Урок по литературному чтению на тему Три ветки мимозы

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»



















Технологическая карта (план-конспект)

урока литературного чтения,

проведенного в 3 «А» классе

гимназии им. А. С. Пушкина

студентом группы 3 «А»

ГБПОУ РО «ШПК»

Дреевым Дмитрием Александровичем









Дата проведения: 09.02.2016 г.

Учитель: Астраханцева Т. В.

Преподаватель-руководитель практики: Асидулина М. И.

Оценка:

Дата 09.02.2016 ФИО учителя Астраханцева Татьяна Викторовна

Класс 3 «А» ФИО практиканта Дреев Дмитрий Александрович



Технологическая карта урока №4

Предмет: Литературное чтение



Целевой блок

Тема урока:

В. Железников «Три ветки мимозы»

Цель урока:

-Познакомить с рассказом В. Железникова «Три ветки мимозы»;

-Развивать творческие качества: воображение, память, эмоциональную сферу, речь;

-Воспитывать нравственные качества человека в отношениях между людьми;

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

-Умение давать характеристику героям, правильно оценивать их поведение;

-Умение учить составлять картинный план и пересказывать по плану;

-Умение читать выразительно выборочно, по ролям;

-Умение рассуждать и делать выводы.

Личностные УУД:

-Умение оценивать свое и чужое высказывание по поводу произведения;

-Умение оценивать позитивное отношение к чтению.

Метапредметные УУД:

*Регулятивные: 1.Умение планировать и регулировать свою деятельность;

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

4.Умение оценивать характер героя, его поступки и их мотивы, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

*Коммуникативные: 1.Умение получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства;

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;

3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;

4.Умение взаимодействовать в парах, в группах, слушать мнение других, высказывать свое мнение;

5.Умение донести свою позицию до других;
6.Умение выразительно читать и пересказывать текст.

*Познавательные: 1.Умение понимать авторскую позицию, отношение автора к героям произведения;

2.Умение давать определения понятиям;

3.Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
4.Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
5.Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок введения нового знания и формирования УУД

Формы, приёмы и методы

Словесный, наглядный, практический, частично - поисковый, логические

Образовательные ресурсы:

Учебник,

Раздаточный материал,

ТСО, доска, мел

План урока.

1. Организация начала урока.1-3 мин.

2. Актуализация знаний.10 мин.

3. Постановка проблемы.10-15 мин.

4. Физминутка 3-5 мин.

5. «Открытие» детьми новых знаний.7-10мин.

6. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.

Ход урока:

1. Организация начала урока

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дмитрий Александрович и урок литературного чтения сегодня проведу у вас я. Садитесь. Проверили готовность к уроку (на парте всё необходимое).

2.Актуализация знаний.

Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с творчеством замечательного писателя и просто удивительного человека Владимиром Карповичем Железниковым.

Владимир Карпович Железников - известный детский писатель и кинодраматург. Родился в 1925 году. Первую часть своей жизни, детство, много путешествовал. Его отец был кадровым военным, и поэтому семья часто меняла место жительства. Мелькали города России, Белоруссии, Прибалтики…

Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел дневники. «Перед самой войной, когда мне было пятнадцать, я написал маленькую повесть. В годы войны он учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в артиллерийском училище. После войны приехал в Москву, окончил здесь юридический институт. Первая его книга вышла в 1960 году, это была «Разноцветная история». Тогда же писатель впервые попробовал себя в роли кинодраматурга, написав сценарий фильма «Серебряные трубы». творческой биографии писателя более сорока книг, переведенных на многие языки мира, и двадцать сценариев для фильмов. Эти истории повествуют об отношениях между людьми, о проблемах детства и взросления.

-Ребята, скажите какой праздник наступает в первые весенние дни? (Международный женский день - 8 марта)

-Что принято дарить на праздник? (подарки, цветы)

-Какое настроение у людей весной? (радостное, доброе, весеннее)

-С каким цветом ассоциируется весна? (жёлтый - тепло, доброта, ласка, счастье)

3. Постановка проблемы.

Чтение рассказа учителем.

-Вам понравился рассказ? (Понравился)

-Какое у вас настроение после прочтения? (весёлое, грустное)

-Почему?

-Сложная ситуация, в которой оказался мальчик?

-Как важно найти правильный путь выхода из этого. Вот об этом мы сегодня будем говорить.

-От чьего имени ведётся рассказ (автора или персонажа)?

Анализ произведения:

Главный герой рассказа - Витя.

-Какой он по характеру? Словесное описание героя.

-Какие из перечисленных качеств подходят к главному герою?

МУЖЕСТВЕННЫЙ,

ДОБРЫЙ,

ПОСЛУШНЫЙ, ВСПЫЛЬЧИВЫЙ,

НЕСДЕРЖАННЫЙ, СМЕЛЫЙ,

НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ, ОБИДЧИВЫЙ.

-Каждую черту характера Вити, подтвердите словами из текста.

4. Физминутка.

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

5. «Открытие» детьми новых знаний.

Анализируем содержание первой и второй сюжетных линий рассказа:

Прочитаем начало 1 часть.

1. «Подарок маме в День 8 Марта».

- Какое было утро? (Светлое, радостное.)

- Что об этом свидетельствует? (Огромный букет мимозы на столе.)

- Какими предстают перед нами первые весенние цветы? (Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день. Использование прилагательных усиливает ощущение нежности, тепла, радости. Талантливый писатель подобрал замечательные слова)

- Чему была рада мама? (Праздничному дню, подарку от папы.)

- О чём забыл Витя? (У него тоже был приготовлен подарок, но вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл.)

- Что подарил Витя своей маме? (Открытку, сделанную своими руками с надписью: "Дорогая мамочка, поздравляю тебя с 8 Марта! Обещаю всегда тебя слушаться".)

Как можно озаглавить 1 часть?

Дарить подарки приятно, также как и их получать. А вы с этим согласны?

(читаем дальше, 2 часть)

2. «Совет мамы подарить цветы Лене».

- Что посоветовала мама Вите перед выходом в школу? (Взять несколько веточек мимозы и подарить Лене Поповой.)

- Был ли рад этому Витя? (Нет. Он хмуро спросил: "Зачем?" Ему не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.)

- Почему же так? В весенний женский день приятно дарить девочкам- одноклассницам, мамам, бабушкам подарки? Да и папа Вити тоже подарил маме букет цветов?

Как можно озаглавить 2 часть?

(читаем дальше, 3 часть)

Переходим к следующему этапу урока - обратим внимание на третью и четвёртую сюжетные линии:

3. «В школе».

- В какой обстановке Витей были подарены цветы Лене Поповой? (Наспех, у самой школы, на улице, как- будто мимоходом. Витя протянул цветы и сказал: "Это тебе". Он даже не поздравил девочку и не дослушал благодарность. Он повернулся и убежал).

- Кому было обидно за Лену?

- Как в классе отнеслись к Витиному поступку? (Оказалось, что в этом классе вообще никто из мальчиков ничего не подарил девочкам. Ни один. И, конечно, подарок вызвал удивление. Со стороны учительницы одобрение, а со стороны класса - чувствовалось уже что- то недоброе).

Как можно озаглавить 3 часть? (читаем дальше, 4 часть)

4. «Отношение ребят к Витиному поступку».

- Когда Витя это почувствовал? (Ещё на уроке все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову. А когда на перемене Витя подошёл к ребятам, они вдруг закричали: "Тили - тили - тесто, жених и невеста!" Потом смеялись и показывали на него пальцами.)

Сработал «Эффект толпы» - дети сильно подвержены этому.

- Можно ли Витю назвать несчастным человеком? (Нет, он, наверное, слаб душой, не очень смелый, нерешительный, трусливый.)

- Какими предстают перед нами одноклассники Вити? (Чёрствые, равнодушные люди к ситуациям, которые несут положительные эмоции, дружбу, уважение, добро.)

- А смог ли Витя противостоять оговору? (Нет. В школе он не смог дать отпор одноклассникам. "Он еле досидел до конца уроков, и как только прозвенел урок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.)

Как можно озаглавить 4 часть?

(читаем дальше, 5 часть)

5. В пятой сюжетной линии «Это ты виновата».

(Кого же обидел Витя?) чувства героя обострены до предела, мы чутко улавливаем это. За счёт чего это достигается? (Строгий отбор содержания, речевые характеристики героев: он забарабанил изо всех сил по двери; закричал, он почти плакал; вбежал в комнату, топтал цветы ногами и другие.)

- На кого же сорвал обиду Витя?(На самого близкого, мудрого человека, на маму.)

- Как вы оцениваете его поступок? (Витя поступил не правильно в том, что он обвинил во всём происходящем маму. Мама хотела своему сыну только хорошего и дала ему правильный совет. Просто Витя не смог найти выход из сложившейся ситуации.)

- Как бы вы поступили, если бы попали в похожую ситуацию? Какой правильный совет дать Вите?

Каких качеств Вите не хватает?

(Надо учиться быть стойкими, мужественными, смелыми. Учиться жить с достоинством.)

6. Итог урока. Рефлексия.

- Какой нравственный урок преподнёс автор произведения?

(Надо уметь прощать людям слабости, понимать их, дарить радость, счастье, добро)

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

-Я благодарен вам за отличную работу.

-Встаньте. Урок окончен. Спасибо.

МУЖЕСТВЕННЫЙ

ДОБРЫЙ

ПОСЛУШНЫЙ

ВСПЫЛЬЧИВЫЙ

НЕСДЕРЖАННЫЙ

СМЕЛЫЙ

НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ

ОБИДЧИВЫЙ

© 2010-2022