние века. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания. Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники. Исследования Арктики и Антарктики. Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса. Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединенных Наций.

Страницы истории России (20 часов) Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племен. Торговый путь из «варяг в греки». Освоение Новгорода и Киева. Призвание на княжение Рюрика. Возникновение Древнерусского государства. Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси. Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Освоение Москвы. Кирилл и Мефодий- создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги. Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский. Возрождение северо- восточных земель Руси в конце 13- начале 14 века. Московский князь Иван Калита- собиратель русских земель. Сергий Радонежский. Поход Мамая на Русь. Подготовка объединенного русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение Сергия Радонежского. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск. Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжества вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Перестройка Кремля. Кремль- символ Москвы. Герб государства- двуглавый орел. Укрепление экономики. Иван Грозный- первый российский царь. Земский собор. Опричнина. Присоединение Казанского и Астраханского ханства. Начало освоения Сибири. Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Фёдоров. Издание учебников Василия Бурцова, Мелетия Смотрицкого, Кариона Истомина. Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова. Организация «Потешных полков». Путешествие Петра в Европу и работа в качестве плотника на верфях. Реформы Петра. Освоение Петербурга. Создание русского флота. Петр I- первый российский император. Биография М.В. Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Освоение Московского университета. Екатерина Великая- продолжательница реформ Петра 1. Личные качества императрицы. Продолжение строительства Санкт- Петербурга. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачёва. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Черному морям. Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Пожар Москвы. Отступление Наполеона. Партизанское движение Д.В.Давыдов. Победа над Наполеоном. Декабристы, освоение идеи движения, выступление 14 декабря 1825 года. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности, городские контрасты. Технические достижения России в 19 веке: электрическое освещение городов, трамвай, телефон, развитие железной дороги, Транссиб, открытие Политехнического музея. Николай II - последний император России. Возникновение политических партий. В.И.Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи.

Современная Россия. (9 часов) Понятие о федеральном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция- основной закон страны. Всеобщая Декларация прав человека. Конвенция о правах ребёнка. Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство Российской Федерации: Президент, Федеральное собрание, правительство. Государственные герб, флаг и гимн, их история, значение в жизни государства и общества. Уважение к государственным символам- уважение к родной стране. Праздники в жизни человека, семьи, страны. День России, День Государственного флага Российской Федерации. День народного единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, международный женский день, День весны и труда. Региона и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Народы России, особенности их традиционной культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России. Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов.

Место курса в учебном плане
На изучение предмета «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы отводится 68 часов в год (2 часа в неделю)

Тематический план по разделам



№ п/п

Название

раздела Кол-во час

В том числе


На экскурсии На практические Проверочные и контрольные работы, проекты



1

Земля и

человечество

9 - 4

-

2

Природа России

10 1 8

Пр.р -2

3

Родной край - часть большой страны

15 - 6

4

Страницы всемирной истории

5 1. - Пр.р -1 Кр.р -1 Проект -1

5

Страницы истории России

20 1 - Пр.р -1

6

Современная Россия

9 - - Пр.р -2 К.р.-1 Проект -1


Итого

68


Планируемые результаты

Личностные

  • Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
  • Освоение личностного смысла учения;

  • Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

  • Основы экологической культуры

Коммуникативные

  • Участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • Читают вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
  • Выполняют различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

  • Отстаивают свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
  • Участвуют в работе группы, распределяют роли, договариваются друг с другом..

Регулятивные
  • Самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения, корректируют работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивают.
  • Используют при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
  • Определяют самостоятельно критерии оценивания, дают самооценку.

Познавательные

  • Ориентируются в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определяют круг своего незнания; планируют свою работу по изучению незнакомого материала.
  • Самостоятельно предполагают, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирают необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
  • Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
  • Самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают её, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений.
  • Умеют передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Предметные умения: - Распознавать природные объекты с помощью атласа- определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоёма, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края; - Проводить наблюдения природных тел и явлений; - В учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; - Приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги; - Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий; - Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории; - Приводить примеры народов России;

- Земля- планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

- Способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

- Что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

- Некоторые современные экологические проблемы;

- Природные зоны России;

- Особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

- Исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

- Важнейшие события и великих людей отечественной истории;

- Государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка. - Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа; - Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации; - Владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты

















Календарно - тематическое планирование

п/п

Дата

провед



Тема урока

Тип урока



Решаемые проблемы



Характеристика деятельности учащихся


Планируемые результаты

пл

факт

предметные

метапредметные

личностные

Земля и человечество


1

3


Мир глазами астронома.

(Урок открытия новых знаний)

Что можно рассказать о мире с точки зрения астронома?

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять.

Рассказывать о мире с точки зрения астронома.

Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце.

Находить научные сведения о Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения.

Различать планеты и их спутники.

Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси.

Моделировать движение Земли вокруг Солнца.

Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи.

Изучать правила наблюдения звёздного неба, находить знакомые созвездия.

Определять направление на север по Полярной звезде.

Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли.

Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени. Самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.

Характеризовать различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли.

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны, находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения

К.- Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Р.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

П.-Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Л.- Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

2

4


Планеты солнечной системы.

(Урок открытия новых знаний)

Как научиться различать планеты и спутники?

3

10


Звездное небо- Великая книга Природы.

(Урок открытия новых знаний)

Как научиться ориентироваться по звёздам?

4

11


Мир глазами географа.

(Урок открытия новых знаний)

Что можно рассказать о мире с точки зрения географа

5

17


Мир глазами историка.

(Урок открытия новых знаний)

Что можно рассказать о мире с точки зрения историка

6

18


Когда и где?

(Урок открытия новых знаний)

Как научиться определять век, в котором происходили события?

7

24


Мир глазами эколога.

(Урок открытия новых знаний)

Что можно рассказать о мире с точки зрения эколога

8

25


Сокровища Земли под охраной человечества.

(Урок открытия новых знаний)

Почему животные оказываются под угрозой исчезновения?

9

1


Сокровища Земли под охраной человечества.

(урок обобщения)

Каких успехов добились?

Природа России


10

2


Равнины и горы России.

(Урок открытия новых знаний)

Выяснить какие горы есть в России?

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнять её.

Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий).

Характеризовать природные зоны России.

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Обсуждать экологические проблемы, предлагать меры по их устранению. Использовать полученные знания
для поиска дополнительной информации о родной стране.

Обсуждать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять
правила поведения в природе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Находить и показывать на физической карте территорию России, её государственную границу, равнины и горы.

Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.

П.- Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

К.- Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. Р.Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы



Способность к оценке своей учебной деятельности.

11

8


Моря, озёра и реки России.

(Урок открытия новых знаний)

Что мы знаем о морях и океанах и реках России?

12

9


Природные зоны России.

(Урок открытия новых знаний)

Какие природные зоны расположены в России?

13

15


Зона арктических пустынь.

(Урок открытия новых знаний)

Как научится определять зону арктических пустынь?

14

16


Тундра.

(Урок открытия новых знаний)

Как научится определять зону тундры?

15

22


Леса России.

(Урок открытия новых знаний)

Как научится определять лесную

зону ?

16

23


Лес и человек.

(Урок открытия новых знаний)

Какова роль леса в природе и жизни людей?

17

29


Зона степей.

(Урок открытия новых знаний)

Как научится определять зону степей?

18

30


Пустыни.

(Урок открытия новых знаний)

Как научиться определять зону пустынь?

19

12


У Черного моря.

Проверка и оценка своих достижений

(урок обобщения)

Как научиться определять субтропическую зону?

Родной край- часть большой страны


20

13


Наш край.

(Урок открытия новых знаний)

Что можно рассказать о нашем крае, глядя на разные карты (физическая, политико-административная)?


Знать название родного города (села).

Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде.

Показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы.

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов,
поиска дополнительной информации о подземных богатствах.

Определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы.

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме). Устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями.

Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего края). Характеризовать природное сообщество лес, луг К.- Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

К.- Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Р.- Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. П.- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. П.- Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

21

19


Поверхность нашего края.

(Урок открытия новых знаний)

Какие основные формы поверхности в нашем крае?

22

20


Водные богатства нашего края.

(Урок открытия новых знаний)

Какие водоёмы существуют в нашем крае, какое значение в жизни и деятельности человека они имеют?


23

26


Наши подземные богатства.

(Урок открытия новых знаний)

Какие полезные ископаемые есть в недрах нашего края, как человек их использует?


24

27


Земля- кормилица.

(Урок открытия новых знаний)

Какие типы почв в нашем крае? Как человек использует и охраняет почвы в нашем крае?


25

3


Жизнь леса.

(Урок открытия новых знаний)

Какие природные сообщества существуют в нашем крае?


26

4


Жизнь луга.

(Урок открытия новых знаний)

Что мы знаем об экологических связях луга?

27

10


Жизнь в пресных водах.

(Урок открытия новых знаний)

Что мы знаем об экологических связях луга?

28-29-30

11

17

18


Видео - Экскурсии в природные сообщества родного края.


31

24


Растениеводство в нашем крае.

(Урок открытия новых знаний)

Какие отрасли растениеводства развиты в нашем крае?


32

25


Животноводство в нашем крае.

(Урок открытия новых знаний)

Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае?


33


Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

(урок развивающего контроля)

Обобщить и проверить знания по изученному разделу. Развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности.

34


Презентация проектов.

(урок развивающего контроля)


Страницы Всемирной истории.


35


Начало истории человечества.

(Урок открытия новых знаний)

На какие эпохи учёные делят историю человечества?

Работать с географической картой.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач.

Показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». К.- Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. П.- Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Л.- Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

36


Мир древности: далёкий и близкий.

(Урок открытия новых знаний)

Какие государства были во времена Древнего мира?


37


Средние века: время рыцарей и замков.

(Урок открытия новых знаний)

Какая эпоха в истории называется средними веками?


38


Новое время: встреча Европы и Америки.

(Урок открытия новых знаний)

Какую эпоху историки называют Новым временем?


39


Новейшее время: история продолжается сегодня.

(Урок открытия новых знаний)

Когда началась история Новейшего времени? Сколько времени (приблизительно) она длится?



Страницы истории России.


40


Жизнь древних славян.

(Урок открытия новых знаний)

Каким образом была связана с природой жизнь древних славян?


Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Входе самостоятельной работы анализировать карты городов Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, находки берестяных грамот, готовить сообщения, презентовать их на уроке.

Развивать воображение, реконструируя жизнь древних славян.

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране.

Выявлять роль летописей для изучения истории России.

Обсуждать роль славянской письменности для развития культуры в Древней Руси.

Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.

Работать с терминологическим словариком.

Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком.
К.- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

К.- Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Р.- Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. П.- Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. П.- Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

П.- Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

41


Во времена Древней Руси.

(Урок открытия новых знаний)

Как было организовано управление в Древней Руси?

В чём значение принятия Русью христианства?


42


Страна городов.

(Урок открытия новых знаний)

Как были устроены древние города на Руси? Что такое кремль? Когда было первое упоминание в летописи о Москве?


43


Из книжной сокровищницы Древней Руси.

(Урок открытия новых знаний)

Что из себя представляла славянская азбука и кто её создал? Что такое летопись?


44


Трудные времена на Русской земле.

(Урок открытия новых знаний)

Почему Русь не смогла организовать достойный отпор монголо-татарским полчищам?


45


Русь расправляет крылья.

(Урок открытия новых знаний)

Как возрождалась Русь?

Как происходило усиление Московского княжества?


46


Куликовская битва.

(Урок открытия новых знаний)

В чём значение победы русского войска на поле Куликовом?


47


Иван Третий.

(Урок открытия новых знаний)

Когда и как Русь окончательно освободилась от ордынской зависимости?


48


Мастера печатных дел.

(Урок открытия новых знаний)

Каково значение начала книгопечатания в России? Какими были первые русские учебники?

49


Патриоты России.

(Урок открытия новых знаний)

Какие опасности угрожали России в начале XVII века?

Когда в России начали править цари из рода Романовых?


50


Петр Великий.

(Урок открытия новых знаний)

Какие главные перемены произошли в России при ПетреI Великом? Почему для России был так важен флот?

Когда был основан Санкт-Петербург?


51


Михаил Васильевич Ломоносов.

(Урок открытия новых знаний)

Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры?

52


Екатерина Великая.

(Урок открытия новых знаний)

Какие перемены произошли в России во время правления Екатерины Второй?

53


Отечественная война 1812 года.

(Урок открытия новых знаний)

Почему война 1812 года называется Отечественной?

Какой полководец командовал русскими войсками в 1812 году? Почему русский народ смог победить такого сильного врага?


54


Страницы истории 20 века.

(Урок открытия новых знаний)

Какое значение имело отмена крепостного права? Что вызвало технический прогресс в России во второй половине XIX века?


55


Росси вступает в 20 век.

(Урок открытия новых знаний)

Какие важные события, изменившие судьбу России, произошли в стране в начале ХХ века? Что такое гражданская война?


56


Страницы истории 1920-1930-х годов.

(Урок открытия новых знаний)

Когда образовался Союз Советских социалистических республик (СССР)?


57-58


Великая Отечественная война и Великая Победа.

(Урок открытия новых знаний)

Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?


59


Страна, открывшая путь в космос.

(Урок открытия новых знаний)

Какие важные события во второй половине ХХ века изменили судьбу России?



Современная Россия.


60


Основной закон России и права человека.

(Урок открытия новых знаний)

Что такое Конституция? О чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека?


Знать государственные праздники, Основной закон России.

Использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации, описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию.

Следить за государственными делами по программе новостей.

Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры)

Совершать виртуальные экскурсии по городам России.

Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику.

Выполнять тесты с выбором ответов. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Подготавливать рассказ о правах ребёнка на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта.

Обсуждать особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди других гербов.

Знать текст Государственного гимна России, уметь выразительно декламировать (петь) его.
К.- Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Р.- Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. П.- Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

61


Мы- граждане России.

(Урок открытия новых знаний)

Что значит быть гражданином? Какие права и обязанности есть у граждан России?


62


Славные символы России.

(Урок открытия новых знаний)

Что такое символ? Какие символы у нашего государства? Почему нужно знать и уважать символы своего государства?


63


Такие разные праздники.

(Урок открытия новых знаний)

Какое значение для государства граждан России имеют государственные праздники?


64-65-66


Путешествие по России.

(Урок открытия новых знаний)

Какие народы проживают на территории России? Какие обычаи и традиции есть у каждого народа? Почему нужно уважать их?


67


Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

Обобщить и проверить знания по изученному разделу. Развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности.

68


Презентация проектов.

(урок развивающего контроля)







Материально -техническое обеспечение

Учебно - методический комплект

  1. Программы начального общего образования - М.: Просвещение, 2011.

  2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник 4 класс. В 2х частях - М.: Просвещение, 2013.

  3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для 4 класса. В 2х частях - М.: Просвещение, 2013.

  4. Плешаков А.А.От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы. - М.: Просвещение, 2011.

  5. Плешаков А.А. Зелёные страницы.- М. Просвещение 2013.

  6. Плешаков А.А. Великан на поляне. - М. Просвещение. 2013

Печатные пособия

  1. Иллюстративные материалы (альбомы, карты, глобус.)

Натуральные объекты

  1. Коллекции полезных ископаемых

  2. Коллекции плодов и семян растений

  3. Гербарии культурных и дикорастущих растений

  4. Живые объекты (комнатные растения)

Технические средства
  1. Классная доска
  2. Компьютер
  3. СД диск к учебнику
  4. Интернет



© 2010-2022