Урок литературного чтения на тему В. В. Бианки По следам

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: В.В. Бианки «По следам»

Цель: создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения.

Оборудование: учебник "В одном счастливом детстве" (автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), портрет В.В Бианки, выставка книг, толковые словари, презентация, карточки с заданием (к игре "Внимательный читатель").

Ход урока

I.Орг. момент.

Ребята, сегодня у нас с вами будет не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие. Чувствуете, как жарко в классе? А всё потому, что совсем скоро закончится учебный год и наступит долгожданное лето! Это оно уже стоит у порога и обдаёт нас своим жарким дыханием. Лично мне в такую пОру очень хочется перенестись в зимнее морозное утро. А вам? (Дети: Тоже!) В таком случае - нет ничего невозможного: совершим путешествие из весны в зиму!!!

Звучит музыка (слайды 1-5).

Сказочная и величественная зима. Принося с собой морозы и снежные метели, она погружает землю в зимнюю сказку и хранит в себе множество тайн и секретов.

Снег летает и сверкает

Словно пухом устилает

Все долины и поля ...

Все в природе замирает:

И поля, и темный лес.

Снег летает и сверкает,

Тихо падая с небес.

(слайды 6-7) Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь "читать" лесную книгу! И поможет нам в этом писатель, который сказал, "что самое интересное, самое увлекательное занятие - открывать неизведанные тайны в огромном мире, которые кругом меня, надо мной и подо мной".

- Догадались, о ком идет речь? Давайте проверим себя. На помощь придет кроссворд.

Кроссворд (слайд 8)

"Залез муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там на земле, его родной муравейник чуть виден" ("Как муравьишка домой спешил")

"Береговушке очень понравился её шалашик из сухой травы и мха. - Тут и пол, и стены, и крыша" ("Лесные домишки")

"На третий год узнал про то дупло желтоглазый Сыч. Прилетел. Видит - дуб, в дубу - дырка с кошачью голову" ("Теремок")

"Надоело Щенку гонять кур по двору. "Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами" ("Первая охота")

"Наладили парус, посадили мышонка в долблённое судёнышко и пустили по течению" ("Мышонок Пик")

- Кто же нас научит "читать" лесную книгу? В.В. Бианки (слайд 8-9)

II.Определение темы урока

- Какова же будет тема нашего урока? (Тема: В.В. Бианки «По следам»)

Оценка деятельности.

Посмотрите на таблицу, которая лежит у вас на парте. Напишите своё имя. Если вы правильно ответили на все вопросы кроссворда, то поставьте (!), если вы немного ошиблись, поставьте (+), если вы почти ничего не угадали (?)

А теперь я предлагаю вам послушать сообщения ребят о писателе и учёном В. Бианки:

1. Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же он стал увлекающимся и артистичным человеком. От отца он унаследовал талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».

2. Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира находилась прямо напротив музея, и дети - трое сыновей - часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара.

Детям хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире расположился небольшой зоопарк.

  1. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной.

  2. Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником.

А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом.
Разными были интересы. Но своим главным учителем Бианки считал отца.

Он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они превратились

в увлекательные рассказы и сказки.

5.За 35 лет творческой работы Виталий Валентинович Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и заметки о жизни животных, о природе. Читатели ему писали много писем, и он отвечал на них. Его произведения переводили на многие языки мира.

Свои сообщения дети прикрепляют на доску на магниты.

Вы послушали выступления ваших одноклассников. А теперь скажите, почему В.В. Бианки называют не только писателем, а ещё и учёным?

(Ответы детей: он не просто писал о природе, он её изучал. Записывал все свои наблюдения и потом писал рассказы и сказки).

Работа в парах.

Предлагаю поработать в парах. Нам надо составить план урока. Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.

(Учащиеся выполняют задание - составляют план урока, выбирают порядок деятельности при помощи карточек с надписями: Знакомство с писателем. Знакомство с произведением. Составление плана. Закрепление нового материала.) Два-три ученика читают получившийся план.

Вы хорошо потрудились, оцените свою работу. Поставьте в таблицу знак (!), если вы без ошибок составили план работы. Поставьте знак (+), если вы немного ошиблись. Если вы не смогли составить план урока, поставьте знак (?).

Скажите, какие пункты плана мы уже осуществили? (Знакомство с писателем. )

Что будем делать дальше?( Знакомиться с произведением.)

III.Работа с текстом рассказа В. Бианки:

- Откройте учебник на стр. 66, прочтите название. (…)

Работа в группах.

А теперь, ребята, разбейтесь на группы для игры "Внимательный читатель", в ходе которой мы узнаем, какая группа внимательно умеет читать. Слайды 10-15

По ходу просмотра слайдов ребята поднимают карточку с ответом-названием животного

Следы сороки (с. 69)

Следы белки (с. 69)

Следы зайца (с.70)

Следы куропатки (с.70)

Следы лисьи (с.66, 70)

Следы барсука (с.70,71, 73)

Волчьи следы (с.71) - (страницы учебника)

Проблемный вопрос

1.- Поразмышляем и ответим на вопрос: Какие следы в зимнем лесу может оставить человек? (слайд 16)

- А в произведении В. Бианки какие еще следы оставил Егорка, которые прочитал лесник?

(С.69 - Видит лесник: Егорка белку на дерево загнал, там ее и стукнул. Свалил в снег с ветки;

С.71 - Догнал тут Егорка зверя! Снег примят, кровь на нем, серая жесткая шерсть.)

2. - Давайте посмотрим на еще одно значение СЛЕД - переносное. В каком значении может еще употребляться слово след?

- Работа со словарями по группам (переносное: действия, дела, поступки).

(слайд 17) - Какой след оставил В. Бианки? Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, показал всю красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Виталия Валентиновича Бианки.

Книги В. Бианки - это радость общения с природой, радость постоянных открытий. Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ее любить и беречь, умножать ее богатства. Если вы еще не открыли для себя художественный мир писателя, поспешите это сделать.

IV. Рефлексия

  • Ребята, наш урок подходит к концу и мне хочется узнать, что вам показалось на нём самым интересным?

  • Как бы вы оценили свою работу на уроке? (отметьте в своих табличках)

А теперь зажмите руку в кулачок и...

- кому было интересно - разожмите мизинец;

- кто считает, что приобретённые сегодня знания пригодятся в жизни - безымянный

- кому работа в паре была полезна - средний;

- кто помогал работе в группе - указательный;

- кому урок понравился - большой.

Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою отметку за урок.

V. Домашнее задание:

  1. Подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента

  2. В рабочей тетради - № 3 стр. 47.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ! УРОК ОКОНЧЕН.

© 2010-2022