Конспект урока ОРКиСЭ на тему Альтруизм и эгоизм

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Альтруизм и эгоизм

Цель урока: формирование понятий «альтруизм» и «эгоизм» (через выявления положительных и отрицательных сторон этих понятий)

Задачи урока, ориентированные на достижение результатов

личностных:

  • формировать у младшего школьника нравственные качества через раскрытие понятий «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм»
метапредметных:
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • развивать навыки сотрудничества при работе в группе, коммуникативную компетенцию учащихся.
предметных:
  • познакомить учащихся с понятиями «альтруизм» и «эгоизм»,
  • понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Планируемые результаты:
  • осознание понятия «альтруизм» и «эгоизм»
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная Оборудование и материалы к уроку: учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы, карточки (кроссворд, слова), толковые словари, словарь синонимов и антонимов, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Звучит песня Владимира Мигули «Спешите делать добрые дела» 2. Вызов. а) просмотр отрывка из мультфильма «Просто так» (слайд 2) - Как повлияли на медвежонка эти два слова «просто так»? (вопрос задается перед просмотром мультфильма) - Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называются действия, направленные на благо другого, будь то человек или общество, бескорыстные поступки ради других людей или ради общих целей? б) - В этом поможет кроссворд, который лежит у вас на партах (работа в группах), разгадав его, вы узнаете ответ на этот вопрос. (слайд 3)


1

а

р

и

с

т

о

т

е

л

ь

2

д

о

б

р

о

д

е

т

е

л

ь


3

с

п

р

а

в

е

д

л

и

в

о

с

т

ь



4

т

р

у

с

о

с

т

ь



5

д

о

б

р

о



6

м

у

д

р

о

с

т

ь


7

ц

и

ц

е

р

о

н


8

р

а

з

м

ы

ш

л

е

н

и

е


9

м

о

р

а

л

ь







  1. Основатель науки этики (АРИСТОТЕЛЬ)

  2. Стремление человека к добру; положительное качество человека (ДОБРОДЕТЕЛЬ)

  3. Аристотель назвал ее совершенной добродетелью (СПРАВЕДЛИВОСТЬ)

  4. Сознавать долг и не исполнять его - это (ТРУСОСТЬ)

  5. Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности (ДОБРО)

  6. Добродетель, которая украшает душу (МУДРОСТЬ)

  7. Кому принадлежат эти слова? «Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (ЦИЦЕРОН)

  8. Первый, самый благородный путь у человека, чтобы разумно поступать (РАЗМЫШЛЕНИЕ)

  9. Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (МОРАЛЬ)

3. Осмысление а) - Объясните значение слова «АЛЬТРУИЗМ»? (слайд 4) Работа с разными источниками информации (по группам): толковый словарь: Альтруизм (от латинского слова альтер- другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. учебник (с.30): Альтруизм - это нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей. - Подберите синонимы к слову «альтруизм» (словарь синонимов) (слайд 5) Бескорыстие; самопожертвование; спасение чужих людей; спасение своих родственников; милосердие; забота о благе чужих людей; доброта, щедрость. б) - Послушайте притчу « Пахарь и крот» (В.А.Сухомлинский). (слайд 6) Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот - Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё? Пахарь отвечает: - Я пашу не только себе, но и людям. Удивился Крот: - Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе. - Но ведь вы же - кроты, а мы - люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду. - Для чего Пахарь пахал землю? - Почему Крот не понимал смысла работы Пахаря? - Для кого трудился крот? - Для кого работал Пахарь? - Можно ли Пахаря назвать альтруистом и почему? - Пахарь - альтруист, а крот?
в) - Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем игру «Подбери антонимы» (слайд 7) добро - зло хорошо - плохо добродетель - порок трудолюбие - лень справедливость - несправедливость альтруизм - ? (используя словарь антонимов) г) - Что же такое «эгоизм»? (слайд 8) Работа с разными источниками информации (по группам): толковый словарь: Эгоизм (от латинского ego - я) - поведение, направленное на удовлетворение личных интересов, в том числе и ущерб интересам других людей или общества. Эгоизм - (от лат. ego - я) - точка зрения, позиция, поведение человека, полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех,счастье). учебник (с.30): Эгоизм - это действия, направленные на удовлетворения личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества. - Подберите синонимы к слову «эгоизм» (словарь синонимов) (слайд 9) своекорыстие; действует в своих интересах; ищет во всем выгоды для себя; расчётливость, скупость, себялюбие, самолюбие, эгоцентризм. - А всегда ли эгоизм это плохо? Давайте обратимся к учебнику.
д) Самостоятельная работа с учебником (прием ТРКМ - инсерт: «V» - уже знал, «+» - новое) Задание (на карточках)
  1. Прочитать в учебнике об эгоизме.
  2. Какие различают формы эгоизма.
  3. Соотнесите понятия и примеры: (слайд 10)
Альтруизм Человек исполнил просьбу незнакомого ребенка. Одноклассник не передал домашнее задание. Эгоизм Мальчик не поделился подаренными конфетами. Человек бесплатно отремонтировал квартиру соседа.
4. Объясните следующую схему: (слайд 11) Альтруизм - разумный эгоизм - эгоизм
е) - Перед вами сказочные герои. Кто они - альтруисты, эгоисты или…? Объясните свою точку зрения. (слайд 12) ( Золушка, Старик Хоттабыч, Двенадцать месяцев, Иванушка - Дурачок, Стойкий оловянный солдатик, Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», Карлсон, Золотая рыбка из сказки А.С. Пушкина)

4. Рефлексия деятельности в технике «Закончите предложения» (слайд 13) а) 1. Я сегодня узнал… _______________________________ 2. Самым сложным для меня было…__________________

б) Звучит песня Владимира Мигули «Спешите делать добрые дела» - Как вы поняли, о чем поется в песне? (о добре, добрых делах) - Какие дела можно назвать добрыми? (приводят примеры)

- Из данных слов составьте предложение, которое и будет итогом нашего урока («Жизнь дана на добрые дела»). (слайд 14)

5. Домашнее задание: Сочини сказочную историю «Если б я был чудодей, что бы сделал для людей»



© 2010-2022