- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по самопознанию на тему Идем дорогою добра (1 класс)
Урок по самопознанию на тему Идем дорогою добра (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Макарчук Е.В. |
Дата | 10.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок самопознания в 1 «Б» классе
Тема «Идём дорогою добра»
Цель: углубление представления учащихся об общечеловеческой ценности «доброта».
Задачи: побуждать учащихся к осознанному стремлению быть добрым, к осознанию собственной внутренней позиции;
развивать умение анализировать конкретные жизненные ситуации, делать выводы, учить детей выделять нравственную сторону в поступках героев произведений;
воспитывать внимательное отношение к окружающим;
формировать у учащихся приемы и способы конструктивной и коммуникативной видов деятельности.
Оборудование: проигрыватель, карточки с заданиями, рисунки .
Ход урока. 1.Круг радости (дети стоят в кругу, взявшись за руки) Учитель: Здравствуй, солнце, золотое, Здравствуй, небо, голубое, Здравствуйте, мои друзья Всех вас рада видеть я! - Поприветствуйте друг друга! Поздоровайтесь, касаясь плечами, локоточками, ладошками. - А теперь повернитесь друг к другу и скажите добрые слова, используя выражение: «Мне в тебе нравится…» 2. Сообщение ц. и з. - Родился человек… Какой он? Хороший? Плохой? Пока ничего сказать нельзя. Пройдут годы, и тогда о нем скажут, замечательный он или никудышный человек. Каким стать - в определяющей степени зависит от него самого: будет ли он воспитывать в себе доброе и гуманное или станет на путь злого и подлого. - Цитатой нашего урока будут слова: «Без добрых дел нет доброго имени » -О чём будет сегодняшний урок? 3.Помечтаем - Ребята, пришло время помечтать. Закройте глазки и представьте себе, что у вас появилась волшебная палочка и вы стали добрым волшебником. (Звучит музыка) - Подумайте, какое бы доброе дело вы совершили. Учитель читает стихотворение Стать добрым волшебником, Ну-ка попробуй! Тут хитрости Вовсе не нужно особой. Понять и исполнить Желанье другого- Одно удовольствие, Честное слово. (Дети, передавая волшебную палочку из рук в руки, называют вслух какое бы доброе дело они совершили.) 4.Поиграем - Слушая вас, я еще раз убедилась в том, что у вас добрые сердца. В этом мире огромном, в котором живем я и ты, Не хватает тепла, не хватает людской Доброты. Будем вместе учиться друг друга беречь и любить, Будем вместе учиться друг другу, как звезды светить. - Составим азбуку добрых слов, вспомним хорошие добрые слова на букву «Д» (Учитель вывешивает на доску карточку со словом «Доброта».) Дети: добрый, дорогой, дружный, добросердечный, душевный, доброжелательный, добродеятельный, добродушный, достойный, добропорядочный, добронравный. 5.Почитаем - Я очень рада, что наша азбука пополнилась хорошими словами! В знак благодарности хочу прочитать вам притчу, садитесь поудобнее и слушайте. (Учитель читает притчу В. А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»)
«Обыкновенный человек» 6. Побеседуем - Можно ли сказать, что дед с внуком - добрые люди? Почему? - Про кого из проезжающих дед сказал, что «это не человек». Почему? - Почему третьего проезжающего дед назвал «обыкновенным человеком»? Каким еще человеком его можно назвать? - Какой из этих путников останется в памяти внука и деда? Почему?
«Делать людям хорошо - хорошеть самому» (плакат на доске)
Ребята, как вы понимаете слова: … «хорошеть самому»?
(ответы детей)
- Правильно. Помните, что доброта, милосердие вырабатывались в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
Продолжите предложение « Добро -это…»
- Все вы любите сказки. В сказках встречаются добрые и злые персонажи.
-Отгадайте загадки о некоторых сказочных героях.
И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться (Айболит)
-
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
-
В ступе летаю,
Следы заметаю.
Без чудес старушке
Скучно жить в избушке. (Баба Яга)
-
Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это? (Карабас Барабас)
- А на какого персонажа вы хотели бы быть похожими? Почему? (Ответы детей.) В жизни тоже встречаются разные люди. Посмотрите сценку и оцените поступок человека.
7. Инсценирование «Случай в автобусе»
Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошел молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сиденье. Потом, когда свободных мест уже не осталось, в салоне появилась старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула. - Куда тебе ехать, бабка? - А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной.
- Садись уж, раз едешь. - Спасибо, милок. - И чего вам, пенсионерам, дома не сидится? А? И он продолжал свой путь, стоя, встав над старушкой как живой укор совести.
- Какой поступок совершил этот парень? (Хороший поступок. Уступил место пожилому человеку.)
- Почему он это сделал? (Он знает, что пожилым людям надо уступать место в транспорте)
-Как он это сделал? (Плохо, обидел старушку).
Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это грубо, некрасиво, и ценность его поступка стала так мала и ничтожна.
Вывод: мало быть добрым, надо еще проявить доброту так, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать надо помощь тактично, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок.
-О каких словах не забывают добрые люди ?
Послушайте стихотворение, которое так и называется «Волшебные слова».
Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы
Таблицы умножения
Есть еще таблица,
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!
8.Динамическая пауза
Игра
Правила. Выполняйте только те движения, о которых я попрошу вежливо, используя волшебное слово.
-Похлопайте, пожалуйста в ладоши.
- Вытяните руки в стороны
-Потянитесь , пожалуйста
Присядьте, пожалуйста
-Попрыгайте на 1 ножке
-Попрыгайте, пожалуйста на 2 ногах
- Покружитесь, пожалуйста
9.Минутка тишины.
Учитель: Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземлились с вами на Планету Добра. Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем (Ответы детей). А теперь давайте вернемся на Землю, чтобы делать добрые дела.
Послушаем ребят (чтение стихов)
-
Выпал птенчик из гнезда,
Горе тут понятно,
Будешь рядом -не беда-
Положи обратно!
-
Если кто-то где-то вдруг
Мучает котёнка.
Пусть услышат все вокруг
Голосок твой тонкий:
«Что ты делаешь? Постой!
Обойди-ка лучше!
Будь котёнок это твой-
Стал бы его мучить?
-
Хорошо, когда подал
Тросточку слепому.
Он качнулся -поддержал.
Проводил до дому.
-
На клумбе цветок
Его листья повисли.
Грустит он…
О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
5) А что же сестренка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестренке!
И ты обернулся ретивым конем -
Галопом сестренка помчалась на нем!
6) Хоть мама еще не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Её думы. Заботы.
"Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять"
И ты совершаешь великое чудо -
Вот пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой: -
Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!
-Подумайте и скажите, какие добрые дела вы сделали в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?
На доске картинки . Какие добрые поступки изображены на них?
Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
Что для этого нужно иметь? (доброе сердце и душу) - Добрые поступки делают нас и других людей счастливыми, приносят радость и удовольствие всем. - Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. 10. Работа в группах. - Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу. 1. Добрые дела… нет доброго имени 2. Делать добро… спеши. 3. Жизнь дана… платят. 4. Злой не верит… красят человека. 5. За добро добром и … что есть добрые люди. 6. Без добрых дел… на добрые дела. 11. Творческая работа
На что может быть похоже добро? (на солнышко)
В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко - доброта. Она согревает нас. Добрый человек любит людей, животных и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Коснитесь ладошек друг друга. Что вы почувствовали? Какие они?
Тепло наших сердец и рук давайте подарим всем окружающим.
На партах- вырезанные ладошки.
Волшебные ладошки станут лучиками для нашего солнышка-доброты. Прикрепите их на доску.
Вот такое солныщко пусть живёт внутри каждого из нас, согревая всех. Совершайте добрые поступки и о вас всегда будут думать хорошо. Ведь без добрых дел нет доброго имени.
12. Круг «От сердца к сердцу» Я приглашаю вас в наш круг «От сердца к сердцу»
Рука к руке, а сердце к сердцу,
Открой для солнца в сердце дверцу.
Ученики вместе исполняют песню «Будьте добры» (сл. А. Саника, муз. А. Флярковского)