Урок русского языка Написание слов с безударной гласной, не проверяемой ударением (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Цели и задачи урока Цели: - развивать орфографические умения при написании слов с безударной гласной, не проверяемой ударением; - совершенствовать умение работать в парах, навыки самостоятельной работы, навыки самопроверки и саморегуляции; - формирование орфографического навыка беспроверочного написания слов на основе этимологического анализа слов Задачи Образовательные: - расширить знания обучающихся о правописании словарных слов, способствовать обогащению словарного запаса; - учить распознавать проверяемые и непроверяемые безударные гласные слова разными способами (подбором однокоренных слов и изменением формы слова); Развивающие: - создать условия для развития познавательной активности учащихся; - способствовать развитию критерия самооценки; - развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции, речь. Воспитывающие: - способствовать созданию благоприятного психологического климата для возможного раскрытия потенциала каждого ребёнка; - воспитывать уверенность в своих возможностях; - способствовать формированию качества взаимовыручки; - воспитывать чувство сплочённости коллектива; - прививать интерес к предмету.



Оборудование урока ТСО: - м/м проектор; - компьютер;

- экран;

- компьютерная презентация;

- слова- опоры.

Для учителя:

учебник: Желтовская Л.Я.

Русский язык : учебник для 2-го кл. четырёхл. нач. шк. : В 2 ч. Ч.2/Л.Я.Желтовская .- 2-е изд., испр. - М.: АСТ: Астрель, 2008.

- раздаточный материал (карточки с заданиями для с/работы)

- Словари: орфографический, толковый, этимологический, словарь строения слов, синонимов, антонимов, амонимов фразеологизмов.

Для ученика:

- тетрадь;

- раздаточный материал практического применения;

- орфографический словарь.









Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка темы и цели урока. ( слайд 2)
Добрый день, дорогие ребята. Меня зовут Ирина Сергеевна. Я рада приветствовать вас в этом уютном классе, где мы с вами встретились на уроке русского языка. Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок Слушаем внимательно, делаем старательно Тема нашего урока « Безударные гласные, не проверяемые ударением»
  1. Чистописание (слайд3) Откройте тетради и запишите сегодняшнее число:
Двадцать восьмое января. Классная работа. Запишите буквы алфавита: сМлДоПвКаИрь - Подчеркните строчные буквы. -Выпишите эти буквы. Какое слово вы записали?( Словарь).(слайд 4 ) Запись слова в тетрадь. -Что такое слово словарь? ( Расположение слов в алфавитном порядке) -В слове словарь есть слово « слова» Мы будем работать над словами из словаря. - Как называются эти слова? (Словарные) - Сегодня мы будем исследователями в мире словарных слов. Помогут нам задания, которые мы будем выполнять на уроке. 3. Работа по теме урока. Усвоение новых знаний и способов действия. (слайд 5) - Перед вами два столбика слов. Посмотрите внимательно и определите, какое отличие между ними.( ответы детей)
домашний - дом синица глазной - глаз воробей тропинка - тропы сорока садовник - сад снегирь полевая - поле ворона рябина - Правильно, слова левого столбика мы можем проверить ударением. Слова, которые находятся справа, вызывают затруднение в написании проверочных слов. - Запишите проверочные слова в карточку для левого столбика. *Проверка. - Назовите слова, которые вы проверили.( Чтение пар слов учащимися) ( слайд 6) - Какие орфограммы пропущены? - Как называются орфограммы, которые можно проверить? Безударные гласные в корне слова. ПРОВЕРЯЕМЫЕ (На доске вывешивается слово). - Как проверить эти орфограммы? Подобрать родственное слово, чтоб орфограмма слышалась чётко. Безударные гласные - ставим под ударение. Слова правого столбика вызвали затруднение в написании проверочного слова. - Как называются орфограммы, которые не проверяются? (Не проверяемые) - Как правильно выбрать букву в словах с не проверяемыми написаниями? - Что поможет нам в решении этого вопроса? Не случайно наш урок мы начали с записи слова словарь, именно он придёт нам на помощь. Первое наше направление - орфографический словарь. ( показ словаря учителем)(слайд 7) Сегодня вы сами будете исследовать слова, находить правильное написание. Ученики получают словари, где находят написание слов 1 вариант: синица, воробей 2 вариант: сорока, снегирь 3 вариант: ворона, рябина Ученики по вариантам читают написания слов из орфографического словаря. (слайд 8 задание слайд 9 проверка) Вписывают написания в карточки. - Какое знание мы можем получить на уроке? ( Писать слова без ошибок) -Как называются слова, над которыми мы работаем? (Словарные слова) Таблица ( словарные слова) вывешивается на доску. Посмотрите внимательно на слова правого столбика, и вы заметите, что это названия птиц. - Какое время года самое трудное для птиц? ( ответы детей) (слайд 10) Беседа Январь-трудный месяц для птиц. Холодно и голодно пернатым друзьям. На ветках деревьев жмутся воробьи. На верхушку маленькой ёлочки уселась сорока. Снегири и синицы подлетели к рябинке. Трудно зверям и птицам добывать корм. - Как мы можем помочь нашим зимующим птицам? Можно развесить кормушки, подкармливать птиц. Птицы питаются: воробьи - крошками хлеба, крупой, различными семенами. Синицы - кусочками несолёного сала, мясом, творогом. Снегири - плодами рябины, калины, клёна, липы. В благодарность летом птицы будут уничтожать вредных насекомых в наших скверах и парках. Слов с гласными буквами, не проверяемыми ударением очень много. Как быть? ( Запомнить, посмотреть в словаре) Может в написании этих слов поможет знание о их происхождении? Я хочу вас познакомить ещё с одним словарём. Прочитайте как он называется. (слайд 11,12) Давайте прочитаем информацию, которую содержит этимологический словарь. Чтение значения слов. ( слайд 13 ) ВОРОБЕЙ( Назван по своему чириканью, от звукоподражательного «Чик- чирик!Вор-вор-вор!» (слайд 14 ) СОРОКА( Названа от исходного «сорк» передающего издаваемых ею звуков « сор - сорк - сорк!» (слайд15 ) СИНИЦА( Название дано от звукоподражательного» си - си - синь», «зи - зи - зинь!» (слайд 16 ) СНЕГИРЬ ( Название от существительного снег, она прилетает с Севера вместе с первым снегом и заморозками) ( слайд 17) Рябина ( Слова «ряб», «рябой», что значит « пёстрый», « пятнистый». Имеет тёмные пятнышки на коре. - Помогли ли сведения из словаря объяснить написания этих слов? - Что делать, чтобы правильно выбрать гласную, не проверяемую ударением? Необходимо посмотреть в словаре или запомнить, как оно пишется. - Для чего нужны знания о происхождении слов? ( Правильно написать эти слова) 4.ФИЗКУЛЬМИНУТКА.( слайд 18) Ложка- это ложка, ложкой суп едят. Кошка - это кошка, у кошки семь котят Тряпка- это тряпка, тряпкой вытру стол Шапка- это шапка, оделся и пошёл А я придумал слово, смешное слово- плим Я повторяю снова: плим, плим, плим. Вот прыгает и скачет плим, плим,плим. И ничего не значит плим, плим, плим. 5. Закрепление новых знаний и способов действий. (Самостоятельная работа в парах) 1 .Найдите одинаковые по значению слова. Предположите, что дало этим птицам такие названия? Соедините линиями. (Слайд 19 птицы) Проверка: (Слайд 20,21,22) Карточка №1 Дятел - долбить ,долбящий Сойка -сиять ( сверкающая оперением) Канюк - плач Ласточка- летающая туда и сюда Карточка №2 Сова - кричу ( характерный издаваемый звук) Галка - чёрная ( оперение, звук гал -гал) Филин- плакать, плач Соловей - цвет оперения серый Карточка 3 Выпь- вопить Лебедь- белый Дрофа - драпать, бегать Цапля - цапать, хватать, шлёпать - Как можно назвать слова из выполненного задания? Почему? РОДСТВЕННЫЕ - Эти слова называются этимологически родственные слова. Они имеют один ИСТОРИЧЕСКИЙ КОРЕНЬ. - Что надо сделать, чтобы правильно выбрать безударную гласную, не проверяемую ударением? Необходимо посмотреть в словаре или запомнить, как оно пишется. - Что поможет запомнить? ЗНАНИЯ о происхождении слов и ЗНАНИЯ исторического корня. - Чтобы запомнить, как пишутся слова с безударными гласными, существует много подсказок. Я даю подсказку запись слов с «окошком» (слайд23,24) 6.Ассоциативный образ собака - хвост карман - дыра капуста - заяц корабль - волны концерт - нота иней- белый 7. Информация о домашнем задании. ( слайд 26,27) а)Найти и записать информацию о значении слов( информация из нескольких видов словарей) : свиристель, клёст, пеликан,горихвостка. б) Работа по карточке. Вставить пропущенные слова в стихотворении З.Александровой «Новая столовая» Мы_____________смастерили, Мы ________________ открыли. В__ бей, сн_ гирь - сосед, Будет вам зимой _____________. В гости в первый день________ К нам _____________ прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели _______________ . Три ______________ были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг - со всех краёв - Стая жадных _________________. В пятницу в ____________ нашей ______________ лакомился кашей. А в субботу на порог Налетело семь_____________. В _воскресенье , в воскресенье Прилетел к нам гость весенний - Путешественник - ____________ … Вот и песенке к . нец. 8. Итог урока. Оценивание. Рефлексия деятельности. ( слайд 28) - Назовите тему нашего урока. Безударные гласные, не проверяемые ударением. - Что помогает в выборе непроверяемой безударной гласной? ЗНАНИЯ о происхождении слов и об историческом корне. - Как мы открывали новые знания? Работали в парах и в группах, искали информацию в орфографическом словаре. - Как вы думаете, все ли слова с непроверяемыми написаниями мы с вами разобрали? - Как вы думаете, все ли словари мы с вами исследовали? Пользуясь словами продолжите: - Повторил… - Знаю… -Узнал… - Удивился… - Мне понравилось на уроке... Ученики получают свидетельства о том, что они побывали в стране «Словарии». Спасибо за урок. Чтение стихотворения С.Маршака учителем. Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути- главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет. Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет. Вам от души желаю я, друзья всего хорошего, А всё хорошее, друзья, даётся нам недёшево!( слайд 28)
© 2010-2022