Адаптация первоклассников. Приёмы поддержки детей родителями

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адаптация первоклассников. Приёмы поддержки детей родителями.

Форма проведения: беседа с элементами активных форм работы

Цель: формирование активной помогающей позиции родителей в адаптационный период.

Участники: родители учащихся 1 классов.

Время проведения: 1 час.

Оборудование и материалы:

  1. Бумага и ручки для участников

  2. Раздаточный материал: Памятка для родителей первоклассника «Я иду в школу».

Ход собрания:

  1. Беседа «Адаптация в школе. Как помочь своему ребёнку» (презентация).

  2. Мини-игра «Составь расписание».

  3. Рекомендации по преодолению типичных проблем первоклассников (памятка для родителей).

1. Беседа «Адаптация в школе. Как помочь своему ребёнку»(презентация). Цель нашего сегодняшнего собрания - разобраться, что собой представляет с точки зрения специалистов (психологов, педагогов, врачей) процесс адаптации ребёнка к школе, а также узнать каким образом Вы, родители, можете помочь своему ребёнку в этот непростой период его жизни. Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Адаптационный период составляет один-полтора месяца. Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой "острой" адаптации. В ряде случаев адаптация затягивается на весь первый учебный год. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь образ жизни ребёнка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д. Физиологическая адаптация. Адаптация организма к новым условиям жизни, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. Большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную школьными нагрузками - приходится много сидеть при жизненной потребности ребёнка в движении. В первом полугодии процесс адаптации ребенка проявляется в напряжении всех функциональных систем его организма. В этот период наиболее яркими признаками сложно протекающей адаптации, являются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Появляются жалобы на усталость, сонливость. Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. Успешность физиологической адаптации зависит, от состояния здоровья ребёнка, от функциональной зрелости нервной системы. Дети, не достигшие 7-летнего возраста на момент поступления в школу или имеющие отставание в физическом развитии, испытывают бóльшие трудности. Для успешной адаптации крайне важное значение имеет правильно организованный режим дня первоклассника. Социальная адаптация. Ребёнку предстоит привыкать к новым обстоятельствам своей жизни: режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, новые обязанности, предоставление самостоятельности. Формирование новых отношений: отношения с учителем, отношения с одноклассниками. В период адаптации некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. Некоторые дети становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, книгам для очень маленьких детей. В начале обучения возникает много конфликтов между детьми. Детям часто приходится отстаивать себя в новом коллективе, завоёвывать авторитет (статус). Некоторые дети активно борются за лидерские позиции в коллективе. Тревожные дети часто замыкаются и избегают контактов с одноклассниками. Успешность социальной адаптации зависит от умения ребёнка строить отношения со сверстниками, его заинтересованности в положительной оценке учителя. Адаптация к обучению - успешность усвоения программного материала, учебная мотивация. Желание ребёнка учится, заинтересованность в успехе. Принятие норм и правил поведения в школе. Успешность адаптации к обучению во многом зависит от образовательного уровня ребенка, полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости, любознательности. Умение подчинять своё поведение правилам школьной жизни зависит как сформированности «внутренней позиции школьника», зрелости эмоционально-волевой сферы. В первом классе часто можно увидеть детей, которые ещё остаются на предыдущем возрастном этапе - этапе дошкольного детства - они предпочитают играть, не понимают, почему их заставляют учиться, избегают учебной деятельности, не могут заставить себя выполнять задания как на уроке, так и дома. Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенным в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события. В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе. Новые правила, многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Итак, для успешной адаптации в школе необходимо:

  • внимательное и бережное отношение родителей к эмоциональному и физическому состоянию ребёнка
  • зрелость функциональных систем организма
  • правильно организованный режим дня
  • умение строить взаимоотношения с детьми
  • учебная мотивация - заинтересованность в учении и достижение успеха
  • знания, умения, навыки - счёт в пределах десяти, знание некоторых букв или навык чтения, умение действовать по инструкции учителя
  • интеллектуальное развитие: внимание, память, логическое мышление, творческое воображение.
Все эти факторы имеют важное значение для успешности адаптации, но все-таки наибольшее значение имеет отношение родителей, их внимание и заинтересованность.

2. Мини-игра «Составь расписание». Инструкция: «Для того, чтобы процесс адаптации протекал с «наименьшими потерями» для здоровья и эмоционального состояния ребёнка необходима правильная организация его жизнедеятельности. Сейчас мы с вами поработаем в мини-группах. Задача группы- составить оптимальное расписание режима дня первоклассника, начиная с утреннего подъёма и заканчивая отходом ко сну. На работу я даю вам 15 минут. После этого группа представит своё расписание остальным группам и обоснует его - почему именно так». Педагог делит родителей на группы по 4-5 человек, выдаёт бумагу и ручки для работы. По истечении 15 минут предлагает родителям представить результаты работы в группе. По окончании представлений расписаний от разных групп подводятся итоги. Педагог обобщает результаты работы и представляет участникам наиболее оптимальное расписание режима дня ребёнка согласно рекомендациям психологов и врачей (в презентации). Полезно будет задать родителям вопрос - насколько они готовы следовать данным рекомендациям? Как скажется на ребёнке нарушения оптимального режима?


  1. Рекомендации по преодолению типичных проблем первоклассников, поддержанию учебной мотивации (памятка для родителей).

Педагог раздаёт родителям материал «Я иду в школу» - памятка для родителей первоклассника. Вместе с родителями читает и разбирает памятку.

Памятка

ЧТО НУЖНО СЕЙЧАС РЕБЁНКУ?
Интерес и поддержка: Интересуйтесь, как прошёл у ребёнка день в школе, хвалите его. Говорите, как вы гордитесь тем, что он такой большой и взрослый.

Внимание к состоянию ребёнка Если ребёнок жалуется на усталость, дайте ему возможность отдохнуть - дневной сон, прогулка, любимые игры. При появлении более серьёзных симптомов - частые головные боли, рвота по утрам, обратитесь к специалисту (невропатолог, психолог).
Внимание к проблемам Если ребёнок жалуется, всегда внимательно его выслушайте, постарайтесь понять его переживания, отнеситесь сочувственно и серьёзно к его трудностям.
Подготовка к школе Ребёнок не всегда точно запоминает и записывает, что ему нужно взять завтра на уроки, какое задание выполнить дома. Поэтому обменяйтесь с другими родителями номерами телефонов и договоритесь о взаимной помощи.

Режим дня Правильный режим дня поможет ребёнку восстановить силы и избежать переутомления. В первом классе не стоит записывать ребёнка в несколько кружков и секций.

ПОМОГАЕМ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ


Ссоры с одноклассниками Избегайте типичных реакций - «сам виноват», «разбирайтесь сами», «давай сдачи». Выслушайте жалобы, задайте уточняющие вопросы - как это происходило, выясните последовательность событий, разберите с ребёнком ситуацию не обвиняя его и не выгораживая. Пожалейте ребёнка, обнимите, скажите, что понимаете, как ему обидно. Честно скажите ребёнку, где он сам был неправ. Дайте совет - как себя вести, если его права нарушались другими детьми. Старайтесь быть объективными в оценке конфликтных ситуаций. Если проблемы накапливаются, поговорите с учителем. Разговор с родителями другого ребёнка о возникших проблемах необходимо начинать вежливо, без обвинений, проговаривая ваше желание помочь детям наладить отношения. Никогда не «разбирайтесь» с другими детьми, не угрожайте им.


Обиды на учителя Часто первоклассники жалуются, что учитель их не спрашивает. Объясните ребёнку, что учитель спрашивает всех детей по очереди, и если за день учитель спросил ребенка несколько раз, этого достаточно. Не требуйте, чтобы учитель уделял вашему ребёнку больше внимания чем другим, если для этого нет особых причин.

Неуверенность Ребёнок не отвечает на уроке, не поднимает руку? Скорее всего, он боится сделать ошибку. Необходимо говорить с ним о том, что ошибаться - это нормально, все ребята ошибаются, не нужно бояться сказать неправильно. Больше хвалите ребёнка, подбадривайте.

ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА


☺ дома у ребёнка должно быть место для занятий ☺ когда ребёнок делает уроки, дома должно быть тихо ☺ у ребёнка может что-то не получаться. Мы терпеливы и подбадриваем ребёнка. Хвалим его за старание, и за любые, даже маленькие успехи. ☺ помогать нужно тогда, когда ребёнок не справляется сам. Не нужно делать всё за него, но и нельзя оставлять без помощи. ☺ мы не сравниваем ребёнка с другими детьми. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить за улучшение его собственных результатов. ☺ если во время приготовления уроков ребёнка ругают, постоянно критикуют, кричат, и мало хвалят - он начинает избегать учёбы.

© 2010-2022