Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению в 4кл. по УМК Классическая начальная школа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе: - федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению; - примерной программы начального общего образования по литературному чтению; - программы «Литературное чтение» для 1-4 классов, автор О. В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2008. Программа рассчитана на 70 часов в год (2ч в неделю).
Общая характеристика курса Цель обучения- совершенствование навыка чтения, формирование способов и приемов работы над текстом и книгой, изучение литературы и знакомство с детской книгой, обеспечение общего и литературного развития, необходимой культуры коммуникации, реализации творческих способностей, гарантирующих возможность осуществления самостоятельной квалифицированной читательской деятельности и переход к изучению системного курса литературы в средних классах. Специфика курса обучения заключается в четком разграничении совершенствования навыка чтения, освоения приемов смыслового и художественно-эстетического содержания книги и осуществления процесса литературного чтения, самостоятельного знакомства с миром книг на основе сформированных читательских умений. Содержание обучения составляет детская литература и книга во всем объеме доступного младшему школьнику круга чтения и комплекс знаний, умений и навыков, обеспечивающих все стороны читательской подготовки. Система нравственно-эстетических представлений, чувств задается отбором литературных произведений, тематикой чтения, методами работы. Культура речевой коммуникации и развитие свободной творческой деятельности формируются в специально разработанных учебных ситуациях. Круг детского чтения по годам обучения представлен концентрически с учетом доступности тематики, жанров, авторского разнообразия типов изданий, характера литературы - отечественной и зарубежной, созданной на русском языке или переводной. Учебный материал для каждого класса составляют произведения и книги, ориентированные на разный возраст. По жанрово-видовым особенностям учебный материал представлен в разных аспектах. В учебниках он предлагается достаточно регламентированно. При этом задается система последовательного освоения жанров от класса к классу. Организация учебного материала для свободного учебного чтения предполагает освоение круга чтения во всей широте, доступной данному возрасту, но с приоритетом определенных направлений. 1 класс - сказки и рассказы; 2 класс- научно-художественная сказка, произведения о природе; 3 класс - повести, литературная сказка; 4 класс - историческая книга, приключения и путешествия, поэзия. Авторский состав и характер литературы (отечественная, зарубежная) также распределен по годам обучения с приоритетом определенной направленности литературы и наиболее значимых авторов классических произведений. Совершенствование навыка чтения осуществляется в системе специально разработанных упражнений. Материалом для них служат наборы слов, словосочетаний, предложений, небольшие произведения фольклора, классической детской литературы или отрывки из них, а также произведения детской литературы, содержание которых по замыслу авторов нацелено на отработку речевых произносительных навыков, на освоение языка и художественных особенностей текста. Виды упражнений соотносятся с характеристиками навыка чтения. Выделяются упражнения, совершенствующие способ чтения и темп чтения вслух и про себя; предупреждающие и искореняющие ошибки определенного характера; формирующие умение выразительно читать и осуществлять сознательный контроль над правильностью чтения. Формирование практических приемов освоения текста и литературоведческих представлений происходит в процессе чтения и анализа произведений, которые представляют собой образцы с заданными конструктивными и художественными особенностями. Постепенно в упражнения вводится краткий комментарий, который уточняет представления об изучаемом факте или явлении и имеет пояснительный или инструктивный характер. Определения отдельных литературоведческих и читательских понятий носят ознакомительный характер, являются ориентиром для практических действий и не предназначены для заучивания. Литературное чтение и литературные беседы являются основной организационной формой работы. Чтение или анализ произведения, знакомство с книгой сопровождаются комментарием с привлечением информации о времени создания произведения или книги, истории жизни писателя, его литературного окружения, о событиях истории и культуры, которые связаны с книгами, писателями, произведениями и т. д. Эти формы работы строятся на основе выразительного чтения, культуры взаимодействия более опытного читателя со своими собеседниками и использования всего арсенала методов изучения произведения и книги, доступных младшим школьникам. В комплекс методов, обеспечивающих эффективное освоение программы обучения, входят: эмоционально-понятийный метод, метод объяснительного чтения, литературного чтения, чтения-рассматривания и творческого чтения. Их последовательное введение и разумное сочетание определяются уровнем и характером подготовки учащихся, спецификой учебного материала книг и произведений, замыслом урока, творческим подходом учителя к реализации программы. Учитель является активным участником и чтения, и беседы. Он задает образец читательской деятельности: выразительно читает вслух, пересказывает, декламирует, рассуждает, участвует в инсценировках, рассказывает о книгах. Он же поддерживает ту часть читательской деятельности, которую детям выполнять не по силам, и предусматривает целый комплекс методических и организационных средств, позволяющих придать завершенность и полноценность читательской деятельности на каждом году обучения. Весь курс обучения рассчитан на тесную взаимосвязь и сотрудничество школы и библиотеки. Понятие «квалифицированный читатель» характеризует результат подготовки учащихся по курсу обучения. Это читатель, который владеет всем набором знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять самостоятельный выбор и чтение книг сообразно общепринятой культуре и самостоятельно поставленной цели и выходить на коммуникацию и творческую деятельность. Программа и методика работы обеспечивает подготовку квалифицированного читателя с первого дня обучения за счет сотрудничества и сотворчества в читательском процессе начинающего читателя и наставника-учителя. Уровень самостоятельной читательской деятельности, характеризующий квалифицированного читателя, на каждом году обучения представлен в специальном разделе, завершающем программу. Оценка результатов обучения носит доброжелательный и положительный характер. Оценке подлежит весь комплекс освоенных читательских умений. В связи с тем, что осуществление читательской деятельности зависит от сформированности навыка чтения, то все другие умения оцениваются в соотношении с уровнем навыка чтения. Если ребенок выполняет читательскую деятельность во всем объеме формируемых умений на уровне, сообразном его умению читать, то его деятельность как читателя оценивается положительно. Учитывается наличие желания и стремления обращаться к книгам, действовать с книгами. Отметка выставляется в пользу ученика. Самостоятельная читательская деятельность оценке в виде отметки не подлежит. Индивидуализация обучения осуществляется прежде всего за счет введения вариативных домашних заданий и организации уроков самостоятельного учебного чтения, где вся методика ориентирована на осознание каждым учеником своих читательских возможностей, предпочтений, интересов и совершенствования самостоятельной читательской деятельности. Дополнительные индивидуальные и групповые занятия с учащимися, имеющими трудности при освоении техники чтения, сохраняются и на втором году обучения и проводятся на материале специальных пособий. Когда ребенок овладевает темпом чтения вслух не менее 60 слов в минуту и способен читать про себя с темпом, превышающим темп чтения вслух, то необходимость такого рода занятий отпадает. Практическая реализация программы обучения ориентирована на ведущий компонент читательской подготовки младшего школьника- сформированность навыка чтения, поскольку этот уровень дает возможность осуществлять самостоятельную читательскую деятельность определенного характера. А показатель темпа чтения вслух является определяющим. Периодизация обучения выстроена с учетом принципа концентризма. Для каждого периода определена ведущая система умений, которая соответствует своеобразию читательских навыков. В подготовительный период техника чтения от нулевого уровня до чтения вслух с темпом 40 слов в минуту при устойчивом слоговом чтении с переходом на комбинированный способ СГ + ЦС (слогами-словами) определяет самостоятельное освоение текста на фактическом уровне и возможность знакомства с литературой на основе слушания и чтения-рассматривания (1 класс). В основной период становление чтения целыми словами с темпом от 40 до 60 слов в минуту вслух с преобладанием темпа чтения про себя над темпом чтения вслух определяет возможность самостоятельного освоения содержания текста на смысловом уровне (1-2 классы). Темп чтения 60-90 слов в минуту вслух и освоение продуктивного способа чтения про себя дает возможность овладевать отдельными приемами углубленного понимания текста и выбором книг в соответствии с ситуативными читательскими предпочтениями, осуществлять самостоятельное чтение книг без непосредственного участия старшего (2-3 классы). В завершающий период темп чтения вслух 90- 110 слов в минуту и освоение системного продуктивного способа чтения про себя дают возможность переходить к углубленному пониманию текста и целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг по заданию и интересам.
Цели изучения Владение набором умений, заданных программой, и их взаимосвязь в процессе деятельности с книгой с учетом оценки и самооценки результатов читательской деятельности. Полный набор умений и самостоятельное выполнение всей читательской деятельности. (Отличный уровень.) Полный набор умений с достаточным, но разным уровнем их осуществления, обеспечивающий целостное выполнение действий. Самостоятельное выполнение читательской деятельности с возможным обращением за помощью, но с ясным пониманием, в какой области знаний и умений возникли трудности. Самостоятельное осуществление поиска и восполнения знаний по указанному направлению. (Хороший уровень). Ущербный набор умений (отсутствие отдельных умений, разный уровень владения умениями), но позволяющий довести читательскую деятельность до конца при помощи извне на основе прямых указаний и разъяснений. (Удовлетворительный уровень.) Ущербный уровень умений (полное отсутствие системы), недостаточный уровень умений, чтобы осуществить читательскую деятельность целостно, наличие системных пробелов, которые не позволяют действовать даже по прямой аналогии. (Неудовлетворительный уровень.) Ориентировка в круге чтения: автор- произведения, книги, тема - авторы - произведения, книги. Автор- жанры- темы, произведения книги. Писатели-современники. Тематика чтения в полном объеме, ограниченная возрастными особенностями, где ведущими являются произведения и книги о Родине, о подвигах, раскрывающие ценностные общественно значимые приоритеты. Виды и жанры произведений и книг: общее представление о жанрововидовом разнообразии книжной продукции: собрание сочинений. Справочно-энциклопедические издания - разнообразие видов по разным отраслям знаний. Чтение повестей, романов для детей. Историческая, приключенческая книга, зарубежная литература. Умение пользоваться чтением и книгой в учебных и внеучебных целях, поиск дополнительной информации в книгах. Представление: искусство книги. Освоение информационных, библиографических средств: справочный аппарат книги, предисловия, послесловия, алфавитный и тематический каталог. Поиск информации о книгах в Интернете. Предметные результаты Систематическое самостоятельное учебное чтение вне класса, понимание содержания текста с переходом на углубленное понимание. Самостоятельное чтение книг по интересам и с учебными целями. Выбор книги с учетом личностных предпочтений, с учебными целями.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Круг чтения Классическая детская литература отечественная и зарубежная, произведения современных писателей. Отечественная литература оригинальная и в переводах на русский язык с учетом многонационального состава; фольклор и литературные произведения зарубежных писателей в переводах и оригинале. Произведения устного народного творчества: песенки, потешки, игры, загадки, сказки. Литературные произведения: песенки потешки, загадки, сказки, стихотворения, басни, рассказы, повести, романы, пьесы, очерки. Художественная, научно-художественная, учебная книга, историческая, приключенческая, биографическая, справочно-энциклопедическая, прикладная книга для детей. Книга-произведение, книга-сборник, избранное, собрание сочинений, словарь, энциклопедия, книжка-игрушка, прикладная книга, периодика, библиографические пособия. Фольклор, отдельные произведения античной литературы и литературы, созданной до XIX в., в современных пересказах для детей. Литература XIX и XX вв. и книги современных писателей. Произведения отечественных и зарубежных писателей в оригинале и в переводах на русский язык. Потешный и игровой фольклор, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, басни, стихотворения, рассказы, повести, романы. Историческая, приключенческая, биографическая, прикладная книга. Особо: колыбельные песни, волшебная сказка, стихотворения, очерк, биографическая, энциклопедическая книга. Направленность тематики: отечество, мы и мир вокруг нас. Книга-произведение, книга-сборник, избранное, собрание сочинений, периодика, прикладная книга, словарь, энциклопедия, библиографические пособия. Навык чтения Совершенствование способа чтения, развитие темпа и сознательности чтения, формирование правильности и выразительности чтения, обеспечивающих способность прочтения, когда техника чтения не мешает восприятию содержания на уровне перехода к углубленному осмыслению текста. Способ чтения - продуктивное чтение целыми словами. Темп- 90-110 слов в минуту вслух с переходом на ведущий вид чтения про себя с темпом не ниже 110-140 слов в минуту. Правильность- безошибочное чтение с сознательным контролем над чтением вслух и про себя. Сознательность- чтение по догадке с осознанием смысла фразы, умение предопределять смысл непонятного слова в опоре на общую смысловую заданность фразы. Выразительность- способность интонировать все типы предложений, умение изменять темп и громкость чтения согласно смысловой ситуации. Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; развитие художественно - творческих и познавательных способностей, формирование эстетического отношения к искусству слова; воспитание интереса к чтению книг и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.
Ведущими для данного года обучения являются следующие аспекты обучения: 1) Освоение предметно-смыслового и эмоционального содержания произведений далёких от нас эпох; 2) Формирование средствами простейшего анализа текста представлений об особенностях отдельного жанра как совокупности определённых особенностей; 3) Знакомство с материалами, помогающими читателю понять, представить события, факты, эмоции и чувства, которые составляют содержание произведения, и перепроверить своё восприятие; 4) Введение в систему освоения творчества писателя на монографической основе; 5) Приобщение к сознательному, полноценному чтению объёмных произведений.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


1.

Введение. Читатель и книги.

3 часа

2.

Учимся читать.

15 часов

3.

Писатель, его произведения, книги.


  1. часов

4.

Фольклор и литература.

Колыбельная поэзия, басни,

пословицы, загадки, сказки, былины.

11 часов

5.

Стихотворения, очерки, рассказы,

воспоминания, литературные сказки.

  1. часа

6.

Литература для детей.

Из века 20-го в век 21-й.

  1. часов

Итого

70 часов


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Самостоятельная читательская деятельность Ориентировка в мире книг по библиографическим указателям, иллюстрированной картотеке для младших школьников, открытому доступу к книгам в детской библиотеке. Знакомство с писателем: чтение и рассматривание ряда книг писателя, осмысление предисловий или послесловий, знакомство с биографией или автобиографией, помещённой в сборниках или собрании сочинений, предназначенных младшим школьникам, чтение рассказов о писателях. Самостоятельное осмысление содержания прочитанных книг по вопросам учителя. Осмысление прочитанного в процессе коллективного обсуждения вопроса, поставленного учителем. Умение понять вопрос и выступить по теме. Умение слушать выступления товарищей и дополнять ответы по ходу беседы, используя разные источники (художественные тексты, справочные и иллюстративно-изобразительные материалы). Умение владеть приёмами культуры общения в процессе беседы (уважительное отношение к мнению товарища и разумное, убедительное отстаивание высказываемых мыслей). Систематическое самостоятельное учебное чтение вне класса, понимание содержания текста с элементами углубленного понимания.
Умение письменно или устно анализировать стихотворения, составлять аннотацию к произведению, план, текст-характеристику главного героя, осуществлять поиск информации и оформлять результаты поиска при работе над проектом, защищать проект.

Перечень учебно - методического обеспечения 1.Джежелей О.В. Чтение литература. Программа « Литературное чтение». Методический комментарий. Москва «Дрофа», 2005 г. 2.Джежелей О.В. Литературное чтение. Дидактические материалы 4 класс. Москва «Дрофа», 2008 г. 3.Гостимова Е.С. Поурочные разработки по чтению 4 класс. Москва «ВАКО», 2005 г. 4.Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Москва «Просвещение», 2005 г.

Список литературы 1.Джежелей О.В. Учебник «Литературное чтение» 4 класс 1, 2, 3 части. Москва «Дрофа», 2008 г., рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Учебники УМК внесены в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательный учреждениях.

© 2010-2022