Рабочая программа по ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) для 4-ого класса

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКОЕ НОВОМОСКОВСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2057»

ОГРН 1025003750628 ОКПО 06045146 ИНН 5030032182 КПП 775101001

143390, г. Москва, п. Кокошкино, пос. Кокошкино, Дачная ул., 3а

Тел. 8(495) 847-85-57 е-mail: [email protected]



Рассмотрено на заседании МО Согласовано УТВЕРЖДАЮ

«Начальная школа» Заместитель директора по УВР Директор ГБОУ Школа № 2057

Протокол № 1

«» августа 2014 г ____________________ ______________

« » августа 2015 г. Приказ №

« » августа 2015 г.

Рабочая программа

по предмету:

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: Основы мировых религиозных культур

базовый уровень, 4 класс


Составитель: Взнуздаева Н.А., учитель начальных классов

ГБОУ Школа № 2057,

первая категория


Москва

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа составлена на основе нормативно-правовой базы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273 - ФЗ)
  • Федеральный государственный общеобразовательный стандарт содержания начального образования II поколения
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 год
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 186 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-1 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального, общего и среднего общего образования»
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Учебный план школы на 2015 - 2016 учебный год.
  • Программа «Основы мировых религиозных культур» А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой, А.А. Ярлыкапова.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312».

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» (МД-1427/03) от 24.10.2011г.

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О выполнении поручения Президента Российской Федерации» о введении с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (МД-942/03) от 18.07.2011г.;

В современном мире особое значение приобретает духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Всё это подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, понимание культурологических основ социальных явлений и традиций. Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих нашу страну. В ФГОС начального общего образования с этой целью введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в рамках которой в программу начального общего образования включён обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), знакомящий учащихся с основами православной, буддийской, иудейской, исламской и светской культур. Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство, социально-политическое единство сформировали общую духовную культуру народов России. Именно поэтому в основе содержания предмета лежит принцип диалога религиозных и светской культур в пространстве культурно-исторической и современной жизни России. В процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьников появится возможность осознать себя гражданами России, живущими в мире культурного и религиозного разнообразия. В результате освоения данного предмета школьниками должны быть усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития современного человечества ценностным содержанием. Всё это обеспечивается новыми стандартами, принципами и подходами к образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным. Вышеназванные подходы особенно важны для методики преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программы модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» соответствуют требованиям ФГОС начального общего образования и результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также требованиям, изложенным в приказе Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов…». Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям. В связи с этим можно предположить, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будет способствовать формированию у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, приобретаемое в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Такие планируемые результаты освоения предмета ОРКСЭ обозначены и в ФГОС НОО. Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умений выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п. Образовательный процесс в рамках выбранного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у школьников начальное представление о духовных традициях посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного предмета на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного предмета;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного предмета, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение и др.);
  • единых требований к планируемым результатам освоения содержания учебного предмета ОРКСЭ.

ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Для эффективного достижения целей предусматривается в процессе обучения решение следующих учебных, развивающих и общеучебных задач:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ В результате изучения одного из учебных модулей обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры народов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства. Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышления над морально-этическими нормами различных религий и будет способствовать: • их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; • пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; • становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести; • осознанию ими ценности человеческой жизни; • развитию их коммуникативных качеств. В результате изучения одного из модулей у школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет формироваться потребность в систематическом чтении книг культурологического содержания как средстве познания и понимания культуры разных народов России. Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать притчи как произведения морально-этического содержания, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать архитектурные сооружения как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства. Содержание модуля, методические приёмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшего школьника нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из модулей «Основы буддийской культуры», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения учебным предметом наряду с такими предметами, как русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени, отводимого на предмет, составляет 34 часа в год. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот предмет предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в кон- тексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Образовательная организация на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса определяет перечень модулей учебного предмета. Выбор модуля родителями (законными представителями) обучающихся является приоритетным для организации обучения ребёнка. Изучается модуль в объёме 34 часов (1 час в неделю) в 4 классе. 1-й и 31-34-й уроки модуля могут проводиться вместе с учащимися, которые изучают разные модули предмета ОРКСЭ. На реализацию программы по математике в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 34 часа (1 час в неделю): 1 триместр - 11 часов 2 триместр - 11 часов 3 триместр - 12 часов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням: - первый уровень - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; - второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; - третий уровень - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах. Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
  • формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
  • развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
  • формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам: • овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; • совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; • совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам:
  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе много- национального и многоконфессионального народа России;
  • освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской культуры»; знакомство с историей возникновения и распространения буддийской культуры; знание и понимание основ духовной традиции буддизма;
  • формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
  • знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
  • осознание места и роли буддийской культуры в истории России;
  • формирование умения проводить параллели между раз- личными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
  • развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
  • формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (модуля Основы мировых религиозных культур) Россия - наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни. Праздники и календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. Творческие работы учащихся.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основы мировых религиозных культур. Учебник для 4-5 классов. Ав. А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. Просвещение. Москва 2012 Основы мировых религиозных культур. Рабочая тетрадь. Ав. Е.В. Мацыяка. 4 класс. Просвещение. Москва, 2014

Обеспечение ИКТ:

Интерактивная доска ActivBoard с видеопроектором

Электронное приложение к учебнику «Основы мировых религиозных культур» А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой, А.А. Ярлыкапова.

Сайт «Началка семинфо» nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=29213


ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В 4 -ОМ КЛАССЕ


№ урока

Тема урока

Страницы учебника,

используемый материал

Основные задачи изучения, доминирующие виды деятельности

Основные понятия

Характеристика

учебной

деятельности учащихся

Дата проведения

1 триместр - 11 часов

1 Россия - наша Родина.

с. 4-5


Познакомить с учебником. Мотивировать учащихся на изучение предмета «Основы мировых религиозных культур». Формировать чувство гордости за свою Родину, общее представление об отечественной религиозной и культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная Россия). Формировать первоначальное представление о единстве и особенностях российской национальной духовной традиции, как основе исторической, культурной и современной жизни многонационального народа России; понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры. Россия Родина Отечество Культурные традиции Духовный мир Пользоваться условными обозначениями учебника. Вести учебный, межкультурный диалог. Различать способы и средства познания духовных традиций. оценивать результаты своей работы на уроке и во внеурочной деятельности. Понимать значение духовных традиций народов России в жизни человека, семьи, общества. Осознавать ценность дружеских отношений между людьми.

1-ая

учебная неделя

2 Культура и религия.

с. 6-7 Формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия». Формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия». Воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни. Религия ритуалы Верования традиционные и национальные
Понимать значение понятий: религия, культура, ритуал, материальная и духовная культура. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать об основных религиях, распространённых на территории России; о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры, истории и религии, о предпосылках возникновения и нравственных основах мировых религий. Различать традиционные и нетрадиционные религии. Сопоставлять особенности мировых и национальных религий. Определять религиозные основы отдельных явлений культуры. Выявлять в них общность и различие, приводить примеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

2-ая

учебная неделя

3 Культура и религия.

с. 8-9 Культура религия взаимосвязь культуры и религии

3-ая

учебная неделя

4 Возникновение религий. Первые религии. Иудаизм.

с. 10-11 Знакомить с историей возникновения и особенностями религиозных культур. Формировать образ мира как единого целостного при разнообразии культур, национальностей, религий на основе представления о возникновении религий, об основателях религий. Воспитывать интерес к событиям и явлениям исторического прошлого, чувства общности, справедливости и толерантности; уважение к чужому мнению; умение оценивать предметы и явления культуры.
Пантеон Многобожие Моисей заповеди Понимать значение понятий: пантеон, Завет, вера в Единого Бога, иудаизм, христианство, ислам, буддизм. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о первых религиях, об истории возникновения иудаизма, христианства, ислама, буддизма. Определять нравственные основы традиционных религий. Работать с картой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

4-ая

учебная неделя

5 Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

с. 12-15 Христианство Мессия Иисус Христос Ислам Мухамммад халифы Буддизм Сиддхартха Гаутама нирвана Будда

5-ая

учебная неделя

6 Священные книги религий мира.

с. 16-21 Знакомство с основными священными книгами, понимание их значения и места в мировой культуре. Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий. Воспитание уважительного отношения к священным религиозным книгам, к традициям своего народа. Веды Типитака Священное писание Танах Библия Ветхий завет Новый завет Евангелия Апостолы Апокалипсис Коран Суры Понимать значение понятий: Трипитака, Библия, Ветхий Завет, Новый завет, Евангелие, Коран. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о священных книгах буддизма, иудаизма, ислама, христианства. Определять сходство этических постулатов священных религий мира. Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

6-ая

учебная неделя

7 Священные книги религий мира.

7-ая

учебная неделя

8 Хранители предания в религия мира.

с. 22-23 Сформировать представление о хранителях предания в религиях мира. Знакомить учащимися с хранителями предания в религиях мира, с иерархией служителей культа. Воспитывать уважительное отношение к мировым религиям, толерантность. Жрецы Епископы священники диаконы Имам умма хафизы сангха ламы Понимать значение понятий: жрец, раввин, епископ, священник, имам, лама. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о том, когда появились хранители предания; кто такие жрецы; какую роль в иудаизме играют раввины; об иерархии христианской церкви; об организации мусульманской общины; о буддийской сангхе и ламах. Сопоставлять полученные знания с личным жизненным опытом, опытом других людей. Проверять себя и самостоятельно оценивать содержание прочитанного текста.

8-ая

учебная неделя

9 Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

с. 24-27 Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; представления о душевной и физической красоте человека. Подвести обучающихся к пониманию основных категорий морали - «добро», « зло», «гуманность». Способствовать воспитанию у обучающихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. Грех Раскаяние Воздаяние Спасение Адам и Ева Освобождение нирвана Понимать значение понятий: добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние - в контексте религиозных традиций мира. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о причинах появления зла и возможностях его преодоления в контексте традиций буддизма, христианства, иудаизма, буддизма. Соотносить понятия добра и зла с личным опытом, опытом других людей. Устанавливать связи полученных знаний со знаниями по литературному чтению и окружающему миру. Проверять себя и самостоятельно оценивать содержание прочитанного текста.

9-ая

учебная неделя

10 Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

10-ая

учебная неделя

11 Человек в религиозных традициях мира.

с. 28-29 Освоение учащимися знаний об основных действиях верующего человека в религиозных традициях мира; развитие у учащихся ценностного отношения к поведению религиозных людей. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. Воспитывать толерантность, уважительное отношение к мировым религиям и их представителям. Молитва Таинства Хранение субботы Намаз Мантра Понимать значение понятий: молитва, таинство, намаз, мантра. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать об основных действиях верующего человека в религиозных традициях мира, о том, что делает верующий человек для общения с Богом, что такое молитва, таинство, намаз, мантра. Приводить примеры религиозного поведения людей из личного опыта и опыта других людей, из литературных источников. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

11-ая

учебная неделя

2 триместр - 11 часов

12 Священные сооружения в иудаизме и христианстве.

с.30-33 Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий. Познакомить с особенностями священных сооружений христианства , иудаизма, ислама и буддизма. Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям. Воспитывать уважительное и отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.
Храм Единого Бога Синан ога менора Церковь Алтарь иконы фрески Мечеть минарет Ступа Пагода Понимать значение понятий: синагога, церковь, мечеть, ступа, пагода. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о назначении и устройстве синагоги, христианской церкви, мечети, ступы и пагоды. Выявлять общность и различия в устройстве и назначении священных сооружений. Осознавать при нахождении в священных необходимость соблюдения правил поведения, принятых в соответствующей религиозной общине. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

12-ая

учебная неделя

13 Священные сооружения в исламе и буддизме.

13-ая

учебная неделя

14 Искусство в религиозной культуре (христианство, ислам).

с.34-35 Формировать представление о жанрах искусства в религиозных традициях мира. Дать элементарные представления о религиозной картине мира, в истории и культуре нашей страны. Формировать образ мира, как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Иконы Каллиграфия арабески Семисвечник Мандала Понимать роль искусства в религиозных культурах. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать об общих особенностях искусства в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме. Устанавливать взаимосвязь особенностей религиозного искусства с традициями веры. Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления взаимосвязи светского и религиозного искусства. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

14-ая

учебная неделя

15 Искусство в религиозной культуре (иудаизм, буддизм).

с.36-37

15-ая

учебная неделя

16 Обобщение. Проверка знаний учащихся.

с.38 Обобщать и систематизировать знания. Проверка знаний учащихся. Работать самостоятельно, осознанно подходить к выбору правильных ответов.

Обобщать и систематизировать знания, полученные на уроках «Основы мировых религиозных культур». Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

16-ая

учебная неделя

17 Творческие работы учащихся, проектные работы учащихся.


Выступление учащихся со своими творческими работами, презентация творческих проектов.
Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы мировых религиозных культур», о содержании учебного проекта и способах его реализации. Обобщать и систематизировать знания. Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; определять наиболее эффективные способы достижения результата, оценивать свою деятельность.

17-ая

учебная неделя

18 История религий в России (выбор веры, православное христианство).

с.40-46 Дать представление о национальных героях и важнейших событиях истории России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности. Формирование уважения к мировым религиям как к ценностям культуры человечества. Сформировать представление о возникновении и развитии Христианства в России; показать особую роль православия в истории России. Воспитывать уважение к религиям и их представителям. Князь Владимир Митрополит Кирилл и Мефодий Сергий Радонежский Троице-Сергиев монастырь Минин и Пожарский старообрядцы староверы Синод Рассказывать об основных этапах возникновения и развития православия и других религий в России, о том, как и почему на Руси выбрали христианскую веру, какую роль в истории России сыграли люди, исповедовавшие ислам, буддизм, иудаизм, католическую и протестантскую веру. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Работать в группе и представлять результаты коллективной работы. Комментировать иллюстрированный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

18-ая

учебная неделя

19 История религий в России (другие христианские исповедания, ислам, иудаизм, буддизм).

с.46-51 Западное христианство Протестанты Армянская церковь Апостольская церковь

19-ая

учебная неделя

20 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды (древние времена, христианство).

с.52-55 Познакомить учащихся с религиозными обычаями и обрядами в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме, которые проходят в церкви, синагоге, мечети, пагоде. Формировать толерантное отношение к обычаям и обрядам различных религиозных культур. Воспитывать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира. Обряды ритуалы алтарь Таинства Понимать значение понятия «Обряды». Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое обряды (ритуалы) и как они возникли; какими бывают обряды в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Осознавать важность толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур. Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

20-ая

учебная неделя

21 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды (ислам, иудаизм, буддизм).

с.55-57 Намаз Шаббат Мантры

21-ая

учебная неделя

22 Паломничества и святыни.

с.58-61 Познакомить учащихся с главными святынями мировых религиозных культур. Введение новых понятий и терминов- паломник, паломничество, реликвия, мощи, хадж, накхор. Воспитывать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира. Воспитывать интерес и уважение к величайшему культурному наследию разных народов.
Паломничества реликвии мощи Святая Земля Хадж Кааба Медина Стена Плача Накхор Понимать значение понятий: паломничества, реликвии, мощи. Рассказывать о паломничестве в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. осознавать этический смысл паломничеств и святынь в религиозных традициях. Комментировать иллюстрированный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

22-ая

учебная неделя

3 триместр - 12 часов

23 Праздники и календари (иудаизм, христианство).

с.62-65 Закрепить знания обучающихся о многообразии праздников в религиях мира. Воспитывать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира. Песах Пасха Ханука Шавуот Рождество Крещение Троица Понимать культурно-исторический и этический смысл праздников традиционных религий России. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о главных праздниках иудеев, христиан, мусульман, буддистов. Осознавать важность толерантного отношения к праздникам и обычаям различных религиозных культур. Комментировать иллюстрированный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

23-ая

учебная неделя

24 Праздники и календари (ислам, буддизм).

с.65-67 Курбан-байрам Ураза-байрам Мавлид Дончод Сагаалган

24-ая

учебная неделя

25 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (иудаизм и христианство).

с.68-70 Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. Воспитывать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира. Десять заповедей Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и христианства, о нравственном учении ислама, о буддийском учении о поведении человека. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять, что общее в учениях традиционных религий. Развивать ценностное отношение к собственным поступкам. использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления нравственного содержания религий. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

25-ая

учебная неделя

26 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (ислам, буддизм).

с.70-71

26-ая

учебная неделя

27 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

с.72-73 Создать условия для ознакомления и осознания понятий «милосердие», «забота о слабых», «милостыня», «ближний», «любовь к врагам», «сострадание», «взаимопомощь», «социальные проблемы общества» Развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Милостыня Милосердие Сострадание Закят Объяснять нравственный смысл милостыни. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о традициях милосердия в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме; о том, как разные религии учат состраданию, милосердию и помощи людям. Понимать необходимость проявления милосердия в собственном поведении. Комментировать иллюстрированный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

27-ая

учебная неделя

28 Семья.

с.74-75 Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений. Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье. Церковь брак Рассказывать о том, как традиции религий России относятся к семье. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Понимать необходимость ответственного отношения к семейным ценностям. Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности семьи в светской и религиозной традиции. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

28-ая

учебная неделя

29 Долг, свобода, ответственность, труд.

с.76-77 Создать условия для формирования понятий свобода, долг, ответственность, учение и труд; Организовать совместную познавательную, самостоятельную деятельность обучающихся; самоконтроль и взаимоконтроль; Актуализировать личностный смысл обучающегося к этим понятиям в мировых религиях.
Долг свобода труд ответственность Понимать значение понятий: долг, свобода, ответственность, труд - в контексте традиционных религий. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности долга, ответственности, труда в светской и религиозной традициях. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

29-ая

учебная неделя

30 Любовь и уважение к отечеству.

с.78-79 Формировать представление о роли духовного наследия в становлении российской государственности. Формировать уважительное отношение к Отечеству, развивать чувство патриотизма. Воспитывать чувства любви и уважения к своему Отечеству, к его истории, к соотечественникам. Россия Родина Отечество патриотизм служение Рассказывать об исторических этапах становления духовных традиций в России. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять значение духовных традиций народов России, важность их изучения и сохранения. Сопоставлять понятия «Духовная традиция», «патриотизм», «служение», «Отечество». Размышлять о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

30-ая

учебная неделя

31 Обобщение. Проверка знаний учащихся.


Обобщать и систематизировать знания. Проверка знаний учащихся. Работать самостоятельно, осознанно подходить к выбору правильных ответов.

Обобщать и систематизировать знания. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы.

31-ая

учебная неделя

32 Творческие работы учащихся, проектные работы учащихся (подготовка)


Подготовка творческих работ и проектов, консультации.
Обобщать и систематизировать знания. Самостоятельно подходить к выбору темы для проектной или творческой работы, к выбору вида работу, осознавать конечный результат. Работать в парах и группах.

32-ая

учебная неделя

33 Творческие работы учащихся, проектные работы учащихся (защита).


Выступление учащихся со своими творческими работами, презентация творческих проектов.





Объяснять выбор темы и конечного результата. Анализировать ход подготовки проекта, возникшие проблемы и способы их решения. Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы мировых религиозных культур», о содержании учебного проекта и способах его реализации. Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою деятельность.

33-ая

учебная неделя

34 Творческие работы учащихся, проектные работы учащихся (защита).



34-ая

учебная неделя


© 2010-2022