Конспект урока по русскому языку на тему Подробное изложение по тексту А. Мусатова Мурзик (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока развития речи во 2-м классе

Тема урока: «Подробное изложение по тексту А. Мусатова «Мурзик».

Тип урока: урок развития речи.

Форма урока: урок-изложение.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по отработке действий с учебным текстом.

Задачи: предметные - содействовать формированию умения делить текст на смысловые части; выделять главную мысль текста; представлять текст в подробном виде.

Планируемые результаты: личностные УУД - способствовать формированию интереса к учебному материалу и представлению о причинах успеха на учебе; оценивания своей деятельности.

метапредметные задачи - способствовать формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных - обучать умению принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;

б) познавательных - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; развивать умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме; развивать умения мыслительной деятельности при работе с текстом (анализировать, выделять главное, структурировать);

в) коммуникативных - формировать умение выражать собственное мнение.

Оборудование урока: учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть, ав. В.П. Канакина, презентация.

Ход урока:

Этапы урока

Время

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формы и приемы

1.Организационный момент

1.Проверяет готовность к уроку.

2.Напоминает учащимся о правилах посадки, положении тетради при письме.

Показывают готовность к уроку.

Показывают правильную посадку.

2. Вступительная беседа

Предлагает отгадать загадки:

«Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона. Кто она…?

Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молочко из миски пьет,

Ну конечно это - … ».

Внимательно слушают загадки, отгадывают их.

«Ворона».

«Кот».



Фронтальный опрос.

3. Знакомство с текстом. Постановка учебной задачи

Предлагает послушать, о чём идёт речь: «Это устный или письменный пересказ текста. Используется в общеобразовательной школе как один из основных видов классной работы по развитию речи учащихся, способствует закреплению у них навыков правописания».

Подводит детей к постановке УЗ: «Ребята, как вы думаете, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?». Просит сформулировать учебную задачу урока.

Сегодня на уроке вы будете работать с текстом, по вопросам последовательно излагать содержание текста, т.е. подробно излагать текст.

Предлагает послушать, и следить за текстом в учебнике на стр. 66., рассмотреть иллюстрацию.

Внимательно слушают учителя.
«Об изложении».

Формулируют УЗ урока: «Мы будем писать изложение».

Слушают учителя, следят за текстом, рассматривают иллюстрацию.



Работа с учебником.

4. Анализ содержания текста

Просит определить тему текста: «О ком и о чем текст?».

Определите главную мысль: «О чем самом главном хотел сказать автор?»

Предлагает обсудить название текста: «Ребята, как вы думаете, какое название мы можем дать этому тексту? А какое название, на ваш взгляд, более точное? Запишите его в тетради».

Просит определить к какому типу принадлежит текст, доказать.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют тему и основную мысль текста.

Обсуждают название текста. Записывают выбранное название в тетради.

«Повествование, т.к. описывается ход событий».

Фронтальный опрос.

Определение названия текста.

Определение типа текста.

5. Анализ структуры текста

Просит определить количество частей в тексте:

«К каким из них даны рисунки? Какой еще рисунок можно сделать?»

Предлагает посмотреть на слайд с планом (слайд №1).

Работа над содержанием первой части (три предложения): «Что сказано о Мурзике? Почему автор назвал его не кот, а котик? Что значит озорной? Как вы понимаете слова однажды, рядом? Какое имя существительное заменяет слово он?»

Работа над содержанием второй части (два предложения): «Что говорится о действиях Мурзика? Как понимаете слово замер? (Обращается внимание на выражение: вцепился когтями в перья) Каким словом можно заменить в первом предложении слово ей? Вместо какого слова употреблено слово озорник? Удачно ли подобрано слово?»

Работа над третьей частью (два предложения): «Что сказано о вороне? Каким словом заменяется имя существительное ворона во втором предложении и почему?»

Работа над четвертой частью (три предложения): «Назовите действия Мурзика. Почему «ему повезло»? Какие слова использует автор вместо слова Мурзик? А какие другие слова можно употреблять?»

Определяют количество частей в тексте. Отвечают на вопрос учителя.



«Прыгнул, вцепился когтями и замер».

«Вороне».

«Испугалась, полетела над деревней».

«Не удержался, упал, провалился в снег».

«Котику, озорнику».

Работа с учебником.

Слайд №1:

План:

1.Озорной кот и ворона.

2.Борьба Мурзика и вороны.

3.Падение Мурзика.

4.Удачное приземление.

6. Языковой анализ текста, подготовка к написанию изложения


Проводит работу над предупреждением различных речевых недочетов, средством ответов на вопросы, соотнесения их с частями: «Кто был озорной? Где однажды сидел Мурзик? Какая птица села рядом? Куда прыгнул котик? Чем он вцепился в перья? Что случилось с вороной? Что сделала ворона? Что случилось с Мурзиком?»



Отвечают на вопросы: «Котик Мурзик был озорной. Однажды Мурзик сидел на дереве. Рядом сидела ворона. Мурзик прыгнул вороне на спину. Озорник вцепился когтями в перья и замер. Ворона испугалась. Ворона полетела над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег».

7.Орфографическая подготовка

На слайде слова с пустыми окошками. Предлагает вставить правильные буквы (слайд №2).

Вставляют правильные буквы.

Слайд №2.

_днажды; не уд_ржался; с_дел; пов_зло; на дер_ве; пров_лился; в_рона; пуш_стый; вц_пился; сне_; к_гтями; пол_тела над д_ревней.

8. Запись текста, самостоятельная работа

Предлагает самостоятельно записать изложение, с закрытым учебником. Напоминает, что каждая часть записывается с «красной строки».
Вопросы на слайде и слова-подсказки:

1часть. Кто был озорной?

Где сидел Мурзик? однажды

Какая птица села рядом?

2 часть. Куда прыгнул котик?

Чем он вцепился в перья?

3 часть. Что случилось с вороной?

Что сделала ворона?

4 часть. Что случилось с Мурзиком? - 3 предложения

не удержался, провалился.

Работают самостоятельно, с закрытым учебником. Записывают подробное изложение в тетрадь.

Самостоятельная работа.

Слайд №3.

10. Проверка работ

Просит проверить написанный текст.

Проверяют оформление частей, содержание, орфографию.

Самостоятельный контроль.

11. Итог урока

Задает вопросы: «Чему научились на уроке? О чем писали изложение? Вспомните нашу главную учебную задачу. Что помогло справиться с задачей? Где затруднялись? Чему учит нас текст?».

Отвечают на вопросы учителя.

«Быть внимательными, помогать зимующим птицам».

Фронтальный опрос.


© 2010-2022