- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру Родной край
Конспект урока по окружающему миру Родной край
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дарекешова Г.Ж. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Дарекешова Гюльнара Жубаткановна
Открытый урок окружающего мира
Тема урока: Природа родного края.
Цель : Обобщить знания учащихся о разнообразии и жизни растений и животных нашего края.
Развивать внимание и познавательную активность на уроке.
Воспитывать бережное отношение к природе .
Ход урока
1.Организационный момент ( Приветствие гостей)
2.Психологический настрой:
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, мир вокруг меня !
Друг, приветствую тебя
3 .Актуализация знаний.(Проверка домашнего задания)
Работа в парах .
-Ребята давайте, вспомним, что мы проходили на прошлых уроках. Пред вами на столах лежат картинки с изображение животных и растений. Вам нужно составить цепи питания. И та пара, которая первая составит цепи питания правильно, поднимет руку.
-А теперь проверим.- комментируем все ( проверяем на доске). Молодцы!
Фронтальный опрос:
-Как называется наука изучающая растения ?(Ботаника)
-Назовите второе название ботаники ? (Флора)
-Как называется наука изучающая животных ?( Зоология) (Фауна)
-На какие группы делятся царства растений ? ( Деревья, кустарники, травы)
-На какие группы делятся по способу питания делятся животные( Хищники, растительноядные, насекомоядные, всеядные)
Работа над кроссвордом.
-А сейчас для вас сюрприз ! Давайте отгадаем кроссворд.
по горизонтали:
1) Копытное животное, с видом антилопы с хоботообразным носом (сайгак)
3)Широко распространённый хищник не только в степях, но и в лесах
( волк)
5)Хищное насекомое, откладывающее яйца в воду ( стрекоза)
7)Рыба нашего водоёма ( сазан)
По вертикали:
2) Растение водоёма с гибкими прочными стеблями , на которых находятся пушистые колоски его именем часто называют рогоз ( камыш)
4)Характерное дерево пустынь с крепкой древесиной, при горении выделяет тепло (саксаул)
6)Животное степи, которое часто стоит столбиком ( суслик)
8)Самый большой орёл (беркут)
-Молодцы!
3)Самоопределение к деятельности: Ребята, догадайтесь, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы определите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
-Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это все вокруг природа
4. Обобщение пройденного материала:
Верно, ребята, о природе и тема нашего урока «Природа родного края».
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём!
-В какой стране мы живём? (Казахстан).
-А как называется наш город? (Байконур).
А в каком государстве расположен наш город?
Работа с картой. Правильно ребята мы находимся в городе, который арендован Россией , но находится на территории государства Казахстан.( появляется карта)
-Я показываю наш город.
Географическая справка: Казахстан занимает 9 место по площади в мире. Его территории составляет 2миллиона 700 тысяч квадратных километров. Казахстан граничит на северо-востоке с Россией , на востоке с Китаем ,на юге с Киргизией, Узбекистаном, Туркменистаном, омывается водами Каспийского и Аральского морей. Численность населения составляет свыше 17 миллионов. Народ Казахстана -это люди свыше 120 наций и национальностей, все мы живём в мире и согласии.
-А сейчас послушайте стихотворение о Казахстане, которое подготовил ___________.
Мой Казахстан.
Мой Казахстан, страна моя,
Родной цветущий край.
Люблю твои бескрайные просторы,
Твоих степей безудержный разбег,
В лесистых обрамленьях горы,
Твоих озёр, морей огромные глаза,
И радужный, высокий, мирный небосвод.
Люблю твои аулы, города,
Люблю твои поля и нивы,
Люблю смотреть, как строишь ты себя,
Твои прекрасные кварталы и массивы.
Смотрю на интересных мне людей,
На их стремленье сделать жизнь красивей
И думаю, цвети, твори, мой Казахстан,
Пусть будет много мировых свершений.
Я вижу, мой родной, ты создаёшь,
Ты созидаешь всё,
Для вслед идущих и грядущих поколений.
Хлыновский Владимир Максимович
-Молодец.
-А вы знаете ребята, территория Казахстана делится на 14 областей. В одной из них мы с вами живём.
- Вы знаете как называется область, в которой мы с вами живем ?
Кзыл-Ординская область. на доске появляется карта (14 областей)
Историческая справка: - Административным центром является город Кзыл-Орда ( слайд с изображением Кзыл-Орды) -Площадь составляет 226019 кв. км. Находится в южной части Казахстана. Климат резко континентальный ,Здесь жаркое и сухое -лето, зима короткая и малоснежная. Единственная крупная река Сыр-Дарья. Флора и фауна весьма не богата. Постоянно дуют сильные ветра. Один из таких ветров называется - Бескунак, который разорвал нашу карту на кусочки .Наша задача собрать её.
Работа над картой : Кызылординской области работают два ученика.
-Молодцы справились
Физминутка
Мы немножко отдохнём
Встанем глубоко вдохнём
Дети по степи гуляли
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели
Чудеса у нас на свет Стали карликами дети
А потом все дружно встали
Великанами все встали.
Дружно хлопаем ,
Ногами топаем!
Хорошо мы прогуляли
И немножечко устали!
Проектная работа. Вступительное слово.
-Некоторыми представителями растительного и животного мира нашего края мы познакомились на экскурсии - уроках окружающего мира, когда собирали гербарий
Выставка работ- гербарий, сделанных нашими учащимися :
Вот несколько работ выполненных нашими детьми- показываю
В походе на берегу Сыр- Дарьи , где мы рассматривали растения, насекомых , птиц, реку- мы сделали свои выводы.
Для подробного изучения флоры и фауны нашего края было задано задание учащимся нашего класса, которое мы сейчас прослушаем.
Игра «Доскажи словечко»:
-А теперь давайте поиграем в игру доскажи словечко.
Он пустыне нам поможет
Много дней не пить он может
Если нет вкуснее блюд
Ест колючки. Он -. . . .
- Дети : ( Верблюд)
Защита проекта «Верблюд»
Ученик рассказывает , показывает свой проект.
-Молодец!
-Мы прослушали мини- проект о представителе фауны нашего края, но мы готовили не только о о животном но еще об одном обитателе стенного края-…
А ком речь пойдёт догадайтесь.
На столбах и скалах строит дом
Разве жить не страшно в нём ?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со столба свалиться-
Два могучие крыла у хозяина…. Орла.
Защита проекта «Орёл »
Ученик рассказывает , показывает свой проект.
-Молодец!
Вот видите, как много интересного можно узнать о представителях фауны если за ними наблюдать. А сейчас мы поговорим об представителе флоры нашего края . Догадайтесь о чём идет речь?
-В степь пришла весна:
Степь желта. Красна.
И цветник у меня
Запылал без огня ( Тюльпан) )
Защита проекта «Тюльпан».
Ученик рассказывает , показывает свой проект. -Молодец
Прослушали мини - проекты. А сейчас пришло время отдохнуть. .
Физкультминутка -
Мы немножечко устали
Ну-ка, дружненько, все встали.
Просмотр фотоальбома -Мы стали свидетелями флоры и фауны нашего края ,а теперь я вам предлагаю просмотреть альбом в котором показаны представители.(учащийся выходит показывает и рассказывает по фотографиям перечисляет представителей флоры и фауны.
-Молодец.
Групповая работа. Газета - фотомонтаж. Это были индивидуальные мини-проекты а теперь мы вам представляем групповой проект
-Мы летом ходили на экскурсию на берег Сыр-Дарьи вместе с родителями и наблюдали за растительным и животным миром нашего края.
Наша экскурсия была удачной так, как мы много увидели ,смогли сфотографировать. Перед экскурсией мы получили задание сделать фото-этюды флоры и фауны нашего края. Результат нашей проектной работы мы хотим вам представить..Фотомонтаж мы сделали группой под руководством Зинаиды Ивановны.(Дети выходят показывают и называют , что изображено.)
Информацию для наших проектом мы из художественных книг, энциклопедий которые представлены на этой выставке , а также из интернета при этом нам помогали родители.
Рефлексия. -Вот только что мы прослушали мини проекты, увидели представителей флоры и фауны в альбоме ,на стенгазете , узнали много новой и полезной информации про наш край.- Ребята а что нужно сделать ,чтобы растения и животные не погибали ? (Ответы детей).Правильно.
Охрана и забота о животных и растительном мире - это главная задача нашего государства. Исчезающие и редкие виды животных и растений занесены в Красную книгу РК и взяты под особую охрану государства. В целях охраны природных ресурсов и животного мира в республике созданы национальные парки-заповедники..В нашей области имеется заповедник Барсакелмес
Просмотр слайдов о Барсакельмес. Существует легенда.
ЛЕГЕНДЫ ОБ ОСТРОВЕ БАРСА КЕЛЬМЕС (ПОЙДЕШЬ - НЕ ВЕРНЕШЬСЯ)
Основная легенда об острове Барсакельмес такая. Когда-то в далеком прошлом мирный казахский аул, спасаясь от врагов, зимой по льду Арала откочевал на этот остров. Очертания острова были видны с Длинного мыса (Узункара) на полуострове Куланды, глубоко вклинившегося в волны Арала. К сожалению, в наше время из-за сильного обмеления Аральского моря испортились его география и стратиграфия, все там сейчас, к сожалению, иное, лишь в книгах записаны легенды об этих местах… Прежних очертаний не узнать. Зиму беглецы прожили хорошо, корма скоту было достаточно, питьевой воды хватало. Люди решили прожить на острове еще год, но в то же лето произошла страшная засуха, обнажилось дно всех водоемов, и остров стал одним гиблым местом, откуда невозможно было вырваться. Поэтому остров и называется Барсакельмес - попавший туда не возвращался.
Вообще то, речь сегодня пойдет не совсем об острове. Вернее об острове, который исчез… Расположен он в Казахстане (Аральський район / Кызылординская область). На данный момент остров Барсакельмес - это урочище в Аральском море. Дословный перевод названия о-ва с казахского - «пойдешь - не вернешься». Поверьте, в этом есть смысл.
Барсакельмес находиться примерно в 200 км от города Аральск (в юго-западном направлении).
В средине прошлого века, протяженность острова составляла 23 на 7 километров, но в меру обмеления Аральского моря, размеры его росли. Ближе к 2000 году Барсакельмес перестал быть островом. Уже летом 2009 года это был даже не полуостров. Теперь его площадь составляет примерно 640 км². Думаю, вы позволите в дальнейшем все же употреблять слово «остров». На острове никто не живет. Местные называют его Барсак.
Об острове Барсакельмес ходит много легенд и дивных рассказов. В них, как правило, речь идет об очень странных явлениях и происшествиях. В основном, все они связаны с нарушением хода физического времени -временными аномалиями.
Заповедник Барсакелмес был основан в 1939 году и расположен в Кзыл-Ординской области на одноименном острове в Аральском море. Его территория составляет 30 тыс.гектаров и постоянно увеличивается в связи с высыханием Аральского моря. Самый холодный месяц -январь температура 31 -С.Самый жаркий месяц июль + 40-50 С. ( показываю слайды и рассказываю)
Фауна носит ярко выраженный пустынный характер, но по сравнению с материком она сильно обеднена. Так, из 27 видов млекопитающих, обитающих на материке, здесь отмечено только 12, причем 3 завезены человеком.
Фауна Барсакельмеса насчитывает около 107 видов пауков, относящихся к 61 роду из 18 семейств.
На острове обитает 20 видов наземных позвоночных. Среди пресмыкающихся наиболее обычна такырная круглоголовка. Обычны также пискливый геккончик, щитомордник Палласа, стрелазмея - обитатели биюргоново- серополынной пустыни. В песках встречается быстрая ящурка.
-Кто - нибудь из животных вам известен ? Назовите.
8) Итог урока. -Что мы сегодня делали на уроке ?
-Что нового вы сегодня узнали ?
- Что сегодня вы увидели ?
-О каких животных и растениях вы сегодня прослушали сообщения ?
-Вам понравилось ?
-Какое у вас настроение ?