Урок литературного чтения по произведению Л. Н. Толстого «Прыжок»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







урок литературного чтения

Л. Н. Толстой «Прыжок»

3 класс



Автор

Наумушкина Мария Павловна,

учитель начальных классов,

муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

муниципального образования

ˮ Город Архангельск ˮ

ˮ Средняя общеобразовательная школа №62ˮ









Архангельск, 2014 г.


Урок литературного чтения. 3 класс


Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок»

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок»;

Задачи:
- ввести новые слова в лексику учащихся, работать над пониманием логики событий, над пониманием подтекста поступков героев,
- показать нравственные качества героев, формировать представление о способах изображения переживаний в эпическом произведении, с помощью которых человек может догадаться о сущности переживаний
- совершенствовать технику чтения, отрабатывать навыки беглого, сознательного, выразительного чтения,

- продолжать работу над развитием мышления, памяти, внимания, воображения и речи. Планируемые результаты: (П) Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа. (К) Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание. (Л) Личностные УУД: понимание чувств других людей и сопереживание к им. (Р) Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Оборудование: учебная презентация, толковый словарь, учебник, рабочая тетрадь. Тип урока: знакомство с новой темой. Формы работы учащихся: индивидуально, в группах. Распределение времени:

Этап урока

Время (мин)

I. Организационный момент.

1

II. Актуализация знаний.

1 III. Проверка домашнего задания.

5 IV. Постановка учебной задачи. Введение в новую тему.

3 V. Новый материал

15 VI. Работа над содержанием текста.

8 VII. Характеристика героев.

3 VIII. Заключительная беседа.

3 IX. Рефлексия.

5

X. Домашнее задание.

1

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- С каким произведением мы работали на прошлом уроке? (С рассказом Л.Н.Толстого "Акула"). Слайд 1

III. Проверка домашнего задания. (К,Л,Р УУД)

- Что было задано на дом? (Пересказ этого произведения).

- Сегодня мы будем пересказывать, продолжая друг друга. Что бы наш рассказ получился более точным, можно следить по тексту произведения.

- Какая же главная мысль, которую хотел сказать этим произведением Л.Н.Толстой? (Дети порой не чувствуют опасности и совершают необдуманные поступки, которые могут привести к большой беде. А взрослые очень любят своих детей, переживают за них и порой идут на большой риск, выручая их из беды.)

IV. Постановка учебной задачи. Введение в новую тему. (К, Р,П УУД)

- Рассмотрите парусник к рассказу "Акула". А теперь посмотрите на парусник на слайде. Слайд 2. Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. имели высоту 5-8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго.

- Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Его название узнаете, отгадав ребус:

17 18 29 8 16 12 Слайд 3

Каждое число соответствует букве в алфавите. Название произведения «Прыжок».

Исходя из названия рассказа, можете ли вы предположить, о чём он?

Кто может совершить прыжок? Для чего совершают люди прыжок?

Какие цели мы поставим перед собой? Что будем делать? Чем заниматься?

V. Новый материал (К, П УУД)

А) Первоначальное восприятие текста. Чтение учителем

Вам понравился рассказ? Он вас чему - то научил?

Как вы думаете, могла ли такая история случиться на самом деле?

Физкультминутка

Сильный ветер в лицо,

Освежающий бриз
(шаги на месте)
С моря гонит волну,

Разбивая о пирс.
(наклоны в стороны)

Чайки с криком бросаются

В бездну воды,

(наклоны вперёд, касаясь пальчиками ног)

Чтоб упавшее солнце

Спасти от беды!
(рывки руками вверх-вниз)

Б)Вторичное восприятие. Работа с текстом. Во время чтения - работа с карандашом (подчеркнуть незнакомые слова)

КОРЧИЛАСЬ - кривлялась, показывала смешные рожи

РАСХОДИЛАСЬ - разыгралась
МАЧТА - столб высотой 15-20 метров , возвышавшийся над палубой

ПАЛУБА - площадка на корабле
ПЕРЕКЛАДИНА- доски, соединённые с мачтой, держащие паруса
АРШИН - старинная русская мера длины, равная 71 сантиметру
РАЗОБРАЛ ЗАДОР - развеселился
ПУШЕЧНОЕ ЯДРО - снаряд, вылетающий из пушки

КАЮТА - комната на корабле

Слова на карточках по очереди прикрепляются к доске.

В) Структура рассказа.

Вспомните, из каких частей состоит рассказ?

Начало

Кульминация

Концовка

Что такое кульминация рассказа? (Самый напряжённый момент)

Расположите части рассказа в правильном порядке. Слайд 4

VI. Работа над содержанием текста. (Ответы, по-возможности, цитировать из текста).(К, Л, Р УУД)

- Как вы думаете, откуда на корабле была обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли.)

- Как понять выражение "ещё больше расходилась"? (Значит ещё больше корчилась, прыгала и т.д.).

- Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.)

- Как вела себя обезьяна? (Она ловко взбиралась всё выше и выше.)

- Что она сделала в конце концов?

- Как вначале реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной?

- Когда все замерли от страха? Почему? Слайд 5.

- Что заставило мальчика опомниться, глянуть вниз и зашататься?

- Кто в этот момент вышел на палубу? Слайд 6. Что у него было в руках? Зачем?

- Что сделал капитан, когда увидел и оценил ситуацию?

- Что сделал мальчик?

- Как спасли мальчика?

VII. Характеристика героев. (К, Л УУД)

- Случайно ли произошло то, что мальчик забрался на самый верх мачты или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, самоуверенность, обидчивость, самолюбие, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему? Слайд 7. (Выбор детей). Слайд 8.

- Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?

Слайд 9. (Подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)

- Какие чувства овладевали мальчиком? (Сначала не знал, смеяться ему или плакать, потом покраснел, бросился за обезьяной, его разобрал задор, очень раззадорился, потом от крика опомнился и зашатался.)

- А что вы можете сказать о характере капитана, отца мальчика? (Сильный, находчивый, решительный, человек слова.)

- Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он пережил слишком сильное потрясение. Он очень испугался за сына.)

VIII. Заключительная беседа. ( Л, К УУД)

- Что бы могло произойти, если бы отец не вышел на палубу?

- Как вы думаете, как поведет себя мальчик, после того, как очнется?

- Почему плакал отец? (от счастья, что сын остался жив и здоров, так как он мог разбиться о палубу и мог также погибнуть в море - акулы.)

- Что вы можете сказать об отце, его поступке, почему он так поступил?

(отец был человек решительный, он очень любил своего сына)

- А почему произошла эта грустная история?

(мальчик раззадорился, и его обида переросла в упрямство)

- Как бы вы поступили на месте мальчика? Отца?

IX. Рефлексия. Приём «Синквейн». (К, Р, П, Л УУД)

- Понравился вам рассказ?

- Попробуем передать свои впечатления, сочиняя синквейн (вид творческого письма, нерифмованное стихотворение из пяти строк) Слайд 10

Работа в группах.

1 строка - тема - состоит из одного слова - имени существительного.

2 строка - описание темы - состоит из двух слов - прилагательных.

3 строка - описание действия в рамках темы - состоит из трёх слов - глаголов.

4 строка - отношение к теме - фраза из четырёх слов.

5 строка - синоним к названию темы - одно существительное.

Дети сочиняют синквейны и читают по желанию.

X. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение рассказа "Прыжок".


© 2010-2022