- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока русского языка по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гуляева Л.И. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Декада молодого педагога
2014»
Русский язык
Технологическая карта
Организационная информация Тема урока
Имя прилагательное. Предмет Русский язык Класс 3 Программа
«Начальная школа 21 века» Автор урока (ФИО, должность) Олейник Татьяна Павловна, учитель начальных классов Образовательное учреждение МБОУ СОШ №26, г.Архангельск
Методическая информация Тип урока Урок открытия нового знания Базовая технология
Проблемно-диалогическая
Межпредметные связи
Русский язык Литературное чтение Окружающий мир
Формы работы
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная Цели урока
Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.
Развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы. Задачи урока
-
провести наблюдение над именем прилагательным, как частью речи;
-
выявить особенности изменения имен прилагательных;
-
распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
-
развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
-
продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока
Учащиеся будут уметь классифицировать имена прилагательные, согласовывать с именем существительным, видеть связь между прилагательным и существительным.
Ресурсы
Учебник «Русский язык», ч. 2, с.88-92, С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др.
Наглядный материал(печатный), карточки для индивидуального задания, карточки для работы в паре
На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:
• здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);
• проблемное обучение (частично - поисковое).
Подробный конспект урока
№
п/п
Этапы урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.
Организационный
Метапредметные (УУД)
регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
-Здравствуйте ребята.
- Пусть хорошее настроение сопровождает нас весь урок и помогает в трудную минуту.
Обучающиеся настраиваются на работу.
2.
Актуализация опорных знаний
Предметные: - правильно выделять имена прилагательные из ряда слов.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
-Начинаем урок русского языка.
- Посмотрите на доску, какое задание вы бы предложили выполнить с данными словами:
Апрель , солнце, травка, зелёная, весна, подснежник.
-Почему именно это слово лишнее?
-Сформулируйте тему урока.
-Тема нашего урока: Имя прилагательное.
Можно найти лишнее слово. -голубая.
-Так как все другие слова-имена существительные.
- Имя прилагательное.
3.
Постановка учебной проблемы
Предметные: - распознавать имена прилагательные среди других частей речи; - задавать вопросы к именам прилагательным.
Метапредметные (УУД)
познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные: - высказывать свое предположение;
коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли.
- Почему на данный момент вы уже можете выделить из группы слов прилагательные?
-Что вы уже знаете об имени прилагательном?
Прикрепление на доску вопросов прилагательного. - Что-то еще необходимо узнать?
- Изучая эту часть речи в 3 классе ты узнаешь:
( чтение в учебнике на с.88)
Какие признаки предметов называет имя прилагательное
Что такое качественные, относительные и притяжательные прилагательные,
Почему можно сказать красив, хорош, умен, но нельзя сказать деревянен, стеклянен, медвежен,
Как образуются имена прилагательные и какими членами предложения они обычно бывают.
-Так как мы немного познакомились с этой частью речи во 2 классе. - Это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё?
- Возможно.
-Чтение детьми рубрики.
4.
Формулирование проблемы, планирование
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
Метапредметные(УУД)
регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность действий на уроке.
- Итак, что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?
- Давайте определим задачи нашего урока:
-
определить особенности имени прилагательного как части речи;
-
установить, как оно изменяется.
-Я предлагаю вам взять текст «Весна» и «увидеть» в нём имена прилагательные. Запишите их с вопросами в тетрадь.
(работа в парах)
Самые приметные цвета весной - ярко-голубой и зеленый. Весна врывается на улицы и в парки голубыми потоками талых вод. Она вспыхивает изумрудной зеленью трав, загорается зелеными огоньками, листиками деревьев.
Беспокойна весенняя погода, яростно борется тепло с холодом. Но как только эта борьба закончится победой тепла, начнется весенняя капель.
Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые. Начинается прилет птиц. Распускаются первые цветы - сережки на деревьях.
(Проверка)
- То, что еще мы не знаем о имени прилагательном.
-Высказывание детей.
-Выполнение задания детьми устно и письменно.Выделение прилагательных из текста с опорой на известные ученикам вопросы.
5.
Открытие нового знания
Предметные: - уметь определять, значение имён прилагательных; - учиться выяснять значение новых слов; - учиться находить связь между существительным и прилагательным.
- Имя прилагательное называют самой живой и красивой частью речи. Почему?
Прилагательное по частоте употребления занимают третье место после глагола и после существительных.
Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, прилагательных около 2300.
Физминутка
Наблюдение над значением прилагательных.
- Прочитайте отрывки стихотворений известных поэтов и найдите в них: (работа в парах или в мини-группах).
Прилагательные, которые помогают увидеть цвет.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют
Долины сохнут и пестреют.
А.С.Пушкин
Прилагательное , указывающее на описание.
Сегодня вышел я из дома,
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу - навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.
Прилагательные, помогающие услышать звуки.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая…
В.А.Жуковский.
- Она украшает нашу речь, делает выразительной, богатой. - Прилагательное передает красоту, помогает услышать звуки, увидеть цвет, указывает на описание…
Предположения, высказанные обучающимися.
Выводы детей:
- Прилагательное- живая часть речи
- Прилагательное помогают увидеть цвет;
- Прилагательное помогают услышать звуки;
- Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и не выразительна.
Личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемоесодержание (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные (УУД)
регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
И другие группы прилагательных.
-Откройте в учебнике упр.2 на с.89 (запишите слова по группам).
Вывод:
Наблюдение над важнейшим грамматическим признаком имен прилагательных - зависимостью от имен существительных.
- Ребята, а вы не задумывались, почему Имя прилагательное так называется?
- В переводе с лат. nomen adiectivum - имя прилегающее, примыкающее.(к чему?)
Рубрика «Давай подумаем»(с.90)
- Посмотрите на словосочетания.(на доске)
вкусный суп
овсяное печенье
вишнёвый компот
- Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются прилагательные. Права ли Даша?
- Подумаем вместе.
- Сравните два предложения.
1)Коля съел суп.
2)Коля съел вкусный.
- В каком предложении понятно, о чем идет речь, а в каком нет?
- Какой вывод можно сделать?
- Согласимся мы теперь с Дашей?
Прочитайте рубрику "Тайны языка" стр.90.
- От чего зависит имя прилагательное?
- Как изменяется форма имени прилагательного?
- От слова прилагается…
- (Выслушиваются предположения учащихся.)
- Главное слово - существительное.
Имя прилагательное прилагается, присоединяется к имени существительному.
- Имя прилагательное зависит от существительного.
- В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное.
6.
Рефлексия
учебной деятельности
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
- А теперь, ребята, я предлагаю потрудиться самостоятельно каждому из вас.
Карточка для учащихся высокого уровня:
1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные. Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания.
Ёлка.
… ель росла в … лесу. С ветки на ветку прыгала … белка. Под … ёлкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался её … шишками.
Проверка: учитель.
Карточка для учащихся среднего уровня:
1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок). Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания. Проверь по ключу.
Ёлка.
… ель росла в … лесу. С ветки на ветку прыгала … белка. Под … ёлкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался её … шишками.
Слова для справок: дремучем, рыжая, высокая, вкусными, зелёной.
Проверка: самоконтроль.
падеже.
Самостоятельная работа учащихся.
Карточка для учащихся низкого уровня:
1. Прочитай текст. Подчеркни прилагательные, обозначь их род и падеж. Выдели окончания.
Ёлка.
Высокая ель росла в дремучем лесу. С ветки на ветку прыгала рыжая белка. Дятел угощался её вкусными шишками.
- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- На все ли задачи удалось найти ответ?
- Оцените свою работу.
Кто считает, что поработали на отлично?
Кто считает, что поработали хорошо?
Кто считает, что может работать лучше?
-Отметки за работу в журнал.
-Определили особенности имени прилагательного как части речи;
-Установили как изменяется имя прилагательное.
-Да. На все.
Учащиеся оценивают свою работу.
7.
Домашнее задание
Учебник упр.5 с.91