Конспект урока русского языка на тему Безударные падежные окончания имен прилагательных (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

«Безударные падежные окончания

имен прилагательных»


Цель: обобщить знания учащихся о правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Задачи: 1.Образовательные: закрепление навыка правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных, обогащение словарного запаса детей; осознание практической необходимости правильного написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. 2. Развивающие: развитие устной речи учащихся; совершенствование культуры речи детей; развитие орфографической зоркости; расширение кругозора младших школьников; развитие психических процессов, аналитического мышления, умения делать выводы. 3. Воспитательные: воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности; воспитание умения работать в коллективе; воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: учебник «Русский язык « 3 класс Н.Ф. Виноградова, тетрадь с печатной основой, мультимедийная доска, карточки с названиями падежей, карточки с заданием для работы в группе, запись мелодии А. Вивальди «Времена года. Весна», иллюстрации (бабочка-лимонница, плес), толковый словарь.
План урока:

  • Организационный момент.
Положительный эмоциональный настрой учащихся.
  • Сообщение темы, целей.
  • Актуализация знаний учащихся.
Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном.
  • Чистописание .
  • Работа над правописанием.
Создание проблемной ситуации, отрабатывается умение детей писать окончания имен прилагательных.
  • Работа в группах.
Правильное употребление имен прилагательных , умение работать в группе.
  • Словарная работа.
Знакомство с лексическим значением и правописанием слов магазин, библиотека, здесь.
  • Работа в тетрадях с печатной основой.
Работа в парах со сменой состава. Отработка методов взаимопроверки
  • Работа с учебником.
Умение определять падеж имени прилагательного, устанавливать связь прилагательного с именем существительным, умение ставить вопросы и правильно писать окончания имен прилагательных
  • Работа по карточкам.
Знакомство с лексическим значением слов, плес, лимонница.
  • Итог урока. Рефлексия
  • Домашнее задание
Самостоятельное закрепление умения составлять предложения с заданными словами и правильно писать окончания имен прилагательных.

Ход урока:

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Я желаю вам плодотворно потрудиться на уроке.

-Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Кто такой исследователь?

-Прочитайте об этом в толковом словаре.

-Какими качествами должен обладать исследователь? (любознательность, внимание, трудолюбие, терпение)

-Исследователь в первую очередь должен уметь красиво мыслить, т.к.

« Красив тот, кто красиво мыслит»(на доске)

-А пойдем мы с вами через трудности, потому что:

«Ищешь трудность-находишь мудрость»-это девиз нашего урока.

2.Сообщение темы, цели урока.

-Откройте учебник на странице 105.

-Прочитайте тему урока.

-Какую цель перед собой ставим? (учиться писать безударные падежные окончания имен прилагательных).

3.Актуализация знаний.

-Я предлагаю вам послушать музыку композитора Антонио Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».

Прослушивание музыки.

-Какие ассоциации у вас возникли при прослушивании музыки?

-Какое настроение? (радостное, весеннее, солнечное)

-А к какой части речи относятся все слова, которые характеризуют это настроение? ( имя прилагательное).

-Что вы знаете об имени прилагательном? (это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чей? чья? чье? чьи?, в предложении чаще всего бывает определением, но может быть сказуемым, подчеркивается волнистой линией, связано с существительным, изменяется по родам, числам и падежам, окончания прилагательных можно определить по вопросу).

Ответы детей сопровождаются открытием на доске соответствующих пунктов.

4. Чистописание.

-Традиционно наш урок продолжит минутка чистописания.

-Прочитайте сочетания букв на доске.

ая, яя, ий, ый, ой, ее, ие, ые

-Что они вам напоминают? (окончания прилагательных ж.р., м.р., ср.р.).

-Ребята из первой группы, запишите окончания ж.р., из второй группы-окончания м.р., из третьей-ср.р., из четвертой-окончания прилагательных множественного числа.

5.Работа над правописанием окончаний имен прилагательных. Работа в группах.

-Прочитайте стихотворение (на экране)

«Здравствуй, солнце …..!

Здравствуй, небо …..!

Здравствуй, ….. ветерок!

Здравствуй, ….. дружок!

Мы живем в родном краю,

Я вас всех приветствую!

-Как вы думаете, какое задание нужно выполнить?

-Вставьте в стихотворение пропущенные прилагательные.

Выслушиваются варианты каждой группы.

-А теперь послушайте авторский вариант. (Учитель зачитывает текст с прилагательными золотое, голубое, теплый, миленький)

-Какое словарное слово встретилось в стихотворении? (здравствуй)

-Какие еще знакомые орфограммы есть в этом стихотворении?

(непроизносимые согласные в корне слова, безударные гласные в корне слова)

-А какие все предложения по интонации? ( восклицательные)

Запишите наиболее понравившийся вариант этого стихотворения в тетрадь.

6. Словарная работа.

-Стихотворение, которое вы сейчас читали, я прочитала в одной из книг.

-Ребята, а где можно взять книги? ( в библиотеке)

-Что такое библиотека?

-Прочитаем об этом в учебнике.

Один из учащихся читает вслух.

-Это словарное слово, запишите его в тетрадь.

-А где еще можно взять книги? (купить в магазине)

-Как называется такой магазин? (книжный)

-Запишите это слово.

-А где еще? (здесь, в классе)

Учитель обращает внимание детей на выставку книг о весне.

-Запишем слово «здесь».

7.Работа в тетради с печатной основой. Работа в парах со сменой состава.

-Продолжаем исследовать имена прилагательные.

-Прочитайте задание в ТПО.

-Какие знания нам понадобятся, чтобы выполнить это задание?

-Как определить, какое окончание пропущено? Вспоминаем алгоритм.

(Нужно найти имя существительное, от которого зависит прилагательное, задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному и по вопросу определить, какое нужно писать окончание)

-Предлагаю выполнить это задание, работая в парах.

Взаимопроверка. Учащиеся по мере выполнения задания, выходят к доске, меняются тетрадями, садятся за парту и проверяют работу.

-Какие ошибки чаще всего вам встретились?

8. Работа с учебником.

-Прочитайте задание. Что непонятно?

-Выполните упражнение в тетради.

-А сейчас приготовьте карточки с падежами. Выслушав словосочетание, которое я произнесу, поднимите карточку с падежом прилагательного.

Черного карандаша, желтый фломастер, жесткому стулу, шелковой блузкой, черному коту, черствым хлебом.

- Какие однокоренные слова подберем, чтобы проверить написание буквы е в корнях имен прилагательных?

9.Работа по индивидуальным карточкам.

-Предлагаю вам выполнить задания на карточках. В данном тексте нужно вставить пропущенные буквы .В какой части слова они находятся? ( в окончании).

-Окончания выделяем карандашом.

Учащиеся самостоятельно выполняют данное задание.

-О чем узнали из текста? ( Плес-это широкое водное пространство)

Учитель показывает иллюстрации с изображением бабочки-лимонницы и плеса.

-Почему эту бабочку называют лимонницей?

-Спишите в тетрадь предложение, в котором раскрывается значение слова «плес».

10.Итог урока. Рефлексия.

-Из вас получились неплохие исследователи.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Достигли ли мы этой цели?

-Кто научился писать окончания имен прилагательных?

-Кому еще трудно?

-Эту работу мы продолжим на следующих уроках русского языка.

-Если вам урок понравился, возьмите желтую бабочку, если вам было трудно, то возьмите голубую бабочку.

11.Домашнее задание.

-Перед вами карточки разного цвета. Прочитайте задания на карточках и выберите то, с которым сможете дома справиться.

-Спасибо вам за хорошую работу! Урок закончен.


© 2010-2022