Технология самообобщения и описания педагогического опыта

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология самообобщения и описания педагогического опыта

I. Рекомендации учителю по сбору и первичной обработке

информации о собственном педагогическом опыте


Под первичной обработкой информации понимается структурирование текста автором (референтом) в соответствии с принятой в системе типологий педагогической информации. Номенклатура видов педагогической информации опирается на основные педагогические и науковедческие понятия. Следует отметить, что педагогический опыт можно представлять (описывать) как в целом (системой), так и по частям, отдельными компонентами, так как педагогический опыт, как и любые прогрессивные теории включает в себя большое число факторов успешности. Выделение из ПО отдельных высокоэффективных фрагментов-модулей даст возможность конструировать эффективные системы, которые по мере необходимости будут перестраиваться, отвечая меняющимся требованиям. При этом под модулем следует понимать методически наиболее эффективно организованный компонент структурно-функционального строя познавательной деятельности или компонент УВП. Под информационно-педагогическими модулями понимается "краткое, конструктивное описание информации, удовлетворяющее следующим требованиям: 1. Логическая законченность информации (информация, записанная в виде ИПМ, должна носить целостный характер и описывать конкретную часть опыта, отнесенную к одному из компонентов учебно-воспитательного процесса или системы). 2. Информативность (информация, представленная в ИПМ, должна быть достаточной для ее использования в практике без обращения к дополнительным источникам информации). 3. Популярность (язык записи ИПМ должен быть доступен педагогу любой квалификации). Педагогическая информация описывается комплексом ИПМ. Рассмотрим общий алгоритм (последовательность действий) такого описания. Данный алгоритм может быть применен как автор опыта, так и специалистом, анализирующим обычное письменное описание результатов практики, методической работы и др. 1. Выделите в анализируемом тексте или в собственном опыте нововведения, составляющие сущность опыта и составьте примерный список названий предполагаемых ИПМ. 2. Составьте черновой текст каждого ИПМ. 3. Постройте логическую последовательность ИПМ в дедуктивном порядке (от общего к частному). 4. Если анализируемый опыт имеет системный характер, то полученную последовательность дополните сверху модулем "Система работы автора", описывающим систему в целом. 5. Прочитайте все ИПМ и отредактируйте их названия в полном соответствии с содержанием каждого. 6. Отредактируйте тексты каждого ИПМ с точки зрения минимизации текста, но без потери его содержания и конструктивности. Приступая к осмыслению и обобщению собственного опыта , ответьте на следующие вопросы: 1. Какие задачи (цели) обучения и воспитания решаете Вы в своей педагогической деятельности? 2. Выделите (сформулируйте) противоречия, решаемые в Вашем опыте (несоответствие между поставленными целями и получаемым результатом). 3. Какие на Ваш взгляд факторы успешности содержатся в системе Вашей работы? Например: а) постановка целей (задач) обучения и воспитания; б) эффективно формировать у школьников положительное отношение к учебе, мотивов поведения или отработана совокупность приемов, направленных на снятие страха, создания комфортных условий учения; в) разработана эффективная методика сообщения нового материала; г) создана оригинальная схема ООД (ориентировочной основы деятельности); д) методика, позволяющая целесообразно и грамотно доводить формируемую познавательную деятельность школьников до оптимальных результатов (быстроты, легкости, автоматизма, сознательности, прочности); е) созданы способы, приемы, формы, средства системы Вашего педагогического воздействия. 4. Опишите их в следующем порядке: - название фактора успешности; - состав, последовательность операций (структура); - зачем Вы их применяете и в какой последовательности (цель); - что дает применение этого фактора (результат); - за счет чего (именно каких элементов, условий) получаете Вы высокие результаты? (Условия эффективности). 5. Как обеспечиваете Вы формирование познавательных действий всех учащихся с заданными конечными свойствами? Опишите создаваемые Вами условия обеспечения деятельности учащихся, при которых становится неизбежным достижение тех или иных качеств личности, формирование знаний, умений и навыков в заданных Вами параметрах (быстроты, легкости, автоматизма). 6. Опишите приемы личного воздействия на ученика. 7. Сформулируйте основное противоречие и путь его реализации (идею), решаемые Вами в своей педагогической деятельности. 8. Расчлените ведущую проблему своего опыта на составные части и выстройте их в иерархической последовательности. Таким образом, Вы выделите личную концепцию своей педагогической деятельности. 9. Опишите каждую составную часть Вашей концепции, отвечая на указанные в п. 4 вопросы, используя описанные Вами факторы успешности (п. 3) или компоненты учебно-воспитательного процесса. Если возникнут затруднения, обратитесь за помощью к методисту, курирующему Ваш предмет. 10. Отредактируйте (с помощью методиста) название каждого Вашего принципа концепции в соответствии с его содержанием (описанным Вами). 11. Составьте (с помощью методиста) "Теоретическую интерпретацию опыта" по плану: - сущность опыта; - результативность; - трудоемкость осуществления (для учителя и ученика); - возможность и условия освоения. Отнесите эту часть в начало Вашего описания. 12. Отредактируйте текст, удалив из него малоэффективные рассуждения, повторы, сократив громоздкие словосочетания, обратив внимание на соответствие основной идеи, принципов его реализации, содержанию и технологичности изложения.

II. Описание компонентов учебного процесса

1. Цель (задача) педагогического процесса
Под целью педагогической деятельности понимается мысленное представление конечного результата этой деятельности.

Признаки целит (задач): - способность отражать, предвосхищать заранее результаты предстоящей педагогической деятельности; - способность регулировать все основные элементы педагогических систем.

Разновидности целей (задач): - цели обучения; - цели воспитания; - цели управления воспитательным процессом; - цели работы с родителями и др.

Алгоритм описания целей (задач) 1. Укажите конечный результат педагогической деятельности в параметрах, имеющих объективные показатели (т.е. поддающиеся проверке). 2. Укажите условия достижения данного конечного результата. 3. Укажите, если это возможно, последствия реализации данной цели.

Пример

Л.В.Яблуновская, учитель математики СШ № 23 г. Томска Задача: довести уровень знаний, умений и навыков каждого ученика до минимально обязательных программных требований, формировать потребности познавательной деятельности (класс коррекции). Условия достижения данного конечного результата: разучивание на уроке учебного материала, многократное воспроизведение алгоритмов, хоровое проговаривание, постоянная ликвидация пробелов познавательной деятельности. Через полгода 70 % учащихся, собранных в этот класс, выполняли минимальные обязательные требования программы, появился интерес к изучению математики.

Л.Б.Толманов, учитель физики СШ № 3 г. Казани Цель: формирование у учащихся умений и навыков исследовательской и поисковой работы. Условия достижения результата: а) взаимосвязь физики с другими науками; б) творческая заинтересованность в достижении общей цели по созданию в школе демонстрационных приборов; в) создание ситуации взаимосвязи, сотрудничества. Последствия реализации цели: а) постоянное оснащение кабинета физики и других кабинетов школы приборами; б) устойчивый интерес учащихся к изобретательной деятельности; в) ежегодно работы учащихся отмечаются наградами городской и республиканской выставок технического творчества школьников.

2. Принципы, разработанные автором опыта
Под принципами педагогик понимают основные положения, руководство которыми обеспечивает эффективное функционирование учебно-воспитательных процессов.

Признаки принципов: - способность отражать проявление объективных закономерной обучения, воспитания, управления учением; - принцип охватывает своим регулирующим влиянием основные элементы педагогических систем

Разновидности принципов: - принципы обучения (наглядности, доступности, учета основных и индивидуальных возможностей в обучении и т.д.); - принципы, регулирующие функционирование отдельных педагогических систем.

Алгоритм описания принципов: 1. Сформулируйте и запишите название принципа. 2. Укажите закономерность, отраженную данным принципом. 3. Укажите требования, лежащие в основе данного принципа. 4. Укажите правила реализации данного принципа. 5. Укажите условия эффективности реализации данного принципа. 6. Укажите результат применения данного принципа. 7. Приведите 2-3 конкретных примера из своей практики.

Пример

Г.В.Депутатова, учитель математики СШ № 34 г. Рязани


Ориентация на зону ближайшего развития школьников

(принцип развивающего обучения) В основе этого принципа лежит дифференцированный подход к обучению. Учитель дифференцирует не только объем, степень и сложность материала, но и меру помощи, носящей индивидуальный характер. Например, опорные конспекты, алгоритмы с профосновой, задания с указаниями промежуточного ответа, решение задач по аналогии, наведение на поиск с помощью ассоциации. Обеспечивается это за счет опережающего обучения, подготовки базы для изучения нового материала, использования резерва времени от блочной подачи учебного материала для более глубокой и полной практической проработки его на уровне каждого ученика. Система методических приемов и организационных форм обеспечивает постоянное общение "учитель - ученик", "учитель - класс", "ученик - ученик" (в группах). Учитель организует коллективную работу, где все учащиеся оказывают помощь друг другу, используя традиционные методы, в которые вносятся и свои элементы. Опорой в этой работе являются ученики-консультанты из числа сильных учащихся. Для них учителем проводятся специальные уроки, лекции и консультации. Сочетание парной, групповой работы с консультантами подводит учащихся сначала к зоне ближайшего развития, а затем с помощью системы специальной помощи выводит их в зону актуального развития.

3. Методы педагогической деятельности


Под методом педагогической деятельности понимают способы решения какой-либо педагогической задачи.

Признаки метода: - наличие диагностических или преобразовательных возможностей по отношению к объекту педагогического воздействия; - метод состоит из приемов педагогического воздействия.

Разновидности метода: - методы обучения; - методы воспитания, перевоспитания, самовоспитания (общие, специфические); - методы педагогических исследований; - методы управления школой и др.

Алгоритм описания: 1. Определите, к какому типу методов относится разработанный Вами метод. 2. Укажите сущность и порядок применения данного метода. 3. Укажите границы и условия применения данного метода. 4. Укажите варианты применения данного метода в Вашей практике на примере 2-3 уроков (или фрагментов) по данной теме.

Пример

Л.А.Гуценко, учитель начальных классов

СШ № 7 г. Лысьвы Пермской области Учитель умело использует такие методы обучения, как вопросно-ответную систему, фронтальный опрос, упражнения. Традиционная структура этих методов обогащается созданием игровых ситуаций, неожиданностью, занимательностью, удивительностью. Этому способствует созданные руками учителя и родителей средств обучения игрового характера: паровозик с вагончиками, буквенный домик, клумба с вставляющимися цветами, персонажами героев любимых сказок, куклы для ручного театра и др.

Структура метода фронтального опроса Л.А.Гуценко Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.
Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Погружение детей в игровую Вопросы сказочного Технология самообобщения и описания педагогического опыта.ситуацию героя Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.1 2 Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.
Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Полные, развернутые ответы Комментарии ответов дТехнология самообобщения и описания педагогического опыта.етей сказочным героем Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.3 4 Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.

Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Обобщение ответов учителем Мотивирующая оценка

5Технология самообобщения и описания педагогического опыта. ответов сказочным

гТехнология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.ероем

Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта.Технология самообобщения и описания педагогического опыта. 6
Сущность этого метода в том, что вопросы, задаваемые Незнайкой, Буратино, вызывают желание, потребность младших детей высказывать свое личное мнение, отношение. Именно полные и развернутые ответы детей обучают их правильной речи, высказыванию, а комментарии Незнайки помогают детям вычленить главное из их высказываний, обобщение учителя - еще раз сжатое объяснение нового материала со ссылкой на ответы учащихся, положительная оценка ответов детей Незнайкой вызывает у них желание встретиться с ним еще раз и показать, чему они научились в его отсутствие. Организуя, таким образом, изучение нового материала, учитель воздействует на эмоциональную сферу ребенка, заставляя его радоваться и огорчаться, сопереживать сказочным героям, придти им на помощь, защитить их. Это делает процесс учения личностно-значимым для ребенка, вызывая его самую активную работу на уроке, результат которой - правильная речь и общение.

4. Приемы работы автора опыта
Под приемом работы автора опыта понимают относительно законченную часть метода педагогической деятельности.

Признаки приема: - ограничение возможности в решении педагогических задач; - целостность - невозможность расчленения на более мелкие части.

Разновидности приемов: - приемы обучения (разъяснения, показ действия, решение задачи и т.д.); - приемы воспитания (одобрение, похвала, анализ поступка, тренировка, внушение и т.д.); - приемы педагогических исследований; - приемы управления школой и др.

Алгоритм описания: 1. Определите, частью какого из методов является разработанный Вами прием. 2. Опишите сущность разработанного Вами приема. 3. Укажите порядок и границы применения данного приема. 4. Укажите условия применения данного приема. 5. Укажите возможные последствия, в том числе и отрицательные результаты, применения данного приема.

Пример При перевоспитании трудных подростков, отягощенных смысловыми и эмоциональными барьерами к учебным предметам, негативизмом к воспитательным усилиям, когда обращение учителя к их сознанию не дает результата, Шаталов В.Ф., использует прием внушения (элемент релаксации). Сущность этого приема заключается в том, что Шаталов обращается к неосознанной сфере психики трудного подростка и обходным путем активизирует ее, влияя, в конечном счете, на сознание. При отказе подростка заниматься математикой, Виктор Федорович попросил этого мальчика только один раз посетить его урок, а далее - поступить по своему желанию. На этом уроке - доступное объяснение нового материала, своевременная помощь, корректный контроль и успех. В результате у ребенка исчезает негативное отношение к учению, происходит преодоление психологических барьеров. Условия применения этого приема - глубокое понимание природы этого воздействия и владение техникой применения. В противном случае использование этого "легкого" приема может привести к негативным последствиям.

5. Средства, разработанные автором опыта
Под средством педагогики понимают ситуацию, приспособление, предметы, устройства, источники информации и социального опыта, применяемые в педагогическом процессе.


Признаки средств: - педагогические средства не предполагают обязательного взаимодействия воспитателя и воспитанников; - педагогические средства используются в комплексе с методами педагогической деятельности.

Разновидности средств: - средства обучения (учебник, компьютер, учебное пособие и т.д.); - средства воспитания (коллектив, педагогическая ситуация и т.д.); - средства управления школой (план работы школы, распределение, комиссия учителей, временный орган решения школьных задач и т.д.).

Алгоритм описания: 1. Сформулируйте название данного средства и укажите границы и условия его применения. 2. Укажите, если это возможно, технические характеристики данного средства. 3. Укажите порядок применения и возможные последствия применения данного средства.

Пример

В.А.Шибанов, учитель географии СШ № 9 г. Череповец

Вологодской области


Карточка-задание Средство активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения. Целевое назначение - развитие исследовательских и поисковых навыков учащихся. Учащемуся предлагается на карточках схема "гипотетической" местности, на которой изображены природные ресурсы, элементы природной среды (не более 5-6), указан масштаб; задача ученика - "освоить район"; построить шахты, рудники, дороги, каналы, электростанции, заводы и т.д., то есть все то, что он считает необходимым для развития данной местности. Это задание не имеет однозначного решения. От учащихся требуется не только знание закономерностей размещения отраслей производства народного хозяйства, не только умелое применение схем и таблиц учебника, но и умение заглянуть вперед, в будущее, предусмотреть возможные последствия экономической деятельности. "Защита" проектов учит ребят отстаивать свою точку зрения, доказывать на конкретных фактах их достоинства и видеть недостатки.

6. Формы педагогической деятельности
Под формами педагогической деятельности понимают количественные или структурные варианты согласованной деятельности участников педагогического процесса.

Признаки форм педагогической деятельности: - в формах реализуются содержание, методы и средства педагогической деятельности; - каждая форма позволяет решить комплекс педагогических задач.

Разновидности форм педагогической деятельности: - формы организации обучения (урок, учебная экскурсия и др.); - формы воспитания (индивидуальные, групповые, фронтальные, многоплановые, одноплановые, общие, специфические: викторина, устный журнал, живая газета, пионерский сбор, круглый стол и т.д.); - формы управления школой (школьный совет, педагогический консилиум, совещание при директоре и др.).

Алгоритм описания: 1. Укажите композиционное построение данной формы педагогической деятельности. 2. Укажите организационные или иные требования по применению данной формы. 3. Укажите возможные изменения функций участников педагогического процесса, вызванные применением данной формы педагогической деятельности. 4. Укажите результат применения данной формы педагогической деятельности.

Пример

Р.Г.Хазанкин, учитель математики

СШ № 2 г. Белорецка БАССР


Урок-зачет 1. Технология: - подготовительный этап; - зачетное занятие. Алгоритм подготовки учащихся к работе на зачетном занятии: - распределение старшеклассников для приема зачета (например, десятиклассники у девятиклассников, восьмиклассники у семиклассников и т.д.); - чтение обзорной лекции по теме зачета одновременно для учащихся двух классов - сдающих и принимающих зачет; - подготовка и доведение до учащихся рекомендаций по составлению. Ими зачетных карточек; - сообщение источников знаний в помощь учащимся для выбора теории, ключевых задач и заданий, учитывающих индивидуальные особенности сдающего зачет; - ознакомление с нормами оценок; - постановка специального домашнего задания - подготовить зачетную карточку; - предъявление зачетных карточек учителю для просмотра; - коррекция карточек (при необходимости) по рекомендации учителя.

Алгоритм проведения зачетного занятия: - выполнение каждым школьником индивидуального задания с карточки; - словесный отчет старшекласснику (работа в паре); - разъяснение старшеклассником материала в случае обнаружения непонимания сути или пробелов в знаниях; - беседа в паре до полного понимания материала; - выставление старшеклассником в зачетную книжку сдающего трех отметок: за отчет по теории, за решение задачи, за ведение тетради; - мотивация оценки; - обсуждение в паре, определение даты повторной сдачи зачета в случае необходимости. 2. Организация учебного процесса на зачете по описанной технологии обеспечивает решение следующих задач: - обучение и воспитание каждого ученика в процессе организации и проведения зачетных занятий; - контроль знаний, умений и навыков каждого ученика по теме; - выявление знаний, умений и навыков, необходимых учащимся для усвоения последующих тем; - подготовка учащихся к выпускным и вступительным экзаменам. 3. В результате систематического осуществления тематического контроля и оценки знаний по описанной технологии у учащихся формируется устойчивый интерес к предмету, навык самостоятельной деятельности. 4. Результат достигается за счет обеспечения индивидуальной деятельности школьников на основе включения каждого в "вертикальную педагогику": у каждого появляется научный руководитель из класса на ступеньку выше и подшефный школьник из класса на ступеньку ниже.

7. Алгоритм действий в решении педагогических задач
Под алгоритмом действий в решении педагогических задач понимается упорядоченный набор операций, шагов, позволяющих решать данную педагогическую задачу.

Признаки алгоритма: - однозначность; состав и последовательность операций, шагов определены вполне однозначно; - определенность, конкретность и проверяемость результатов каждого шага.

Разновидности алгоритма: - алгоритм действий в воспитательной работе (алгоритм в планировании воспитательной работы, в подготовке и проведении воспитательных мероприятий, реализации конкретных методов, форм, средств воспитания и т.д.); - алгоритм действий в обучении (алгоритм в подготовке учителя к уроку, алгоритм в отборе содержания урока, алгоритм отбора видов деятельности учащихся на уроке и т.д.).

Алгоритм описания: 1. Укажите педагогическую задачу (задачи), решаемые с помощью предложенного алгоритма. 2. Определите набор шагов, операций и их порядок в решении данной педагогической задачи. 3. Укажите конкретный результат применения алгоритма, возможности проверки. 4. Укажите, если это возможно, трудности в использовании алгоритма.

Пример

В.А.Шибанов, учитель географии СШ № 9 г. Череповец

Вологодской области


Алгоритм выбора методов, средств и форм обучения Целевое назначение выбранного автором алгоритма - оптимизировать процесс обучения путем осознанного выбора, сочетания и соотношения методов, средств и форм обучения, направленных на получение наилучших для данных условий учебно-воспитательных результатов за отведенное время. 1. Выяснение характера. Образного строя и воспитательных возможностей учебного материала. 2. Подбор "веера" вариантов, которые соотносятся с возможностями учащихся и целями обучения (если детям знаком материал, отдается предпочтение проблемному обучению; если плохо - объяснительно-иллюстративному). 3. Оценка значимости материала, характера и уровня интереса к нему (если интерес невысок - проблемные методы предпочтительнее). 4. Определение трудности изучаемого материала и потребности в помощи учащимся. 5. Учет лимита времени. Иногда приходится отказаться от таких форм проблемного обучения, как диспут, дискуссия, эвристическая беседа из-за недостатка времени. 6. Учет наличия средств обучения (текстов, фоно- и видеозаписей, программ, таблиц, кинофильмов, диафильмов и т.д.). 7. Построение структурной композиции изучения темы (урока) с указанием используемых методов, средств и форм обучения. 8. Такая работа позволяет учителю эффективно строить учебный процесс, формировать умения и навыки в заранее заданных параметрах, добиваться сформированности у каждого ученика устойчивого интереса к предмету, экономить время. Использование этого алгоритма другими педагогами наталкивается на ряд трудностей: - недостаточно высокая профессиональная подготовка учителя в области дидактики и психологии; - слабая материальная база кабинета.

8. Система работы педагога, школы,

участников педагогического процесса

Под системой работы педагога, школ, участников педагогического процесса понимается совокупность взаимосвязанных компонентов, действий, направленных на достижение определенного результата.

Признаки системы: - направленность на одну или несколько целей (воспитательных, образовательных, развивающих, побудительных, организующих, индивидуальных, фронтальных и т.д.); - взаимосвязь компонентов, образующих целостность, где каждый из компонентов может рассматриваться как подсистема (малая система); - неразрывная связь со средой, обуславливающей функционирование и развитие системы; - динамичность, возможность системы видоизменяться.

Разновидности систем: - система учебной работы; - система воспитательной работы; - система работы с родителями; - система методической работы и др. При описании системы педагогической работы авторов может быть представлен комплекс модулей: один - обобщенно представляющий систему и несколько модулей, в каждом из которых дано сообщение о подсистеме.

Алгоритм описания: 1. Выделите компоненты, действия системы работы педагога, школы, участников педагогического процесса. 2. Укажите, если это возможно, иерархическую или иную зависимость между компонентами в описываемой системе. 3. Укажите возможные видоизменения данной системы. 4. Укажите условия эффективности функционирования системы. 5. Укажите возможности данной системы в реализации одной или нескольких целей воспитания или обучения.

Пример

Т.В.Худыш, учитель литературы СШ № 34 г. Рязани


"Воспитание человека, гражданина, творца средствами

литературного произведения"
- диагностика направленности личности старшеклассника как условие организации индивидуального подхода с прогнозируемым результатом; - расширение и углубление содержания образования через использование потенциала культурных центров города, личностного аспекта учителя, коллег; - собственное планирование работы над литературным произведением, обеспечивающее его восприятие, погружение в произведение; - конструирование учебных занятий, выводящих учащихся на проблемы человековидения; - направленность методов, форм организации на активную познавательную деятельность учащихся поискового и исследовательского характера; - создание и использование опор, обеспечивающих ориентировочную основу аналитической деятельности школьников; - направленность личностного аспекта содержания и культуры учителя на создание высокого эмоционального накала урока; - совместная работа учителя и учащихся, обеспечивающая создание и систематическое пополнение литературного центра "Мы - россияне".
Далее, используя приведенные выше инструкции, раскрыть каждый из компонентов системы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Под педагогическим комплексом понимается совокупность связанных между собой способов, приемов, средств и видов деятельности воспитателя и воспитанников.

Признаки комплексов: - все элементы педагогического комплекса взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении конкретной педагогической задачи; - использование педагогического комплекса позволяет достичь максимальных результатов при минимальных затратах труда участников педагогического процесса в решении конкретной педагогической задачи.

Разновидности комплексов: - педагогические комплексы в области обучения; - педагогические комплексы в области воспитания; - педагогические комплексы управления школой и др. Если возможно раздельное использование компонентов комплекса, то каждый из них целесообразно представить дополнительно в виде отдельного ИПМ.

Алгоритм описания: 1. Укажите название комплекса и опишите компоненты, составляющие данный комплекс. 2. Укажите зависимость между компонентами данного комплекса. 3. Укажите порядок применения, условия, границы и результат применения данного комплекса.

ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И КАЧЕСТВА ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Показатели - наблюдаемые и поддающиеся фиксированию результаты обучения, воспитания, развития школьников, молодежи, учителей, родителей, коллективов, групп.

Признаки показателей: -способность отражать сущность педагогических явлений, процессов; - диагностичность, т.е. поддаваемость естественному наблюдению, количественно-признаковому описанию; - достаточность для объективной характеристики педагогических процессов, явлений.

Разновидности показателей: - показатели обученности; - показатели воспитанности; - показатели уровня развития личности; - показатели отношения личности к явлениям действительности и др.
Критерии (мерило) - условно приписываемые педагогическим явлениям уровни (ступени) достигнутого в обучении, воспитании, развитии по конкретным показателям для количественно-качественного изображения результатов педагогической деятельности.

Признаки критериев: - оптимальность дробности шкалирования признаков педагогических явлений, процессов; - достаточность для конкретного статистического фиксирования качества результатов педагогической деятельности; - возможность измерения качества конкретных результатов педагогической деятельности.

Разновидности критериев: словесные, например, "владеет свободно", "владеет недостаточно", "владеет", "не владеет"; бинарный (двойной): да - нет, 1 - 0; балловый: трех, пяти, десяти и т.д.; числового шкалирования и др.


АЛГОРИТМ ЗАПИСИ ИПМ
1. Укажите уровни достигаемых результатов педагогического процесса в динамике их развития. 2. Укажите способы обнаружения и фиксации показателей. 3. Укажите возможные причины искажения или видоизменения данных показателей и трудности их обнаружения. 4. Укажите сферу применения разработанной системы показателей. Указанные выше алгоритмы даны для различных видов эмпирических сообщений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Технология выделения личной концепции учителя
Обязательным требованием к обобщению опыта является выделение педагогических противоречий и способов их разрешения тем или другим автором, так как общеизвестно, что источником и движущей силой всякого развития является процесс возникновения и разрешения противоречий (закон единства и борьбы противоположностей). Поэтому, именно с анализа противоречий учебной деятельности и должна начинаться работа любого педагога.

ПРОТИВОРЕЧИЯ

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ Например, лауреат конкурса "Учитель года" О.В.Горьковых, учитель биологии СШ № 3 г. Рязани, в своей практической деятельности решает главное противоречие между сегодняшней жизнью школьников и необходимостью подготовки его к взрослой жизни в быстро меняющемся мире и рыночным отношениям (между средой и личностью). Формирование мировоззренче­ских ориентаций через раз­ви­тие личностного потен­циала старшего школьника. Между стремлением личности к творчеству, оригинальности, са­мовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы. Конструирование содержания биологического образования, ориентированного на творческую деятельность учащихся в процессе учения в лицейских классах. Между необходимостью все время увеличивать объем информации, включаемой в образование и возможностями организма в ее усвоении. Сочетание блочной подачи учебного материала с вариативной, последующей его от работкой, как условие реализации индивидуальных способностей старшеклассников. Между ориентацией нового со­держания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний. Оптимальное сочетание тради­ционных и активных методов и форм обучения, предусматри­вающих разноспособное обучение. Между предметным образованием и целостным реальным миром. Непрерывная интеграция научного потенциала педвуза и учителей естественно-математического цикла школы, реализующая проблему развития личности учителей и учащихся. Между "книжным" обучением и стремлением школьников при­близиться к природе, участвовать в общественной жизни. Сочетание урочной и внеклассной исследовательской деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей старшеклассников.

Теперь нужно раскрыть как именно делает это учитель, отвечая в каждом случае на вопросы: - что это? - для чего это? (задачи, цели) - как? - что это дает? (результат) - за счет чего это? (условия обеспечения) Если мы сформулируем каким образом, за счет чего учитель устраняет противоречие, мы получим проблему опыта. Она формулируется так: сначала формируется результат, достигаемый учителем в ходе разрешения противоречия, а затем указывается за счет чего, на какой основе. Задачи по разрешению выведенных противоречий, сформулированные учителем, и являются собственно концепцией О.В. Горьковых.




Пример составления ИПМ


Проблема: конструирование нового содержания биологического образования, ориентированного на творческую деятельность учащихся в процессе учения. Между средней школой № 3 г. Рязани и РГПИ заключен договор о постоянном анализе и улучшении целей и процесса биологического образования. Это вылилось, в частности, в составление программы для лицейского класса химико-биологического профиля. В этой работе приняли участие ОВ. Горьковых и преподаватели трех кафедр института. Данная программа позволяет использовать физические и интеллектуальные возможности детей для развития их интересов и склонностей, для реализации их творческого потенциала, для самостоятельной практической деятельности; формировать личность с научным миропониманием, с потребностью и умением самообразования, творческим мышлением, активным мировосприятием, личность, адаптированную к новым условиям жизни общества. Ведущими при составлении программы стали следующие принципы образования: - принцип системности в изучении материала, основанный на осмыслении эволюционного пути развития мира; - принцип развития творческих, исследовательских способностей учащихся; - принцип экологизации мышления и гуманизации биологического образования. Технология работы над содержанием предполагает следующее: 1. Расположение в иной последовательности тем и разделов общеобразовательной программы, предполагающее эволюционный подход к формированию мировоззрения учащихся (например, порядок изучения разделов в 11 классе следующий: цитология, генетика, селекция, эволюция органического мира, происхождение человека, экология, что являет собой реализацию эволюционного подхода к формированию мировоззрения учащихся). 2. Расширение и углубление знаний благодаря использованию научного потенциала преподавателей РГПИ, других культурных и научных учреждений, местной флоры и фауны (например, практикуется изучение в рамках темы "Семя" сведений о классификации, функциях, местонахождении растительных тканей или изучение внутреннего строения корня в отличие от традиционной программы, где эта тема дается обзорно; проводятся экскурсии по лабораториям соответствующих вузов, научных учреждений, зоологические сады, теплицы, дендрарии и т.п.). 3. Включение в программу практической части, предусматривающей овладение способами творчества, исследовательской деятельности, которая осуществляется на базе института (постановка и проведение биологического эксперимента, написание реферата, докладов, научных статей и др.). 4. Организацию летней практики в условиях живой природы с целью формирования экологического мышления и использования материалов такой практики в учебном воспитательном процессе. В ходе реализации программы О.В.Горьковых создает условие для развития независимого творческого мышления, самообразования, свободного выбора направленности и самодеятельности, удовлетворения духовных потребностей в свободное время. Все это позволяет поощрять самоуважение и уверенность учащегося в себе, стремление брать ответственность на себя, экстернатные формы обучения.

Приложение 2

Примеры списков ИПМ
Ильин Е.Н.

"Обучающее воспитание" при изучении литературы
Научная интерпретация опыта Ильина Е.Н. Система организации учебной работы. Урок этическо-художественной мысли. Урок общения. Урок открытой этики. Приемы обучения (перечень). Этический монолог. Анализ детали художественного текста. Анализ иллюстрации к тексту. Активизация мысли путем "вопрос к учителю". Развитие интереса к чтению. Правила при написании сочинений. Творческие задания как средство активизации. Качества личности учителя.
Илларионова В.Р.

УДЕ в обучении математики Конференция старшеклассников. Урок-бенефис. Видение учителем программы по математики (10-11 классы). Планирование курса математики в 10 классе. Пример. Планирование курса математики в 11 классе. Пример. Организация коллективной деятельности учащихся. Урочная коллективная деятельность учащихся. Пример. Внеурочная коллективная деятельность учащихся. Пример. Возможности групповой формы обучения. Обучение учебной теме по математике.

Конференция старшеклассников

(пример ИПМ)
Ученическая конференция - есть комплексная форма организации и подведения итогов самостоятельной целенаправленной деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, коллективной, под руководством педагога, организуемая совместными усилиями педагогического коллектива и школьной ученической организации). Искусство конференции, ее учебно-воспитательное значение состоит в том, чтобы сделать результаты работы учащихся зримыми, ввести знания и умения в новый социально-познавательный контекст и тем самым активизировать дальнейший ход учебно-воспитательного процесса. Цель: углубление и систематизация знаний учащихся по теме, развитие умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Технология: подготовительный этап (внеурочная деятельность); основные этапы (учебное занятие); заключительный этап (подведение итогов работы).

Алгоритм подготовительного этапа: - включение в план работы даты ученической конференции; - организационная работа вместе с ученическими общественными организациями; - создание инициативной группы; - выработка и реализация плана подготовки конференции; - пропаганда задач и содержания конференции среди учащихся; - обзорное изложение содержания учебного материала темы учителем; - подготовка и доведение до учащихся источника знаний по теме (учебно-педагогическая, специальная занимательная литература, творческие работы учащихся за минувшие годы); - подготовка и предложения учащимся заданий, предусматривающих самостоятельное изучение темы (изучить теорию, подобрать задачи, выделив из них опорные, ключевые и тренировочные, придумать или отыскать в литературных источниках лабораторные или творческие работы, обобщить имеющиеся по теме в кабинете материалы по возможности дополнить его); - формирование групп учащихся ("кафедр"), изучающих логически завершенную часть темы, например, по теме "Многогранники" каждая группа изучает один из видов многогранников. Учитываются и личные пристрастия членов группы, например, если учащийся интересуется физикой, химией, биологией - подготовить доклад или краткое сообщение об использовании данной теории в этих науках; любит историю - проследить историю развития учения о многогранниках от Платона и Евклида до современных концепций, вплоть до элементов теории групп, кубика Рубика и т.п.; если "золотые руки" подумать над возможностью усовершенствования имеющихся и изготовление новых наглядных пособий, моделей и т.д.; можно написать и соответствующие стихи, рассказы, придумать другие формы расцвечивания темы; консультации учителя по планированию творческой работы учащихся (консультации проводятся в три этапа): - помощь в осмыслении материала к выступлению; - помощь в составлении плана и структур выступления; - анализ предъявленных учеником выступлений; - предъявление учащимся требований к сообщению на конференции; - четкость и логичность изложения материала; - привлечение технических средств, таблиц, моделей; - культура речи; - доступность, научность содержания выступления; - связь с практикой; - выполнение учащимися выбранного задания.

Алгоритм основанного этапа - учебное занятие
Отчет групп о проделанной работе, результатах. Демонстрируется план, по которому шло изучение, например, по каждому многограннику: определение - элементы - построение развертки - поверхность - сечения - типовые задачи - задачи повышенной трудности, в т.ч. оригинальные - применение. Демонстрируются материалы, которые будут поставлены в кабинете математике; - доклады творческих групп, их обслуживание; - подведение итогов личного участия в решении творческих задач; - демонстрация спецгруппы учащихся наиболее интересных задач и способов их решения; - подведение итогов конференции членов жюри.

Результативность конференции
Ученическая конференция обеспечивает: 1) упрочнение, расширение, углубление и активизацию знаний учащихся; 2) формирование личностного аспекта восприятия знаний; 3) развитие умений и навыков, составляющих операционную сферу самостоятельного пополнения знаний; 4) воспитание общественной активности школьников.

Условия эффективности конференции 1. Правильный выбор темы конференции (тематику определяет учебная программа; это темы, изучение которых требует широкой межпредметной связи, оперативного привлечения текущей информации, мобилизации личностного опыта старшеклассников). 2. Определение основных, ведущих проблем в содержании темы конференции, конкретизация этих проблем на материале темы. Главный путь углубления знаний учащихся лежит в русле проблемной постановки вопроса. 3. Умения самостоятельной работы: I группа умений - связана с культурой умственного труда, с подготовкой содержательной стороны сообщений, докладов, в частности, элементарных приемов сбора материала - использовать библиотечные каталоги, реферировать вопрос, делать выписки, списки литературы, варианты планов докладов, черновики и т.д. II группа - основа лекторской работы, мастерства речи (умение формулировать мысли в процессе речи, сосредотачиваться на главном, говорить свободно, а не пытаться произносить текст, написанный и заученный дома и т.п.). III группа умений - школа организатора, умений организации и проведения самой конференции, организации самостоятельной деятельности по усвоению теории и практического ее применения, умений анализировать проделанную работу.

12

© 2010-2022