Рабочая программа по внеурочной деятельности. 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УЧУСЬ БЫТЬ ЧИТАТЕЛЕМ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Учусь быть читателем» для 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов: • Конституция Российской Федерации (ст.43); • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года); • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г.; • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.); • ООП общеобразовательного учреждения (утверждена приказом № 172/01-07 от 31.08.2015; • Примерная программа начального образования по литературному чтению, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15 Программа «Учимся быть читателем» составлена с соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина, А.И. Самедова. Одной из целей Федеральной образовательной программы является гармо­ничное развитие личности и творческих особенностей на основе формирова­ния мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни, которое в со­временном мире невозможно без знаний, умений и навыков работы с информацией. Эффективная реализация этой цели возможна путём использования школьной библиотеки, которая призвана содействовать непрерывному обра­зованию и обуче­нию умениям ориентироваться в нахождении, выборе и ис­пользовании информа­ционных ресурсов. Книга - величайшее достижение человечества. Она дает знания, помогает по­знать окружающий мир, приобщение к прекрасному. Ключевой частью программы курса «Учимся быть читателями» должно стать формирование у читателей навыков независимого библиотечного поль­зователя, так как в одном ряду с умением писать, читать, и считать сегодня стоит и владение на­выками культуры чтения, куда входит:

  • сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обраще­ния с ней и гигиены чтения;
  • развитие у учащихся творческой активности;
  • формирование любви к книге к культурному чтению.
Цель программы : вызвать у школьника устойчивый интерес к книге; нау­чить ориентироваться в библиотечном пространстве; привить ему первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом. Задачи: воспитать у учащихся бережное отношение к книгам; научить их ремонти­ровать и восстанавливать поврежденные и изношенные книги и учебники без их разборки; научить элементарным навыкам по ремонту и рес­таврации книг. Система занятий по программе базируется на использовании совокупно­сти прие­мов, разнообразных методов и форм деятельности:
  • беседа и обсуждение;
  • выразительное чтение и рассказывание;
  • игры: дидактические, ролевые, словесные;
  • комплексное использование книг, мультимедийных презентаций, муль­типли­кационных фильмов по произведениям детских писате­лей;
  • творческие задания литературного и изобразительного характера;
Особое значение в методике проведений занятий придается искусству поста­новки вопросов. Это связано с тем, что объяснить свои чувства, свое интуитивное понимание сердцем того, что открыто внутреннему взору, ребёнок самостоя­тельно понять не способен, поэтому программа «Учусь быть читателем» стре­мится с помощью системы вопросов продвинуть ре­бёнка от подсознательного по­нимания к осознанному открытию смысла произведения. Система вопросов ор­ганично вырастает из библиотечных уроков и помогает последовательно выде­лять ключевые фрагменты, об­разы, слова, в которых выражены главные мотивы, проблемы, идеи изло­женных на занятиях. В программу курса входят: беседы о библиотеке; история создания книг; строе­нии книги; периодических изданий для детей: справочном аппарате книги и биб­лиотеки; художественном оформлении книги. Часть занятий отведена знакомству с произведениями фольклора и детских писателей. Значительное место отведено практическим занятиям по простейшему курсу ремонту книг. Таким образом, успех программы зависит от умения вести диалог. Очень важно на занятиях дать возможность высказаться всем, важно ус­лышать смысл в отдельных словах учеников, увидеть приближение к ин­тересному ответу Биб­лиотекарь выступает в роли ведущего занятие, осуществляет диалог с ребятами, организует и прогнозирует их деятель­ность. Школьники первых классов знакомятся с понятием «библиотека», «библиоте­карь», «книжный фонд», «абонемент», «читальный зал». Первое знакомство пер­воклассников проходит в игровой форме. Целью первого посещения является формирование положительной установки на периоди­ческое посещение в будущем детьми библиотеки как радостного путеше­ствия за новыми, интересными, увлека­тельными книжками. Первокласс­ники знакомятся с правилами поведения в биб­лиотеке, пользования биб­лиотекой, приобретают умение самостоятельно ориен­тироваться в мире книг. Игровые приемы помогают объяснить необходимость выполнения правил поведения в библиотеке. В программу курса включаются занятия, на которых уча­щиеся знакомятся с историей книги, что помогает подвести детей к мысли бесценности книги. Многие занятия состоят не только из теоретической части в виде бе­седы, игры, и т.д., но и практической части, после того как дети познако­мятся с правилами общения с книгой, учебниками, после закрепления этих правил, учащихся необ­ходимо научить простейшему умению обер­нуть книгу. Для освоения простейшего ремонта книг дети кратко знакомятся с не­которыми элементами книги (обложка, корешок, переплёт, титульный лист), а потом в биб­лиотеке открывается «Книжкина больница», где дети вместе с библиотекарем производят небольшой ремонт книг. После прак­тических занятий у многих пер­воклассников появляется желание повтор­ного ремонта «заболевших книжек», а также ремонта библиотечных книг дома.

ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Программа курса «Учимся быть читателем» составлена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся 1 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс рассчитан на 33 часа в год.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные результаты

  • Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
  • Развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
  • Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
  • Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином
  • российского общества, уважающим историю своей Родины.
  • Формирование привычки к рефлексии.
  • Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
  • Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
  • Развитие мышления, внимания, памяти.
  • Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные результаты
  • Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению.
  • Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному
  • опыту человечества.
  • Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
  • Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
  • Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
  • Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве.
  • Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении.
Предметные результаты:
  • Формирование положительной мотивации к чтению.
  • Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
  • Развитие воссоздающего воображения.
  • Обучение адекватному восприятию читаемого.
  • Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.
  • Совершенствование всех сторон навыка чтения.
  • Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения.
  • Освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
  • Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения
и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
  • Овладение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения.
  • Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
  • Обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания.
  • Развитие литературных способностей.

Ожидаемый результат Успешное освоение программы детьми к концу учебного года обеспечивает формирование таких умений и навыков как:

  • знание правил пользования библиотекой
  • знание правил обращения с книгой, гигиены чтения
  • освоение простейшего ремонта книг
  • выбор произведений для самостоятельного чтения в соответствии со своими интересами и вкусами
  • восприятие литературного произведения, умение творчески осмыслить свои чувства в устных рассказах, фантазировании, изобразительных ра­ботах.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Вводная беседа «Чудесная страна библиотека» (1 час)

  • Беседа, знакомство с учащихся с понятиями «библиотека», «библиотекарь», «книжная выставка» и др.
История создания книги: Виртуальная экскурсия (1 час)
  • Беседа. Знакомство учащихся с историей письменности и книги.
  • Показ мультимедийной презентации.
Зачем нужны книги. Беседа - диалог (1 час)
  • Беседа - диалог о пользе книги.
Как правильно выбирать и читать книги: беседа - совет (1 час)
  • Советы библиотекаря о правильном выборе и чтении книг.
«Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться»: беседа - диалог (1 час)
  • Знакомство детей с правилами обращения с книгой.
  • Показ мультимедийной презентации
  • Просмотр мультфильма « Гришкины книжки»
Словесные игрушки: путешествие по малым формам русского фольклора ( 1 час)
  • Знакомство детей с малыми формами русского фольклора.
  • Показ мультимедийной презентации.
  • Просмотр мультфильма по любой русской народной сказке.
«Загадочный мир сказки»: беседа. Викторина (1 час)
  • Беседа понятие сказки.
  • Показ мульти мультимедийной презентации.
  • Викторина по русским народным сказкам.
  • Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят»
«Дерево загадок»
  • Беседа. Понятие загадки.
  • Отгадывание русских народных и авторских загадок.
Из чего состоит книга (1 час)
  • Усвоение учащихся начальных классов о структуре книги, основных понятий по теме: книжный блок, переплет, обложка, суперобложка, титульный лист, иллюстрации.
Я рисую книжку (2 часа)
  • Проектная деятельность изготовление книжки - малышки учащимися
«Книжкина больница» (1 час)
  • Соблюдение правил техники безопасности при работе с ножницами и клеем.
  • научить учащихся простейшему ремонту книг в мягкой обложке с помощью бумаги, картона, ткани.
«Сказки дедушки Корнея»: беседа - диалог(1 час)
  • Знакомство учащихся с творчеством К.И. Чуковского
  • Показ мультимедийной презентации.
  • Просмотр мультфильма « Мойдодыр»
«Поэзия доброты»: виртуальное путешествие по творчеству А. Барто (1 час)
  • Формирование устойчивого интереса к произведениям А. Барто.
  • Показ мультимедийной презентации
  • Просмотр мультфильма «Снегирь» по стихотворению А. Барто.
«Разноцветные книжки Маршака» игра - путешествие (1 час)
  • Игра - путешествие по произведения С.Я.Маршака
  • Показ мультимедийной презентации.
  • Просмотр мультфильма «Вот какой рассеянный»
«Кто рисует ваши книги»: Художественное оформление книги. Иллюстрации.(1 час)
  • Знакомство детей с художниками-иллюстраторами
  • Показ мультимедийной презентации
  • Просмотр мультфильма «Кто сказал мяу»
Создание иллюстрации к любимой книге: практическое занятие (1 час)
  • Иллюстрирование детских книг по замыслу детей.
Изготовление закладки для книги: практическое занятие (1 час)
  • Изготовление закладки для книги по образцу.
«Хвостатые секреты»: урок - угадайка по рассказам Е.Чарушина (1 час)
  • Знакомство с творчеством писателя - натуралиста; развитие наблюдательности, любви к природе.
  • Показ мультимедийной презентации
  • Просмотр мультфильма «Топтыжка»
«Давайте знакомится - Виталий Бианки»: урок - путешествие по произведениям В.Бианки. (1 час)
  • Формирование устойчивого интереса к произведениям В.Бианки
  • Показ мультимедийной презентации
  • Просмотр мультфильма «Первая охота»
Конкурс рисунков «Моё любимое животное»: практическое занятие (1 час) Волшебный мир Г.Х.Андерсена (1 Час)
  • Знакомство с творчеством писателя сказочника.
  • Показ мультимедийной презентации
  • Просмотр мультфильма «Дюймовочка»
Сказочный мир Ш.Перро (1 час)
  • Знакомство с творчеством писателя сказочника.
  • Показ мультимедийной презентации
  • Просмотр мультфильма «Золушка»
Немецкие сказочники - Братья Гримм (1 час)
  • Знакомство с творчеством писателей- сказочников.
  • Показ мультимедийной презентации
  • Просмотр мультфильма «Бременские музыканты»
Весёлые рассказы Н.Носова (2 часа)
  • Знакомство с творчеством Н.Носова
  • Показ мультимедийной презентации.
  • Викторина по произведения Н.Носова.
  • Просмотр мультфильма «Мишкина Каша»
«В стране вредных советов» Г.Остер (1 час)
  • Знакомство с творчеством Г.Остера
  • Показ мультимедийной презентации.
  • Просмотр мультфильма «Котёнок по имени Гав»
«Крокодил Гена, Чебурашка и другие герои Э.Успенского»
  • Знакомство с творчеством писателя.
  • Показ мультимедийной презентации
  • Викторина по произведения Э.Успенского
Написать отзыв о книге: советы библиотекаря (1 час)
  • Беседа о правильном написании отзыва о книге.
Практическое занятие: отзыв о книге (1 час)
  • Отзыв на любимую книгу.
Итоговое занятие (1 час)
  • Викторина «Путешествие в сказочный лес»












































КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«УЧУСЬ БЫТЬ ЧИТАТЕЛЕМ»

Наименование разделов, (модулей)

тем

Общее коли­чество часов

В том числе

Дата


Теория

Практика

I. Чудесная страна библиотека (5часов)


1.1 Вводная беседа «Чудес­ная страна библиотека»

1


1



1.2 История создания книги; Виртуальная экскурсия

1

0,5

0,5
1.3 Зачем нужны книги. Бе­седа - диалог

1

0,5

0,5
1.4 Как правильно выбирать И читать книги: беседа - совет

1

0,5

0,5
1.5 «Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться.

1

0,5

0,5

II. Час потехи (3 часа)
2.1 Словесные игрушки: пу­тешествие по малым формам русского фольк­лора

1

0,5

0,5
2.2 «Загадочный мир сказки» беседа. Викто­рина.

1

0,5

0,5
2.3 «Дерево загадок»

1


1

III.Гардероб для книги ( 5 часов )
3.1 Из чего состоит книга - элементы книги

1

1



3.2 «Я рисую книжку» - проектная деятельность изготовление книжки - малышки

2


2
3.3 «Книжкина больница»- ремонт книг, учебников

2


2

IV.Детские писатели - детям(3 часа)


4.1 «Сказки дедушки Кор­нея»: беседа - диалог

1

0,5

0,5
4.2 Поэзия доброты»: вир­туальное путешествие по творчеству А.Л.Барто

1

0,5

0,5
4.3 «Разноцветные книжки Маршака» игра-путеше­ствие

1

0,5

0,5

V. Как создают книги (3 часа)


5.1 «Кто рисует ваши книги» Художественное оформление книги. Ил­люстрации.

1

0,5

0,5
5.2 Создание иллюстраций к любимой книге.

1


1
5.3 Изготовление за­кладки для книги.

1


1

VI.Ребятам о зверятах (3 часа)


6.1 «Хвостатые секреты»: урок - угадайка по рас­сказам Е.Чарушина

1

0,5

0,5
6.2 Давайте знакомится - Виталий Бианки: Урок - путешествие по произведениям В.Бианки.

1

0,5

0,5
6.3 Конкурс рисунков «Моё любимое животное»

1


1

VII.Сказки зарубежных писателей.(3 часа)


7.1 Знакомство со сказками Г.Х.Андерсена

1

0,5

0,5
7.2 Знакомство со сказками Ш.Перро

1

0,5

0,5
7.3 Знакомство со сказками Б.Гримм

1

0,5

0,5

VIII.И шутку и в серьез (4 часа )


8.1 Знакомство с творчест­вом Н.Носова «Весёлые рассказы»

2

0,5

1,5
8.2 «В стране вредных сове­тов». Знакомство с твор­чество Г.Остера.

1

0,5

0,5
8.3 Герои Э.Н.Успенского. Знакомство с творчест­вом и проведение викто­рины

1

0,5

0,5

IХ. Книги, которые я выбираю (4 часа)


9.1 Как написать отзыв о книге

1

1



9.2 Практическое занятие: написание отзыва о книге

1


1
9.3 Итоговое занятие: Викторина «Путешест­вие в сказочный лес»

2


2


Всего

33ч

12 ч.

21 ч.






















МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Проектор. 2.Экран. 3.Ноутбук. 4.Ножницы. 5.Клей. 6.Материал для ремонта книг. 7.Альбом для рисования. 8.Цветные карандаши. 9.Набор цветной бумаги. 10.Мультфильм «Мойдодыр» 11. Мультфильм «Снегирь» 12. Мультфильм «Кто сказал мяу» 13. Мультфильм «Первая охота» 14. Мультфильм «Вот какой рассеянный» 15.Мультфильм « Волк и семеро козлят» 16. Мультфильм «Топтыжка»


Список литературы
Для ученика: Соловейчик М.М. Учусь быть читателем. Для 1 класса общеобразовательных учережде­ний./М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, О.Е.Курлыгина, А.И.Самоедова.-2-е изд.- Смоленск: Ассоциация XXI.2012.-136с. Для учителя: 1.Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия для 1 класса. - М.: Вако,2010. 2.Кутявина С.В. Писатели в учебной литературе. - М.: Вако,2010 3.Кашурникова Т.М. Основы информационно - библиографической грамотности учащихся: методиче­ское пособие для библиотекарей.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциа­ция,2007






















© 2010-2022