- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа «Родимая сторона – мать»
Программа «Родимая сторона – мать»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Самбялова З.Н. |
Дата | 27.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Авторская образовательная программа по краеведению
Автор программы: Самбялова Зоя Нимаевна
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
"Родимая сторона - мать»
«ТYРЭhЭН ДАЙДА - ТYРЭЛ ЭХЭ»
Краеведение учит людей любить не только свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Это - самый массовый вид науки.
Д. С. Лихачёв
1. Пояснительная записка Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу. Термин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале ХХ в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и более ранее время. В ХІХ в. Разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и концепции «народного воспитания» К. Ушинского. Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц. Преимущественно местных жителей. На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточности обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма. Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов: •В Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций • В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Образовательная программа по краеведению «Родимая сторона - мать» для учащихся начальной школы разработана в соответствии с документами: • Законом Российской Федерации «Об образовании» • Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года • Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования • Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на период 2006-2010 гг. Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости окинцев, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Программа «Родимая сторона - мать» направлена на активацию интеллектуально-творческой деятельности учащихся. Окажет содействие повышению престижа и популяризации научных знаний. Развитии у школьников познавательной активности и творческих способностей.
- Цель программы:
-
Воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию;
- Классные часы;
- Фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела;
- Художественное творчество учащихся;
- Экскурсии и походы по родному краю;
- Устные журналы, беседы;
- Встречи с ветеранами, Уроки мужества;
- Просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции;
- Сбор и оформление материалов для школьного музея;
- Выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
- Проектная и исследовательская деятельность учащихся;
- Походы, спортивные турниры, дни здоровья.
1.5. Образовательные результаты и мониторинг уровня овладения программой. Образовательным результатом программы будет:
- Устойчивый интерес к истории своей Родины;
- Знания по истории и культуре родного края;
- Умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- Способность творчески мыслить и рассуждать;
- Умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
- Способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
- Способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.
• Уроки окружающего мира: организация исследовательской деятельности учащихся. Примерная тематика исследований: Твои родные и твоя Родина в потоке времени Моя родословная. Судьба моей семьи в истории Оки. Ока - край эпического героя Гэсэра Мифы и легенды о местах эпического героя. «Вставай, страна огромная…» Ока в годы Великой Отечественной войны. Экосистемы реки, озера и болота. Водоёмы Окинского края. Как природа залечивает раны. Охрана природы в крае. Животные маленькие и большие. Животные Окинского края. Пернатые изобретатели. Птицы Окинского края. Хозяйство края. Животноводство и растениеводство. • Уроки риторики, литературного чтения, русского языка. Использование дидактического материала краеведческой тематики. Антропонимы - собственные имена людей и в первую очередь имена и фамилии моей семьи. • Уроки технологии и изобразительного искусства. Изучение культурного наследия бурятского народа: живопись, архитектура, народные промыслы. Использование его как дидактического материала. Например урок по теме «Особенности строения жилищ бурят» изготавливается макет восьмистенной избы, современных домов, чумов сойот. • Одним из путей реализации программы может стать воспитательная работа на базе оздоровительного лагеря: организация экскурсий, походов, встреч с интересными людьми, коллективные творческие дела. 3.2. Тематика детских учебно-исследовательских проектов. (периодичность - 1 классный час в месяц по программе) 1 класс. 1. Село, в котором мы живем. 2. Наша школа. 3. Наш район. 4. Животноводство нашего края. 5. Добывающая промышленность нашего района. 6. Воины - окинцы. 7. Знаменитые люди нашего района. 8. Национальный праздник - Сагаалган. 9. Традиция празднования Дня района. 2 класс. 1. Природа Окинского края. 2. Памятники природы в Оке. 3. Парк нашего села. 4. Орлик - административный центр района. 5. Реки и ручьи Оки. 6. Старые названия улиц нашего села. 7. История нашего района. 8. Помоги селу стать чище. 9. История моей школы. 3 класс. 1. История моей семьи в истории Оки. 2. Музей села Орлик. 3. Топонимические загадки Оки. 4. Откуда начинался наше село. 5. Мифы и легенды эпического героя Гэсэра. 6. Сказки и легенды моего народа. 7. Песни и стихи об Оке. 8. «Природа Оки» в фотографиях. 9. Край, который люблю. 4 класс. 1. Ока и Окинцы. 2. Писатели и поэты родного края. 3. События и люди (знаменитые люди села). 4. Спортивные достижения наших земляков. 5. Исследователи нашего края. 6. Сельские поселения нашего района. 7. Почётные жители нашего села. 8. Выпускники - гордость нашей школы. 9. Летопись нашего края. 3.3. Тематика праздников и коллективных творческих дел 1 класс 1. «С днём рождения наш класс!» праздник. 2. «Составим карту нашего села» Игра - эстафета. 2 класс 1. «О чём рассказывают улицы нашего города» игра - путешествие. 2. «Район, в котором мы живём» игра - викторина, посвященная Дню района 3 класс 1. «История моей семьи в истории Оки» семейный праздник по итогам проекта «Моя родословная». 2. «Знаешь ли ты Оку?» интерактивная игра по итогам проекта «Наш край - Ока» 4 класс 1. Интерактивная интеллектуальная игра по итогам исследований учащихся. 2. «Что бы Родину понять - учите главы с именами славных земляков» - научно-практическая конференция по итогам проекта «Ока и Окинцы». 3. «Моя малая Родина» итоговая игра, подведение итогов года. 4. Привлечение родителей к реализации программы. 4.1. Примерная тематика родительских собраний. 1 класс. Как научить ребенка любить свой край. 2 класс. Роль семьи в формировании бережного отношения к природе родного края. 3 класс. Родословное древо семьи. 4 класс. Как помочь ребенку стать исследователем истории родного края. Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями. 4.2. Форма работы с семьями учащихся предполагает следующие виды деятельности:
- Помощь в получении знаний
- Оценка результатов деятельности
- Родительские собрания
- Выставка работ
- Презентации
- Организации и проведение экскурсий и праздников
- Огромный интерес к новой для них деятельности
- Представление результатов исследований перед одноклассниками на классных часах и научных конференциях, в урочной деятельности
- Участие в районном конкурсе по краеведению
- Выступление на региональной конференции по краеведению
- Участие в форумах на сайте «Союз творческих учителей». Публикация статьи «Исследовательская деятельность в начальной школе», представление материала проекта «Моя малая Родина», «Ойконимия Окинского плоскогорья Восточных Саян»
- Выступление на августовском совещании перед коллегами по краеведческой работе
- Участие в работе лаборатории этнопедагогики при Педагогическом институте при БГУ.