Урок внеклассного чтения во 2 классе на тему Дом, который построил С. Я. Маршак

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель начальных классов - Кубрак Татьяна Анатольевна

Украина, г. Донецк, ОШ № 88

Урок внеклассного чтения во 2 классе. Дом, который построил С. Я. Маршак

Тема. Дом, который построил С.Я. Маршак Цель: расширить имеющиеся у обучающихся представления о творчестве С. Я. Маршака; формировать умения отгадывать загадки автора,; вырабаты-вать у детей навыки выразительного чтения стихотворений; способствовать развитию у детей артистических способностей, интереса к литературному чтению; развивать память, внимание, мышление; воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством С.Я. Маршака. Оборудование: портрет С. Я. Маршак; выставка книг С. Я. Маршака и иллюстраций к его произведениям; выставка рисунков детей к произведениям С.Я.Маршака; карточки с отрывками из произведений, загадками автора; магнитофон с записью песни «На далекой Амазонке», наборы трафаретов с изображением ромашек двух видов у каждого учащегося; иллюстрация с изображением цветка ромашки.

Подготовительная работа: чтение детьми произведений Маршака, разучивание наизусть стихов и инсценировка их.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности

  1. Слово учителя

Учитель: - У каждого из нас есть любимый цветок. И я хочу сегодня рассказать вам о своем любимом цветке. Когда я была маленькой мама, мне часто рассказывала, что этот цветок является зонтиком для маленьких степных гномиков во время дождя. А ещё у этого цветка есть одна удивительная особенность - это способность «говорить». Хотите узнать имя этого цветка? Тогда отгадайте загадку.
  1. Работа над загадкой

На поляне расцвела белая красотка.

До чего ж она мила и стройна, и ловка!

Цвета золота глаза, снега - лепесточки.

Как прекрасна и нежна, краше всех цветочков! (Р.Андрейчук)

- Конечно же, это ромашка. - Ромашку считают символом солнца и тепла. Пусть этот цветок станет символом нашего урока.

III. Сообщение темы и цели урока - О ком же пойдет речь на уроке внеклассного чтения? Вы узнаете, если выполните следующее задание. С помощью порядкового номера расставьте буквы по порядку и прочитайте слово

Р О М А Ш К А

3 1 2 4 6 5

Ответ - Маршак - Сегодня мы поговорим о творчестве детского писателя С. Я. Маршаке. - Посмотрите, какое огромное количество книг представлено на этой выставке. Целый книжный город, который построил С. Я. Маршак. - Предлагаю совершить путешествие в литературную гостиную этого книжного города. Но сначала познакомимся с правилами, которые будут господствовать в нашей гостиной.

Правила:

  1. Все присутствующие должны принимать участие в нашем разговоре.

  2. Если хотите высказать своё мнение - поднимите руку и выскажите свои мысли вслух.
  3. Хотите прочесть - читайте.

  4. Не стесняйтесь, если что-то не знаете, узнаете от других.

  5. Отвечая, говорите четко, ясно, громко, но не шумите.

IV. Путешествие по страницам литературной гостиной

  1. Слово учителя:

- К нам на урок пришла Любовь Михайловна - наш любимый школьный библиотекарь. Давайте попросим её, как главного экскурсовода, рассказать нам о С. Я. Маршаке.

2. Слово библиотекаря: Настежь дверь. Быстрый шаг - Появляется Маршак В круглых розовых очках. У него портфель в руках. Он поэмами набит, Он рассказами раздут. Сел Маршак и говорит: «Все, ребята, в сборе тут?»

-Тогда слушайте. Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Семья была большая и очень дружная. Отец его, Яков Миронович, мастер-химик по профессии, очень любил книги, литературу и знал несколько иностранных языков. Мать, Евгения Борисовна, занималась воспитанием детей, а их было шестеро. Большая семья Маршаков подарила нам трёх писателей: самого Самуила, его брата и сестру. Самуил Яковлевич был для них не только старшим братом, но и учителем, наставником.

Учиться в школе он начал в городе Острогожске, а когда ему было 13 лет, его семья переехала в Петербург, и он стал посещать занятия в гимназии. Там он встречался со знаменитыми художниками, музыкантами, писателями.

- А когда же он начал писать стихи? Как вы думаете, ребята? Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать. Было ему тогда всего лишь четыре года. В пять лет он читал свои стихи на детском утреннике, а с двенадцати лет писал целые поэмы. А в двадцать лет его первые стихи были напечатаны в различных журналах.

Обложка, или переплет. Как маленькая дверца Приоткрывает к книге вход И доступ в область сердца.

3.Слово учителя:

- Спасибо, Любовь Михайловна. А теперь пора познакомиться с 1-ой детской книгой писателя, которая была написана им для самых маленьких читателей. Это «Детки в клетке»

1-ая страница «О братьях наших меньших» - Полистаем её странички, почитаем или расскажем наизусть полюбившиеся вам стишки. Слушайте внимательно. - О каких животных из зоосада говорится в стихотворениях? (Дети читают стихи «Слон», «Совята», «Собака Динго», «Эскимоская собака», «Обезьяна», «Зебры» и др.)

2-ая страница «В страну загадок»

- С.Я.Маршак сочинил много интересных загадок. Давайте-ка их прочитаем и отгадаем. У вас на парте лежит карточка. Подготовьтесь прочитать загадку вслух выразительно и целыми словами.

Работа с карточками

  1. Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (Мяч)

2. Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела Дуб, дуб, Поломала Зуб, зуб. (Пила)

3. Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадает. И никуда я не иду, Покуда он идёт. (Дождь)

4. В полотняной стране По реке Простыне Плывет пароход То назад, то вперед. А за ним такая гладь - Ни морщинки не видать! (Утюг)

5. Всегда шагаем мы вдвоём Похожие, как братья. Мы за обедом - под столом, А ночью - под кроватью. (Сапоги)

6. Что такое перед нами: Две оглобли за ушами На глазах по колесу И седёлка на носу. (Очки)

- Молодцы. Загадки разгадали.

Библиотекарь: - На урок к вам, ребята, пришли лучшие читатели школьной библиотеки, бывшие ученицы вашей учительницы. Они узнали о встрече в литературной гостиной и решили принять в ней участие.

3-ья страница «О школе и школьниках»

Ученица:

- С. Я. Маршак очень хотел помочь детям хорошо учиться. Поэтому и написал «Весёлую азбуку» и «Веселый счет» - Давайте вместе вспомним эти строчки, я начну, а кто знает вместе со мной проговаривает вслух. - А кто из вас ребята знает стихи С. Маршака о школе и школьниках? Почитайте их или расскажите наизусть.

Декламация стихов

«Книжка про книжки» и «Кот и лодыри»

Учитель:

- Есть у С.Я. Маршака замечательная книга, не простая, а разноцветная. Она так и называется «Разноцветная книга»

4-ая страница « Разноцветная книга»

- Почему она так называется мы узнаем, если послушаем группу ребят, которая представит нам некоторые её странички

(Дети читают наизусть такие страницы - желтая, синяя, ночная, зеленая, белая)

- Понравились ли вам эти страницы? Что интересного вы услышали?

- Вот какая интересная книга!

Физкультминутка.

- Давайте отдохнем.

Раз, два, три, четыре, пять время солнышку вставать. А к обеду на часах солнце прямо в небесах. Шесть, семь, восемь, девять, десять прыгай, прыгай веселей. Пять, четыре, три и два солнце спряталось за тучку, Всем пора за парту сесть.

Учитель:

- Следующая наша страничка «Веселые стихи»

5-ая страница «Веселые стихи»

- Предлагаю поиграть. Угадайте произведение по отрывку

а) Сел он утром на кровать Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки - Оказалось, это брюки… Вместо шляпы на ходу Он надел сковороду («Вот какой рассеянный»)

б) Дама сдавал в багаж: Диван, Саквояж, Чемодан, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку. («Багаж»)

в) Люди спрашивают: -Кто это у вас? А девочка говорит: -Это моя дочка. Люди спрашивают: -Почему у вашей дочки серые щечки? А девочка говорит: -Она давно не мылась! («Усатый полосатый»)

Учитель:

- Следующую страничку представит нам опять старшеклассница.

6-ая страница «Сказка за сказкой»

- В начальной школе я любила читать книги С. Я. Маршака, особенно сказки. - Ребята, а какие сказки поэта вы знаете или вам читали, или вы сами уже читали ?

- Отгадайте, из какой сказки эти строчки?

Пела ночью мышка в норке: «Спи, мышонок, замолчи, Дам тебе я хлебной корки И огарочек свечи». (Сказка о глупом мышонке) Работа с иллюстрациями к сказке о глупом мышонке - Посмотрите на эти иллюстрации. Что на них изображено? - Почему они приходили к мышонку? (Детку покачать) - Каким был мышонок? (Капризным) - А как называется 2-ая сказка, которая является продолжением этой сказки? («Сказка об умном мышонке»)

- А в этой сказке каким показал автор мышонка?

- А знаете ли вы из какой сказки эти строчки?

«Бим-бом! Тили-бом!

На дворе - высокий дом.

Ставенки резные, окна расписные.

А на лестнице ковер -

Шитый золотом узор.

По узорному ковру сходит кошка по утру… («Кошкин дом»)

Учитель: - А вы знаете , дети, С.Я. Маршак был не только поэтом сказок и стихов, но и драматургом, автором замечательных пьес. Давайте послушаем одну из них. Инсценизация отрывков из сказки-пьесы в лицах группой учеников

Библиотекарь:

- Что случилось в сказке?

- Кто из героев вам понравился и почему? А кто не понравился, почему?

Учитель: - С. Я. Маршак знал много английских народных песенок, стишков. Он изучал английскую поэзию, путешествуя по Англии «с мешком за плечами и палкой в руках». Многие из них перевел на русский язык. Маршак - один из лучших поэтов - переводчиков в нашей стране.

- Следующая наша страничка «Маршак -переводчик»

Учитель:

- Послушайте любимую песенку ваших бабушек и дедушек «На далекой Амазонке» в исполнении Т. И С. youtube.com/watch?v=cLnDcybh1UY

Это стихотворение Р. Киплинга в переводе С. Маршака

- А теперь группа ребят инсценизируют английскую детскую песенку «Дом, который построил Джек»

Инсценизация «Дом, который построил Джек»

- А теперь послушайте английскую детскую песенку в исполнении ученика и посмотрите пантомиму.

Пантомима и чтение учеником английской детской песенки «Робин Бобин»

V. Итог урока.

Учитель:

- Ну вот и закончили мы путешествие по книжному дому, который построил С. Я. Маршак. Со многими произведениями мы познакомились.

- А чему учат вас стихи С.Я. Маршака? - Стихи С. Я. Маршака помогают разобраться, что такое хорошо, а что такое плохо. Его произведения помогают сделать людей добрее, храбрее, умнее, трудолюбивее, терпеливее, они могут утешить и развеселить.

VI.Домашнее задание Учитель: - А хотите ли вы, ребята, узнать, как печатали вашу книгу или откуда стол пришел? Тогда продолжайте читать книги С. Я. Маршака, в них вы найдете ответы на эти вопросы. Упражнение «Микрофон» - Ребята, а чтобы вы сказали С. Я. Маршаку, если бы он зашел сейчас к нам в класс на урок? Ученица: - За хорошие и интересные стихи я хотела бы сказать поэту спасибо и к его портрету положить вот этот яркий цветок - такой, как яркое его творчество для детей.

VII. Рефлексия Учитель: - Родина высоко оценила литературные труды Маршака: он был награждён орденами и медалями, его книги отмечены Государственными премиями. Книги С. Маршака в нашей стране издаются постоянно и очень большими тиражами как на русском, так и на других языках. - Предлагаю украсить портрет поэта ромашками, символами нашего урока. - Ребята,у вас на партах лежат ромашки двух видов. Посмотрите на них внимательно и поднимите ту ромашку, которую вы разместите возле портрета поэта. - Судя по ромашкам, выбранными вами, можно сделать вывод, что вам на уроке было интересно. Спасибо всем за активную и продуктивную работу на уроке! Любите книгу, читайте ее всегда.





1. Что такое перед нами: Две оглобли за ушами На глазах по колесу И седёлка на носу.



  1. Всегда шагаем мы вдвоём

Похожие, как братья. Мы за обедом - под столом, А ночью - под кроватью.



  1. В полотняной стране

По реке Простыне Плывет пароход То назад, то вперед. А за ним такая гладь - Ни морщинки не видать!



  1. Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадает. И никуда я не иду, Покуда он идёт.

  1. Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела Дуб, дуб, Поломала Зуб, зуб.



  1. Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут!

© 2010-2022