Программа нравственного воспитания с использованием русских народных сказок «Введение в сказку»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа нравственного воспитания с использованием русских народных сказок «Введение в сказку» Актуальность Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать с помощью народных сказок. Сказка способствует познанию ребенком окружающего мира, нахождения в нем своего места, определению своей роли, т.е. помогает ребенку социализироваться в мире. Программа способствует формированию нравственных качеств ребенка, умению оценивать поступки героев сказок и управлять своим поведением. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. Главное назначение сказки - это воспитание добрых чувств, доброты. Доброта сегодня стала наиболее дефицитным явлением в окружающей жизни. Известный педагог Ш.А. Амонашвили говорил, что «именно чувство доброты составляет основу нравственной целостности личности. Только добрый человек может сострадать и сочувствовать. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Чувство доброты есть корень всех благородных качеств».[1] В первом классе я успешно реализовала программу «Введение в сказку» цель, которой - нравственное воспитание младших школьников на материале русских народных сказок. Программа способствует формированию нравственных качеств ребенка, умению оценивать поступки героев сказок и управлять своим поведением. Программа реализуется:

• во внеурочной деятельности • на уроках литературного чтения • на уроках изобразительного искусства и трудового обучения (полученная информация транслируется учащимися в виде индивидуальных или коллективных творческих работ).


В содержание программы включены только русские народные сказки: - сказки о дружбе («Рукавичка», «Зимовье»); - сказки о хитрости («Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин», «Лиса и козел»); - сказки про злых и добрых людей («Морозко», «Крошечка - Хаврошечка»); - сказки про маленьких да удаленьких («Жихарка», «Гуси - лебеди», «Маша и медведь»); - сказки про умных, глупых, жадных и хвастливых («Заяц и еж», «Два жадных медвежонка», «Заяц - Хваста»); Из большого многообразия русских народных сказок на уроках по программе младшие школьники знакомятся только с бытовыми сказками, потому что они имеют большую социальную направленность, чем волшебные сказки, более понятны детям и соответствуют их возрасту. Эти сказки короткие, легко пересказываются и запоминаются. Во всех этих сказках нет прямых наставлений детям («Не обманывай», «Слушайся родителей», «Не бери чужого» и т.д.), но в их содержании всегда заложен нравственный урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь на протяжении 3-4 уроков к тексту сказки. Например, сказка «Рукавичка» учит сочувствовать другим, быть добрым; сказка «Зимовье» учит дружить; глупость высмеивается в сказке «Заяц и еж», а жадность осуждается в сказке «Два жадных медвежонка»; трудолюбие и терпение всегда вознаграждается в народных сказках («Крошечка - Хаврошечка», «Морозко»); сказка «Маша и медведь» учит не отчаиваться, если попал в беду, а стараться найти выход из сложной ситуации. Зачастую, нравственный урок выражается в пословицах и поговорках: - «Слезами горю не поможешь» (сказка «Гуси-Лебеди»); - «В тесноте, да не в обиде» (сказка «Рукавичка»); - «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» (сказка «Жихарка»); - «Мягко стелет, да жестко спать» (сказка «Лиса и козел»); - «Мир не без добрых людей» (сказка «Морозко»); - «Жадность не доводит до добра» (сказка «Два жадных медвежонка»); - «Там где дружат - живут, не тужат» (сказка «Зимовье»); - «Как аукнется, так и откликнется» (сказка «Лисичка со скалочкой»); - «При солнышке тепло, а при матери добро» (сказка «Крошечка - Хаврошечка»). На уроках вместе с детьми обязательно разбираются пословицы, обсуждается смысл каждой из них, выясняется их происхождение, а потом вместе с детьми обговариваются такие ситуации из жизни, для которых бы подходила данная пословица. Содержание бытовых сказок строится в основном на взаимоотношениях героев, причем, как правило, эти герои противоположного характера.[2] Например, умная, хитрая лиса и глупый козел в сказке «Лиса и козел»; глупый заяц и умный еж в сказке «Заяц и еж»; трудолюбивая, терпеливая падчерица и ленивая, нетерпимая родная дочь мачехи в сказке «Морозко». В таких случаях в ходе беседы по содержанию сказки дети почти не испытывают затруднений в оценке поступков героев или в нравственном выборе «что хорошо - что плохо». На уроках большое внимание уделяется выражению детьми своих чувств к герою, своего отношения к его поступкам. Делается это примерно с помощью таких вопросов-заданий. «Если бы вы очутились у заброшенного колодца, в который попал козел, что бы вы сделали?» (сказка «Лиса и козел»); «Кого тебе жалко в этой сказке? Хочется ли тебе помочь лисе?» (сказка «Лиса и кувшин»); «Кому ты больше сочувствуешь: Маше или медведю» (сказка «Маша и медведь»); «Почему же мне в этой сказке никто особенно не нравится?» (сказка «Лисичка со скалочкой»); «Больше всего в сказке мне нравится …Кто? Угадайте!» (высказать свое чувство). Такая игра в форме вопросов и ответов вызывает сопереживание героям и позволяет развести в разные стороны хорошие и плохие поступки. Это без сомнения влияет на формирование добрых чувств у детей.[3] Очень нравятся детям такие творческие задания, как: преобразовывать ход события (повествования), придумывать различные концовки, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Надо, чтобы дети понимали, что все можно улучшить, изменить и усовершенствовать по-доброму. Например, изменяя концовку сказки «Лиса и кувшин», дети приходят к выводу, что нельзя брать чужое, надо уметь просить, и учатся это делать на занятии. На занятиях проводятся различные упражнения, в ходе которых дети приобретают конкретные навыки и умения социального характера (уметь договариваться, чем-то делиться, помогать другу). И все эти упражнения возникают на основе содержания русских народных сказок. Прогнозируемые результаты.
Программа даёт возможность повысить нравственный уровень учеников, патриотическое сознание и самосознание, уровень знаний русских народных сказок. Таким образом, русская народная сказка является мощным инструментом нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.



ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ 1. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению/ З.А. Гриценко. - М.: Линка-Пресс, 2003.-176 с. 2. Ершова О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Школа Олеси Жукова. Игры со сказками для детей 4-6 лет [Текст]/О.А. Ершова.-СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.- 240 с. 3. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания младшего школьного воспитания /И.Зимина // 2005. - №1. - С.18-28 4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми младшего школьного возраста возраста/ Л.Б. Фесюкова.-М.: Изд-во АСТ, 2000.-464 с.














































© 2010-2022