- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения на тему В. В. Бианки По следам
Урок литературного чтения на тему В. В. Бианки По следам
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Яблокова Е.И. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Тема: В.В. Бианки «По следам»
Цель: создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения.
Оборудование: учебник "В одном счастливом детстве" (автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), портрет В.В Бианки, выставка книг, толковые словари, презентация, карточки с заданием (к игре "Внимательный читатель").
Ход урока
I.Орг. момент.
Ребята, сегодня у нас с вами будет не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие. Чувствуете, как жарко в классе? А всё потому, что совсем скоро закончится учебный год и наступит долгожданное лето! Это оно уже стоит у порога и обдаёт нас своим жарким дыханием. Лично мне в такую пОру очень хочется перенестись в зимнее морозное утро. А вам? (Дети: Тоже!) В таком случае - нет ничего невозможного: совершим путешествие из весны в зиму!!!
Звучит музыка (слайды 1-5).
Сказочная и величественная зима. Принося с собой морозы и снежные метели, она погружает землю в зимнюю сказку и хранит в себе множество тайн и секретов.
Снег летает и сверкает
Словно пухом устилает
Все долины и поля ...
Все в природе замирает:
И поля, и темный лес.
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес.
(слайды 6-7) Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь "читать" лесную книгу! И поможет нам в этом писатель, который сказал, "что самое интересное, самое увлекательное занятие - открывать неизведанные тайны в огромном мире, которые кругом меня, надо мной и подо мной".
- Догадались, о ком идет речь? Давайте проверим себя. На помощь придет кроссворд.
Кроссворд (слайд 8)
"Залез муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там на земле, его родной муравейник чуть виден" ("Как муравьишка домой спешил")
"Береговушке очень понравился её шалашик из сухой травы и мха. - Тут и пол, и стены, и крыша" ("Лесные домишки")
"На третий год узнал про то дупло желтоглазый Сыч. Прилетел. Видит - дуб, в дубу - дырка с кошачью голову" ("Теремок")
"Надоело Щенку гонять кур по двору. "Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами" ("Первая охота")
"Наладили парус, посадили мышонка в долблённое судёнышко и пустили по течению" ("Мышонок Пик")
- Кто же нас научит "читать" лесную книгу? В.В. Бианки (слайд 8-9)
II.Определение темы урока
- Какова же будет тема нашего урока? (Тема: В.В. Бианки «По следам»)
Оценка деятельности.
Посмотрите на таблицу, которая лежит у вас на парте. Напишите своё имя. Если вы правильно ответили на все вопросы кроссворда, то поставьте (!), если вы немного ошиблись, поставьте (+), если вы почти ничего не угадали (?)
А теперь я предлагаю вам послушать сообщения ребят о писателе и учёном В. Бианки:
1. Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же он стал увлекающимся и артистичным человеком. От отца он унаследовал талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
2. Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира находилась прямо напротив музея, и дети - трое сыновей - часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара.
Детям хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире расположился небольшой зоопарк.
-
Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной.
-
Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником.
А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом.
Разными были интересы. Но своим главным учителем Бианки считал отца.
Он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они превратились
в увлекательные рассказы и сказки.
5.За 35 лет творческой работы Виталий Валентинович Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и заметки о жизни животных, о природе. Читатели ему писали много писем, и он отвечал на них. Его произведения переводили на многие языки мира.
Свои сообщения дети прикрепляют на доску на магниты.
Вы послушали выступления ваших одноклассников. А теперь скажите, почему В.В. Бианки называют не только писателем, а ещё и учёным?
(Ответы детей: он не просто писал о природе, он её изучал. Записывал все свои наблюдения и потом писал рассказы и сказки).
Работа в парах.
Предлагаю поработать в парах. Нам надо составить план урока. Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.
(Учащиеся выполняют задание - составляют план урока, выбирают порядок деятельности при помощи карточек с надписями: Знакомство с писателем. Знакомство с произведением. Составление плана. Закрепление нового материала.) Два-три ученика читают получившийся план.
Вы хорошо потрудились, оцените свою работу. Поставьте в таблицу знак (!), если вы без ошибок составили план работы. Поставьте знак (+), если вы немного ошиблись. Если вы не смогли составить план урока, поставьте знак (?).
Скажите, какие пункты плана мы уже осуществили? (Знакомство с писателем. )
Что будем делать дальше?( Знакомиться с произведением.)
III.Работа с текстом рассказа В. Бианки:
- Откройте учебник на стр. 66, прочтите название. (…)
Работа в группах.
А теперь, ребята, разбейтесь на группы для игры "Внимательный читатель", в ходе которой мы узнаем, какая группа внимательно умеет читать. Слайды 10-15
По ходу просмотра слайдов ребята поднимают карточку с ответом-названием животного
Следы сороки (с. 69)
Следы белки (с. 69)
Следы зайца (с.70)
Следы куропатки (с.70)
Следы лисьи (с.66, 70)
Следы барсука (с.70,71, 73)
Волчьи следы (с.71) - (страницы учебника)
Проблемный вопрос
1.- Поразмышляем и ответим на вопрос: Какие следы в зимнем лесу может оставить человек? (слайд 16)
- А в произведении В. Бианки какие еще следы оставил Егорка, которые прочитал лесник?
(С.69 - Видит лесник: Егорка белку на дерево загнал, там ее и стукнул. Свалил в снег с ветки;
С.71 - Догнал тут Егорка зверя! Снег примят, кровь на нем, серая жесткая шерсть.)
2. - Давайте посмотрим на еще одно значение СЛЕД - переносное. В каком значении может еще употребляться слово след?
- Работа со словарями по группам (переносное: действия, дела, поступки).
(слайд 17) - Какой след оставил В. Бианки? Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, показал всю красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Виталия Валентиновича Бианки.
Книги В. Бианки - это радость общения с природой, радость постоянных открытий. Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ее любить и беречь, умножать ее богатства. Если вы еще не открыли для себя художественный мир писателя, поспешите это сделать.
IV. Рефлексия
-
Ребята, наш урок подходит к концу и мне хочется узнать, что вам показалось на нём самым интересным?
-
Как бы вы оценили свою работу на уроке? (отметьте в своих табличках)
А теперь зажмите руку в кулачок и...
- кому было интересно - разожмите мизинец;
- кто считает, что приобретённые сегодня знания пригодятся в жизни - безымянный
- кому работа в паре была полезна - средний;
- кто помогал работе в группе - указательный;
- кому урок понравился - большой.
Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою отметку за урок.
V. Домашнее задание:
-
Подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента
-
В рабочей тетради - № 3 стр. 47.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ! УРОК ОКОНЧЕН.