- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по математике Квадрат и его свойства
Открытый урок по математике Квадрат и его свойства
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова А.В. |
Дата | 28.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Квадрат и его свойства.
Цели урока:
Усвоение понятия квадрат, выявление свойства квадрата. Научиться решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата.
Развитие памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, воображения.
Воспитание у учащихся мотивации учения, развитие умений коллективного планирования
Задачи: учить распознавать прямоугольник и квадрат, ориентируясь на их существенные признаки.
Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать практические задачи.
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Вид урока: усвоения новых знаний;
Тип урока: урок- путешествие;
Оборудование
учебник,
оформленная доска к уроку ,
для каждого ребёнка задание в карточках;
Ход урока:
1.Орг. момент.
Ну-ка проверь, дружок, Все ли правильно сидят?
Ты готов начать урок? Все ль внимательно глядят?
Всё ль на месте, всё в порядке, Каждый хочет получать
Ручки, книжки и тетрадки? Только лишь отметку «пять»!
- Дети, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится! Вы постарайтесь производить все расчеты точно, работать быстро и, самое главное, дружно! (слайд№1)
2. Актуализация знаний.
Беритесь, ребята, скорей за работу. Учитесь считать, чтоб не сбиться со счёту.
- Сегодня на уроке у нас гости, вы должны решать быстро, все задания выполнять без ошибок. На сегодняшнем уроке мы отправимся в очень интересную страну, в которой жителями являются геометрические фигуры. Как вы думаете, как называется эта страна?
- Правильно! ГЕОМЕТРИЯ.(слайд№2) А помощницей и проводницей в нашем путешествии будет жительница и правительница страны, Принцесса Линия. Но чтобы попасть в страну Геометрию, нам нужно много работать, и выполнить все задания приготовленные принцессой Линией. Она будет проверять, готовы ли вы быть зваными гостями в страну геометрических фигур. Вы уже знаете о том, что в стране правит принцесса Линия. (Учитель показывает принцессу(слайд №3)
А живет она вот в этом замечательном замке (Проекция на экран)(слайд№4). Скажите, из каких фигур он состоит
Принцесса Линия, ребята, запуталась в своих подданных. Помогите ей разобраться.
(Фигуры проецируются на экран.)
Что изображено на экране? (Геометрические фигуры.)(слайд№5)
Определите, на какие 2 группы вы могли бы разделить эти геометрические фигуры? (Треугольники и четырехугольники.)
Заполните карточку №1. Укажите номера треугольников и четырехугольников. Все дети указывают в карточке номера.
Карточка №1
Четырехугольники
2 4 6 8
Треугольники
1 3 5 7 9 10
Слайд№6
В это время 2 ученика фиксируют ответы на доске.
Принцесса Линия благодарит вас. Сегодня, ребята, мы познакомимся с видами четырехугольников. И чтобы понять с какими именно, Принцесса приготовила несколько заданий, для разминки.
3. Устный счет:
Задание 1.(слайд №7) Укажите какие это числа? Запишите в тетради только ответы. Сравните результаты с числами, записанными на доске
-
2 дес. 3 ед = 6. 9 дес. 6 ед.=
-
1дес. 3 ед. = 7. 4 дес. 0 ед.=
-
5 дес. 8 ед. = 8. 6 дес. 8 ед.=
-
7дес. 5 ед. = 9. 4 дес. 5 ед.=
-
1 дес. 4 ед. = 10. 2 дес. 7 ед.=
Ответы(слайд №8): 23, 13,58, 75, 14, 96, 40, 68, 45, 27;
- Второе задание снова связано с нашей проводницей. В одной семье жителей страны Геометрия намечался праздник. На празднике должно было присутствовать 7 фигур, ну а когда все были в сборе, то обнаружилось что среди фигур родственников появилась 8, лишняя. Все фигуры это заметили и подняли шум, каждый пытался доказать что он не лишний на празднике. Принцесса Линия должна разобраться, но вот только она не может понять: кто же все таки на празднике лишний? Может вам удастся найти не прошеного гостя? Давайте внимательно посмотрим и определим, какая же фигура тут лишняя.
Задание 2.(слайд№9) Рассмотрите геометрические фигуры. (Проекция на экран). Какая фигура лишняя? Почему?
(слайд №10)Как назвать оставшиеся фигуры? (проекция на экран.) Почему?
Итак какие геометрические фигуры вы знаете? (Ученики называют фигуры.)
Давайте вспомним, что вы знаете о прямоугольнике. О свойствах прямоугольника. (Дети отвечают)
4.Изучение нового материала
Сегодня на уроке принцесса Линия познакомит нас с одним из жителей страны геометрии, а с каким вы узнаете, отгадав загадку. Отгадайте, о какой фигуре пойдёт речь.(слайд№11)
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад:
А зовут его….(Квадрат).
- Все верно. Вы правильно отгадали загадку, раскрыв тему урока
Постановка цели урока.
Тема сегодняшнего урока «Квадрат и его свойства».(слайд №12) (Учитель показывает слайд с квадратом).
Цель урока: познакомиться со свойствами квадрата. Научиться решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата. Но чтобы достигнуть поставленной цели нам придется вернуться немного назад и вспомнить кое-какие правила из предыдущих уроков математики.
- что такое многоугольник?
- Как найти периметр многоугольника?
- Можно ли квадрат назвать многоугольником? Почему?
- А в быту есть такие вещи, которые имеют форму квадрата? Какие? (ответы детей)
(-Можно, ведь квадрат тоже образован замкнутой ломаной линией)
- А как вы думаете можно ли прямоугольник и квадрат назвать родственниками? Правильно, можно! А почему сейчас вы узнаете.
- Я расскажу вам сказку. Она необычная, математическая и называется (слайд №13)
«Родственники»:
- «Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встречала она на своем пути, всем хвалилась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!...»».
- Узнали? Назовите эту фигуру. (Квадрат).
- Как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые).
- «…Ходил Квадрат по свету и ему стало скучно, и решил он поискать своих родственников. «Если встречу родственника, то сразу его узнаю - думал Квадрат - ведь он должен быть похож на меня». Однажды встречает он на пути одну фигуру. Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. «Как тебя зовут?» - спрашивает…».
- Догадались? Что за фигура? (Прямоугольник).
- Почему он так называется? (У него все углы прямые).
- Что мы можем сказать о сторонах прямоугольника? (Стороны, которые лежат одна против другой, равны).
- А теперь слушайте продолжение сказки. «… Квадрат спрашивает у прямоугольника: «А мы не родственники с тобой?». «Я бы тоже рад узнать об этом - говорит Прямоугольник, - если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть, одна фамилия…».
- Ребята, давайте поможем фигурам найти такие признаки и обобщим полученные знания
4 угла 4 угла
4 вершины 4 вершины
4 стороны 4 стороны
Все углы прямые Все углы прямые
Противоположные стороны равны Все стороны равны
(14-19 слайд)
Понравилась сказка? О какой новой фигуре узнали? (О квадрате)
- Как, одним словом назывались фигуры в сказке? (Четырёхугольники)
- То, что мы сейчас выяснили, мы закрепим заданием
Задание.(20 слайд)
- Начертите в тетради квадрат со сторонами 2 см, и прямоугольник со сторонами 2 см и 3см
- Молодцы! Справились с заданием. Но принцесса хочет проверить насколько вы были внимательны и попросила меня загадать вам несколько геометрических загадок.
- Давайте поработаем с загадками!(слайд №21)
Я загадала фигуру. У неё 4 прямых угла и все стороны равны. Это …(квадрат)
Фигура, у которой 4 угла. Это … (четырёхугольник, квадрат и прямоугольник)
Фигура, у которой 4 прямых угла и стороны попарно равны. Это…(прямоугольник)
. Самая длинная сторона прямоугольника называется длина, самая короткая -ширина.
- Все правильно. Ответы верны.
5. Работа по учебнику.
- Давайте решим одну задачу, которая нам дана в учебнике.
Стр.70 №4
Ученики вырезали 40 прямоугольников и 8 квадратов. Сколько всего фигур вырезали ученики?
Решение:
Прямоугольников-40 ?
Квадатов-8
40+8=48(ф.)
Ответ: всего 48 фигур вырезали ученики.
- Вы наверно уже устали писать, считать. Принцесса Линия пригласила своего друга, чтобы он помог вам отдохнуть.
6. Физминутка: (электронная физминутка)
- Отдохнули, набрались сил, и готовы к работе.
Выполняется № стр 70 №5 (совместно проговаривая с учителем)
7. Работа в группах.(слайд№22)
- Вы дружные ребята и поэтому я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Умники и умницы» задание будет таким: не каждому отдельно, а группе. (в каждую группу входит 4 ученика) дается карточка с заданием, вам совместно нужно выполнить это задание.
Задание для работы в группах.
-
Начертите квадрат со сторонами равными 3 см и найдите сумму его сторон
-
Начертите квадрат со сторонами равными 2 см и найдите сумму его сторон
-
Начертите квадрат со сторонами равными 4 см и найдите сумму его сторон
- Давайте проверим что у вас получилось. Выберите одного из группы, который даст ответ на данное задание. (дети выходят к доске по очереди, и зачитывают ответы)
5. Самостоятельная работа.
- С заданием в группах вы справились, а теперь ребята вам предоставляется возможность проверить самих себя. У вас на парте лежит карточка с тестовыми заданиями, вопросы в тестах взяты из темы сегодняшнего урока, то о чем мы с вами сегодня говорили. Прочитайте внимательно вопросы и обведите тот ответ, который вы считаете правильным, в кружок.
Выполнение теста.
1. Выбери правильный ответ.
А)У квадрата все стороны равны.
Б)У прямоугольника все стороны равны.
2. Длина прямоугольника - это....
А)сторона, которая длинее.
Б)сторона, которая короче.
3. Что такое ширина прямоугольника?
А)Сторона, которая длинее.
Б)Сторона, которая короче.
4. Какие утверждения правильны?
А)Любой квадрат - это прямоугольник.
Б)Любой прямоугольник - это квадрат.
В)Любой четырёхугольник - это прямоугольник.
6. Итог урока .
Наше путешествие по стране Геометрии подходит к концу, принцесса Линия очень довольна вашей активной работой на уроке, и пригашает вас по чаще посещать ее страну. Где живут ее подданные, геометрические фигуры. Давайте подведем итог урока.
- Расскажите, что дал вам урок. Выберите один или несколько вариантов и дополните предложение.
Я
-
узнал
-
удивился
-
задумался
-
запомнил
-
научился
-
засомневался
-
повторил Выставление оценок.
7.Закрепление.
. Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудут.
Пусть будет добрым ум у вас
И сердце добрым будет.
Урок окончен. Спасибо за работу
8.Домашнее задание.