- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад «Речевые разминки»
Доклад «Речевые разминки»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кислицына Н.Е. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа - интернат»
ДОКЛАД
«Речевые разминки - средство обогащения речи школьников»
Выполнила:
Кислицына Н.Е.
с. Косолапово, 2012 г. Роль человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, пополнение и активизация словарного запаса, постижение тайн письма и чтения. Психолог - лингвист Н.И. Жинкин писал: «Речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будет усваиваться знания». Таким образом, перед учителем стоит серьезная и важная задача - научить детей пользоваться даром слова, раскрыть загадки, тайны и возможности родного языка. Это обусловлено создание системы специальных упражнений по обогащению и развитию речи младших школьников на уроках чтения - речевых разминок. Речевые разминки должны стать эффективным средством познания детьми русского языка. Цель проведения речевых разминок - создание благоприятной развивающей речевой среды для младших школьников. Задачи: организовать систематическую работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, познакомить с некоторыми языковыми явлениями: антонимами, синонимами, омонимами, многозначными словами, фразеологизмами и др. Совершенствовать общеучебные читательские умения и навыки (правильное произношение, навыки выразительности и беглости чтения, умение слушать и понимать учебную задачу) развивать лингвистическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обогащение, классификацию и др.), прививать любовь к родному слову, к культурному наследию предков, воспитывать общую культуру учебного труда. Для успешного решения поставленных задач при подготовке и проведении речевых разминок следует выполнять следующие методические рекомендации:
- учитывать психолого - педагогические особенности класса, уровень предыдущей подготовленности учащихся;
- тщательно отбирать языковой материал для проведенных упражнений;
- упражнения должны быть направлены на пополнение активного словаря учащихся новой лексикой, на развитие общего кругозора детей;
- соблюдать системность (в проведении речевых разминок (5-8 мин каждый день)
- наращивать сложность заданий (от простой загадки к шараде, от слова к фразе, от пословицы к рассказу);
- расширять общий круг знаний детей;
- использовать межпредметные связи;
- знакомить с устаревшей и экспрессивной лексикой, которая встречается в художественных произведениях. Например «Молокосос», «тыкать в харчо», «пялить глаза». И способах употребления в современном языке;
- упражнения должны носить развивающий характер - развивать у детей мышление, связную речь, внимание, воображение и смекалку.
Задания:
1. «Прочитай правильно»
Скворечная [шн]
Скучно [скушно]
Драться [ца]
2. «Подбери синоним»
Сиять - блестеть
Рушить - ломать
Угомониться - успокоиться
Аккуратный - чистый, опрятный
3. «Подбери антоним»
Вражда - мир
День - ночь
Ум - глупость
Добро - зло
Счастье - горе
Бедняк - богач
4. Устаревшая лексика, фразеологизмы (скажи по - другому)
Пуд - (старинная мера веса 16 кг.)
По рукам - договорились
Несолоно хлебавши - остаться ни с чем
Испокон веку - издавна
5. «Доскажи пословицу»
Жить - Родине … (служить)
Родина - мать, умей … (за нее постоять)
За 2 зайцами погонишься, ни одного … (не поймаешь)
Без труда не вытащишь и … (рыбку из пруда)