Технологическая карта урока русского языка по ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





«Декада молодого педагога

2014»

Русский язык



Технологическая карта

Организационная информация Тема урока

Имя прилагательное. Предмет Русский язык Класс 3 Программа

«Начальная школа 21 века» Автор урока (ФИО, должность) Олейник Татьяна Павловна, учитель начальных классов Образовательное учреждение МБОУ СОШ №26, г.Архангельск

Методическая информация Тип урока Урок открытия нового знания Базовая технология

Проблемно-диалогическая

Межпредметные связи

Русский язык Литературное чтение Окружающий мир

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная Цели урока

Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.

Развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы. Задачи урока

  • провести наблюдение над именем прилагательным, как частью речи;

  • выявить особенности изменения имен прилагательных;

  • распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

  • развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;

  • продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока

Учащиеся будут уметь классифицировать имена прилагательные, согласовывать с именем существительным, видеть связь между прилагательным и существительным.

Ресурсы

Учебник «Русский язык», ч. 2, с.88-92, С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др.

Наглядный материал(печатный), карточки для индивидуального задания, карточки для работы в паре

На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:


• здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);


• проблемное обучение (частично - поисковое).

















Подробный конспект урока

п/п

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный

Метапредметные (УУД)

регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

-Здравствуйте ребята.

- Пусть хорошее настроение сопровождает нас весь урок и помогает в трудную минуту.









Обучающиеся настраиваются на работу.

2.

Актуализация опорных знаний

Предметные: - правильно выделять имена прилагательные из ряда слов.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

- обосновывать основание для классификации; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



-Начинаем урок русского языка.

- Посмотрите на доску, какое задание вы бы предложили выполнить с данными словами:

Апрель , солнце, травка, зелёная, весна, подснежник.

-Почему именно это слово лишнее?

-Сформулируйте тему урока.

-Тема нашего урока: Имя прилагательное.





Можно найти лишнее слово. -голубая.

-Так как все другие слова-имена существительные.

- Имя прилагательное.

3.

Постановка учебной проблемы

Предметные: - распознавать имена прилагательные среди других частей речи; - задавать вопросы к именам прилагательным.

Метапредметные (УУД)

познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: - высказывать свое предположение;

коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли.

- Почему на данный момент вы уже можете выделить из группы слов прилагательные?

-Что вы уже знаете об имени прилагательном?



Прикрепление на доску вопросов прилагательного. - Что-то еще необходимо узнать?

- Изучая эту часть речи в 3 классе ты узнаешь:

( чтение в учебнике на с.88)

 Какие признаки предметов называет имя прилагательное

Что такое качественные, относительные и притяжательные прилагательные,

 Почему можно сказать красив, хорош, умен, но нельзя сказать деревянен, стеклянен, медвежен,

 Как образуются имена прилагательные и какими членами предложения они обычно бывают.
-Так как мы немного познакомились с этой частью речи во 2 классе. - Это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё?

- Возможно.

-Чтение детьми рубрики.

4.

Формулирование проблемы, планирование

Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные(УУД)

регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.




- Итак, что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

- Давайте определим задачи нашего урока:

  • определить особенности имени прилагательного как части речи;

  • установить, как оно изменяется.

-Я предлагаю вам взять текст «Весна» и «увидеть» в нём имена прилагательные. Запишите их с вопросами в тетрадь.

(работа в парах)

Самые приметные цвета весной - ярко-голубой и зеленый. Весна врывается на улицы и в парки голубыми потоками талых вод. Она вспыхивает изумрудной зеленью трав, загорается зелеными огоньками, листиками деревьев.

Беспокойна весенняя погода, яростно борется тепло с холодом. Но как только эта борьба закончится победой тепла, начнется весенняя капель.
Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые. Начинается прилет птиц. Распускаются первые цветы - сережки на деревьях.

(Проверка)




- То, что еще мы не знаем о имени прилагательном.



-Высказывание детей.





-Выполнение задания детьми устно и письменно.Выделение прилагательных из текста с опорой на известные ученикам вопросы.


5.

Открытие нового знания

Предметные: - уметь определять, значение имён прилагательных; - учиться выяснять значение новых слов; - учиться находить связь между существительным и прилагательным.

- Имя прилагательное называют самой живой и красивой частью речи. Почему?

Прилагательное по частоте употребления занимают третье место после глагола и после существительных.

Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, прилагательных около 2300.

Физминутка


Наблюдение над значением прилагательных.


- Прочитайте отрывки стихотворений известных поэтов и найдите в них: (работа в парах или в мини-группах).

Прилагательные, которые помогают увидеть цвет.

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют

Долины сохнут и пестреют.

А.С.Пушкин

Прилагательное , указывающее на описание.

Сегодня вышел я из дома,
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу - навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.

Прилагательные, помогающие услышать звуки.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая…

В.А.Жуковский.


- Она украшает нашу речь, делает выразительной, богатой. - Прилагательное передает красоту, помогает услышать звуки, увидеть цвет, указывает на описание…








Предположения, высказанные обучающимися.








Выводы детей:

  • Прилагательное- живая часть речи
  • Прилагательное помогают увидеть цвет;
  • Прилагательное помогают услышать звуки;
  • Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и не выразительна.


Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемоесодержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



И другие группы прилагательных.

-Откройте в учебнике упр.2 на с.89 (запишите слова по группам).

Вывод:

Наблюдение над важнейшим грамматическим признаком имен прилагательных - зависимостью от имен существительных.

- Ребята, а вы не задумывались, почему Имя прилагательное так называется?

- В переводе с лат. nomen adiectivum - имя прилегающее, примыкающее.(к чему?)


Рубрика «Давай подумаем»(с.90)

- Посмотрите на словосочетания.(на доске)

вкусный суп

овсяное печенье

вишнёвый компот

- Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются прилагательные. Права ли Даша?

- Подумаем вместе.

- Сравните два предложения.

1)Коля съел суп.

2)Коля съел вкусный.

- В каком предложении понятно, о чем идет речь, а в каком нет?

- Какой вывод можно сделать?

- Согласимся мы теперь с Дашей?

Прочитайте рубрику "Тайны языка" стр.90.

- От чего зависит имя прилагательное?

- Как изменяется форма имени прилагательного?


- От слова прилагается…


- (Выслушиваются предположения учащихся.)

- Главное слово - существительное.

Имя прилагательное прилагается, присоединяется к имени существительному.

- Имя прилагательное зависит от существительного.

- В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное.

6.

Рефлексия

учебной деятельности

Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- А теперь, ребята, я предлагаю потрудиться самостоятельно каждому из вас.

Карточка для учащихся высокого уровня:

1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные. Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания.

Ёлка.

… ель росла в … лесу. С ветки на ветку прыгала … белка. Под … ёлкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался её … шишками.

Проверка: учитель.

Карточка для учащихся среднего уровня:

1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок). Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания. Проверь по ключу.

Ёлка.

… ель росла в … лесу. С ветки на ветку прыгала … белка. Под … ёлкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался её … шишками.

Слова для справок: дремучем, рыжая, высокая, вкусными, зелёной.

Проверка: самоконтроль.


падеже.

Самостоятельная работа учащихся.


Карточка для учащихся низкого уровня:

1. Прочитай текст. Подчеркни прилагательные, обозначь их род и падеж. Выдели окончания.

Ёлка.

Высокая ель росла в дремучем лесу. С ветки на ветку прыгала рыжая белка. Дятел угощался её вкусными шишками.


- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти ответ?

- Оцените свою работу.

Кто считает, что поработали на отлично?

Кто считает, что поработали хорошо?

Кто считает, что может работать лучше?

-Отметки за работу в журнал.


-Определили особенности имени прилагательного как части речи;

-Установили как изменяется имя прилагательное.

-Да. На все.

Учащиеся оценивают свою работу.

7.

Домашнее задание

Учебник упр.5 с.91





© 2010-2022