Урок окружающего мира по теме Истоки Древней Руси, 4 класс (УМК Перспектива)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок


Предмет: окружающий мир Класс: 4 УМК «Перспектива», А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Подготовила урок Сычёва Т.Е., учитель начальных классов МОУ «ЦО Тайдаковский» Дата проведения урока: 27 января 2016г
Тема урока «Истоки Древней Руси» Урок №37, раздел «По родным просторам» Тип урока: комбинированный урок Цели: - сформировать представление о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении единой русской культуры в городах, о форме правления в них, о русских князьях; - развивать речь, умения наблюдать и сравнивать, а также умение работать с исторической картой.
Задачи: - формирование учебно-познавательных компетенций: проверка умений самостоятельно конструировать свои знания; - формирование информационных компетенций: учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать; - развитие коммуникативных способностей обучающихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в парах, группах.
Планируемые результаты: Предметные.

  • Осознание представления о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении единой русской культуры в городах;
  • Приводить примеры.

Личностные.

  • Осваивать социальную роль обущающегося, определять мотивы учебной деятельности;
  • Проявлять целостный взгляд на мир;
  • Понимать ответственность за сохранение объектов культурного и природного наследия страны.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
  • Коммуникативные УУД. Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • Познавательные УУД. Выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы, извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков.
Оборудование: - историческая карта европейской части России с обозначением древнего торгового пути и русских городов IX-XI вв. и физическая карта России; - фотоиллюстрации исторических центров и памятников Киева, Смоленска, Великого Новгорода, Пскова, фотография монумента «Тысячелетие России»; - ноутбук, медиапроектор, экран, презентация к уроку «Истоки Древней Руси»; - листы с тестами для учащихся; - учебник «Окружающий мир», 4 класс, А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, «Рабочая тетрадь», 4 класс, А.А.Плешаков
Приемы реализации: задания на сравнение и анализ ранее поученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию, выполнение творческих заданий; работа с исторической картой.
Формы организации: групповая (работа в парах), индивидуальная, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, практический, контроля и самоконтроля.
Ожидаемый результат: все обучающиеся должны получить представление о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении единой русской культуры в городах, о форме правления в них, о русских князьях; уметь использовать различные способы подачи информации при взаимоействии с другими людьми.


Этапы урока

Название используемых ресурсов

Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Время

Методическое обоснование 1 Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу. - Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. Но волноваться мы не будем. Почему? (Мы способные, умные. Работая вместе, мы можем совершать любые открытия.) Значит, вместе мы готовы искать любую истину. Молодцы! Удачи!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку 2 мин Подготовка учащихся к данному уроку и настрой на урок.
2 Актуализация знаний. Проверка домашнего задания









Учебник стр.15





























































































Карточки Проверка домашнего задания: - Сейчас мы проверим с вами, как вы усвоили материал прошлого урока. 1.Фронтальный опрос по вопросам рубрики «Проверим себя» на стр.15 в учебнике. - Какие вопросы о прошлом нашего Отечества поставил Нестор-летописец?





- Как назывались балтские и финно-угорские племена, которые издревле жили на территории Восточно-Европейской равнины?





- Чем можно объяснить названия древних славянских племён?





















- Почему русский, украинский и белорусский народы можно назвать братскими?

























2.Индивидуальное задание (работа по карточкам) Карточка №1 Соедините название племени с местами его поселений. Название племени Место поселения племени 1.Поляне

2.Древляне

3.Дреговичи 4.Полочане 5. Северяне

6.Словене А. Около озера Ильмень Б. На дрягве - болоте В. Среди лесов Г. На реке Полоте Д. На полях по Днепру Е. Севернее других племен






Учащиеся отвечают на вопросы рубрики









- Откуда есть пошла Русская земля? - Какие народы ее населяли? - Как они друг с другом ладили?

- Весь, чудь, корсь, мурома, меря, мордва, литва… Летописец так и говорит: «Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели».

- Одни славяне «пришли и сели по Днепру и назвались полянами», потому что там были плодородные поля. Другие «сели в лесах», среди деревьев, и потому прозвались древлянами. Третьи расположились на дрягве, на болоте, и назвались дреговичами. Четвертые, поселившись на берегах реки Полоты, назвали себя полочанами.

- Живя рядом, люди разных племен в течение многих веков объединялись в общие семьи, рожали и растили детей. Смешивались обряды породнившихся людей. В лицах детей проявлялись черты отца и матери, которые до брака принадлежали к разным племенам. Изменялся и язык. Так постепенно к 11-12 векам образовалась древнерусская народность - братство народов - русских, украинцев и белорусов.

Два ученика работают по карточкам.

Предполагаемые ответы учащихся: А6, Б3,В2, Г4, Д1, Е5. 7 мин Выявить осуществление выполнения домашнего задания. Обнаружить пробелы. Углубить знания по данной теме. Чередование форм работы (индивидуальная, группами, общее обсуждение) 3 Самоопределение к деятельности

Слайд





































Слайд

















Учебник стр.16 Учитель читает стихотворение

Стихи о Великом Новгороде Приветствую тебя, воинственных славян Святая колыбель! Пришелец из чуждых стран, С восторгом я взирал на сумрачные стены, Через которые столетий перемены Безвредно протекли; где вольности одной служил тот колокол на башне вечевой… М.Лермонтов

- Как вы поняли, почему поэт называет Великий Новгород святой колыбелью славян?

Работа по фотографии - Посмотрите на фотографию Новгородского кремля. Почему через стены «столетий перемены безвредно протекли»?

- Для чего созывал колокол народ на вече?

- Рассмотрите внимательно на стр.16 в учебнике иллюстрацию колокола, или на слайде на доске (фото колокола), который подарил городу в 2010 году Президент РФ Дмитрий Медведев в честь празднования 1150-летия города. - Сегодня мы с вами перенесемся по нашей Реке времени в те далекие времена, когда древнерусские города стали объединяться в единое государство - Древнюю Русь. Учащиеся слушают стихотворение и готовятся отвечать на вопросы учителя.























- Здесь много лет назад жили предки славян.





- Новгородский кремль защищал Русь от врагов, уцелел до наших дней.







- Решать какие-либо важные вопросы. 10 мин Нахождение ответов на поставленные вопросы 4 Подготовка к восприятию нового материала Слайд

























Учебник стр.16-17



































































Учебник стр.17

































































Карта









































































Слайд





























































Слайд

















































Учебник стр.125



































Слайд Формулирование темы урока и целей урока. «Истоки Древней Руси»





















Работа по учебнику Давайте прочитаем текст на стр.16-17 в учебнике.

- Какое обстоятельство послужило объединению племен?









- Какие торговые пути проходили по территории Руси?

- Какой торговый путь назывался «из варяг в греки»?

























Работа по карте





- Найдите на исторической карте (стр.17) Днепровский путь. Через какие города он проходил?

- Найдите это место на современной карте России. Через какие государства сейчас проходит этот путь?

- Вплоть до 1991 года Россия и Украина входили в состав одного государства. Кто помнит, как оно называлось?

- Верно, а Украина была одной из пятнадцати республик. Поэтому Украина и Россия с глубокой древности имели общую историю, а сейчас это два народа, имеющих общую границу, тесные экономические и культурные связи. Хотя сегодня, в наши дни Российско-украинские отношения охарактеризовать сегодня однозначно как кризисные или развивающиеся - нельзя.

- Кто из вас был в Украине? На каких языках там говорят?

- Давайте посмотрим на историческую карту Днепровский путь в районе города Смоленска.

- К сожалению, через этот город сейчас не ходят большие суда, Днепр в этом районе сильно обмелел. Как вы думаете, какие факторы этому способствовали?

- Какие товары закупали на Руси заморские купцы?

- Какие северные города выросли на этом пути?

- На сколько увеличилось число городов за два века?

- Как рост и развитие городов способствовали распространению единой древнерусской культуры?

- Какие исторические находки подтверждают этот факт?

















Работа с фотографиями на стр.17 Рассмотрите иллюстрации в учебнике «Памятник в Новгороде» (на этом месте были найдены берестяные грамоты), «Берестяная грамота мальчика Онфима».

- Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город как бы разделен рекой Волхов на две стороны: софийскую сторону и торговую. На софийской стороне были расположены Никольский, Зверин и Духов монастыри, а также кремль, обнесённый крепостными стенами и защищенный рвом с водой. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь.

- Кому принадлежит берестяная грамота? В каком городе она была найдена?



- Исписанные кусочки бересты, которые археологи находят в Новгороде, называют берестяными грамотами. Найдено их уже несколько сотен. Это денежные документы, деловые и личные письма, просьбы и приказания, есть даже записочка, где юноша просит девушку выйти за него замуж. Послушайте, как о берестяной грамоте написал поэт М.Матусовский.

- Чем писали по бересте?

- Как вы понимаете последние строчки стихотворения?

- Прочитайте на «Страничках Умного Совенка» (стр.125), как сохранилась эта берестяная грамота.

- Для чего же ученые ищут берестяные грамоты?

- Кто сделал это археологическое открытие?

Самостоятельное целеполагание Учащиеся формулируют тему урока и цели урока: «Истоки Древней Руси» - получить новые знания о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии; - развивать речь, умения наблюдать и сравнивать, а также умение работать с исторической картой.

Работа по учебнику на стр.16-17



- От восточного побережья Балтийского моря на севере по рекам и озерам можно было добраться до Черного моря на юге и Каспийского моря на юго-востоке.



- Два торговых пути: Волго-Балтийский и Днепровский.



- Днепровский путь «из варяг в греки» издавна связал скандинавов - предков нынешних шведов, норвежцев, датчан, живших на западном побережье Балтийского моря, - с торговыми греческими городами и со столицей Византии Константинополем (Царьградом) на Черном море. Варягами на Руси называли скандинавов - норманнов.

Учащиеся рассматривают историческую карту на стр.17.

- Переяславль, Киев, Чернигов, Смоленск, Новогород.



- Через Украину и Россию







- Союз Советских Социалистических Республик



































Предполагаемые ответы (русском, украинском, белорусском)

Работа по карте







- Промышленность, погодные условия









- Меха, мед, воск



- Ладога, Новгород, Смоленск, Любеч, Киев

- К 12 веку городов было уже более 300

- Города стали центрами грамотности и просвещения





- Берестяные грамоты, найденные археологами в восьми древнерусских городах. На бересте не только писали деловые письма, но и выражали чувства скорби, заботы, любви. А еще учились писать, как неведомый мальчик Онфим

































































Рассказ ученика подготовившего информацию о мальчике Онфиме

































Читает наизусть ученик

Походящего роста

Лес над Ильменем вырос.

Ах, береста, береста -

Новгородский папирус.

Чертит стержень железный

За бороздкой бороздку.

Все на свете исчезнет - уцелеет береста.





- Для того, чтобы как можно больше узнать о прошлом нашего народа, о важных событиях того времени, чтобы узнать имена, дела и думы людей далекого прошлого

- Валерий Лаврентьевич Янин

Выступление ученика с рассказом о археологе В.Л.Янине

10 мин Осуществление личносто-ориентированного подхода к обучению через целеполагание 5 Физминутка

Упражнения для снятия утомления с мышц туловища

На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую - к груди, Да смотри не упади. А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый.

Выполняют упражнения вместе с учителем 1 мин Снятие утомления с мышц туловища 6 Продолжение работы по теме урока































Учебник стр.19

















Рабочая тетрадь стр.10,11 1.Работа по учебнику - Какую общую часть имеют слова «братья» и «братство»? - Чем отличаются по смыслу эти слова? - Какое однокоренное слово к этим словам есть в строчках российского гимна?

- Как вы понимаете эти слова? - Почему Нестор-летописец считает это важным?

Далее работа идет по рубрике «Подумаем!» на стр.19 в учебнике. - Почему можно считать, что у Древнерусского государства есть два истока?



- Кто объединил южный и северный центры страны?

2.Выполнение заданий в рабочей тетради Стр.10 №1 - работа с контурной картой. Стр.11 №3 - работа по схеме «Река времени».



Учащиеся самостоятельно читают статью «У истоков русской государственности» на стр.18. Затем работают по рубрике «Обсудим».

- Славься, Отечество наше свободное, братских народов союз вековой…













- Новгород, Рюриково городище и Киев



- Новгородский князь Олег, преемник Рюрика



Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради 5 мин Проверка понимания прочитанного, умение выделять главное задание на сравнение и анализ полученной информации, активизация мыслительной деятельности 7 Рефлексия Карточка Поверочная работа. Графический диктант Работа по карточкам - Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны - знак «-«. 1. Объединение древнерусских племен в единое государство произошло благодаря развитию торговых связей на Днепровском пути. (+) 2. Днепровский путь проходил по территории современной России и Украины. (+) 3. Заморские купцы покупали на Руси фрукты, шелк, золотые изделия. (-) 4. На озере Ильмень возник город Старая Ладога. (-) 5. Среди горожан в древнерусских городах были белорусы, украинцы, русские. (-) 6. На выходе к Черному морю встал город Киев. (+) 7. Берестяную грамоту мальчика Онфима нашли в Киеве. (-) 8. Важные дела в Великом Новгороде решались на народном собрании - вече. (+) 9. Новгородские и киевские земли в 882 году объединил князь Рюрик. (-) 10. Столицей единого государства стал Киев. (+)

Учащиеся выполняют задания на карточках После выполнения задания проводится взаимопроверка: ученик читает ответы, остальные учащиеся проверяют себя в парах

3 мин Проверка усвоения изученного материала 8 Подведение итогов









Учебник стр.19 Урок подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

- Прочитайте статью «Сделаем вывод» на стр.19. - Почему необходимо знать историю Отечества? - Какие уроки вы получили, читая статьи учебника об объединении Руси? - Как ладили между собой представители разных племен в русских городах? - Как повлияло развитие русских городов на распространение древнерусской культуры?

Словесная оценка детей (рефлексия) Организовать самоконтроль.



Учащиеся читают статью и делают вывод































Оценка проделанной работы (самооценка и взаимооценка). Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Мне захотелось…

5 мин Подведение итогов урока, словесная оценка деятельности, рефлексия 9 Домашнее задание

  1. Учебник: прочитать статьи на стр.16-19; ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на стр.19.
  2. Рабочая тетрадь: стр.11 №4


Молодцы! Хорошо поработали. Спасибо за урок! Запись домашнего задания 2 мин Применение знаний в новых условиях, использование индивидуальной работы с учебной и дополнительной литературой

Дифференцированное задание с учетом индивидуальных особенностей учащихся

Использованная литература:
  1. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, учебник «Окружающий мир», М. «Просвещение», 2012г
  2. А.А.Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир», М. «Просвещение», 2015г
  3. Т.А.Соловьева. исторические темы курса «Окружающий мир». Деятельностный подход. М. «ВАКО», 2006г
  4. Сеть Интернет.


© 2010-2022