• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока-исследования по русскому языку на тему «Изменение имён существительных по падежам (склонение)». Технологическая карта

Конспект урока-исследования по русскому языку на тему «Изменение имён существительных по падежам (склонение)». Технологическая карта

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка по теме

«Изменение имён существительных по падежам (склонение)»

Технологическая карта

Предмет: русский язык

Класс: 3 класс

Тип урока: «открытие» новых знаний, урок - исследование

УМК: «Перспектива»

Тема урока

Изменение имён существительных по падежам (склонение)

Цель урока

Дать понятие о склонении имён существительных. Познакомить учащихся с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении.

Задачи

Организовать наблюдение над именами существительными через выведение учащихся на необходимость использования их в речи.

Формировать работу в парах постоянного состава.

Развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля.

Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия: склонение, падеж.

Ресурсы: С.В. Иванов « Русский язык» 3 класс.

Компьютер, индивидуальные карточки, презентация

Методы обучения: проблемно-поисковый, технология проблемного диалога, технология проблемного обучения

Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, смена вида деятельности, работа в парах, групповая работа.

Ход урока:

I .Самоопределение к деятельности.

- Начинается урок,
Он пойдет, ребята, впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.

Ребята, сегодня на урок я предлагаю вам такой девиз:

«Учитесь тайны открывать». Слайд 2

II.Актуализация знаний

Прочтите слова:

подлежащее, сказуемое, существительное, определение Слайд 3

- Какое слово в этом ряду лишнее?

- Что вы знаете об имени существительном?

Сегодня на уроке вы узнаете о еще одном грамматическом признаке имени существительного.

III. Подведение к проблеме:

( на слайде стих) слайд 4

Как-то шла по льду свинья.
Ей попалась полынья.

Плюх!... Торчит из полыньи
Только пятачок свиньи.

Мы скорее к полынье,
Мы хотим помочь свинье.

Сами - чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью.

Недовольны мы свиньёй:
Разве шутят с полыньёй?

Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье!

- Прочитайте стихотворение .

- Какие повторяющиеся имена существительные встретились в стихотворении?

- Что изменяется в имени существительном? (окончания)

- Почему изменялись окончания? (изменялись вопросы)

- Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. На какой вопрос вы хотели бы ответить в ходе изучения этой темы? IV.Формулирование проблемы: - Как происходит изменение имён существительных по падежам? Слайд 5 Вы сможете сразу ответить на этот вопрос? Что нам для этого нужно сделать? V.Составление плана исследования: - Составим план работы. План:

  1. Что означает слово « падеж»
  2. Таблица падежей
  3. Составление алгоритма определения падежа имени существительного в предложении.
  4. Информация о полученных результатах .Вывод.

VI. Проведение исследования:

1. Сбор : обработка информации , «Открытие» учащимися новых знаний. - Сообщение 1 группы детей: « Падеж» - от латинского casus ( падение). Греческие учёные заметили , что слова , употребленные в речи, « падают» той или иной формой. Название русских падежей, кроме Т. И П. происходит от латинских и представляют их дословный перевод.

1 группа: Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) - падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин «склонение».

2 группа: В разных языках разное число падежей

  • 2 падежа: английский , румынский, персидский ...

  • 3 падежа: новогреческий, арабский, хантыйский, ...

  • 4 падежа: немецкий, древнегреческий, исландский,

  • 5 падежей: латынь, латышский,

  • 7 падежей: польский, чешский, литовский, турецкий, цыганский, грузинский, ...

  • баскский: 11 падежей

  • эстонский, финский: 15 падежей

  • венгерский: от 15 до 20 падежей

  • даргинский: 28 падежей

  • табасаранский: 46 падежей

В русском языке было 13 падежей, а осталось 6 падежей.

Давайте познакомимся с падежами русского языка

  1. Знакомство с падежами русского языка.
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. Каждая группа получила 3 стихотворения о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного. Итак, давайте представим падежи имени существительного:
  1. Есть именительный падеж,
    И нет на нём чужих одежд.
    Его легко все узнают
    И в
    подлежащее зовут.
    Предлогов с детства не люблю,
    С собою рядом не терплю.
    Мои вопросы -
    кто? и что?
    Ни с чем не спутает никто.

С каким падежом познакомились ребята первой группы? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами?
  1. А я - падеж родительный.
    Характер мой - общительный.
    Кого? Чего? Нет - вот он я!
    Предлоги часто мне друзья:
    И
    с, и до, и у, и из -
    До неба вверх и с неба вниз.
    Похож я на
    винительный
    Бываю иногда,
    Но в тексте различите вы
    Два падежа всегда.

С каким падежом познакомились ребята второго варианта? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи.
  1. Я называюсь дательным,
    Работаю старательно.
    Кому отдать? К чему призвать?
    Лишь только я могу сказать.
    С предлогом к и по дружу,
    Но и один гулять хожу.

С каким падежом познакомились ребята третьего варианта? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?
  1. А я - винительный падеж
    И я во всём
    виню невежд.
    Зато отличников люблю,
    Для них «пятёрки» я ловлю.
    Кого позвать? Во что играть,
    Готов ребятам подсказать.
    Не прочь с предлогами дружить,
    Но и без них могу прожить.

С каким падежом познакомились ребята четвёртого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами?
  1. А я - творительный падеж,
    Исполнен всяческих надежд.
    Любуюсь! - Чем?
    Творите! - С кем?
    Я подскажу вам - нет проблем!
    Предлогам перед, под и над
    В любой момент я очень рад.

С каким падежом познакомились ребята пятого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?

6. Я - падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при -
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять? С каким падежом познакомились ребята шестого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже? Для того, чтобы познакомиться с последовательностью падежей в русском языке, я прочитаю вам сказку о падежах.

Сказка о падежах. Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.

2. Фронтальная работа с таблицей( слайд 6)



Падежи имён существительных



Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

Примеры

Именительный

есть

кто? что?

сосна ,дуб, дочь

Родительный

нет

кого? чего?

сосны, дуба, дочери

Дательный

рад

кому? чему?

сосне, дубу, дочери

Винительный

вижу

кого? что?

сосну, дуб, дочь

Творительный

любуюсь

кем? чем?

сосной, дубом, дочерью

Предложный

говорю

о ком? о чём?

о сосне, о дубе, о дочери

- О каких вспомогательных словах говорится в таблице? Для того, чтобы говорить грамотно и красиво, вам нужно выучить падежи русского языка.

Физминутка

V II.Первичное закрепление полученных знаний.

- Выполнение упражнения с опорой на таблицу

Работа с книгой (упр. 2 стр.10 ( учебник С.В.Иванова))

VIII. Релаксация для глаз ( слайд 7-8 )

- Чтобы ваши глазки и дальше не уставали находить таинственные буковки, дадим им немного отдохнуть. Раз-налево, два - направо, три - наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим. Что бы лучше видеть мир. ( Дети выполняют движения глазами.)

IX. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных УДД.


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1. - Составим алгоритм « Как определить падеж имени существительного»

Конспект урока-исследования по русскому языку на тему «Изменение имён существительных по падежам (склонение)». Технологическая карта.( слайд 9

Конспект урока-исследования по русскому языку на тему «Изменение имён существительных по падежам (склонение)». Технологическая карта.Конспект урока-исследования по русскому языку на тему «Изменение имён существительных по падежам (склонение)». Технологическая карта.

Конспект урока-исследования по русскому языку на тему «Изменение имён существительных по падежам (склонение)». Технологическая карта.

Конспект урока-исследования по русскому языку на тему «Изменение имён существительных по падежам (склонение)». Технологическая карта.

Конспект урока-исследования по русскому языку на тему «Изменение имён существительных по падежам (склонение)». Технологическая карта.

2. Включение новых знаний в систему знаний, повторение.

- Дифференцированная работа:

  • упр. №3 стр.10

После выполнения работы дети проверяют задание и оценивают работу.

3. Анализ и обобщение полученных результатов.

4. Отчёт исследования:

- чтобы определить падеж имени существительного нужно…………….( знать падежные вопросы и вспомогательные слова и ……)

X. Рефлексия. Продолжите фразу…( слайд 10)

Я узнал…..

Я смогу….

Где мне пригодятся полученные знания и умения...

Какое задание вам показалось самым интересным?

Какое наиболее сложным?

- Давайте вернемся к началу урока. Теперь вы можете ответить на вопрос: Как происходит изменение имён существительных по падежам? Докажите это.

- В завершение урока попробуйте составить слово из разных частей слов

( работа в группе)

Отгадайте шараду. Корень мой находится в цене,

в очерке найди приставку.

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

вся же - в дневнике я и в журнале.

(Оценка) Оцените свою работу по лесенке знаний (какой высоты вы достигли при получении новых знаний)

Конспект урока-исследования по русскому языку на тему «Изменение имён существительных по падежам (склонение)». Технологическая карта.Конспект урока-исследования по русскому языку на тему «Изменение имён существительных по падежам (склонение)». Технологическая карта.

Конспект урока-исследования по русскому языку на тему «Изменение имён существительных по падежам (склонение)». Технологическая карта.Конспект урока-исследования по русскому языку на тему «Изменение имён существительных по падежам (склонение)». Технологическая карта.

Конспект урока-исследования по русскому языку на тему «Изменение имён существительных по падежам (склонение)». Технологическая карта.

Конспект урока-исследования по русскому языку на тему «Изменение имён существительных по падежам (склонение)». Технологическая карта.Конспект урока-исследования по русскому языку на тему «Изменение имён существительных по падежам (склонение)». Технологическая карта.

Конспект урока-исследования по русскому языку на тему «Изменение имён существительных по падежам (склонение)». Технологическая карта.Конспект урока-исследования по русскому языку на тему «Изменение имён существительных по падежам (склонение)». Технологическая карта.

Конспект урока-исследования по русскому языку на тему «Изменение имён существительных по падежам (склонение)». Технологическая карта.

(Учитель оценивает работу детей.)

XI. Домашнее задание: учить падежи имён существительных

Анжела и Надя упр №4 на стр14

Таня - задание на карточке

Все остальные упр №1 на стр 10

XII. Итог урока.

- Спасибо за урок, (слайд 10)



© 2010-2022