Урок по русскому языку на тему Буква П. Звуки [п], [п]

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку на тему Буква П. Звуки [п],[п]Урок по русскому языку на тему Буква П. Звуки [п],[п]Урок по русскому языку на тему Буква П. Звуки [п],[п]Урок по русскому языку на тему Буква П. Звуки [п],[п]Урок в соответствии с ФГОС. Анализ конспекта урока.*

В соответствии с новыми ФГОС на степени начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становиться использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Цель современной образовательной политики - развитие личности каждого ребенка.

Развитие - личностное изменение, приобретение нового опыта.

Главное условие развивающего обучения - самостоятельное решение возникающих проблем (учебных и жизненных).

Показатели развития - умение использовать приобретенные знания и практические умения в новых условиях.

Развитие человека возможно только в процессе его собственной активной деятельности. Из этого вытекает необходимость смены метода обучения - переход от репродуктивного объяснительно-иллюстративного метода к продуктивному, деятельностно-проблемному методу. Только активное участие (интеллектуальное и практическое) детей в освоении (открытии) нового знания через рассуждения, попытки обоснования, доказательства делают урок истинно развивающим.

Основные требования при выборе методов и приемов при работе с младшими школьниками - создание ситуации для максимально самостоятельного открытия нового для ученика знания, перевода знания в умение с последующим его закреплением.

Методика:

Введение новых знаний через проблемные ситуации; наблюдения, рассуждения, общение, обсуждение, выводы;

Введение новых умений через поисковые, пробные практические упражнения;

Закрепление изученного через простейшие творческие проекты.

Роль педагога - руководящая и направляющая в совместной поисковой деятельности детей.

Тема: «Знакомство со звуками [п], [п']. Буквы П, п»

Тип урока:изучение нового материала.

Цель:формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Задачи:

• образовательные:формирование представлений о букве П, совершенствование каллиграфических и читательских умений;

• развивающие:развитие логических операций, развитие умения мыслить;

• воспитательные:воспитание аккуратности, культуры общения (умения слушать и слышать других).

Оборудование:

• учебник;

• письменные принадлежности;

• пластилин, проволока, шнуровка;

• карточки с заданиями;

• картинки-иллюстрации.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Постановка учебной задачи.

У нас сейчас урок обучения грамоте. А что мы делаем на уроках? (Анализируем, сравниваем, моделируем, работаем с тетрадями и учебником, учимся читать и писать, знакомимся с новыми буквами и звуками.)

3.Знакомство со звуками[п], [п'].

- Посмотрите на доску (Печка/печь, пушка, пчела, полка.)

- Какое задание можно выполнить? (Найти сходство и отличие.)

- Что можно сказать? (Они состоят из 5 звуков, 2 слогов.)

- Какое слово может быть лишним/ (Пчела- она живая, печь- не 5 звуков.)

- Что можно сказать об этих предметах?

- Как вы думаете, у этих слов будет одинаковая звуковая схема?

- Сравните первые звуки. Произнесите их.

- Что о них можно сказать? Что нужно для этого вспомнить? (Какие бывают звуки.)

Звук

гласный

согласный

ударный

безударный

звонкий

глухой

твердый

мягкий

4.Называние слов со звуками[я], [я']

А только ли в начале слова могут встречаться звуки [п], [п']?

Чтобы ответить на вопрос, мы будем работать в группах.

Каждая группа будет среди окружающих нас предметов находить определенные слова и прикреплять их на доску.

• Первая группа- слова, которые начинаются со звука [п]

• Вторая группа- слова, которые начинаются со звука [п']

• Третья группа- слова, в которых звук [п] находится в середине слова

• Четвертая группа- слова, в которых звук [п'] находится в середине слова

• Пятая группа- слова, в которых звук [п] находится на конце слова

• Шестая группа- слова, в которых звук [п'] находится на конце слова

Группы закончили работать. Согласны с ними?

Разноуровневые задания позволяют учителю организовывать дифференцированную работус учащимися с различным уровнем речевой подготовки, выстроить оптимальную траекторию развития каждого ребенка.

На уроках письма первоклассники учатся воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма, называть письменные принадлежности, обводить предметы по контуру, писать графические элементы по заданному образцу, чередовать элементы узоров.

5. Зрительный образ печатной буквы П,п.

А я тоже нашла картинки. Куда мне их поместить?

А что у меня изображено? (Буква П.)

На что она похожа?

Буква П - дверной проем,

Не пройти туда вдвоем.

На хоккее, на футболе Буква П - ворота в поле.

Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали.

Буква - это знак, символ.

Буквы мы ... (Читаем и пишем.)

6.Практическая работа. Чтение слогов.

Интересно, что же сможем прочитать.

Возьмите карточки № 1. Прочитайте, что нужно сделать.

Прочитай слоги. Подчеркни слоги с мягким звуком [п'] зелёнымкарандашом, а слоги с твердым звуком [п] синимкарандашом.

ПЯ - ПО- ПУ - ПИ - ПЕ - ПЫ

ПА- ПЭ - ПЮ - ПЁ - ПО - ПЯ

Проверка: девочки читают все слоги, где буква Побозначает звук [п']; мальчики читают все слоги, где буква Побозначает звук [п].

7.Физминутка для глаз.

Учитель по своему усмотрению подбирает на урок наиболее эффективные задания. Необязательно использовать все виды работ, важно выбирать те, с помощью которых можно достигнуть нужных результатов. Каждый урок следует менять перечень используемых заданий, чтобы детям было интересно выполнять разные типы заданий.

Типы заданий:

«Знакомство со звуком»

«Звуковые схемы»

Ребусы «Играем вместе»

«Что лишнее?»

«Бусы» (составление слова из предложенных букв)

«Какое слово спряталось?» (в одном слове необходимо найти другие спрятанные слова)

«Подбери слог»

«Найди слова на картинке»

«Составь рассказ по картинке!

8.Зрительный образ письменной буквы П,п. Письмо букв.

Читая слоги, какие буквы вы видели? (Печатные.)

А какие еще буквы бывают? Дополните таблицу.

Буквы

заглавные печатные

строчные ... (письменные)

Образ заглавной буквы П.

Сравните печатную и письменную буквы.

Одновременно:

А) Чтобы лучше запомнить букву, давайте ее попытаемся изобразить с помощью пластилина и проволоки, ракушек (работа группы учащихся). Покажите, что у вас получилось.

Б) Из каких элементов состоит заглавная буква П?

Возьмите карточку № 2. Обведите буквы, в которых есть элементы буквы П. Самопроверка.

В заглавных буквах найди и обведикрасным карандашом элементы, которые тебе понадобятся при написании заглавной буквы П.

РАГБТЮИНМКЯ

В заглавных буквах найди и обведи красным карандашомэлементы, которые тебе понадобятся при написании заглавной буквы П.

Г Т Б Я И Й Н У

Письмо заглавной буквы П.

Откройте прописи. Письмо буквы в воздухе. Обведите элементы заглавной буквы П три раза. Пропишите первую и вторую строчки.

А зачем нужна заглавная буква П?

(Начало предложения, имена, клички, географические названия.)

Образ строчной буквы я.

Одновременно:

А) Из каких элементов состоит строчная буква я?

Обведите буквы, в которых есть элементы буквы п.Самопроверка.

В строчных буквах найди и обведи красным карандашомэлементы, которые тебе понадобятся при написании строчной буквы п.

нтргиюбку

В строчных буквах найди и обведи красным карандашомэлементы, которые тебе понадобятся при написании строчной буквы п.

г р у н ю т

Б) Изобразите с помощью шнуровки, ракушек строчную букву (работа труп- пы учащихся).

Письмо строчной буквы пв прописях.

9.Пальчиковая гимнастика.

10.Чтение слов с буквой П.

Проверим, сможем ли мы прочитать слова с буквой П.

Прочитайте слова полушепотом.

А) Прочитайте слова первой строчки. Что у них общего?

Б) Прочитайте слова, состоящие из одного слога.

В) Найдите и прочитайте слова, которые отличаются только одной буквой; только одним звуком.

Подберите пару к каждому слову. (Пила- пилы; пилка-пилки.)

Г) А как еще можно изменить значение слова? (...)

(Изменяя в слове одну букву, мы изменяем его значение: борт- порт - пост- мост.)

Д) Вы меняли одну букву, и менялся смысл слова, а я поменяю местами все буквы - «потоп».

Изменилось ли значение слова? (Нет.)

Такие слова называются полиндромами, или словами-перевертышами. Может кто-нибудь сам знает такое слово? (Дед, шалаш, казак, наган.)

11.Итог урока. Устная рефлексия.

- Мы сегодня с вами хорошо поработали.

Что мы делали?

(Рассуждали, анализировали, т. е. учились мыслить; творили, развивали свое внимание, учились работать с учебником, учились читать и писать.)

Каких результатов достигли? (Научились писать букву П, читать слова с буквой П.)

12.Педагогическая и психологическая диагностика.

Вот сейчас вы сами сможете проверить, как вы усвоили тему урока. Выполните задание НА ВЫБОР:

А) Найдите букву Пв узоре,

Б) Найдите букву Пв узорах, полученных путем наложения.

В) Вставьте необходимую заглавную или строчную букву П:

(...)роба (...)ера

(...)ёс(...)олкан

(...)о(...)угай (...)етя

Выберите то задание, которое вам хотелось бы выполнить.

Если вам на уроке было легко, все было понятно, нарисуйте на этой странице солнышко; если что-то было непонятно, были трудности, нарисуйте облачко.

Какие задания наиболее удачные для формирования УУД?

Что вы считаете целесообразным изменить или добавить в конспект урока?

План анализа урока

Анализ структуры урока

1. Каков тип урока и каково его место в начальном курсе (предмет)?

2.Соответствует ли структура и организация урока его цели и типу?

3.Соответствует ли отобранный учителем материал цели и задачам урока?

4. Соблюдена ли связь между различными этапами урока?

5. Рационально ли учитель распределил время на каждый этап урока?

Анализ содержания урока

1. Соответствует ли содержание урока требованиям нового стандарта начального общего образования?

2. Какова степень владения учителем лингвистическим содержанием урока?

3. Логично ли учитель выстроил урок?

4. Какова степень доступности отобранного учителем материала?

5. Какие УУД формируются у детей на данном уроке?

Анализ деятельности учителя на уроке

1. Какие средства использовал учитель для актуализации изученного ранее способа?

2. Какими средствами пользовался учитель для постановки учебной задачи?

3. Возникла ли в результате разворота логики построения урока учителем нужная задача у детей?

4. Какие виды моделей используются на данном уроке? С какой целью?

5. Какие формы учебного сотрудничества использовал учитель на уроке?

6. Уместны ли использованные учителем различные формы работы на различных этапах урока?

7. Реализуется ли в ходе урока дифференцированный подход к детям?

Анализ деятельности учащихся на уроке

1. Какова степень освоения форм учебного взаимодействия работы на уроке?

2. Какова степень владения учащимися диалогической и монологической формами речи.

3. Способны ли дети представлять свои выводы в виде словесной или графической модели (самостоятельно или с помощью учителя).



© 2010-2022