- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока ОРКиСЭ на тему Альтруизм и эгоизм
Конспект урока ОРКиСЭ на тему Альтруизм и эгоизм
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Яговкина Г.В. |
Дата | 02.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Альтруизм и эгоизм
Цель урока: формирование понятий «альтруизм» и «эгоизм» (через выявления положительных и отрицательных сторон этих понятий)
Задачи урока, ориентированные на достижение результатов
личностных:
- формировать у младшего школьника нравственные качества через раскрытие понятий «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм»
- овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- развивать навыки сотрудничества при работе в группе, коммуникативную компетенцию учащихся.
- познакомить учащихся с понятиями «альтруизм» и «эгоизм»,
- понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Планируемые результаты:
- осознание понятия «альтруизм» и «эгоизм»
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
Ход урока.
-
Организационный момент.
1
а
р
и
с
т
о
т
е
л
ь
2
д
о
б
р
о
д
е
т
е
л
ь
3
с
п
р
а
в
е
д
л
и
в
о
с
т
ь
4
т
р
у
с
о
с
т
ь
5
д
о
б
р
о
6
м
у
д
р
о
с
т
ь
7
ц
и
ц
е
р
о
н
8
р
а
з
м
ы
ш
л
е
н
и
е
9
м
о
р
а
л
ь
-
Основатель науки этики (АРИСТОТЕЛЬ)
-
Стремление человека к добру; положительное качество человека (ДОБРОДЕТЕЛЬ)
-
Аристотель назвал ее совершенной добродетелью (СПРАВЕДЛИВОСТЬ)
-
Сознавать долг и не исполнять его - это (ТРУСОСТЬ)
-
Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности (ДОБРО)
-
Добродетель, которая украшает душу (МУДРОСТЬ)
-
Кому принадлежат эти слова? «Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (ЦИЦЕРОН)
-
Первый, самый благородный путь у человека, чтобы разумно поступать (РАЗМЫШЛЕНИЕ)
-
Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (МОРАЛЬ)
в) - Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем игру «Подбери антонимы» (слайд 7) добро - зло хорошо - плохо добродетель - порок трудолюбие - лень справедливость - несправедливость альтруизм - ? (используя словарь антонимов) г) - Что же такое «эгоизм»? (слайд 8) Работа с разными источниками информации (по группам): толковый словарь: Эгоизм (от латинского ego - я) - поведение, направленное на удовлетворение личных интересов, в том числе и ущерб интересам других людей или общества. Эгоизм - (от лат. ego - я) - точка зрения, позиция, поведение человека, полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех,счастье). учебник (с.30): Эгоизм - это действия, направленные на удовлетворения личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества. - Подберите синонимы к слову «эгоизм» (словарь синонимов) (слайд 9) своекорыстие; действует в своих интересах; ищет во всем выгоды для себя; расчётливость, скупость, себялюбие, самолюбие, эгоцентризм. - А всегда ли эгоизм это плохо? Давайте обратимся к учебнику.
д) Самостоятельная работа с учебником (прием ТРКМ - инсерт: «V» - уже знал, «+» - новое) Задание (на карточках)
- Прочитать в учебнике об эгоизме.
- Какие различают формы эгоизма.
- Соотнесите понятия и примеры: (слайд 10)
4. Объясните следующую схему: (слайд 11) Альтруизм - разумный эгоизм - эгоизм
е) - Перед вами сказочные герои. Кто они - альтруисты, эгоисты или…? Объясните свою точку зрения. (слайд 12) ( Золушка, Старик Хоттабыч, Двенадцать месяцев, Иванушка - Дурачок, Стойкий оловянный солдатик, Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», Карлсон, Золотая рыбка из сказки А.С. Пушкина)
4. Рефлексия деятельности в технике «Закончите предложения» (слайд 13) а) 1. Я сегодня узнал… _______________________________ 2. Самым сложным для меня было…__________________
б) Звучит песня Владимира Мигули «Спешите делать добрые дела» - Как вы поняли, о чем поется в песне? (о добре, добрых делах) - Какие дела можно назвать добрыми? (приводят примеры)
- Из данных слов составьте предложение, которое и будет итогом нашего урока («Жизнь дана на добрые дела»). (слайд 14)
5. Домашнее задание: Сочини сказочную историю «Если б я был чудодей, что бы сделал для людей»