- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Подробное изложение по тексту А. Мусатова Мурзик (2 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Подробное изложение по тексту А. Мусатова Мурзик (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лемзякова А.Н. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект урока развития речи во 2-м классе
Тема урока: «Подробное изложение по тексту А. Мусатова «Мурзик».
Тип урока: урок развития речи.
Форма урока: урок-изложение.
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по отработке действий с учебным текстом.
Задачи: предметные - содействовать формированию умения делить текст на смысловые части; выделять главную мысль текста; представлять текст в подробном виде.
Планируемые результаты: личностные УУД - способствовать формированию интереса к учебному материалу и представлению о причинах успеха на учебе; оценивания своей деятельности.
метапредметные задачи - способствовать формированию универсальных учебных действий:
а) регулятивных - обучать умению принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;
б) познавательных - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; развивать умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме; развивать умения мыслительной деятельности при работе с текстом (анализировать, выделять главное, структурировать);
в) коммуникативных - формировать умение выражать собственное мнение.
Оборудование урока: учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть, ав. В.П. Канакина, презентация.
Ход урока:
Этапы урока
Время
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
Формы и приемы
1.Организационный момент
1.Проверяет готовность к уроку.
2.Напоминает учащимся о правилах посадки, положении тетради при письме.
Показывают готовность к уроку.
Показывают правильную посадку.
2. Вступительная беседа
Предлагает отгадать загадки:
«Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона. Кто она…?
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молочко из миски пьет,
Ну конечно это - … ».
Внимательно слушают загадки, отгадывают их.
«Ворона».
«Кот».
Фронтальный опрос.
3. Знакомство с текстом. Постановка учебной задачи
Предлагает послушать, о чём идёт речь: «Это устный или письменный пересказ текста. Используется в общеобразовательной школе как один из основных видов классной работы по развитию речи учащихся, способствует закреплению у них навыков правописания».
Подводит детей к постановке УЗ: «Ребята, как вы думаете, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?». Просит сформулировать учебную задачу урока.
Сегодня на уроке вы будете работать с текстом, по вопросам последовательно излагать содержание текста, т.е. подробно излагать текст.
Предлагает послушать, и следить за текстом в учебнике на стр. 66., рассмотреть иллюстрацию.
Внимательно слушают учителя.
«Об изложении».
Формулируют УЗ урока: «Мы будем писать изложение».
Слушают учителя, следят за текстом, рассматривают иллюстрацию.
Работа с учебником.
4. Анализ содержания текста
Просит определить тему текста: «О ком и о чем текст?».
Определите главную мысль: «О чем самом главном хотел сказать автор?»
Предлагает обсудить название текста: «Ребята, как вы думаете, какое название мы можем дать этому тексту? А какое название, на ваш взгляд, более точное? Запишите его в тетради».
Просит определить к какому типу принадлежит текст, доказать.
Отвечают на вопросы учителя.
Определяют тему и основную мысль текста.
Обсуждают название текста. Записывают выбранное название в тетради.
«Повествование, т.к. описывается ход событий».
Фронтальный опрос.
Определение названия текста.
Определение типа текста.
5. Анализ структуры текста
Просит определить количество частей в тексте:
«К каким из них даны рисунки? Какой еще рисунок можно сделать?»
Предлагает посмотреть на слайд с планом (слайд №1).
Работа над содержанием первой части (три предложения): «Что сказано о Мурзике? Почему автор назвал его не кот, а котик? Что значит озорной? Как вы понимаете слова однажды, рядом? Какое имя существительное заменяет слово он?»
Работа над содержанием второй части (два предложения): «Что говорится о действиях Мурзика? Как понимаете слово замер? (Обращается внимание на выражение: вцепился когтями в перья) Каким словом можно заменить в первом предложении слово ей? Вместо какого слова употреблено слово озорник? Удачно ли подобрано слово?»
Работа над третьей частью (два предложения): «Что сказано о вороне? Каким словом заменяется имя существительное ворона во втором предложении и почему?»
Работа над четвертой частью (три предложения): «Назовите действия Мурзика. Почему «ему повезло»? Какие слова использует автор вместо слова Мурзик? А какие другие слова можно употреблять?»
Определяют количество частей в тексте. Отвечают на вопрос учителя.
«Прыгнул, вцепился когтями и замер».
«Вороне».
«Испугалась, полетела над деревней».
«Не удержался, упал, провалился в снег».
«Котику, озорнику».
Работа с учебником.
Слайд №1:
План:
1.Озорной кот и ворона.
2.Борьба Мурзика и вороны.
3.Падение Мурзика.
4.Удачное приземление.
6. Языковой анализ текста, подготовка к написанию изложения
Проводит работу над предупреждением различных речевых недочетов, средством ответов на вопросы, соотнесения их с частями: «Кто был озорной? Где однажды сидел Мурзик? Какая птица села рядом? Куда прыгнул котик? Чем он вцепился в перья? Что случилось с вороной? Что сделала ворона? Что случилось с Мурзиком?»
Отвечают на вопросы: «Котик Мурзик был озорной. Однажды Мурзик сидел на дереве. Рядом сидела ворона. Мурзик прыгнул вороне на спину. Озорник вцепился когтями в перья и замер. Ворона испугалась. Ворона полетела над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег».
7.Орфографическая подготовка
На слайде слова с пустыми окошками. Предлагает вставить правильные буквы (слайд №2).
Вставляют правильные буквы.
Слайд №2.
_днажды; не уд_ржался; с_дел; пов_зло; на дер_ве; пров_лился; в_рона; пуш_стый; вц_пился; сне_; к_гтями; пол_тела над д_ревней.
8. Запись текста, самостоятельная работа
Предлагает самостоятельно записать изложение, с закрытым учебником. Напоминает, что каждая часть записывается с «красной строки».
Вопросы на слайде и слова-подсказки:
1часть. Кто был озорной?
Где сидел Мурзик? однажды
Какая птица села рядом?
2 часть. Куда прыгнул котик?
Чем он вцепился в перья?
3 часть. Что случилось с вороной?
Что сделала ворона?
4 часть. Что случилось с Мурзиком? - 3 предложения
не удержался, провалился.
Работают самостоятельно, с закрытым учебником. Записывают подробное изложение в тетрадь.
Самостоятельная работа.
Слайд №3.
10. Проверка работ
Просит проверить написанный текст.
Проверяют оформление частей, содержание, орфографию.
Самостоятельный контроль.
11. Итог урока
Задает вопросы: «Чему научились на уроке? О чем писали изложение? Вспомните нашу главную учебную задачу. Что помогло справиться с задачей? Где затруднялись? Чему учит нас текст?».
Отвечают на вопросы учителя.
«Быть внимательными, помогать зимующим птицам».
Фронтальный опрос.