- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку по теме «Корень слова. Однокоренные слова». 2 класс
Урок по русскому языку по теме «Корень слова. Однокоренные слова». 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Илющенко О.С. |
Дата | 05.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формирование универсальных учебных действий
-
Познавательные: В процессе наблюдений над словами формировать у учеников мыслительные операции (анализ, сравнение, аналогия и др.), умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме, определять основную и второстепенную информацию, учить делать выводы из наблюдений, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
-
Регулятивные: Самостоятельно определять учебную задачу на основе соотнесения знакомого материала и того, что ещё неизвестно, формировать умения мобилизовать свои силы, сосредоточиться.
-
Коммуникативные: Знакомство с точным определением понятия, формирование речевых умений: расширить тематику самостоятельного высказывания учащихся, учить высказывать суждения с использованием определений понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказывать верность или неверность выполненного действия, обогащать словарный запас обучающихся .
-
Личностные: Самоопределение: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. Смыслообразование: развитие познавательных интересов. Ценностно-нравственная ориентация: развитие доброжелательности, доверия,готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Ход урока
- Адаптационный этап.
- Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.
Итак, друзья, внимание - Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее Начнём скорей урок.
Я желаю не лениться, а старательно трудиться! - Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Минутка чистописания.
На доске записаны слова :
лживый грустный светлый поздний начало
ч... в… т … р… ?
- Какую букву нужно поставить вместо вопроса ?
- Как определили ?
- Кто догадался, какая будет минутка чистописания ?
- Какое сочетание букв можем прописать и сразу повторить правило? (чк)
3. Актуализация знаний.
- Назовите слова с сочетанием чк.
- Составьте предложение с одним из этих слов.
- Запишите предложениеГрибник нашел чудесные грибочки.
- Назовите известные орфограммы. Какое задание можно выполнить дальше ?
(Подчеркнуть основу предложения, подписать части речи, выписать словосочетания, определить род и число прилагательного).
- Почему я предложила вам записать именно это предложение ? (в нем однокоренные слова. А мы последние уроки работаем над корнем слова и однокоренными словами. )
- Так какая же тема нашего сегодняшнего урока ? (Корень слова. Однокоренные слова. )
- Какие сформулируем цели сегодняшнего урока ? (Учиться подбирать, находить однокоренные слова, определять корень )
-
Основной этап.
4. Работа по учебнику. Формулирование правила.
На прошлом уроке мы находили признаки однокоренных слов.
-Какие 2 признака имеют однокоренные (родственные) слова ?
-
Они сходны ,близки по смыслу.
-
У них есть общая часть (корень).
-Что такое корень слова ?(общая часть родственных слов)
-Какие слова называются родственными? (слова, образованные от одного и того же корня)
- Докажите, что слова грибник и грибочки однокоренные.
-Давайте потренируемся в поиске однокоренных слов. Упр.114 (1 задание). Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень.
-Докажите, что вы правильно определили корень. Формулировали мы раньше правило, как найти в слове корень ?(нет ).
- Где мы можем узнать это правило ? (в учебнике)
-Откройте учебник на стр. 59. Прочитайте правило.
Чтобы найти в слове корень, нужно 1.Подобрать несколько родственных слов по смыслу. . 2.Выделить в них общую часть.
Так правильно мы определили корень ? (да)
5. Проблемная ситуация.
А теперь потренируемся в применении данного правила. Посмотрите на доску. На доске :
-«Родня ли Гусеница Гусю ?»
Встретились гуси и Гусеница.
-Вы кто такие?
-Я Гусь, это Гусыня, а это наши гусята. А ты кто ?
-А я ваша тетка Гусеница.
-Ребята, есть ли в этом диалоге родственники ?
Права ли гусеница? Примут ли такую родственницу в свою семью гусь с гусыней?
Идёт обсуждение.
(Дети доказывают, что гусеница - не однокоренное слово гусь, гусыня и гусята - это птицы, а гусеница - червяк, личинка бабочки, насекомое)
Запись однокоренных слов, выделение корня.
-Какой вывод можем сделать из этого спора? (общая часть может быть и у неоднокоренных слов.)
-Еще раз скажите, как же определить в слове корень ?
6. Работа в парах.
Вам даны карточки. На них написаны группы слов. Вам нужно
1.Найти и вычеркнуть лишнее слово (доказать, почему оно лишнее).
2. Представить классу и объяснить, по какому признаку вы его зачеркнули.
- Сколько признаков однокоренных слов нужно рассматривать? Назовите их еще раз.
-Так же, как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Где слова родные (однокоренные)?
Лес, лестница, лесничий.
Честный, чеснок, честь.
Смешной, смешить, веселить.
Белка, беленький, белить.
Соль, солома, посолить.
Проверка :
- Прочитайте строчку и объясните свою работу. Остальные слушают внимательно и ставят +, если сделали верно , и - , если ошиблись.
-Кто выполнил всю работу без ошибок ?Что это значит ? (Все поняли, научились находить корень и родственные слова)
- Кто допустил ошибки ? Что это значит ? (Надо еще раз повторить правило и потренироваться).
Запишите строчки слов в тетрадь, исправив ошибки, у кого они были допущены.
-
Творческий этап.
7. Самостоятельная работа.
- Давайте попытаемся подобрать как можно больше однокоренных слов. 1 ряд подбирает однокоренные слова к слову «мороз», второй ряд к слову «вода», а третий ряд к слову «снег».
Запишите эти слова, выделите корень.
Прочитайте, какие слова подобрали.
Кто хочет добавить ?
8. Рефлексия.
Рефлексия.
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
-Что такое корень слова ?
-Какие слова называются родственными? (слова, образованные от одного и того же корня)
-Какие признаки имеют родственные слова?
-Что нужно знать о правописании корня в родственных словах?
- Оцените свою работу на этом уроке. Если все поняли, все получилось, нарисуйте улыбающуюся Гусеницу, если были допущены ошибки, но вы их нашли и исправили сами, то спокойную , а если многое осталось непонятным, то грустную. Покажите гусеничек гостям.
Оценки за урок …………..
9. Домашнее задание.
№119. Правило (с.59)