Урок по окружающему миру на тему Царство грибов

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру на тему Царство грибовУрок по окружающему миру на тему Царство грибовУрок по окружающему миру на тему Царство грибовУрок по окружающему миру на тему «Царство грибов»


Предметные цели: познавательные: формировать представление о грибах, как особом царстве живой природы, формировать навыки логического мышления. регулятивные: проводить работу по предложенному заданию, учить формулировать своё мнение, доказывать правильность выбора ответов, организовать работу по решению проблемной задачи; учить формулировать основные выводы, обосновывать правильность выбора.

коммуникативные: учить работать в команде разного наполнения, вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов. личностные: осуществлять самоконтроль при выполнении заданий, достигать положительных результатов труда, учить проводить самооценку своего учебного труда.
Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие: мотивировать учащихся на изучение предмета, имеющего важное значение в жизни человека; прививать навыки экологической культуры; воспитывать культуру учебного труда; расширять кругозор учащихся, вырабатывать потребности поддержания собственного экологического здоровья личности.

Оборудование: Презентация, тексты-описания для чтения детьми, опорные карточки для кластера, дополнительный информационный материал для групп, листы самооценки. Примечание: Задания, отмеченные «*», предполагают взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.

Ход урока:

1 этап. Организационный

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на совместную деятельность. Итак, друзья, внимание - ведь прозвенел звонок! Садитесь поудобнее - начнем скорей урок!

Готовятся к уроку, занимают места в группах. Слушают учителя.

Организация рабочего места, готовность активно участвовать в уроке (Л, К).

2 этап. Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Слайд № 2 (1,5 минуты)

Лес... Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь. Лес полон загадок и таинств… Он многих приютил. (Чтение текста учащимися) Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок нам, т.к. мы часто бываем у него в гостях… Лес украшает землю, а потому и жизнь человека.

После учителя читают текст 3 учащихся:

-Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки.

-А сколько в нём разнообразных ягод и грибов!

-Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать их, приглашают всех полюбоваться и порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.

Развитие умения самостоятельно эмоционально читать, понимать, осознавать прочитанное (П, Р)

3 этап. Введение в тему

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД Беседа: -Кто из вас был в лесу? С какой целью можно посещать лес? -Что такое лес? Что вы о нем знаете? -Итак, мы отправимся в лес, на природу, если ответим на «его» вопросы. На доске: 1 вопрос. Что такое природа? Какая бывает природа? 2 вопрос. Какие признаки живого вам известны? 3 вопрос. А на какие царства можно разделить живую природу?



Ответы детей на вопросы. Развитие умения ясно формулировать ответы на вопросы педагога (К).



Природа - все, что нас окружает, человек - частица природы. Природа бывает живая, неживая. Живое рождается, питается, растет, дышит, имеет потомство, умирает.

Живая природа делится на царства растений и животных.

Развитие умений самостоятельно объяснять, пояснять информацию, заданную с помощью краткой записи; (П)


4 этап. Постановка проблемы, цели и темы урока, мотивация к учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Доска (кластер):


Слайд №3

Дать название последнего царства вам поможет загадка:

И на горке, и под горкой, Под берёзой и под ёлкой. Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят.

Можете ли вы сказать, к какому царству относятся грибы?

Слайд №4 - Что бы вы ещё хотели узнать о грибах?

Доска (кластер): Царства живой природы*

?

На доске собирают из табличек кластер

«Царства живой природы»: бактерии, растения, животные

Построение вспомогательной модели к учебной задаче в виде кластера(Р).

Подтверждения высказанных предположений

Дети дают ответ: Грибы

Постановка проблемы, формулировка своих затруднений, возникших при ответе;

отсутствие боязни совершить собственные ошибки, участие в их обсуждении (Р,К).

Из каких частей состоит гриб? Где растут грибы? Как правильно их собирать? Какие грибы съедобные, а какие опасные? Какую роль играют грибы в экосистеме?

Развитие умений принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания (Р).


5 этап. Организация исследовательской деятельности учащихся по проблеме.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД Итак, грибы-это растения или животные? Если это растения, то перечислите части растений: - А есть ли это у грибов? -Давайте попробуем разобраться со строением гриба.

Слайд №5 (1 минута) - Какой вывод? Значит, грибы мы относим к царству животных? - Какой вывод? Молодцы! Задачи поставлены, тогда в путь! В лес пойдем группами, на которые разбились. Как надо вести себя в лесу? А для чего нам корзинки?

Дети: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена.

Возможные ответы*: есть корень, стебель…

Дети смотрят строение гриба на слайде.

Дети*:Грибы - это и растения и не растения? скорее не растения…

Нет. Грибы не могут передвигаться, питаться как животные.

Грибы - это не растения и не животные. Значит это отдельное царство.

Дети: Не нарушать покой природы, не вредить растениям и животным.

Дети: Будем собирать грибы.

6 этап. Физкультминутка.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Раз - присядка, два - прыжок,
Под кустом растет грибок.
Он проснулся, потянулся,
Раз зевнул и повернулся,
Выгнул спинку, наклонился, Ничему не удивился. Потоптался на ноге И опять присел к земле Как прекрасно в этом мире! Руки в стороны и шире. И шагал он каждый день, Побеждая свою лень.

Дети выполняют упражнения согласно словам текста физкультминутки.


7 этап. Выработка на основе полученной информации обобщенных умений, формирующих обобщенно - понятийные знания. Информация о домашнем задании.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Слайды № 6-15 (5 минут)









Сейчас каждая группа получит задание-карточку и тексты. Через три минуты вы должны: 1гр. Рассказать о строении гриба. Нарисовать схему. Используя информацию дополнительного материала рассказать о роли грибницы. 2гр. Рассказать, какие бывают грибы. Нарисовать (схематически) виды шляпочных грибов. Используя информацию дополнительного материала, рассказать, какова их роль в природе. 3гр. Рассказать о видах шляпочных грибов, привести примеры. Используя информацию дополнительного материала записать основные правила сбора грибов. Д/з на доске: Всем: с.118-122 учить, отвечать на вопросы Доп. задание (по желанию): Знать основные части гриба. Какая часть играет более важную роль в его жизни? Почему?


Дети получают:

видеоинформацию о:

- строении гриба;

- видах шляпочных грибов;

- разнообразном мире грибов: плесень, дрожжи, молочный и чайные грибы;

- съедобных, несъедобных и ядовитых грибах.

текстовую информацию о:

- роли грибницы, её функции в природе;

- разнообразном мире грибов, их роли в экосистеме;

- правилах сбора грибов и употребления их в пищу.

Представители от каждой команды по очереди представляют на доске свои мини-проекты (схемы, правила) о грибах, сопровождая устными пояснени-ями, рассуждениями, примерами*.

Развитие умения работать в команде разного наполнения : паре, малой группе, целым классом; ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов (К);

Развитие умения самостоятельно «читать» и объяснять текстовую и видеоинформацию (П), Развитие умения составлять, понимать и объяснять простейший план действий при работе с конкретным заданием (Р);

Развитие умения понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач (Л).


8 этап. Рефлексия и итог урока (самооценка)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. А сейчас поиграем. Игра называется «Идём за грибами»

Слайд №16 (5 минут)

II.Блиц-задание для все команд (фронтально):

В каких источниках можно найти информацию о грибах?

Слайды №17, 18 (1 минута)

III.Кроссворд:

Слайд №19 (3 минуты)


  1. Гриб-конфета

  2. Один из видов шляпочных грибов.

  3. Самая главная часть гриба.

  4. Другой вид шляпочных грибов.

  5. Ядовитый гриб.

В кроссворде спряталось слово по вертикали, обозначающее на латинском языке «грибы».

Спасибо командам!

На оценочном листе оцените себя по предложенным критериям: работал активно, успешно, отвечал на вопросы, готовил представление команды, организовывал работу команды, составлял схему, правила, работал с дополнительным материалом, делал выводы, работал над составлением кластера.

Отмечено:7-10 положений - «5»

4-6 положений - «4»

Если отмечено меньше 4-х позиций, то улучшить свои результаты можно в рабочей тетради дома.

Слайд №20 «Молодцы!»

Вот звенит уже звонок,

Всем спасибо за урок!

Учащиеся в группах обсуждают, выбирают съедобные грибы и «складывают» их в корзинку*.

Принятие участия в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (Р);

Дети дают ответы на вопрос. Проверяют свои ответы по слайду.

Умение составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы при работе с конкретным заданием (П).

Дети: трюфель, шляпочные, грибница, пластинчатые, поганка.

Дети: фунги*

Использование принципа научности.

Дети отмечают значками (+, V) свой вклад в изучение новой темы, приобретении новых знаний, сдают модераторам команд.

Развитие умения оценивать свой вклад в решение общих задач (Л).





© 2010-2022