Аппликация: Головная повязка Масмак

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ковалинская основная общеобразовательная школа»

Урмарского района Чувашской Республики






Республиканский конкурс учителей начальных классов Чувашской Республики

«Лучший урок технологии. Моя Чувашия»

Аппликация: Головная повязка «Масмак»

2 класс









Разработала учитель начальных классов:

Прокопьева Нина Георгиевна



с.Ковали, 2016г.


Аннотация. Данный урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Этот урок является началом одного из видов декоративно-прикладного искусства. Это первый урок по теме «Национальный костюм». Дети на этом уроке впервые знакомятся с разными национальными костюмами, как, русский, татарский, дагестанский и немецкий. На этом же уроке я хочу познакомить их чувашским национальным костюмом, что развивает у учащихся художественный вкус, вырабатывает потребность ориентироваться на духовные ценности чувашского народного искусства. На уроке знакомятся с основными видами чувашского- прикладного искусства и учатся украшать аппликацией (орнаментом) чувашский головной убор «Масмак».




















Введение. 2016 год объявлен Годом человека труда в Чувашии. Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественное развитие может быть и декоративно- прикладное искусство, изделия которых применяются в быту, труде или специально предназначены для украшения. Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и красивыми. Основным источником вдохновения служил окружающий мир природы. Национальные стили узоров совершенствовались многими поколениями, становились лаконичными и доступными для подражания. Главная и основная цель - научить ребенка понимать и гордиться произведениями народных умельцев. А это способствует развитию художественного вкуса, пониманию особенностей построения узоров с учетом назначения изделия, его формы и используемого материала. Поэтому эту тему я считаю актуальной. Место урока по программе 22.

















Цель урока: Познакомить детей с элементами чувашской вышивки на головной повязке «Масмак». Задачи: Образовательные: - ознакомить элементами головного убора масмак и различными видами вышивки; - составлять несложные узоры из геометрических фигур; - закреплять знание цветов и технику наклеивания. Развивающие: - развивать познавательные процессы и речь; - развивать у детей творческих способностей, воображения, художественного вкуса, эстетического чувства и понимания прекрасного. Воспитательные: - воспитывать интерес к прикладному творчеству; - воспитывать эстетический вкус.
Планируемые результаты урока: личностные: - стремление к совершенствованию своих умений; предметные: - знать особенности орнаментальных мотивов чувашской народной вышивки; - знать значение слова «Масмак»; - кратко анализировать изделия чувашского прикладного искусства (масмак); - использовать отдельные элементы декоративно-прикладного искусства при создании собственных работ; метопредметные: - уметь определять и формировать цель урока с помощью учителя; - уметь составлять план и последовательность работы на уроке; - уметь регулировать свои действия; - дать оценку своей работы (результативные УУД); - уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания; - уметь анализировать свою систему знаний, познавать новое, получать новые знания, отвечать на вопросы, используя опыт и знания, полученные на уроке (познавательные УУД); - уметь вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Оборудование и материалы: - (демонстративный) образцы и иллюстрации женских головных повязок «Масмак»; - иллюстрации с изображением женщин и мужчин в национальных одеждах, иллюстрации с изображением женщин в повязке масмак; - (раздаточный): ножницы, клей, кисть для клея, желтые и красные полоски (размер 6х24см.), клеенка, салфетка, два квадрата зеленого и желтого цветов (для узора «Солнце», размером 3х3см.).

Ход урока. I. Организационный момент: (Звучит запись песни «Наш край») Разговор о чудесном нашем крае, где мы живем, о сказочных вышивках.
II. Актуализация знаний: - Почему наш урок сегодня начался так необычно? - Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? - Какой он наш край? - Как живут и чем занимаются люди?
III. Самоопределение к деятельности … А в сурпан нашей сестры, А в масмак нашей сестры Вошло шестьдесят умов, Вошло семьдесят цветов… (Из народной чувашской песни) - Какие слова вам не понятны? (сурпан, масмак); - Наши прабабушки покрывали свою голову сурпаном и масмаком (показ слайдов 2-3); - Чем мы будем заниматься на уроке? Что мы будем украшать? - Сегодня мы с вами познакомимся с чувашкой национальной одеждой- головными уборами чувашских женщин и украсим аппликацией масмак.
IV. Работа по теме урока. 1.Работа по учебнику стр.58-61. - прочитайте текст; - Вспомни, из чего состоит ткань? - Расскажите, какому народу принадлежит каждый национальный костюм? - Из каких материалов изготавливали украшения, обувь, головные уборы? 2. Показ презентации по теме 3.Показ чувашских национальных костюмов, головных уборов, украшений и среди них выделить - «масмак». 4.Работа по словарю и дать определение «масмак». Масмак - это элемент головного убора чувашской национальной одежды. - Почему так называют? В честь девушки Масмак, которая вышила повязку для своей мамы; - Почему женщины носили масмак? (люди думали, что узоры на повязке дают тепло и свет); У чувашских женщин бытовал обычай не показывать свои волосы посторонним взглядам, и поэтому они прятали волосы под головные уборы. Бывают девичьи головные уборы и головные уборы для замужних женщин. В орнаменте масмака отражено древнее мифологическое миропонимание: сотворение Вселенной, отделение неба от поверхности Земли и т. д. (слайд 4) - Какие орнаменты мы рассмотрели на рисунках? (геометрические). В произведениях старинной вышивки хранится история народа, его мысли, миропонимание. Первым вышитым изображением была окружающая человеческая природа: небо, солнце, луна, вода, земля, горы, животные, деревья, птицы, растения.(слайд 5) - Какие цвета преобладают на вышивке? (красный, черный конур и дополнительные цвета - желтый, зеленый, синий).
V. Физкультминутка. Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем все на привале… Вправо, влево повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь, Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку. Молодцы вы, ребятишки!
VI. Продолжение работы по теме: 1.Планирование работы. Изготовление орнамента для головной повязки. а) Организуй свое рабочее место; б) С помощью учителя разбейтесь на группы. Распределите кто какие изделия будет делать. 1 группа - на красной полосе, 2 группа - на желтой полосе украшают масмак орнаментом. - Что такое орнамент? (орнамент- узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения. Орнамент возникает тогда, когда один и тот же мотив повторяется два или несколько раз); в) Рассматривание узора (последовательность выполнения): - Презентация «Узор солнца»; - Из каких фигур состоит этот узор? (треугольники); - На что они похожи? (на солнце); - Да, они похожи на лучи солнца; - А, как можно из квадрата вырезать треугольники? (разрезав квадрат по диагонали). Украшение повязки масмак детьми. (Творческая работа - дети добавляют что-то свое). - Узоры получатся красиво, если вы будете стараться выполнять все аккуратно и ровно. Сегодня, вместо ниток, будем использовать аппликацию. Поэтому, элементы узора вырезаем из цветной бумаги. г) Подбираем цвета. Основными цветами вышивки были красный, символизирует свободу, желтый - цвет Солнца, дарующий жизнь всему на Земле, белый - чистоту помыслов, честь, благородство. Очень редко - синий и зеленый. д) Располагаем элементы узора на материале «масмак-повязке». е) Приклеиваем элементы узора на поле. 2. Практическая работа. - Дети самостоятельно украшают масмак. (Приветствуется творческая работа) 3. Защита работы (Учащиеся отвечают на вопросы и защищают свою работу) - Почему выбрали это изделие для выполнения? - Как оформили изделие? - Из каких элементов она состоит? - Какова последовательность выполнения изделия? - Какие трудности при выполнении работы у вас возникли? - Какие правила работы понадобилось вспомнить? - Как можно использовать изделие?
VII. Рефлексия. Итог урока. Выставка готовых изделий. Оценивание работы. - А теперь попрошу оценить работы друг у друга. - Как бы вы оценили свое настроение после урока? - Что у вас получилось лучше всего? - В чем испытали затруднения. - Когда в жизни вам пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке? - Каким узором мы сегодня познакомились? Что украсили? (В узоре солнца мы видим добрый знак. И если дарили вещь, на которой был узор солнца, значит желали добра и счастья. Давайте и мы сделаем подарок с пожеланиями добра и благополучия. -Сейте разумное, доброе и вечное.
VIII. Домашнее задание: 1.Найти дополнительную информацию о чувашской национальной одежде, головном уборе и украшениях.

Самоанализ урока

Урок технологии в 2 классе. Раздел - Человек и земля, тема урока: Аппликация: Головная повязка «Масмак». Цель урока: Познакомить детей с элементами чувашской вышивки на головной повязке «Масмак». Задачи урока: 1) Обучающая: - ознакомить элементами головного убора масмак и различными видами вышивки; - составлять несложные узоры из геометрических фигур; - закреплять знание цветов и технику наклеивания. 2) Развивающая: - развивать познавательные процессы и речь; - развивать у детей творческих способностей, воображения, художественного вкуса, эстетического чувства и понимания прекрасного. 3) Воспитательная: - воспитывать интерес к прикладному творчеству; - воспитывать эстетический вкус. Для достижения цели урока были использованы оборудования и материалы: образцы и иллюстрации женских головных повязок «Масмак», иллюстрации с изображением женщин и мужчин в национальных одеждах, иллюстрации с изображением женщин в повязке масмак, ножницы, клей, кисть для клея, желтые и красные полоски (размер 6х24см.), клеенка, салфетка, два квадрата зеленого и желтого цветов (для узора «Солнце», размером 3х3см.) Для усвоения учебного материала были применены методика технологии критического мышления, использованы формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Для мотивации на уроке были использованы творческие задания. В течение урока проведена физкультминутка, направленная на корректировку зрения, рук, туловища. Домашнее задание дано в соответствии с изученной на уроке теме. Проведена рефлексия урока: учащимся очень понравился урок. Выставлены всем учащимся оценки за урок, оценки комментировались. Цели урока достигнуты.











Список использованных источников


  1. Иванов В.П. Чуваши - М.: Издательство, 2000

  2. Л.Г. Васильева. Загадочный мир чувашских узоров. - Чебоксары: Новое время, 2006 г.
  3. Жачева Е.И., А.А.Ефимова - Чувашская вышивка в школе: учебно-методическое пособие. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2014. - 351 с.

  4. Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова - учебник 2 класс - Москва «Просвещение», 2012г.




© 2010-2022