Доклад «Речевые разминки»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа - интернат»













ДОКЛАД

«Речевые разминки - средство обогащения речи школьников»









Выполнила:

Кислицына Н.Е.










с. Косолапово, 2012 г. Роль человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, пополнение и активизация словарного запаса, постижение тайн письма и чтения. Психолог - лингвист Н.И. Жинкин писал: «Речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будет усваиваться знания». Таким образом, перед учителем стоит серьезная и важная задача - научить детей пользоваться даром слова, раскрыть загадки, тайны и возможности родного языка. Это обусловлено создание системы специальных упражнений по обогащению и развитию речи младших школьников на уроках чтения - речевых разминок. Речевые разминки должны стать эффективным средством познания детьми русского языка. Цель проведения речевых разминок - создание благоприятной развивающей речевой среды для младших школьников. Задачи: организовать систематическую работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, познакомить с некоторыми языковыми явлениями: антонимами, синонимами, омонимами, многозначными словами, фразеологизмами и др. Совершенствовать общеучебные читательские умения и навыки (правильное произношение, навыки выразительности и беглости чтения, умение слушать и понимать учебную задачу) развивать лингвистическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обогащение, классификацию и др.), прививать любовь к родному слову, к культурному наследию предков, воспитывать общую культуру учебного труда. Для успешного решения поставленных задач при подготовке и проведении речевых разминок следует выполнять следующие методические рекомендации:

  • учитывать психолого - педагогические особенности класса, уровень предыдущей подготовленности учащихся;
  • тщательно отбирать языковой материал для проведенных упражнений;
  • упражнения должны быть направлены на пополнение активного словаря учащихся новой лексикой, на развитие общего кругозора детей;
  • соблюдать системность (в проведении речевых разминок (5-8 мин каждый день)
  • наращивать сложность заданий (от простой загадки к шараде, от слова к фразе, от пословицы к рассказу);
  • расширять общий круг знаний детей;
  • использовать межпредметные связи;
  • знакомить с устаревшей и экспрессивной лексикой, которая встречается в художественных произведениях. Например «Молокосос», «тыкать в харчо», «пялить глаза». И способах употребления в современном языке;
  • упражнения должны носить развивающий характер - развивать у детей мышление, связную речь, внимание, воображение и смекалку.
Предлагаю упражнения, которые помогут учителям организовать работу по речевому развитию учащихся, младшим школьникам - освоить богатство родного языка, любовь и бережное отношение языковому наследию нашего народа.

Задания:

1. «Прочитай правильно»

Скворечная [шн]

Скучно [скушно]

Драться [ца]

2. «Подбери синоним»

Сиять - блестеть

Рушить - ломать

Угомониться - успокоиться

Аккуратный - чистый, опрятный

3. «Подбери антоним»

Вражда - мир

День - ночь

Ум - глупость

Добро - зло

Счастье - горе

Бедняк - богач

4. Устаревшая лексика, фразеологизмы (скажи по - другому)

Пуд - (старинная мера веса 16 кг.)

По рукам - договорились

Несолоно хлебавши - остаться ни с чем

Испокон веку - издавна

5. «Доскажи пословицу»

Жить - Родине … (служить)

Родина - мать, умей … (за нее постоять)

За 2 зайцами погонишься, ни одного … (не поймаешь)

Без труда не вытащишь и … (рыбку из пруда)



© 2010-2022