- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности. 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности. 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пономаренко Т.А. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УЧУСЬ БЫТЬ ЧИТАТЕЛЕМ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Учусь быть читателем» для 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов: • Конституция Российской Федерации (ст.43); • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года); • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г.; • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.); • ООП общеобразовательного учреждения (утверждена приказом № 172/01-07 от 31.08.2015; • Примерная программа начального образования по литературному чтению, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15 Программа «Учимся быть читателем» составлена с соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина, А.И. Самедова. Одной из целей Федеральной образовательной программы является гармоничное развитие личности и творческих особенностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни, которое в современном мире невозможно без знаний, умений и навыков работы с информацией. Эффективная реализация этой цели возможна путём использования школьной библиотеки, которая призвана содействовать непрерывному образованию и обучению умениям ориентироваться в нахождении, выборе и использовании информационных ресурсов. Книга - величайшее достижение человечества. Она дает знания, помогает познать окружающий мир, приобщение к прекрасному. Ключевой частью программы курса «Учимся быть читателями» должно стать формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя, так как в одном ряду с умением писать, читать, и считать сегодня стоит и владение навыками культуры чтения, куда входит:
- сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;
- развитие у учащихся творческой активности;
- формирование любви к книге к культурному чтению.
- беседа и обсуждение;
- выразительное чтение и рассказывание;
- игры: дидактические, ролевые, словесные;
- комплексное использование книг, мультимедийных презентаций, мультипликационных фильмов по произведениям детских писателей;
- творческие задания литературного и изобразительного характера;
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса «Учимся быть читателем» составлена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся 1 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс рассчитан на 33 часа в год.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные результаты
- Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
- Развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
- Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
- Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином
- российского общества, уважающим историю своей Родины.
- Формирование привычки к рефлексии.
- Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
- Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
- Развитие мышления, внимания, памяти.
- Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
- Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению.
- Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному
- опыту человечества.
- Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
- Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
- Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
- Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве.
- Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении.
- Формирование положительной мотивации к чтению.
- Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
- Развитие воссоздающего воображения.
- Обучение адекватному восприятию читаемого.
- Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.
- Совершенствование всех сторон навыка чтения.
- Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения.
- Освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
- Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения
- Овладение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения.
- Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
- Обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания.
- Развитие литературных способностей.
Ожидаемый результат Успешное освоение программы детьми к концу учебного года обеспечивает формирование таких умений и навыков как:
- знание правил пользования библиотекой
- знание правил обращения с книгой, гигиены чтения
- освоение простейшего ремонта книг
- выбор произведений для самостоятельного чтения в соответствии со своими интересами и вкусами
- восприятие литературного произведения, умение творчески осмыслить свои чувства в устных рассказах, фантазировании, изобразительных работах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вводная беседа «Чудесная страна библиотека» (1 час)
- Беседа, знакомство с учащихся с понятиями «библиотека», «библиотекарь», «книжная выставка» и др.
- Беседа. Знакомство учащихся с историей письменности и книги.
- Показ мультимедийной презентации.
- Беседа - диалог о пользе книги.
- Советы библиотекаря о правильном выборе и чтении книг.
- Знакомство детей с правилами обращения с книгой.
- Показ мультимедийной презентации
- Просмотр мультфильма « Гришкины книжки»
- Знакомство детей с малыми формами русского фольклора.
- Показ мультимедийной презентации.
- Просмотр мультфильма по любой русской народной сказке.
- Беседа понятие сказки.
- Показ мульти мультимедийной презентации.
- Викторина по русским народным сказкам.
- Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят»
- Беседа. Понятие загадки.
- Отгадывание русских народных и авторских загадок.
- Усвоение учащихся начальных классов о структуре книги, основных понятий по теме: книжный блок, переплет, обложка, суперобложка, титульный лист, иллюстрации.
- Проектная деятельность изготовление книжки - малышки учащимися
- Соблюдение правил техники безопасности при работе с ножницами и клеем.
- научить учащихся простейшему ремонту книг в мягкой обложке с помощью бумаги, картона, ткани.
- Знакомство учащихся с творчеством К.И. Чуковского
- Показ мультимедийной презентации.
- Просмотр мультфильма « Мойдодыр»
- Формирование устойчивого интереса к произведениям А. Барто.
- Показ мультимедийной презентации
- Просмотр мультфильма «Снегирь» по стихотворению А. Барто.
- Игра - путешествие по произведения С.Я.Маршака
- Показ мультимедийной презентации.
- Просмотр мультфильма «Вот какой рассеянный»
- Знакомство детей с художниками-иллюстраторами
- Показ мультимедийной презентации
- Просмотр мультфильма «Кто сказал мяу»
- Иллюстрирование детских книг по замыслу детей.
- Изготовление закладки для книги по образцу.
- Знакомство с творчеством писателя - натуралиста; развитие наблюдательности, любви к природе.
- Показ мультимедийной презентации
- Просмотр мультфильма «Топтыжка»
- Формирование устойчивого интереса к произведениям В.Бианки
- Показ мультимедийной презентации
- Просмотр мультфильма «Первая охота»
- Знакомство с творчеством писателя сказочника.
- Показ мультимедийной презентации
- Просмотр мультфильма «Дюймовочка»
- Знакомство с творчеством писателя сказочника.
- Показ мультимедийной презентации
- Просмотр мультфильма «Золушка»
- Знакомство с творчеством писателей- сказочников.
- Показ мультимедийной презентации
- Просмотр мультфильма «Бременские музыканты»
- Знакомство с творчеством Н.Носова
- Показ мультимедийной презентации.
- Викторина по произведения Н.Носова.
- Просмотр мультфильма «Мишкина Каша»
- Знакомство с творчеством Г.Остера
- Показ мультимедийной презентации.
- Просмотр мультфильма «Котёнок по имени Гав»
- Знакомство с творчеством писателя.
- Показ мультимедийной презентации
- Викторина по произведения Э.Успенского
- Беседа о правильном написании отзыва о книге.
- Отзыв на любимую книгу.
- Викторина «Путешествие в сказочный лес»
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«УЧУСЬ БЫТЬ ЧИТАТЕЛЕМ»
№
Наименование разделов, (модулей)
тем
Общее количество часов
В том числе
Дата
Теория
Практика
I. Чудесная страна библиотека (5часов)
1.1 Вводная беседа «Чудесная страна библиотека»
1
1
1.2 История создания книги; Виртуальная экскурсия
1
0,5
0,5
1.3 Зачем нужны книги. Беседа - диалог
1
0,5
0,5
1.4 Как правильно выбирать И читать книги: беседа - совет
1
0,5
0,5
1.5 «Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться.
1
0,5
0,5
II. Час потехи (3 часа)
2.1 Словесные игрушки: путешествие по малым формам русского фольклора
1
0,5
0,5
2.2 «Загадочный мир сказки» беседа. Викторина.
1
0,5
0,5
2.3 «Дерево загадок»
1
1
III.Гардероб для книги ( 5 часов )
3.1 Из чего состоит книга - элементы книги
1
1
3.2 «Я рисую книжку» - проектная деятельность изготовление книжки - малышки
2
2
3.3 «Книжкина больница»- ремонт книг, учебников
2
2
IV.Детские писатели - детям(3 часа)
4.1 «Сказки дедушки Корнея»: беседа - диалог
1
0,5
0,5
4.2 Поэзия доброты»: виртуальное путешествие по творчеству А.Л.Барто
1
0,5
0,5
4.3 «Разноцветные книжки Маршака» игра-путешествие
1
0,5
0,5
V. Как создают книги (3 часа)
5.1 «Кто рисует ваши книги» Художественное оформление книги. Иллюстрации.
1
0,5
0,5
5.2 Создание иллюстраций к любимой книге.
1
1
5.3 Изготовление закладки для книги.
1
1
VI.Ребятам о зверятах (3 часа)
6.1 «Хвостатые секреты»: урок - угадайка по рассказам Е.Чарушина
1
0,5
0,5
6.2 Давайте знакомится - Виталий Бианки: Урок - путешествие по произведениям В.Бианки.
1
0,5
0,5
6.3 Конкурс рисунков «Моё любимое животное»
1
1
VII.Сказки зарубежных писателей.(3 часа)
7.1 Знакомство со сказками Г.Х.Андерсена
1
0,5
0,5
7.2 Знакомство со сказками Ш.Перро
1
0,5
0,5
7.3 Знакомство со сказками Б.Гримм
1
0,5
0,5
VIII.И шутку и в серьез (4 часа )
8.1 Знакомство с творчеством Н.Носова «Весёлые рассказы»
2
0,5
1,5
8.2 «В стране вредных советов». Знакомство с творчество Г.Остера.
1
0,5
0,5
8.3 Герои Э.Н.Успенского. Знакомство с творчеством и проведение викторины
1
0,5
0,5
IХ. Книги, которые я выбираю (4 часа)
9.1 Как написать отзыв о книге
1
1
9.2 Практическое занятие: написание отзыва о книге
1
1
9.3 Итоговое занятие: Викторина «Путешествие в сказочный лес»
2
2
Всего
33ч
12 ч.
21 ч.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Проектор. 2.Экран. 3.Ноутбук. 4.Ножницы. 5.Клей. 6.Материал для ремонта книг. 7.Альбом для рисования. 8.Цветные карандаши. 9.Набор цветной бумаги. 10.Мультфильм «Мойдодыр» 11. Мультфильм «Снегирь» 12. Мультфильм «Кто сказал мяу» 13. Мультфильм «Первая охота» 14. Мультфильм «Вот какой рассеянный» 15.Мультфильм « Волк и семеро козлят» 16. Мультфильм «Топтыжка»
Список литературы
Для ученика: Соловейчик М.М. Учусь быть читателем. Для 1 класса общеобразовательных учереждений./М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, О.Е.Курлыгина, А.И.Самоедова.-2-е изд.- Смоленск: Ассоциация XXI.2012.-136с. Для учителя: 1.Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия для 1 класса. - М.: Вако,2010. 2.Кутявина С.В. Писатели в учебной литературе. - М.: Вако,2010 3.Кашурникова Т.М. Основы информационно - библиографической грамотности учащихся: методическое пособие для библиотекарей.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация,2007