Рабочая программа по окружающему миру 3 класс СРО Занкова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011).
Стержнем предмета является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. Общей целью начального общего образования по предмету «Окружающий мир» является:

  • формирование целостной картины мира и сознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Предмет «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
  1. формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
  2. на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
  3. в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
  5. освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
  6. воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Особое структурирование содержания программы способствует решению поставленных задач курса. От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу. В 3 классе на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Содержание курса 2 класса подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем - путешествие по территории Древнерусского государства, открытие новых земель, знакомство с природными зонами России и её историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира. В историческом плане в 3 классе прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место отводится изучению истории России. Значимой является и связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания. Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. Особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией. Программа построена по принципу дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания. В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей. Таким образом, постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений. Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа. Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально - чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни», «Краеведение». Формы обучения:

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • парные;
  • групповые.

Работа по данному предмету обеспечивается УМК:
  1. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 3 класса: в 2 ч./Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
  2. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Естествознание и обществознание». В 3 классе на изучение предмета отводится 68 часов. На проведение контрольных работ в 3 классах отводится 4 часа, на проведение экскурсий -4 часа, в 3 классе на создание проектов и проведение исследований запланировано 8 часов. С учетом специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты. Характеристика проекта:

  • по числу участников - индивидуальный и групповой;
  • по длительности - краткосрочный;
  • по предметному содержанию - монопредметный;
  • по внешнему виду деятельности - информационный, исследовательский, практико-ориентированный, практический.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


3 класс

Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:

  • ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
  • интерес к познанию окружающего мира;
  • ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
  • предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
  • понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
  • ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
  • принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
  • понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Обучающийся получит возможность для формирования:
  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной деятельности;
  • реализации основ гражданской идентичности в поступках;
  • следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
  • контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научится:
  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровне;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
  • на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
  • осуществлять поиск необходимого иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
  • осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  • находить в сотрудничестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
  • умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научится:
  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • находить разнообразные способы решения учебной задачи;
  • осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
  • строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
  • строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать другое мнение и позицию; контролировать действия партнера;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования различных точек зрения;
  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
  • использовать свою речь для планирования своей деятельности.






Предметные результаты Человек и природа Обучающийся научится:
  • устанавливать связи между живой и неживой природой;
  • осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;
  • использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, создания собственных устных и письменных высказываний;
  • использовать различные справочники для поиска информации;
  • проводить наблюдение за погодой и природой родного края;
  • сравнивать изучаемые природные зоны России; природные сообщества как единство живой и неживой природы, приводить примеры растений и животных;
  • выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
  • узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
  • соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыха у водоема;
  • узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
  • фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды, составлять устную характеристику погоды.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
  • оформлять результаты исследовательской работы с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких отчетов;
  • моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
  • планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество Обучающийся научится:
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах;
  • устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
  • выделять главное в текстах учебника в соответствии с заданиями.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
  • оформлять результаты исследовательской работы с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
  • осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
  • наблюдать проявление богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность узнать:
  • о древнейшей истории человека, о первых государствах;
  • об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;
  • об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;
  • имена выдающихся российских государственных деятелей: князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;
  • об истории и выдающихся людях родного края.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3 класс (68 ч) Природные условия Земли (12ч) Человек и природа. Особенности планеты Земля. Погода, показатели погоды. Народные приметы погоды. Наблюдение за погодой родного края. Климат. Почва. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Природные зоны. Практические работы: Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов. Фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон. Человек в далеком прошлом (9ч) Человек и общество. Природные условия, в которых появился Человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие древнего мира. Лента времени. Практические работы: Ориентирование на физической карте и карте природных зон. Соотнесение: год и век, век и тысячелетие. Исследовательская работа: Роль искусства в жизни человека. Экскурсии в зоопарк, дендропарк, краеведческий музей. Земли восточных славян (22ч) Человек и природа. Природная зона степей, лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Меры по сохранению степей и лесов. Человек и общество. Освоение человеком законов природы. Расселение славян. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве. Практические работы: Ориентирование на карте природных зон России. Работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарием. Составление цепей питания. Подбор загадок, пословиц, поговорок о природу, дружбе и труде народа. Коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и лесов. Составление кроссвордов по темам. Исследовательская работа: Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в зоне степей, лесов. Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов. Экскурсия в краеведческий музей. Московское государство (12ч) Человек и природа. Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества, их значения. Круговорот веществ в природе. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы. Человек и общество. Объединение вокруг Москвы русских земель. Куликовская битва. Культура Московской Руси. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный. Практические работы: Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах. Составление цепей питания. Узнавание ядовитых растений и грибов. Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия. Применение правил поведения в лесу и водоемах. Экскурсии в лес, к реке. Путь от Руси к России (13ч) Человек и общество. Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Начальное представление о народах России. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Активная роль человека в обществе. Краеведение. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности. Исследовательская работа: Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время. Экскурсии в художественный музей, музей прикладного искусства.
Примерное тематическое планирование
Название раздела Кол-во часов Природные условия Земли 12ч Человек в далеком прошлом 9ч Земли восточных славян 15ч Образование Древнерусского государства 7ч Объединение русских земель вокруг Москвы 12ч Какая она, Азия 6ч Россия в XVII веке 7ч

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

по окружающему миру Оценка "5″ ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы. Оценка "4″ ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5″, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. Оценка "3″ ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя. Оценка "2″ ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. Оценка тестов. Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно; "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями; "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания. Базовый уровень 0 - 60% 60 - 77% 77 - 90% 90 - 100% менее 17 баллов 18 - 22 балла 23 -26 баллов 27-30 баллов "2″ "3″ "4″ "5″ Тест Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий

Пересказ Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1.Учебно-методические комплекты по окружающему миру

  1. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 3 класса: в 2 ч./Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
  2. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013
  3. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 класс./ Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
  4. Товпинец, И. П. Уроки здоровья. Книга для чтения по курсу «Окружающий мир»./ И. П. Товпинец. - Самара: Корпорация «Федоров», 2011
  5. Трофимова, Г. В. Тайны близкие и далекие: книга для чтения по курсу «Окружающий мир»./ Г. В. Трофимова. - Самара: Корпорация «Федоров», 2011
  6. Чутко, Н. Я. Я - гражданин России: Учебное пособие для 3, 4 классов./ Н. Я. Чутко. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
  7. Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/ сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения Плакаты по основным темам естествознания. 2.Печатные пособия
  1. Государственная символика и портрет президента
  2. Государственные праздники России
  3. «Безопасность дорожного движения», комплект плакатов. ОБЖ 1-4 кл.
  4. Модель-аппликация «Здоровье человека»
  5. Модель-аппликация «Уход за комнатными растениями»
  6. Модель-аппликация «Природные зоны России»
  7. Модель-аппликация «Воздействие человека на окружающую среду»
  8. Глобус физический Земли
  9. Модель «Строение земли»
  10. Комплект таблиц раздаточных «Грибы съедобные и несъедобные»
  11. Гербарий «Начальная школа»
  12. Компас школьный
Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов) Географические и исторические настенные карты Атлас географических и исторических карт. Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток)
Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения. Детская справочная литература (справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде) Методические пособия для учителя 3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету 4.Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Ноутбук Интерактивная доска Мультимедийный проектор. Цифровой микроскоп Сканер, принтер 5.Экранно-звуковые пособия Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения Видеофильмы соответствующего содержания Слайды соответствующего содержания Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Образовательные интернет - ресурсы
openworld.ru/school Официальный сайт журнала «Начальная школа»
1 september.ru Педагогический сайт методических разработок
«Фестиваль педагогических идей».
«Начальная школа» - методическая газета для учителя начальной школы
4stupeni.ru Конспекты уроков для начальной школы
100zatey.ru Детские праздники, выпускные в начальной школе
repetit.ru Подготовка к школе. Опыт преподавания.
edudic.ru Энциклопедический словарь "Начальная Школа". Толковые Словари и энциклопедии
uchteh.ru Учебная техника и наглядные пособия
abvgdeyka.ru Познавательный портал для учащихся 1-4 классов
solnet.ru Детский образовательный портал «Солнышко»: кроссворды, игры.




Календарно-тематическое планирование в 3 классе
№ тема Дата по плану Дата по факту Природные условия Земли (11 часов) Личностные - интерес к познанию окружающего мира; - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; - понимание причин успеха в учебе; - оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; - представление о своей этнической принадлежности. Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Познавательные - осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; - воспринимать смысл познавательного текста; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); - осуществлять синтез как составление целого из частей; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; - обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку); - подводить анализируемые объекты под понятия разного. .уровня обобщения. Коммуникативные - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); - строить понятные для партнера высказывания; - задавать вопросы, адекватные ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
1 Приглашение к путешествию. 3.09
2 Масштаб. 8.09
3 Погода. 10.09
4 Погода. Народные приметы погоды. 15.09
5 Климат. 17.09
6 Климат. 22.09
7 Почва. Состав почвы.Практическая работа 24.09
8 Образованиепочв. Плодородие. 6.10
9 Защита почв. 8.10
10 Природныезоны сушиЗемли. 13.10
11 Обобщениезнанийпо теме «Природные условия Земли» Проверочная работа по теме «Природные условия Земли» 15.10
Человек в далеком прошлом (10 часов) Регулятивные -учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; использовать необходимую информацию для выполнения учебных заданий; находить в тексте ответ на заданный вопрос. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для других высказывания; добывать новые знания и извлекать информацию. Личностные: усвоение практических знаний и ориентация на обобщенные способы действия. 12 Особенности Африки. 20.10
13 ОсобенностиАфрики. 22.10
14 Родина человечества. 27.10
15 Как появился человек. Особенности жизни древних людей. 29.10
16 Древние государства. 10.11
17 Античность. 12.11
18 Расширениезнаний о Европе. 17.11
19 Расширениезнанийоб Азии. 19.11
20 НаследиеДревнегомира. 24.11
21 Наследие Древнего мира. Тест по теме «Человек в далеком прошлом» 26.11
Земли восточных славян (23 часа) Личностные - интерес к познанию окружающего мира; - понимание причин успеха в учебе; - ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; - оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - понимание чувств одноклассников и учителей; - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; - представление о своей этнической принадлежности. Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), Словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами и другими; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Познавательные: - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; - осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; - воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); - подводить изученные анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. 22 Географическое положение Европы. Восточно-Европейскаяравнина. Практическая работа. 1.12
23 Природнаязона степи.Растительность.Практическая работа. 3.12
24 Животный мир степей. 8.12
25 Сезонные изменения в степях. 10.12
26 Население степей.Земледельцы и кочевники. 15.12
27 Лесостепь. Лесная зона. Практическая работа. 17.12
28 Лесостепь. Лесная зона . Контрольная работа за 1-е полугодие. 22.12
29 Смешанные леса. Растительность и животный мир. 24.12
30 Смешанные леса. Растительность и животный мир. 29.12
31 Сезонные изменения в лесу. Экскурсия в лесопарк. 12.01
32 Сезонныеизмененияв лесу. Исследовательская работа. 14.01
33 Как жили наши предки. Практическая работа. 19.01
34 Жизнь славян в лесах. 21.01
35 Торговые связи с соседями. 26.01
36 Обожествление природы. 28.01
37 Первые русские князья. 2.02
38 Принятие Русью христианства. 4.02
39 Древнерусская культура. Зодчество. Памятники архитектуры 9.02
40 Экскурсия в краеведческий музей. 11.02
41 Устное народное творчество. 16.02
42 Как училишкольниковна Руси. 18.02
43 Ордынскоенашествие. 25.02
44 Александр Невский. Ледовое побоище. Тест по теме «Земли восточных славян» 1.03
Московское государство (11 часов) Личностные - ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; - интерес к познанию окружающего мира; - ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; - осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; - осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; - оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы; - понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; - принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; - понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно- образным (рисунка ми, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно- образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Познавательные - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; - осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; - воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); - обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); - подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. 45 Залесскаяземля.Природное сообщество леса. 3.03
46 Экологические проблемы леса. 10.03
47 Сообществолуг. Человек и сообщество луг. 15.03
48 Природноесообщество озеро. Экскурсия к водоему. 17.03
49 Животные,обитающие в озере и по его берегам.Правила поведенияу водоема. 22.03
50 Сообществополе. Проверочная работа «Природные сообщества леса, луга, озера» 24.03
51 ВозвышениеМосквы. 5.04
52 Освобождение Руси от монгольского ига. 7.04
53 СозданиеМосковского государства. 12.04
54 Русскаякультура. 14.04
55 Русскаякультура. Проверочная работа по теме «Московское государство» 19.04
Путь от Руси к России (13 часов) Личностные - ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; - интерес к познанию окружающего мира; - ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; - осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; - понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы; - сопереживание другим людям, в т.ч. историческим лицам; - принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; - понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; - понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно- образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно- образным и словесно- логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; - вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми; - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Познавательные - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; - осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; - пользоваться знаками, символами, таблицами, 56 Русские первопроходцы.Поход казаковпод руководством Ермакав Сибирь. 21.04
57 Азия. Практическая работа. 26.04
58 Тайга. 28.04
59 Экологические проблемы тайги. 3.05
60 Сообществоболото. 5.05
61 Природа Индии. 10.05
62 Россия в XVII веке. Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский. 12.05
63 Сквозь сибирские дебри. 17.05
64 Природатундры. 19.05
65 Люди в тундре. 24.05
66 Арктическаяпустыня. 25.05
67 Годовая контрольная работа. 26.05
68 Россия накануне реформ. 30.05








































Контрольно-измерительные материалы

Тест «Погода»

1.Состояние атмосферы в данном районе местности за сутки, неделю, месяц:

а) холод б) погода в) жара

2. Погода характеризуется:

а) сменой дня и ночи б) вращением Земли вокруг Солнца

в) температурой, атмосферным давлением, направлением и силой ветра, осадками

3. Наука, которая изучает погоду:

а) метель б) метеор в) метеорология

4. Предсказание погоды вперед на несколько дней:

а) прогноз б) гипноз в) мороз

5. Если днем жарко, душно и быстро увеличиваются кучевые облака, то будет

а) холод б) гроза в) наводнение

6. Если днем приятный теплый ветерок дует с водоема на сушу, то погода

а) ухудшится б) не изменится совсем в) будет хорошей

7. Если ласточки летают низко над землей, то будет:

а) дождь б) мороз в) ясно и сухо
































Контрольная работа за 1 четверть Задание 1 Напиши в каких состояниях вода находится в природе. Приведи примеры. Задание 2 Запиши температуру воздуха числами и знаками: пять градусов мороза, три градуса ниже нуля, восемь градусов тепла. Задание 3 Выпиши в одну группу свойства воды, а в другую - свойства воздуха. Прозрачный(ая), текучий(ая), бесцветный(ая), упругий(ая), безвкусный(ая), без запаха. Задание 4 Какова причина смены дня и ночи? Выбери правильный ответ.

  1. Солнце движется вокруг Земли
  2. Земля вращается вокруг своей оси.
  3. Земля вращается вокруг Солнца.
Задание 5

Перепиши слова - понятия левого столбика. Рядом с каждым понятием напиши соответствующее название из правого столбика. спутник Москва

планета Тихий

материк Земля

страна Петербург

столица Луна

город Африка

океан Россия Задание 6 Выпиши к растениям сосна и огурец подходящие понятия: дерево, кустарник, травянистое растение, хвойное, цветковое, живая природа, культурное, дикорастущее. Задание 7 К каждому понятию выпиши относящихся к нему животных. Млекопитающие (звери) лисица Рыбы щука Птицы бабочка - крапивница Насекомые синица карп олень сорока крот божья коровка


Тест « Природные зоны»

1.Природная зона, которая располагается между лесотундрой и смешанными лесами

а) тундра б) степь в) Арктика г) тайга

2. В тайге преобладают деревья

а) хвойных пород б) широколиственных пород в) травянистые растения

3. Хвойное дерево, которое сбрасывает осенью хвою

а) сосна б) кедр в) ель г) лиственница

4. Птицы, которые выводят птенцов зимой

а) воробьи б) сороки в) клесты г) кукушки

5. Животное, которое живет в верхнем ярусе тайги

а) медведь б) лиса в) заяц г) белка

6. Зверек с полосатой спинкой. Который делает запасы на зиму

а) косуля б) бурундук в) олень г) волк

7. Животное, похожее одновременно на барсука и небольшого медведя

а) белка б) лось в) соболь г) росомаха

8. Хозяин тайги

а) лиса б) медведь в) лев г) заяц

9. Длинными бородами свисают со стволов и ветвей деревьев

а) лианы б) лишайники в) бабочки капустницы

10. Из этого дерева строили военные укрепления

а) ольха б) рябина в) лиственница г) пихта



























Контрольная работа за 2 четверть

1. Лесная зона расположена севернее зоны:

А) степей;

Б) арктических пустынь ;

В) пустыни;

Г) тундры;

2. Какую роль в жизни человека и природы играет лес:

А) снабжает кислородом;

Б) очищает воздух от пыли;

В) сохраняет влагу;

Г) прекрасное пастбище для скота ;

3. Главные отличительные признаки лесной зоны:

А) вечная мерзлота;

Б) мало влаги и много тепла ;

В) достаточность тепла и влаги;

Г) многочисленные болота;

4. Какое количество ярусов можно обнаружить в смешанном лесу:

А) 2;

Б) 4;

В) 5;

Г) 3;

5. Какое значение имеет листопад для леса?

А) растения освобождаются от вредных веществ, которые накопились в листьях за лето;

Б) зимой листья защищают корни от мороза;

В) опавшие листья являются хорошим кормом для животных в долгие зимние дни;

Г) листья, разлагаясь, обеспечивают почву питательными веществами;

6. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков появляется красная ягода. Но не бери её в рот - она ядовита. О каком растении идёт речь?

А) черёмуха;

Б) колокольчик;

В) ландыш;

Г) шиповник;

7. Кто из представителей животного мира относится к зоне лесов:

А) сайгак;

Б) лось;

В) кабан;

Г) дрофа;

8. Кто из названных животных не залегает в спячку?

А) белка;

Б) бурый медведь;

В) ёж;

Г) барсук

9. Птица, которую называют "доктором" леса:

А) снегирь;

Б) сойка;

В) тетерев;

Г) дятел;

10. Какой организм надо включить в пищевую цепь: осина -------…… -------- лиса

А) гусеница;

Б) заяц;

В) мышь;

Г) бобр;


Тестовая работа. Природное сообщество: луг, озеро, поле.

Задание 1.

В каких отношениях находятся следующие понятия:

  • Природное сообщество

  • Лес

  • Озеро

  • Луг

Укажите соответствующую модель:

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс СРО Занкова

Задание 2.

Распределите животных и растения по природным сообществам. Стрелками укажите связь:

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс СРО Занкова



Задание 3.

Отметьте "+" животных и растения, которые помогают человеку выращивать урожай, а "-" тех, кто ему мешает:

  • грачи;

  • пчелы;

  • бабочки;

  • гусеницы;

  • дождевой червь;

  • суслики, хомяки, мыши;

  • василек, пырей, лютик полевой;

  • колорадский жук;


Тест Ордынское нашествие.

1.Киевская Русь состояла из множества

а) дворов б) усадеб в) княжеств

2. Обычай князей наделять земельными владениями своих дружинников - бояр

а) укреплял Русь б) усиливал дробление Руси в) расширял границы Руси

3. Князья так вели свое хозяйство, чтобы

а) ничего не покупать на стороне б) всё закупать за границей

г) ничего не делать

4. Князья вели постоянную борьбу между собой за

а) торговлю б) более богатое княжество в) мёд

5. Монголотатары напали на Русь в

а) 1237 году б) 988 году в) 2009 году

6. Предводитель Золотой Орды внук Чингисхана

а) Иван б) Псков в) Батый

7. Киев был полностью разрушен в

а) 2110 году б) 1240 году г) 2008 году

8. Ордынское господство над Русью продолжалось

а) 240 лет б) 50 лет в) 0 лет

9. Разгрома избежали города

а) Киев и Москва б) Рязань и Москва в) Новгород и Псков

10. Город, прозванный захватчиками «злым»

а) Москва б) Козельск в) Красноярск

























Контрольная работа за 3 четверть

ЗАДАНИЕ 1

а) Выпиши из данных названий объектов те, которые относятся к зоне лесов:

ковыль, ель, лиса, дрофа, дятел, калина, клён, земляника, полынь, сайгак, лось, папоротник, суслик, бузина, хомяк.

б) Распредели растения лесной зоны на три группы. Напиши названия групп.

ЗАДАНИЕ 2

а) Запиши знаками.

Температура воздуха опустилась до десяти градусов ниже нуля.

б) Сделай словесное описание погоды, используя её знаковую

запись.

ЗАДАНИЕ 3

а) Какие объекты живой природы надо включить в эти пище_

вые цепи?

1. Семена растений _ хомяк _ ?

2. Листья деревьев _ ? _ синица _ ?

3. ? _ заяц _ ?

б) Объясни, что означает направление стрелки.

ЗАДАНИЕ 4

Напиши, почему осенью ласточки, скворцы улетают из зоны лесов.

____________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 5

Какое значение в жизни человека имел огонь? Выбери пра_

вильные утверждения и поставь около них знак «+».

1. Огонь обогревал жилище и человека.

2. Служил украшением.

3. Огонь отпугивал диких зверей.

4. Был источником освещения.

5. На огне готовили пищу.

6. Огонь был нужен для летательных аппаратов.

ЗАДАНИЕ 6

Допиши определения.

Год _ это время, за которое ______________________________________________.

Месяц _ это время, за которое ___________________________________________.

ЗАДАНИЕ 7

Напиши, в каком году и в каком веке на Руси было принято

христианство:

а) 988 г., б) 1242 г., в) 1380 г.


Итоговая контрольная работа

Переход в записи информации от одной знаковой системы к другой

ЗАДАНИЕ 1

Запиши с помощью знаков:

восемнадцать градусов мороза, пять градусов тепла, три градуса

ниже нуля, тридцать градусов выше нуля.

Ориентирование в пространстве

ЗАДАНИЕ 2

Укажи, в каком направлении надо двигаться от дома, чтобы выйти к озеру.

Подведение частных понятий под общее

ЗАДАНИЕ 3

Подчеркни названия животных, которые обитают в зоне степей:

лиса, олень, кузнечик, дрофа, белка, суслик, сайгак, медведь.

Установление связей внутри природного сообщества

ЗАДАНИЕ 4

1. Напиши названия природных сообществ:

а) щука, головастик, водомерка, окунь, кувшинка . . .

б) клюква, росянка, лягушка, цапля . . .

в) клевер, жаворонок, кузнечик, орёл . . .

2. В сообществе в) составь цепь питания.

Знаешь ли ты свою страну?

ЗАДАНИЕ 5

1. В какой природной зоне ты живёшь?

2. Напиши, какие объекты живой природы характерны для

природы твоего региона.

а) растения: . . .

б) животные: . . .

История России

ЗАДАНИЕ 6

Соедини правильно историческое событие и дату.

Год

1988

1147

1242

988

1380



Событие

Первое упоминание о Москве

Куликовская битва

Крещение Руси

Ледовое побоище

30



© 2010-2022