Конспект урока по литературному чтению К. Паустовский. Барсучий нос

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 3-м классе по теме

"К.Г. Паустовский "Барсучий нос""

Цель урока:

способствовать сознательному усвоению форм родного языка

на основе изучения литературного произведения К.Г.Паустовского "

Барсучий нос".

Задачи:

1) формировать

навыки правильной читательской и речевой деятельности;

2) совершенствовать умения работать с текстом;

совершенствовать навык

чтения

3) развивать мышление и творческие способности учащихся;

4) воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, любовь к природе

1 Организационный момент (Цель - активизация учащихся.) Посмотрели друг на друга, улыбнулись и настроились на работу. Чтобы начать наш урок давайте вспомним, о каком времени года мы много говорим на всех уроках? (об осени)

2.Проверка дом задания.

Как можно не говорить об этом волшебном времени года! Давайте вспомним стихотворение, которое мы учили на последнем уроке.

(Чтение стихотворения «Ласточки пропали»)

3. Знакомство с биографией писателя, с его портретом.

О таком замечательном времени года написано не только много стихов, но и много рассказов. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из писателей, который очень любил природу, животных, птиц. Своими рассказами писатель хотел и вас научить быть внимательными ко всему живому. Мы сегодня поговорим о Константине Георгиевиче Паустовском.

Сообщение об авторе.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве 19 мая 1892 года в семье железнодорожного служащего. В семье было еще два брата и сестра. Из-за работы отца семья часто переезжала с места на место. Учился он в Киевском Университете и Московском университете.

К.Г.Паустовский переменил много профессий: он был кондуктором трамвая, рабочим на заводе, простым рыбаком, санитаром в Первую мировую войну. В гражданскую войну воевал в Красной Армии. В Великой Отечественной войне он был военным корреспондентом. Константин Георгиевич был наблюдательным человеком и очень любил природу. Награжден орденом Ленина и другими орденами и медалями.

Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, предназначенные для детей. Это "Резиновая лодка", "Золотой линь", "Заячьи лапы", "Стальное колечко", "Корзина с еловыми шишками", "Барсучий нос".

Всю свою любовь писатель посвятил трем темам: людям, природе, искусству.

4 Постановка учебной задачи

Сегодня нам с вами предстоит познакомиться с одним из произведений К.Г.Паустовского "Барсучий нос".

5 Подготовка к чтению.

Но кто же такой барсук?

Барсук - хищный зверь, размером со среднюю собаку, длина тела 60-90 см, с короткими ногами и длинной шерстью. Весит барсук 24-34 кг. По спине у барсука идут белые продольные полосы.

Барсук обитает в лесах Европы. Живет в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озер.

Барсук - ночное животное. У барсука хорошо развиты обоняние и слух, слабее - зрение. В спокойном состоянии зверь передвигается медленно, вперевалку; будучи испуганным, бежит довольно быстро. Хорошо плавает.

Пища барсука очень разнообразна и состоит как из животных, так и из растительных кормов. Он ест жуков, их личинок, червей, лягушек, змей, яйца птиц и птенцов, мелких млекопитающих: мышей, полевок, а иногда и зайчат. Кроме того, в большом количестве употребляет в пищу коренья и стебли многих трав, грибы, орехи, желуди, особенно сладкие ягоды и фрукты.

На зиму он впадает в спячку.

Барсук приносит пользу сельскому хозяйству - уничтожает вредных насекомых.

6 Словарная работа

Объяснение учащимися значения следующих слов: деготь, челн, вереск, пуд (проверка домашнего задания).

В тексте нам встретятся новые слова. Но значения этих слов вы узнали дома. Желтые листочки нам расскажут, что такое ВЕРЕСК

Красные листочки объяснят, что означает слово ДЕГОТЬ

Зеленые - ЧЁЛН

А коричневые - ПУД

7. Первичное знакомство с текстом.

Вот мы подготовились к чтению произведения. Сядем поудобнее и послушаем.

Прослушивание записи.

- Как вы думаете, оком идет речь? (о барсуке)

- А вы хотите узнать, что же с ним произошло?

8. Составление плана.

-Ребята нам с вами надо не только узнать, что же было дальше, но поделить текст на части и каждую часть постараться озаглавить. 1часть мы начнем читать по цепочке по предложению сначала текста.

1 часть (по предложению по цепочке)

Осенняя рыбалка на озере.

2 часть ( по абзацам)

Читаем по абзацам, следим, спрашиваю выборочно.

Ужин у костра.

3 часть (учитель)

Зверек решил поужинать у людей.

4 часть (по абзацам)

Барсук лечит нос.

5 часть (самостоятельно)

Встреча через год.

8. Физминутка.

9.Работа с текстом.

- Где и когда происходят события рассказа? (События происходят в осеннем лесу.)

- Кем является рассказчик: повествователем или участником событий? Как вы догадались? (Рассказчик - участник событий, один из героев произведения; об этом говорит слово «мы», которое встречается в тексте.)

- Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре? (Охотники боялись волков)

Но автор произведения смог нам передать не только интересный случай из его жизни, но и красоту природы.

Выборочное чтение.

Вот вы сейчас и попробуйте найти в тексте ответы к моему заданию.

1в. - «осеннее озеро» - стр. 98 1 абзац. 1 часть

2в. - «описание ночи в лесу» - стр. 100. 6 абзац, 2 часть

3в. - «утренние голоса птиц» - стр.101-102 4часть

4в. - Как повели себя обитатели леса и реки, напуганные ночным криком барсука? Как Паустовскому удалось избежать повторения слова «испугались»? (Заорали лягушки, всполошились птицы, ударила щука.) 3 часть с. 101 5 абзац

Дополнительное задание:

Найдите описание барсука, когда он пришел к людям.

(с.100-101)

10. Итог урока.

11. Домашнее задание.



© 2010-2022