- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по познанию мира на тему
Урок по познанию мира на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сенькина Е.М. |
Дата | 14.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Вода в природе. Охрана воды
Цель: расширить знания детей о водоёмах, взаимосвязи растительного и
животного мира, вызвать желание самостоятельно добывать знания.
Задачи: выявить и расширить представления детей о водоёмах, растительном и
животном мире; развивать познавательную активность учащихся через
самостоятельный творческий поиск необходимой информации; развивать
творческие способности учащихся, умение работать с дополнительной
литературой; воспитывать умение анализировать свои успехи и неудачи,
умение работать в группах, бережное отношение к природе.
Оборудование: глобус, физическая карта Казахстана, атласы для каждого ребёнка, иллюстрации и таблицы «Растительный и животный мир водоёмов», индивидуальные таблички и схемы, дополнительная справочная литература.
Ход урока
1. Индукция (психологический настрой).
- Сядь-ка, ровненько, дружок,
Начинается вот-вот интереснейший урок-
Урок познания мира.
Но сначала повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, друзьям
И садитесь по местам.
- Вижу, вы уже готовы отправиться в путь за новыми знаниями?
- А главное - смекалку и задор - не забыли?
- На уроке нас ждут, я надеюсь, открытия. Какие они будут: большие или маленькие? Главное, у каждого они будут свои.
2. Постановка задач:
- Представьте, что мы раскрутили глобус с вами так быстро, что все цвета: синий, коричневый, зелёный - слились в один. Как вы думаете, какой это будет цвет?
- Правильно, это будет синий цвет. А почему?
- Потому, что большую часть Земли 3\4, составляет вода.
Я и туча и туман,
И ручей и океан,
Я летаю и бегу
Неподвижной быть могу
Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
И снежинка вырезная,
Вы узнали без труда
Называюсь я ……(вода)
(Маша, в костюме капельки воды читает стихотворение)
- Капелька, займи, пожалуйста, место в любой из групп.
3. Повторение пройденного
-Что вы знаете о воде и её свойствах? (Ответы детей)
-В каком состоянии встречается вода? (Твёрдое, жидкое и газообразное)
-Где можно увидеть эти 3 состояния воды?
(Лёд на реке, пар из чайника, льющаяся струйка из крана)
- Я предлагаю вам прочитать стихотворение «Откуда пришла вода» и обозначить различное состояние воды.
Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
Откуда ты?
Вода в ответ:
Издалека! Из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась вся поляна.
Откуда ты? - спросил росу.
Поверь - и я из океана!
Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
Знай, малыш,
И я пришла из океана!
а поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой?
И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в слезинке, и в дождинке,
и в росинке
Нам откликнется всегда Океанская вода!
- Выберите из прочитанного стихотворения слова, обозначающие воду в различных ее проявлениях.
(Роса, газировка, туман, льдинка, капля, слезинка, дождинка.)
- Откуда они появились? (из океана.)
- Что такое океан?
(Это крупный естественный водоём.)
- Какие водоёмы вы ещё знаете?
(Родник, ручей, река, море, озеро, пруд.)
- Ребята, назовите такой водоём, который со всех сторон окружен сушей. (Это озеро.)
- Какое самое глубокое озеро на Земле? (Озеро Байкал.)
- Воду можно назвать самым ценным минералом на шей планеты. Русский народ говорил в старину: "Мать - водица - всему царица!". Что обозначает это выражение?
- Мы продолжаем открывать для себя нашу страну Казахстан.
• Послушайте слово: «Водоёмы».
- Произнесите его в группах с разной интонацией, чувством.
( от группы произносит 1 человек)
• Ассоциации.
- Запишите слово «водоёмы» на листочках.
- Какие ассоциации у вас возникли? Составьте кластер.
- Прочитайте свои ассоциации в группах.
- Дополните свои записи понравившимися словами.
- Выберите самые главные, важные для всех вас слова и прикрепите их при помощи клея к своему большому листу, а затем к доске.
- Озвучьте свои записи.
• Закройте глаза: какой цвет вы представили, услышав слово «ВОДОЁМЫ»?
4.Работа с картой, глобусом и атласом.
-Посмотрите на глобус и карту.
-Сравните со своими представлениями, какой цвет на них преобладает?
-Какие открытия вы сделали?
-Какой цвет преобладает на планете Земля?
-А можно ли её было назвать планетой океан? (конечно, ведь 2/3 её поверхности занимают воды океанов, морей и озёр - это 70% поверхности Земли, но лишь 3 % - вода пресная).
- Как на карте обозначены реки, озёра, моря?
- А есть ли в нашей местности водоёмы?
5.Работа с картой «открытий».
- Зачеркните «лишнее» слово:
- Обведите название водоёмов, которые есть в нашей местности:
РЕКА, ГОРА, ОКЕАН, ОЗЕРО, МОРЯ, ПРУД, КОТЛОВАНЫ, БОЛОТА, ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ.
-Подумайте, какие бывают водоёмы?
6. Физминутка
Игра «Вода - не вода»
Учитель называет слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду - школьники должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) - поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) - учащиеся хлопают в ладоши.
-
Цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай и т.д.
7. Работа по учебнику
- На дополнительных листах схематически изобразите реку, прочитав текст на стр.51-52 напишите названия частей реки
1 группа - даёт определение Исток,
2 группа - даёт определение Русло
3 группа - даёт определение Приток
4 группа - даёт определение Устье
- Назовите части рек
- Рассмотрите карту Казахстана и запишите название рек и озёр в рабочую тетрадь.
- Только ли на поверхности земли находится вода? (и под землёй)
- А как же вода выходит на поверхность земли? (предположение детей)
8. Индивидуальный проект
- Как человек использует воду?
- Доклад Азановой Валерии
9. Рефлексия
10.Итог урока