- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие познавательных компетенций через применение деятельностного метода на уроках математики. Выступление на педсовете
Развитие познавательных компетенций через применение деятельностного метода на уроках математики. Выступление на педсовете
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гусак Л.П. |
Дата | 08.05.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
«Развитие познавательных компетенций через применение деятельностного метода на уроках математики»
( Выступление на педагогическом совете.
Из опыта работы Гусак Л.П.)
"Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю".
Китайская мудрость. Стандарты нового поколения предусматривают формирование активной, творческой, интеллектуально развитой личности, владеющей универсальными учебными действиями, умеющей и желающей учиться. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на иностранном языке), либо умственным действиям. Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои собственные, не встречавшиеся в его практике способы действий. Успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать. На мой взгляд, успешный ребенок - это ребенок, получающий радость, удовлетворение, положительные эмоции от учения; умеющий учиться, что означает умение сформулировать цель своей работы, спланировать шаги для ее достижения, выбрать методы и инструменты для их воплощения в жизнь, оценить результат; стремящийся представить свои мысли, работы одноклассникам, учителям, родителям, миру; активно осваивающий и расширяющий свое образовательное пространство за счет участия в конкурсах, конференциях, олимпиадах; имеющий успехи в изучении предметов. Успешность ребенка в настоящий момент - это и горячее желание родителей. И в этом смысле родители и государство оказались едины. Таким образом, изучение передового педагогического опыта, своя педагогическая деятельность позволяет сделать вывод, что с необходимостью поиска и внедрения в практику наиболее эффективных методов обучения, обеспечивающих формирование и становление личности, считать актуальной избранную тему моего педагогического опыта: «Развитие познавательных компетенций через применение деятельностного метода на уроках математики». Преподавательский опыт, реализуемый педагогом, строится с учетом личностно-ориентированных принципов, а именно: непрерывного общего развития каждого; целостности картины мира; учета индивидуальных возможностей и способностей школьников; прочности и наглядности; охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка. В основе использования технологии деятельностного метода обучения по математике учитываю следующие положения, влияющие на эффективность данной работы: 1) возраст школьника; 2) разный уровень его развития (школьники, не посещающие детский сад, часто приходят в школу с несформированными сенсорными эталонами); 3) возрастной этап обучения и тип урока; 4) особенности мировосприятия школьника, который часто общается с узким кругом носителей знаний - своим учителем, родителями. Содержательную основу опыта составили основные ключевые понятия, термины: Компетентность - это характеристика человека, а компетенция - то, чем он уже владеет (способность, умение). В составе познавательных компетенций можно выделить: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- освоение способов решения проблем;
- освоение начальных форм познавательной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение понятиями, отражающими связи и отношения между объектами и процессами;
- овладение умением работать в паре, группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Трудности для учителя Приобретённая польза для учителя 1.Должен научиться не мешать детям осуществлять поиск, а лишь направлять их, помогать им. Взрослые поневоле меняются сами, меняется их взгляд на жизнь, их отношение к проблемам на работе, в семье. 2.Нелегко не давать знания в готовом виде, нелегко слушать зачастую абсурдные предположения детей о том, что стоит предпринять для выхода из затруднения. Значительно интереснее, приходя на занятие к детям, каждый раз слышать разные, порой неожиданные, гипотезы, чем каждый год рассказывать малышам одно и тоже. 3.Трудно не вмешиваться, когда, работая в группах или парах, дети никак не могут договориться. Это творческая работа, а значит - интересная, от которой можно получать удовольствие.
«Способности проявляются в деятельности и в ней же формируются».
С. Л. Рубинштейн Уроки деятельностной направленности в технологии деятельностного метода по целеполаганию можно распределить в четыре группы: 1. Уроки «открытия» нового знания 2. Урок рефлексии 3. Урок общеметодологической направленности 4. Уроки развивающего контроля I.Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
- Мотивация (самоопределение) к деятельности.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Структура уроков - рефлексии в рамках деятельностного подхода. Суть уроков - рефлексии в рамках деятельностного подхода: в выработке единого понятийного аппарата, в осознании учащимися своих достижений и проблем. Успешность и эффективность этой технологии возможны при высокой организации урока, необходимым условием становится продуманность рабочих пар (четверок), опыт совместной работы учащихся. Пары или четверки должны формироваться из детей с различным типом восприятия (зрительный, слуховой, моторный), с учетом их активности. В этом случае совместная деятельность будет способствовать целостному восприятию материала и саморазвитию каждого ребенка. Первая ступень деятельностного обучения - 1 класс. Дети учатся самостоятельно формулировать тему урока, находить ответы на вопросы, учатся работать в группе (в парах). 2 класс - Дети самостоятельно формулируют тему урока, учатся задавать вопросы и находить ответы на них, взаимодействовать в группе (в парах). В 3-4 классах - групповая работа (реализуются основные условия коллективности: ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда между членами группы; осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль). Данная форма работы требует определённой подготовки учителя к уроку, но результат работы оправдывает себя. Результат данного опыта отражен в «Рекомендациях по организации учебной деятельности учащихся на уроках математики, направленной на развитие познавательных компетенций» Таким образом, дети приобщаются к важным навыкам жизни: действенному общению, умению слушать, умению соглашаться с точкой зрения другого, умению разрешать конфликты, умению работать сообща для достижения общей цели. Умение управлять как собственной, так и совместной деятельностью в группе дает возможность обучающимся быть активными участниками учебной деятельности. III. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Структура уроков общеметодологической направленности в рамках деятельностного подхода. В качестве одного из средств в учебно-познавательном процессе, позволяющих реализовать идею развития, выступают устные упражнения. Практически в каждый урок я включаю достаточно интенсивные упражнения на отработку вычислительных навыков. Вычислительным упражнениям придаю развивающий характер, подбирая числа - ответы так, чтобы полученные ответы дети могли анализировать, классифицировать, выявлять закономерности. Это помогает не только закреплять навык счета, но и вести подготовку детей к работе деятельностным методом. Соответствующие упражнения включаются на каждый урок на этапах актуализации знаний (если задания на повторение вписываются в подготовку детей к этапу «открытия» нового знания), первичного закрепления, повторения. Таким образом, продуманная система устных упражнений позволяет не только вести системную работу по формированию вычислительных навыков и навыков решения текстовых задач, но и во многих других направлениях, таких, как: а) развитие внимания, памяти, мыслительных операций, речи; б) формирование эвристических приемов; в) развитие комбинаторного мышления; г) формирование пространственных представлений. IV. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов
Структура уроков развивающего контроля в рамках деятельностного подхода. Завершающая контрольная работа должна быть предложена ученикам на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль - по нижней). При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Задача же учителя - вывести оценку усвоения учебного материала по планке, необходимой для дальнейшего продвижения Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения - вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит и качество моей работы с ними. Эффективным средством, позволяющим раскрыться каждому ребенку в классе и реализовать свой потенциал, является творческая работа детей. Такие творческие задания, в которых дети придумывают, составляют, изобретают, я предлагаю систематически, до 2-3 раз в неделю. В них дети придумывают примеры на изученный вычислительный прием, составляют задачу по данному выражению, (например, 7+2*3 или а:5; b:8), задачу по заданному сюжету (о спорте, о животных, об исторических событии и т.д.), зашифровать или расшифровать название города, животного и т.д., нарисовать узоры или геометрические фигуры указанного свойства (например, прямоугольный треугольник, узор из окружностей). Подобные задания, в которых дети выступают не как исполнители, а как творцы, способствуют более глубокому и прочному усвоению ими знаний Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, использую различные методы и приёмы: - исключения критики;- поощрения самого необузданного предположения, требования, чтобы количество предлагаемых «продуктов» было как можно большим;- каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать. Все это находит свое место в составе познавательных компетенций учащихся. Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся . 4) Прослеживается положительная динамика учащихся моего класса в интеллектуальном развитии (общий показатель) (данные предоставляла педагог-психолог школы Л.Б. Осинцева по МУР Замбавичане в обработке В.М.Астапова).
5) Положительная динамика развития познавательных компетенций:
Прослеживается положительная динамика развития познавательных компетенций учащихся.
Перспективы.
В дальнейшей своей работе планирую совместно с учителями школы разработать методические рекомендации по применению системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения средствами информационно-коммуникационных технологий по формированию познавательных компетенций обучающихся. Таким образом, полученные позитивные результаты свидетельствуют об эффективности применения технологии деятельностного метода в развитии познавательных компетенций школьников на уроках математики. ЛИТЕРАТУРА 1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 2007.-512 с. 2.Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей. -Томск, 2008. -144 с. 3.Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. 4.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. 5.Матвеева Е.И. Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. -24с. 2010.- 93 с. 6.Матвеева Е.И., 3. 4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе festival.1september.ru/articles/527236/ 8.Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой - М.: «Просвещение», 2009. -120с 10.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.:Просвещение, 2010.