Урок по русскому языку по теме «Корень слова. Однокоренные слова». 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема : Определение корня в слове. Тип урока : урок - закрепление (5-й и последний урок в теме «Корень слова.Однокоренные слова») Цели и задачи: -повторить ранее изученные орфограммы. -научить определять корень слова; -обобщить представления детей об однокоренных словах (двух признаках однокоренных слов); -научить находить лишние слова в группе однокоренных слов, объединять однокоренные слова в группы, подбирать однокоренные слова с заданным корнем; -совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь. -развивать орфографическую зоркость, внимание, память; -развивать логическое мышление. -воспитывать интерес к изучаемому предмету. Создание условий для формирования понятия корень и составления алгоритма его нахождения.

Формирование универсальных учебных действий

  • Познавательные: В процессе наблюдений над словами формировать у учеников мыслительные операции (анализ, сравнение, аналогия и др.), умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме, определять основную и второстепенную информацию, учить делать выводы из наблюдений, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

  • Регулятивные: Самостоятельно определять учебную задачу на основе соотнесения знакомого материала и того, что ещё неизвестно, формировать умения мобилизовать свои силы, сосредоточиться.

  • Коммуникативные: Знакомство с точным определением понятия, формирование речевых умений: расширить тематику самостоятельного высказывания учащихся, учить высказывать суждения с использованием определений понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказывать верность или неверность выполненного действия, обогащать словарный запас обучающихся .

  • Личностные: Самоопределение: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. Смыслообразование: развитие познавательных интересов. Ценностно-нравственная ориентация: развитие доброжелательности, доверия,готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Ход урока

  1. Адаптационный этап.

  1. Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

Итак, друзья, внимание - Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее Начнём скорей урок.

Я желаю не лениться, а старательно трудиться! - Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Минутка чистописания.

На доске записаны слова :

лживый грустный светлый поздний начало

ч... в… т … р… ?

- Какую букву нужно поставить вместо вопроса ?

- Как определили ?

- Кто догадался, какая будет минутка чистописания ?

- Какое сочетание букв можем прописать и сразу повторить правило? (чк)

3. Актуализация знаний.

- Назовите слова с сочетанием чк.

- Составьте предложение с одним из этих слов.

- Запишите предложениеГрибник нашел чудесные грибочки.

- Назовите известные орфограммы. Какое задание можно выполнить дальше ?

(Подчеркнуть основу предложения, подписать части речи, выписать словосочетания, определить род и число прилагательного).

- Почему я предложила вам записать именно это предложение ? (в нем однокоренные слова. А мы последние уроки работаем над корнем слова и однокоренными словами. )

- Так какая же тема нашего сегодняшнего урока ? (Корень слова. Однокоренные слова. )

- Какие сформулируем цели сегодняшнего урока ? (Учиться подбирать, находить однокоренные слова, определять корень )


  1. Основной этап.

4. Работа по учебнику. Формулирование правила.

На прошлом уроке мы находили признаки однокоренных слов.

-Какие 2 признака имеют однокоренные (родственные) слова ?


  1. Они сходны ,близки по смыслу.

  2. У них есть общая часть (корень).

-Что такое корень слова ?(общая часть родственных слов)

-Какие слова называются родственными? (слова, образованные от одного и того же корня)

- Докажите, что слова грибник и грибочки однокоренные.

-Давайте потренируемся в поиске однокоренных слов. Упр.114 (1 задание). Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень.

-Докажите, что вы правильно определили корень. Формулировали мы раньше правило, как найти в слове корень ?(нет ).

- Где мы можем узнать это правило ? (в учебнике)

-Откройте учебник на стр. 59. Прочитайте правило.

Чтобы найти в слове корень, нужно 1.Подобрать несколько родственных слов по смыслу. . 2.Выделить в них общую часть.

Так правильно мы определили корень ? (да)

5. Проблемная ситуация.

А теперь потренируемся в применении данного правила. Посмотрите на доску. На доске :

-«Родня ли Гусеница Гусю ?»

Встретились гуси и Гусеница.

-Вы кто такие?

-Я Гусь, это Гусыня, а это наши гусята. А ты кто ?

-А я ваша тетка Гусеница.

-Ребята, есть ли в этом диалоге родственники ?

Права ли гусеница? Примут ли такую родственницу в свою семью гусь с гусыней?

Идёт обсуждение.

(Дети доказывают, что гусеница - не однокоренное слово гусь, гусыня и гусята - это птицы, а гусеница - червяк, личинка бабочки, насекомое)

Запись однокоренных слов, выделение корня.

-Какой вывод можем сделать из этого спора? (общая часть может быть и у неоднокоренных слов.)

-Еще раз скажите, как же определить в слове корень ?

6. Работа в парах.

Вам даны карточки. На них написаны группы слов. Вам нужно

1.Найти и вычеркнуть лишнее слово (доказать, почему оно лишнее).

2. Представить классу и объяснить, по какому признаку вы его зачеркнули.

- Сколько признаков однокоренных слов нужно рассматривать? Назовите их еще раз.

-Так же, как и у кустов,

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

Где слова родные (однокоренные)?

Лес, лестница, лесничий.

Честный, чеснок, честь.

Смешной, смешить, веселить.

Белка, беленький, белить.

Соль, солома, посолить.

Проверка :

- Прочитайте строчку и объясните свою работу. Остальные слушают внимательно и ставят +, если сделали верно , и - , если ошиблись.

-Кто выполнил всю работу без ошибок ?Что это значит ? (Все поняли, научились находить корень и родственные слова)

- Кто допустил ошибки ? Что это значит ? (Надо еще раз повторить правило и потренироваться).

Запишите строчки слов в тетрадь, исправив ошибки, у кого они были допущены.


  1. Творческий этап.

7. Самостоятельная работа.

- Давайте попытаемся подобрать как можно больше однокоренных слов. 1 ряд подбирает однокоренные слова к слову «мороз», второй ряд к слову «вода», а третий ряд к слову «снег».

Запишите эти слова, выделите корень.

Прочитайте, какие слова подобрали.

Кто хочет добавить ?

8. Рефлексия.

Рефлексия.

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

-Что такое корень слова ?

-Какие слова называются родственными? (слова, образованные от одного и того же корня)

-Какие признаки имеют родственные слова?

-Что нужно знать о правописании корня в родственных словах?

- Оцените свою работу на этом уроке. Если все поняли, все получилось, нарисуйте улыбающуюся Гусеницу, если были допущены ошибки, но вы их нашли и исправили сами, то спокойную , а если многое осталось непонятным, то грустную. Покажите гусеничек гостям.

Оценки за урок …………..

9. Домашнее задание.

№119. Правило (с.59)







© 2010-2022