Конспект по грамоте на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение грамоте.

Тема урока: «Буква «Н, н ».

Дата:

Урок 45-46.
Цель урока: познакомить учащихся с буквой Н,н и звуками, которые она обозначает.
Задачи урока:

1) Формировать знания учащихся о твёрдом и мягком согласном звуках [ н ], [ н'] и обозначении их буквой «н».
2) Развивать умение учащихся читать слоги , слова и предложения с
буквой «н».
3) Воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование : цветовые схемы гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков; плакат с изображением букв «Н, н»; наглядный материал - носорог, олень, пруд, лягушка, заяц, ёжик, сова, лесная школа; карточки для сравнения букв «Н» и «И»; учебник «Букварь» Павленко В.К., пропись №1.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка учебной задачи. Создание условия для выявления «Что знаем и чего еще не знаем».

- Сегодня мы совершим путешествие в лесную школу, поэтому весь урок нас будут сопровождать лесные жители и их друзья - ученики этой школы.
- А вот что нового вы узнаете, и какова тема сегодняшнего урока - попробуйте догадаться сами.

Выделение звуков [н], [н'].
- В дороге нас будут сопровождать двое животных. Каких - вы сейчас отгадаете.

Загадка.

- Кто один имеет рог ?
Отгадайте ?................... ( Носорог )

СЛАЙД 1.
- Какой звук вы слышите в начале слова « носорог»?

- Он гласный или согласный ?

- Твёрдый или мягкий?

- Каким цветом будем обозначать его на схемах? СЛАЙД 2.

Загадка.

- Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный
Любит снежные луга. ( Олень ) СЛАЙД 3.
- Какой звук вы слышите на конце слова «олень»?

- Он гласный или согласный?

- Твёрдый или мягкий?

- Каким цветом будем его обозначать на схемах?

СЛАЙД 4.

- Какая тема нашего сегодняшнего урока? («Звук и буква Н») СЛАЙД 5.

3. Составление звуковой схемы слов.
- Носорог и олень не пропустят нас в лес, если мы не справимся с их заданиями. Они приготовили вам слова, а вы должны составить их звуковые схемы.

НАСОС НОСКИ
НИТКИ БАНАН СЛАЙД 6.

Учащиеся делают звуковой анализ слов с использованием карточек-схем трёх цветов, учитель дублирует работу учащихся на доске.

4. Упражнение в определении на слух звуков [н], [н'].
- На нашем пути встретился небольшой пруд. А кто в нём обитает - отгадайте .

Загадка.

- Скачет в траве, глаза на голове,
Скользкая и мокрая, зелёная квакушка,
А зовут её - ….. ( Лягушка ). СЛАЙД 8.
- Лягушка любит и зелёную травку, и ледяную воду, поэтому она предлагает вам сыграть в игру «Лёд и трава».

- Я буду называть слова со звуками [н], [н'], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную карточку. Если в слове вообще нет этих звуков ничего не показываете.
а) Слова : танк, день, команда, кони, комар, батон, пеньки, мошка, насос, лень, орден.
б) - Вспомните и назовите имена, которые начинаются со звуков [н], [н']. ( Наташа, Никита, Надежда, Николай, Нюра, Настя, Нина, Никодим, Никифор, Наиль ).

- Какое правило связанное с именами вы знаете? СЛАЙД 9.
- Лягушке понравилось, как вы отвечали , и она с удовольствием покажет нам дорогу в лесную школу. СЛАЙД 10.

5. Ознакомление с буквами «Н,н».
- Ребята! Твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н'] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «эн». (Показ буквы). СЛАЙД 11.
- На какую букву похожа буква «н»? (На букву «и»).
- Что у них общего и в чём различие?

Знакомство с письменными буквами: строчная и заглавная Н. Учитель дает образец написания буквы н и особенности ее соединения с другими буквами. Поэлементный анализ строчной буквы: кроме двух основных элементов, она имеет дополнительную линию с узелком для соединения основных элементов. Буква Н прописывается ручкой в воздухе (все вместе). Письмо строчной буквы н. СЛАЙД 12.

Письмо заглавной буквы Н СЛАЙД 13.

6. Чтение слогов с буквой «н».
- Наше путешествие в лесную школу продолжается. И на пути нас встречает…
Загадка.

-Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц) СЛАЙД 14.
- Зайчик учится в лесной школе и с буквой «н» уже знаком. Он предлагает вам прочитать слоги с буквой «н» (учебник «Букварь» стр18)
1) Чтение слогов «по цепочке»: на-ан, но-он, ну -ун, ни-ны.

2) Чтение слов по слогам, см. «Букварь».

3) Чтение предложений: «У Нины и Инны ноты».

4) Чтение в «Спутнике букваря»: слоги, слова, предложения.

7. Развитие связной речи по теме текста «Нина и Миша».
- Вы отлично справились с этим заданием. А кто это выкатился на дорогу?
Загадка.

Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёжик) СЛАЙД 15.
- Ёж поможет нам найти дорогу к лесной школе, если мы поможем ему ответить на вопросы по картинке стр 19 («Букварь»)

1. Развитие связной речи по теме текста «Нина и Миша»

- Что изображено на картинке?

- Куда пошла Нина?

- Что она собирала?

- Кто сидел за кустами малины?

- Кого увидела Нина?

- Как ты думаешь, чем кончилась эта история? Придумай ее конец.

2. Чтение текста «Нина и Миша» (вслух, про себя, шепотом).

3. Слушание или индивидуальное чтение текста «Ничей» по «Спутнику букваря».

Ответы на вопросы: кому нужен маленький щенок? Зачем мальчику нужен щенок?

8. Работа в прописи.
- Вот мы и добрались до лесной школы. СЛАЙД 16.

- А вы знаете, кто самый мудрый учитель в этой школе? (Сова). Она предлагает вам немного побыть учениками лесной школы и поработать в тетрадках на с.18-19.

9. Итог урока и рефлексия
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
- Какова же всё-таки была тема урока?
- Что вы узнали нового?
- Какие виды работы на уроке вы сегодня выполняли?
- Как вы считаете, вы хорошо работали на этом уроке?
- Кто был самым активным?
- Чьи ответы были самыми полными и чёткими?
-Спасибо всем, кто не ленился на этом уроке. Урок окончен.


© 2010-2022