Игровые технологии в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игровые технологии



«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский


Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность. Особенно она важна для детей младшего школьного возраста. Психологи доказали: в игре интенсивно развивается психика, в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие, в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем просто выполняет задание. В условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью? Оказывается, один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения. Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Функции игры как педагогического феномена: - Развлекательная, основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес. - Коммуникативная, игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения. - Самореализация, игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации.

Значение игры в обучении Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - как элементы более обширной технологии; - в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); Наряду с трудом и учением игра - один из основных видов деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В структуру игры как деятельности личности входят этапы: - целеполагания; - планирования; - реализации цели; - анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. - возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации. В структуру игры как процесса входят: - роли, взятые на себя играющими; - игровые действия как средства реализации этих ролей; - игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; - реальные отношения между играющими; - сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять учебные действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие младшего школьника в целом . Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности. Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения и вычитания (умножения и деления) можно использовать игру «Поймай рыбку» или «Самый быстрый почтальон».


Игры и игровые упражнения на уроках 1-м классе.


Все игры и игровые упражнения на уроках проводятся не ради развлечения, а ради успешного усвоения изучаемого материала, активизации познавательной деятельности учащихся и получения желаемых результатов. Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Вместо обычного вступления учителя можно предложить иное начало урока - разгадать (расшифровать) тему урока. Предложить учащимся загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием. - Прочитайте название темы урока по первым буквам тех предметов, которые вы видите на плакате. Игровые технологии в начальной школе


Игровые технологии в начальной школе


Игровые технологии в начальной школе Игровые технологии в начальной школе Тема: Слог. - Расставьте карточки, начиная с самой большой.

Игровые технологии в начальной школе Тема: Сантиметр. - Выберите карточки одного цвета.

Игровые технологии в начальной школе
Тема: Литр. - Постройте пирамидку.

Игровые технологии в начальной школе Тема: Алфавит. - Вспомните сказку («Репка», «Колобок» и др.) Изучая и закрепляя с учащимися правило о парных согласных, можно выполнить следующие задания: - Отгадайте слова, подберите проверочные, запишите.

Игровые технологии в начальной школе Столб, сугроб, короб, хлеб, сруб, гриб, зуб, дуб.

Задание может быть изменено. На лепестках цветка нет окончания слова, а в центре дана буква, с которой начинаются слова. Игровые технологии в начальной школе

  1. Снег, суп, сноп.
  2. Град, город, год.
  3. Дуб, дрозд, друг.
Можно использовать игру «Найди не меньше 10 слов». Учащиеся находят по картинке не меньше 10 слов с парными согласными, подбирают проверочные слова, составляют с данными словами предложения. Можно составить и целый рассказ. Аналогичную работу можно провести и по другим темам («Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн», «Проверяемые безударные гласные», «Непроверяемые безударные гласные» и др.) Повторяя и закрепляя тему «Предлоги», можно провести игру «Кто больше?». По карточкам с иллюстрациями повторяется до 10 предлогов. Предложений можно составить ещё больше. Используя такие пособия, можно быстро вспомнить предлоги, повторить правила написания предлогов с другими словами; работать над развитием речи, составляя предложения, мини-тексты; пополнять словарный запас учащихся.

Игровые технологии в начальной школеИгровые технологии в начальной школе Как игровой момент на уроках русского языка и математики можно использовать отгадывание ребусов. Они могут быть составлены из букв, букв и цифр, букв и рисунков, цифр и рисунков. Не менее интересны игровые упражнения и игры, которые можно провести на уроках математики. При знакомстве с числами первого десятка ребята с удовольствием играют в «Домино». Эта игра знакома им ещё с детского сада. Домино может быть различным: домино с картинками и цифрами, домино с фигурами и цифрами. Ребята могут работать вдвоём (карточки у каждого на столе) или всем классом (работа у доски с большими карточками).

Игровые технологии в начальной школе Аналогичную работу можно провести и с карточками, используя игры «Найди пару», «Где моё место?». Заменит решение примеров в столбик и запись их в тетрадь решение круговых примеров. Данную работу можно провести у доски и на местах в парах. Ребятам нравится, когда в гости к ним приходят сказочные герои. Обычно такие игры называются «Помоги Незнайке», «Подскажи Незнайке», «Помоги сказочному герою». Можно решать не только примеры и задачи, но и выполнять самые различные задания. Дать характеристику числа; записать числа, используя данные цифры; составить числовые выражения на +, −, ∙, : и т.д.

Игровые технологии в начальной школеИгровые технологии в начальной школеИгровые технологии в начальной школеИгровые технологии в начальной школеИгровые технологии в начальной школе Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 и л д а м к о р е ц

6 - 1 5 + 2 10 - 8 5 + 2 7 - 4 6 + 3 5 + 5 М О Л О Д Е Ц
Проводить устный счёт можно по-разному. Очень нравится ребятам игра «Мы - строители». Детям предлагается построить дом, корабль, пирамидку. На обратной стороне деталей вставлен в рамку пример. Только решив его, деталь можно прикрепить к плакату. Каждый ученик хочет участвовать в такой игре и старается не ошибиться.

Игровые технологии в начальной школеИгровые технологии в начальной школе На уроках математики используются игры и игровые упражнения с геометрически материалом, счётными палочками. Игра «Поймай рыбку». На доске висит таблица, на которой изображен аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан пример: 7+8 9+6 и т.д. Двое учащихся выходят к доске и решают выражения. Остальные выполняют задания в тетради. По истечении времени, отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в игре. Игра «Самый быстрый почтальон» Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах) Кто быстрее и правильнее разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон. Математические ручейки. Дети, сидящие на одном ряду, стоят, повернувшись, лицом друг к другу. Только что прошел необычный дождь - математический. Образовались бурные математические ручейки, которые весело бегут, перегоняя друг друга, с пригорка вниз, к озеру. Какой ручеек самый быстрый, какой раньше достигнет озера? По сигналу первый ученик из каждого ряда (ручейка) называет любой пример на сложение или вычитание и бросает мяч своему соседу по парте. Тот ловит мяч, называет ответ и составляет следующее выражение, используя в качестве исходного числа число ответа. Составив новое выражение, он бросает мяч стоящему в противоположном ряду товарищу и т.д. Побеждает тот ручеек, который раньше других добежит до озера. Забей мяч в корзину. На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 24, 27, 36. Каждому ряду дается задание составить за определенное время (5 минут) как можно больше примеров с данным ответом на умножение. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с данным ответом.

Использованные источники.

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - Москва, 2006 г.

4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе festival.1septe Картинки взяты из Интернета




© 2010-2022