- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения по произведению Л. Н. Толстого «Прыжок»
Урок литературного чтения по произведению Л. Н. Толстого «Прыжок»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Наумушкина М.П. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
урок литературного чтения
Л. Н. Толстой «Прыжок»
3 класс
Автор
Наумушкина Мария Павловна,
учитель начальных классов,
муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
муниципального образования
ˮ Город Архангельск ˮ
ˮ Средняя общеобразовательная школа №62ˮ
Архангельск, 2014 г.
Урок литературного чтения. 3 класс
Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок»
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок»;
Задачи:
- ввести новые слова в лексику учащихся, работать над пониманием логики событий, над пониманием подтекста поступков героев,
- показать нравственные качества героев, формировать представление о способах изображения переживаний в эпическом произведении, с помощью которых человек может догадаться о сущности переживаний
- совершенствовать технику чтения, отрабатывать навыки беглого, сознательного, выразительного чтения,
- продолжать работу над развитием мышления, памяти, внимания, воображения и речи. Планируемые результаты: (П) Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа. (К) Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание. (Л) Личностные УУД: понимание чувств других людей и сопереживание к им. (Р) Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.
Оборудование: учебная презентация, толковый словарь, учебник, рабочая тетрадь. Тип урока: знакомство с новой темой. Формы работы учащихся: индивидуально, в группах. Распределение времени:
Этап урока
Время (мин)
I. Организационный момент.
1
II. Актуализация знаний.
1 III. Проверка домашнего задания.
5 IV. Постановка учебной задачи. Введение в новую тему.
3 V. Новый материал
15 VI. Работа над содержанием текста.
8 VII. Характеристика героев.
3 VIII. Заключительная беседа.
3 IX. Рефлексия.
5
X. Домашнее задание.
1
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- С каким произведением мы работали на прошлом уроке? (С рассказом Л.Н.Толстого "Акула"). Слайд 1
III. Проверка домашнего задания. (К,Л,Р УУД)
- Что было задано на дом? (Пересказ этого произведения).
- Сегодня мы будем пересказывать, продолжая друг друга. Что бы наш рассказ получился более точным, можно следить по тексту произведения.
- Какая же главная мысль, которую хотел сказать этим произведением Л.Н.Толстой? (Дети порой не чувствуют опасности и совершают необдуманные поступки, которые могут привести к большой беде. А взрослые очень любят своих детей, переживают за них и порой идут на большой риск, выручая их из беды.)
IV. Постановка учебной задачи. Введение в новую тему. (К, Р,П УУД)
- Рассмотрите парусник к рассказу "Акула". А теперь посмотрите на парусник на слайде. Слайд 2. Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. имели высоту 5-8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго.
- Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Его название узнаете, отгадав ребус:
17 18 29 8 16 12 Слайд 3
Каждое число соответствует букве в алфавите. Название произведения «Прыжок».
Исходя из названия рассказа, можете ли вы предположить, о чём он?
Кто может совершить прыжок? Для чего совершают люди прыжок?
Какие цели мы поставим перед собой? Что будем делать? Чем заниматься?
V. Новый материал (К, П УУД)
А) Первоначальное восприятие текста. Чтение учителем
Вам понравился рассказ? Он вас чему - то научил?
Как вы думаете, могла ли такая история случиться на самом деле?
Физкультминутка
Сильный ветер в лицо,
Освежающий бриз
(шаги на месте)
С моря гонит волну,
Разбивая о пирс.
(наклоны в стороны)
Чайки с криком бросаются
В бездну воды,
(наклоны вперёд, касаясь пальчиками ног)
Чтоб упавшее солнце
Спасти от беды!
(рывки руками вверх-вниз)
Б)Вторичное восприятие. Работа с текстом. Во время чтения - работа с карандашом (подчеркнуть незнакомые слова)
КОРЧИЛАСЬ - кривлялась, показывала смешные рожи
РАСХОДИЛАСЬ - разыгралась
МАЧТА - столб высотой 15-20 метров , возвышавшийся над палубой
ПАЛУБА - площадка на корабле
ПЕРЕКЛАДИНА- доски, соединённые с мачтой, держащие паруса
АРШИН - старинная русская мера длины, равная 71 сантиметру
РАЗОБРАЛ ЗАДОР - развеселился
ПУШЕЧНОЕ ЯДРО - снаряд, вылетающий из пушки
КАЮТА - комната на корабле
Слова на карточках по очереди прикрепляются к доске.
В) Структура рассказа.
Вспомните, из каких частей состоит рассказ?
Начало
Кульминация
Концовка
Что такое кульминация рассказа? (Самый напряжённый момент)
Расположите части рассказа в правильном порядке. Слайд 4
VI. Работа над содержанием текста. (Ответы, по-возможности, цитировать из текста).(К, Л, Р УУД)
- Как вы думаете, откуда на корабле была обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли.)
- Как понять выражение "ещё больше расходилась"? (Значит ещё больше корчилась, прыгала и т.д.).
- Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.)
- Как вела себя обезьяна? (Она ловко взбиралась всё выше и выше.)
- Что она сделала в конце концов?
- Как вначале реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной?
- Когда все замерли от страха? Почему? Слайд 5.
- Что заставило мальчика опомниться, глянуть вниз и зашататься?
- Кто в этот момент вышел на палубу? Слайд 6. Что у него было в руках? Зачем?
- Что сделал капитан, когда увидел и оценил ситуацию?
- Что сделал мальчик?
- Как спасли мальчика?
VII. Характеристика героев. (К, Л УУД)
- Случайно ли произошло то, что мальчик забрался на самый верх мачты или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, самоуверенность, обидчивость, самолюбие, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему? Слайд 7. (Выбор детей). Слайд 8.
- Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?
Слайд 9. (Подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)
- Какие чувства овладевали мальчиком? (Сначала не знал, смеяться ему или плакать, потом покраснел, бросился за обезьяной, его разобрал задор, очень раззадорился, потом от крика опомнился и зашатался.)
- А что вы можете сказать о характере капитана, отца мальчика? (Сильный, находчивый, решительный, человек слова.)
- Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он пережил слишком сильное потрясение. Он очень испугался за сына.)
VIII. Заключительная беседа. ( Л, К УУД)
- Что бы могло произойти, если бы отец не вышел на палубу?
- Как вы думаете, как поведет себя мальчик, после того, как очнется?
- Почему плакал отец? (от счастья, что сын остался жив и здоров, так как он мог разбиться о палубу и мог также погибнуть в море - акулы.)
- Что вы можете сказать об отце, его поступке, почему он так поступил?
(отец был человек решительный, он очень любил своего сына)
- А почему произошла эта грустная история?
(мальчик раззадорился, и его обида переросла в упрямство)
- Как бы вы поступили на месте мальчика? Отца?
IX. Рефлексия. Приём «Синквейн». (К, Р, П, Л УУД)
- Понравился вам рассказ?
- Попробуем передать свои впечатления, сочиняя синквейн (вид творческого письма, нерифмованное стихотворение из пяти строк) Слайд 10
Работа в группах.
1 строка - тема - состоит из одного слова - имени существительного.
2 строка - описание темы - состоит из двух слов - прилагательных.
3 строка - описание действия в рамках темы - состоит из трёх слов - глаголов.
4 строка - отношение к теме - фраза из четырёх слов.
5 строка - синоним к названию темы - одно существительное.
Дети сочиняют синквейны и читают по желанию.
X. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение рассказа "Прыжок".