- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хайруллина А.Г. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
-
Пояснительная записка
II. Общая характеристика учебного предмета Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусств.
Задачи урока: научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Особенности курса 1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности. Для облегчения восприятия информации использовать имеющийся у детей жизненный опыт и на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения. 2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний - деятельностный подход. Важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии. 3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность. В основе обучения лежит усвоение знаний. Для учебников «Школы 2100» авторы руководствовались принципом минимакса, поэтому учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. Но важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики. 4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный способ осмысления мира. 5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе. Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены при условии разумно организованной работы группы учащихся и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Основные цели курса 1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к
искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
-
Воспитание в детях эстетического чувства.
- Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
- Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
-
Развитие воображения и зрительной памяти.
- Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
8.Развитие и практическое применение полученных знаний и умений в проектной деятельности.
Основные задачи курса В курсе решаются следующие задачи:
- Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвященные знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
- Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
- Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
- Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
- Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
- Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
- Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ« Лицей-интернат (школа для одаренных детей) г. Буинска РТ» на 2014-2015 учебный год предмет «Изобразительное искусство» изучается в 3 классе 1 час в неделю, всего 34 часа.
Формами текущего контроля являются: устный опрос.
Промежуточная аттестация по предмету проводится в форме защиты проектов.
IY. Ценностные ориентиры содержания учебного курса При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства постоянно делается акцент на гуманистической составляющей искусства: говорится о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
изучения курса ИЗО в начальной школе
Предметные результаты (цели предмета)
1-я линия развития: Объяснять содержание произведений искусства. Владеть основными техниками изобразительного искусства (тексты и задания). Используемые технологии: деятельностного подхода и технология оценивания. 2-я линия развития: Видеть красоту в мире и в искусстве. Эмоционально воспринимать произведения искусства и уметь выражать своё отношение к ним (тексты и задания).
Предметные результаты: а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
3 класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);
- понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискателъ, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;
-
знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
- чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;
- уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.
-
рисования цветными карандашами;
- рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
-
выполнения декоративного панно в технике аппликации;
-
выполнения декоративного панно из природных материалов;
-
выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
-
выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
- овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
-
работой гуашевыми красками;
-
постановки и оформления кукольного спектакля.
-
живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
-
графика (иллюстрация);
-
народные промыслы (хохломская роспись).
- Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).
- Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, поэтому на занятиях курса детьми изучается обще эстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД
-
Проговаривать последовательность действий на уроке.
-
Учиться работать по предложенному учителем плану.
-
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). - Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
-
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
VI. Содержание учебного предмета
3-й класс (34 ч)
Занятия 1-4 (4 ч).
Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).
Что такое натюрморт. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий.
Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением.
Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского. Желательно проводить занятия 1-3 с соответствующим музыкальным сопровождением.
Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Рисование животного в характерном для него движении.
Занятия 5-7 (3 ч). Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Работа цветными карандашами. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Тренируем наблюдательность, изучаем портрет неизвестной С. Чехонина.
Занятия 8-10 (3 ч).
Понятие о декоративном панно. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации.
Выполнение декоративного панно с использованием природного материала.
Занятия 11-13 (3 ч).
Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка раз- личной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.
Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.
Занятия 14-16 (3 ч).
Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.
Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица чело- века с возрастом, мимика. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради.
Выполнение на основе изученного материала декоративного панно «Семейный портрет».
Занятия 17-18 (2 ч).
Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Этапы выполнения различных видов хохломской росписи.
Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью.
Занятие 19 (1 ч).
Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.
Занятие 20 (1 ч).
Совмещение нескольких техник при работе акварельными краска- ми. Техника отпечатка. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради.
Занятия 21-23 (3 ч).Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение заданий в учебнике и графического панно «Фантастическое дерево» с использованием различных видов штриховки.
Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».
Занятия 24-25 (2 ч).
Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Выполнение заданий в учебнике на стр. 39. Выполнение заданий учебника и в рабочей тетради. Коллективная работа «Кириллица».
Занятия 26-29 (3 ч).
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Как создаётся театральный спектакль. Выполнение заданий в учебнике. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы).
Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».
Занятие 30 (1 ч).
Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём. Класс можно разделить на группы и поручить представителям групп рассказать о каждой картине. Рассказ может сопровождаться подходящей музыкой.
Занятия 31-34 (4 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить проектные задания (открытки или панно) к праздникам.
YIII. Материально- техническое обеспечение 1.Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
Методические пособия для учителя: сборник программ. Образовательная система 2100- М: Балласс 2011, методические рекомендации для учителя. 3 класс О.А. Куревина, Е.Д.Коевская -М.: Баласс, 2012; Примерные программы начального общего образования(стандарты второго поколения).
Интернет ресурсы: school-collection.edu.ru/; school2100.ru/; tomsk.school.edu.ru/classify.asp?c_no=196 - Мультимедиа учебные пособия для начальной школы (математика, русский язык, окружающий мир, конструирование, логика, естествознание, обществознание и др.; lotos.dtn.ru/mo_m_smir_03.html;Работа с одаренными детьми в начальной школе -tmn.fio.ru/works/22x/308/plan.htm; Сетевое объединение методистов (СОМ). Раздел «Начальная школа»; center.fio.ru/method/subject.asp?id=10000193; Детский портал «Солнышко» - solnyshko.ee; km.ru - портал компании «Кирилл и Мефодий».
Оборудование, полученное в рамках ПНП «Образование»
Комплект таблиц « Введение в цветоведение»
Комплект таблиц « Основы декоративно- прикладного искусства»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата
Тема урока
Тип
урока
Основные виды учебной
деятельности
Планируемые
предметные
результаты
Универсальные
учебные
действия
Оборудование ПНП «Образование»
Примечание
1
04.09
Жанры живописи. Натюрморт.
УОНМ
Изучение натюрмортов В. Хеды.
Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают; анализировать произведение искусства; реализовывать задуманную творческую идею.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами.
2
11.09
Жанры живописи. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит.
УРУиН
Определение на примере картин А. Грабаря,
А. Остроумовой- Лебедевой и Р. Кента особенностей зимнего колорита.
Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об импрессионизме; объяснять, в чём особенности метода живописи импрессионистов; писать зимний пейзаж по воображению.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
3
18.09
Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи.
УОНМ
Уточнение понятий «портрет», «исторический жанр».
Иметь представление и рассказывать об особенностях портретного, исторического жанров в живописи; анализировать изучаемое произведение изобразительного искусства.
Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом; УРУиН - урок развития умений и навыков.
4
25.09
Бытовой и анималистический жанры.
УОНМ
Анализ произведений изобразительного искусства различных жанров.
Иметь представление и рассказывать об особенностях портретного, исторического, анималистического и бытового жанров; рисовать с натуры любое животное в движении, наиболее характерном для него.
Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.
5
02.10
Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг.
УОНМ
Уточнение знаний о цвете. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу.
Объяснять, что такое цветовой круг; пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Таб. «Цвета и гуашь»
6
09.10
Твоя мастерская: штриховка и цветовой тон.
УРУиН
Работа цветными
карандашами.
Штриховка.
Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения; использовать приёмы штриховки цветными карандашами.
Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.
7
16.10
Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера.
УРУиН
Изучение и анализ рисунка С. Чехонина цветными карандашами.
Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения; использовать приёмы штриховки цветными карандашами; анализировать изучаемое произведений изобразительного искусства.
Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.
8
23.10
Декоративное
панно.
Твоя мастерская: панно из природного материала.
УРУиН
Уточнение понятия о декоративном панно.
Изготавливать декоративное панно из природного материала, заготовленного летом; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
9
30.10
Твоя мастерская: панно из природного материала.
УРУиН
Изготовление коллективного панно «Весёлые попугайчики».
Использовать в изготовлении элементов панно тёплые и холодные цвета, различные приемы вырезания ножницами; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
10
13.11
Твоя мастерская: панно из природного материала.
Ком-
бини-
рован-
ный
урок.
Изготовление коллективного панно «Весёлые попугайчики».
Использовать в изготовлении элементов панно тёплые и холодные цвета, различные приемы вырезания ножницами; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
11
20.11
Тон, форма, светотень.
УОНМ
Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра).
Объяснять, как распределяется светотень на различных поверхностях; выполнять различные виды штриховки(различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки); передавать объем с помощью штриховки.
Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.
Таб. «Светотени»
12
27.11
Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.
УРУиН
Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.
Использовать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел; распределять светотень на различных поверхностях; называть плоские и объемные предметы, находящиеся рядом; передавать объем с помощью штриховки.
Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Таб. «Светотени»
13
04.12
Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.
УРУиН
Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.
Использовать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел; распределять светотень на различных поверхностях; передавать объем с помощью штриховки.
Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание.
Таб. «Светотени»
14
11.12
Люди и их лица. Приметы возраста.
УОНМ
Изучение основных пропорций человеческого лица.
Иметь представление о том, что такое пропорции и соразмерность; уметь пользоваться представлениями о пропорциях; делать наброски простым карандашом; прорисовывать детали.
Выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.
15
18.12
Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика.
УРУиН
Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом.
Понимать, как изменяется лицо человека с возрастом или со сменой настроения; делать наброски простым карандашом, прорисовывать детали.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
16
25.12
Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика.
УРУиН
Выполнение декоративного панно «Семейный портрет».
Использовать в изготовлении элементов панно тёплые и холодные цвета, различные приемы вырезания ножницами; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей, делать наброски простым карандашом; прорисовывать детали.
Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.
17
15.01
Народные промыслы. Золотая Хохлома.
УОНМ
Изучение этапов выполнения различных хохломских узоров.
Знать историю и особенности хохломской росписи и уметь отличать её от других народных промыслов; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Таб. «Хохломская роспись»
18
22.01.
Народные промыслы. Золотая Хохлома.
УРУиН
Расписывание тарелки или шкатулки в технике хохломской росписи.
Знать историю и особенности хохломской росписи и уметь отличать её от других народных промыслов; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей.
Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Таб. «Хохломская роспись»
19
29.01
Плетёные орнаменты. Звериный стиль.
УОНМ
Продолжение изучения орнамента. НРК татарский орнамент
Иметь представление о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля; понимать, какие изображения являются элементами таких орнаментов.
Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание.
Таб. «Композиция орнамента»
20
05.02
Волшебство акварели. Твоя мастерская: техника отпечатка.
УОНМ
Совмещение нескольких техник в работе акварелью.
Работать акварелью, совмещая различные техники и даже материалы; использовать технику отпечатка в своей работе акварелью; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей.
Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Таб. «Цвета и гуашь»
21
12.02
Мастер иллюстрации И. Били- бин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.
УОНМ
Выполнение графической работы «Фантастическое дерево».
Иметь представление о творчестве И. Билибина; объяснять, в чём состоят особенности билибинского стиля, и визуально определять работы этого художника; объяснять, что такое композиция иллюстрации.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Таб. «Контрастные цвета»
22
19.02
Мастер иллюстрации И. Били- бин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.
Ком- бини- рован- ный урок.
Анализ иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина.
Иметь представление о творчестве И. Билибина; объяснять, в чём состоят особенности билибинского стиля, и визуально определять работы этого художника; объяснять, что такое композиция иллюстрации.
Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Таб. «Контрастные цвета»
23
26.02
Мастер иллюстрации И. Били- бин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.
УРУиН
Выполнение задания «Древнерусский витязь и девица- красавица».
Иметь представление о творчестве И. Билибина; объяснять, в чём состоят особенности билибинского стиля, и визуально определять работы этого художника; объяснять, что такое композиция иллюстрации.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Таб. «Контрастные цвета»
24
05.03
Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги.
УОНМ
Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись; рассказывать об изготовлении книг в Древней Руси; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками.
Таб. «Цвет в геральдике»
25
12.03
Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги.
Урок-
проект.
Коллективный
проект
«Кириллица».
Смешивать краски на палитре, наносить краску широкой кистью для густого фона, прорисовывать мелкие детали; реализовывать собственный замысел.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Таб. «Цвет в геральдике»
26
19.03
Для любознательных: художник и театр.
Ком-
бини-
рован-
ный
урок.
Самостоятельное изучение темы.
Иметь представление о том, как создаётся театральный спектакль; о работе различных театральных художников (декорации и костюмы); использовать в работе приемы обработки различных материалов.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
27
02.04
Для любознательных: художник и театр.
Ком-
бини-
рован-
ный
урок.
Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».
Иметь представление о работе различных театральных художников; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей, выполнять заготовки для кукол; использовать в работе приемы обработки различных материалов.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
28
09.04
Для любознательных: художник и театр.
Ком-
бини-
рован-
ный
урок.
Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце».
Иметь представление о работе различных театральных художников; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей, выполнять заготовки для кукол; использовать в работе приемы обработки различных материалов.
Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.
29
16.04
Для любознательных: художник и театр.
Ком-
бини-
рован-
ный
урок.
Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце».
Иметь представление о работе различных театральных художников; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей, изготавливать декорации для кукольного театра; использовать в работе приемы обработки различных материалов.
Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
30
23.04
Учимся видеть. Русский музей.
Вирту
альная
экс
курсия.
Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём.
Знать историю основания Русского музея в Петербурге; рассказывать о картинах Русского музея; понимать значение музеев для сохранения культурного наследия отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях.
31
30.04
Проекты.
Урок-
проект.
Творческая деятельность.
Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам; проводить анализ задания с опорой на схему; соблюдать аккуратность выполнения работы; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
32
07.05
Защита проекта.
Урок проект.
Творческая деятельность.
Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам; проводить анализ задания с опорой на схему; соблюдать аккуратность выполнения работы; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
33
34
14.05
21.05
Проекты.
Урок-
проект.
Творческая деятельность.
Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам; проводить анализ задания с опорой на схему; соблюдать точность, аккуратность выполнения работы.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях.
Приложение 1
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ. Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Поскольку изобразительное искусство - предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы обучающихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.
Характеристика цифровой отметки
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, самостоятельно выполняет продуктивные и творческие задания по теме, работа выполнена аккуратно, в соответствии с творческим замыслом, допускается не более одного недочета, умеет рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий;
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, работа выполнена с незначительной помощью учителя или одноклассников, достаточно аккуратно, имеются 2 - 3 ошибки по композиции, колориту и т.д. «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; работа выполнена со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно, имеются 4-6 ошибок по композиции, колориту и т.д.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: обучающийся плохо владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, не может самостоятельно выполнить продуктивные задания по теме, работа выполнена небрежно.