- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие исследовательских умений младших школьников
Развитие исследовательских умений младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Коломиец С.А. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Развитие исследовательских умений младших школьников Исследовать - извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по признакам, отпечаткам общего закона в конкретных случайных предметах или явлениях. Принципиальная особенность организации мышления при исследовании: наблюдение, концентрация внимания, анализ. Развитие свойств: наблюдательность, внимательность, аналитические навыки. В современной педагогике, по степени самостоятельности ребенка, выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения»:
- Первый и самый простой - когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку.
- Второй уровень - взрослый ставит проблему, но уже метод её решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.
- На третьем - высшем уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.
- Постановка проблемы (выбор темы исследования);
- Прояснение неясных вопросов;
- Формулирование гипотезы исследования;
- Планирование учебных действий (поиск и предложение возможных вариантов ответа);
- Сбор данных;
- Анализ и синтез данных;
- Подготовка сообщений;
- Выступление с сообщениями, доклад, макет и др.;
- Ответы на вопросы, корректировка;
- Обобщения, выводы.
- Самооценка.
Работа по развитию исследовательских умений
В 1 классе:
- проблемное, частично - поисковое обучение под руководством учителя;
- урок - исследование (в начале года постановка проблемы осуществляется
учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);
- кратковременные исследования- наблюдения с описанием (под руководством учителя). В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира. Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям: 1.Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание, гипотеза и др. 2.Осуществление коллективных исследований по определенному плану ( с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности. Например, тема исследования «Наша школа». Проблема: противоречие между потребностью и возможностью знать историю своей школы и отсутствием знаний по данной теме. Цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами существования школы. Задачи исследования: найти информацию об истории школы, сведения о кружках и секциях, существующих в школе, выяснить количественных характеристики (сколько учеников, учителей, классов, кабинетов и т. д.), изучить строение школы, ее окрестности и др. Методы исследования: опрос, поиск литературы, наблюдение и т. д. С целью выполнения каждой задачи назначаются группы учащихся, работающих по исследованию определенного направления. Учащиеся имеют право выбора наиболее интересной для них задачи. 3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин. 4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации. 5. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов, предлагаются логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно- следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания. 6. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей. В 3 классе: 1 .Учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, методами исследований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал. 2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности. 3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования. 4. Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся должна с достаточной степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план исследования, определять одну - две задачи, находить материал, представлять доклад с показом. В 4 классе внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели Для их формирования можно решать учебно-исследовательские задачи (задачи, процесс решения которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских умений), используя традиционные технологии в сочетании с информационными. Например, развитие исследовательского умения - умения устанавливать влияние изменения условий на изменение свойств объекта. Это умение, в отличие от многих общих исследовательских умений, требующих высокого уровня мыслительной деятельности (и доступных лишь в старших классах), можно начать формировать уже в младших классах. Работа над этим умением осуществляется в ходе выполнения исследовательских заданий, которые предполагают осуществление одного или нескольких этапов исследовательской деятельности:
- анализ исходной информации;
- обнаружение, формулировка, осознание проблемы;
- выдвижение гипотезы; постановка эксперимента;
- теоретическое обоснование;
- доработка и уточнение исходной гипотезы, формулировка выводов; обобщение и применение новых знаний.
Виды учебных исследований:
- по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по времени: кратковременные или долговременные;
- по теме: предметные, свободные. Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие монологической научной речи, развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования. Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
- конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступления, как правило, для определенного круга- своих одноклассников, учащихся параллельных классов,- представление доклада с целью сообщения нового знания;
- выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.
С целью активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся рекомендуется использование:
- загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;
- игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.д.);
- связи материала с наглядно- образным игровым материалом;
- связи с литературным сказочным материалом;
- игр - исследований, фантастических исследований;
- ролевых игр;
- игр - путешествий. Таким образом, организационно - педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний. Самое главное - исследовательская деятельность и занятие ею преобразуют самого педагога: делают его взвешенным, терпеливым, заставляют мыслить реально, но с перспективой, формируют его наблюдательность, память и даже воображение. Каким бы жестоким ни был учитель, занятие исследовательской деятельностью смягчит его нрав, побудит быть более демократичным. Возможности исследовательской деятельности в школе - это надежный путь и средство самосовершенствования.
4