Рабочая программа по литературному чтению 3 класс, Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное учреждение

«Атагайская средняя общеобразовательная школа»





Утверждено:

Директор школы

М.В. Григоровская _____________

Приказ № _____ от ________









Рабочая программа

по литературному чтению

3 класс

2014 - 2015 уч. год

































Рассмотрено на МО Составлено:

учителей начальных Учитель начальных классов

классов МКУ «Атагайская СОШ» Протокол № ___ от _________ Чапига О.В. ___________

Яхонтова О.А. ____________







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа для 3 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта и авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской «Литературное чтение». УМК «Школа России». Москва «Просвещение» 2012 год. Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. Предмет литературное чтение направлен на достижение следующих целей: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. В процессе освоения предмета у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения: - развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; - учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно - ассоциативное мышление; - развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; - формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; - обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; - расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; - обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; - работать с различными типами текстов; -создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность



Тематический план № Наименование темы Количество часов 1 Самое великое чудо на свете (4 часа) 4 2 Устное народное творчество (14 часов)
14 3 Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)
11 4 Великие русские писатели (24 часа)
24 5 Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)

6 6 Литературные сказки (8 часов)

8 7 Были -небылицы (10 часов) 10 7 Поэтическая тетрадь 1 ( 6 часов) 6 8 Люби живое (16часов)
16 9 Поэтическая тетрадь 2 (8часов)
8 10 Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (12 часов)
12 11 По страницам детский журналов (8 часов)
8 12 Зарубежная литература (8 часов)
8
Итого: 136 часов

Содержание тем учебного предмета Самое великое чудо на свете (4ч) 1.Знакомство с учебником. Древние рукописные книги 2.Первопечатник Иван Фёдоров.. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания.3.Обобщение по разделу. Оценка достижений. Сообщение об Иване Фёдорове. 4. Урок - путешествие в прошлое. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Устное народное творчество (14 часов) 1. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. 2 .Русские народные песни .Воспроизводить наизусть текст русских народных песен . 3.Докучные сказки. Сравнивать содержание сказок.4.Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.5.Знакомство со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».6.Деление текста сказки на части. Пересказ по плану.7.Знакомство со сказкой «Иван-царевич и Серый Волк» 8. Сравнительная характеристика героев сказки.8.Знакомство со сказкой «Сивка-Бурка». 9. Характеристика главных героев.10 Беседа на тему «Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин». 11.Тест «Устное народное творчество» Проверь себя.12 КВН (обобщающий урок).13-14 Проект «Сочиняем
волшебную сказку»

Поэтическая тетрадь 1 (11ч) 1.Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела 2. Работа с научно-популярным текстом. Проект «Как научиться читать стихи на основе научно - популярной статьи В. Смоленского» 3.Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья» Олицетворение - средство художественной выразительности 4. Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» 5. Развитие поэтического слуха. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; «Зреет рожь над жаркой нивой...» 7. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...» 8. Подвижные картины природы. Олицетворение, как прием создания картины природы. И. С. Никитин «Встреча зимы»; 9. Сочинение «Первый снег» 10. И. З. Суриков. «Детство», «Зима» Приёмы интонационного чтения.11. Путешествие в Литературную страну. Оценка достижений Великие русские писатели (24ч) 1. Детские годы А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. 2. А.С. Пушкин. Лирические стихотворения. Отрывки из романов 3. Настроение стихотворения «Зимнее утро», 4.Приём контраста как средство создания картин. 5 Звукопись, её выразительное значение.«Зимний вечер» 6.Особенности литературной сказки.«Сказка о царе Салтане...»7. «Сказка о царе Салтане...»События сказочного текста. 8. «Сказка о царе Салтане...» Характеристика героев сказки. 9. Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина.10.Иллюстрации И.Билибина к сказке. Соотношение рисунков с художественным текстом, их сравнение. 11 И. А. Крылов. . Подготовка сообщения на основе статьи учебника. Скульптурный портрет И.А.Крылову.12. Мораль басни «Мартышка и очки» 13. Нравственный урок читателю. «Зеркало и Обезьяна» 14.Инсценирование басни «Ворона и Лисица» 15. Работа с научно-популярным текстом.Статья о М. Ю. Лермонтове. 16 Настроение стихотворений «Горные вершины», «На севере диком...»17.Сравнение лирического текста и произведения живописи «Утес» 18. Детство Л. Н. Толстого. (из воспоминаний писателя), подготовка сообщения на основе статьи учебника. 19. Тема и главная мысль рассказа «Акула» 20. «Прыжок»Анализ поступков героев рассказа. 21. Особенности прозаически-лирического текста. «Лев и собачка» 22. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».Сравнительная характеристика рассказов (описания, рассуждения) .23. Текс-описание, рассуждение, повествование.24. Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»)

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) 1. Стихи о природе. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», 2. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы»; 3. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; Средства художественной выразительности 4. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...». Создание словесных картин. 5. Развивающий час (урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь №2»). 6. Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

Литературные сказки (8 ч) 1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки» ».Сравнение литературной и народной сказок. 2. Характеристика героев сказки. «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 3. Сравнение литературной и народной сказок. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»;4. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»;Сравнительная характеристика героев сказки. 5. Народный смысл сказки. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».6. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».Составление плана. Подробный пересказ.7. Урок-КВН. (обобщающий урок по первой части учебника). Проверь себя.8. Проверочная работа по разделу «Литературные сказки».

Были и небылицы (10 ч). ) 1».Приём сравнения-описания подводного царства. М. Горький. «Случай с Евсейкой» 2. М. Горький. «Случай с Евсейкой»Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. 3. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»;Определение жанра произведения. 4. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей» Характеристика героев.; 5. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей» Пересказ по плану. 6.А. И. Куприн. «Слон». Основные события произведения. 7. А. И. Куприн. «Слон». Составление различных вариантов плана. 8. . А. И. Куприн. «Слон». Подробный пересказ по плану. 9. Обобщающий урок-путешествие по теме: «Были-небылицы». Проверь себя. 10. Проверочная работа по разделу «Были-небылицы».

Поэтическая тетрадь № 1(6 ч).1. Авторское отношение к изображаемому. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», 2. Стихи о животных. «Воробей», «Слон»; 3. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».Средства художественной выразительности. Картины зимних забав. 4. С. А. Есенин. «Черемуха». Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. 5. Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1».Проверь себя.6. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1».

Люби живое(16ч).1. М. М. Пришвин.«Моя Родина» Статья из воспоминаний.2.Заголовок «входная дверь» в текст. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек» 3.Листопадничек-главный герой. Определение жанра произведения 4. В.Белов «Малька провинилась»Характеристика героев.5. Составление плана. Пересказ. В.Белов «Еще про Мальку»; 6 . Восприятие на слух звучащей речи. В. В. Бианки. «Мышонок Пик» 7. В. В. Бианки. «Мышонок Пик» Составление плана на основе названия глав. 8. В. В. Бианки. «Мышонок Пик» Выборочный пересказ.9-11. Б. С. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения. Словесные картины. Пересказ. 12 В. П. Астафьев. «Капалуха»; Главная мысль произведения 13 . Работа с дополнительной литературой. Сообщение на тему «Птицы» 14. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».Нравственный смысл рассказа.15. Земля-наш дом родной. Обобщающий урок по теме «Люби живое.Проверь себя 16. Проверочная работа по теме «Люби всё живое» . Проверка техники чтения за 3 четверть

Поэтическая тетрадь № 2 (8ч). 1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной».Развитие поэтического слуха. 2. А. Л. Барто. «Разлука» Выразительное чтение. 3.А.Л Барто Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов «В театре»; 4. С. В. Михалков. «Если...» Настроение стихотворения.5. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».Средства художественной выразительности. 6.Проект «Праздник поэзии».7. Урок «Крестики-нолики».Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2» 8. Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь»
Собирай по ягодке - наберешь кузовок (12 ч). 1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». Соотношение пословицы и содержание произведения 3. А. П. Платонов. «Цветок на земле». Характеристика героя с использованием художественно-выразительных средств 4. Умение работать с учебными заданиями к тексту 5. Прогнозирование содержания произведения. А.Платонов «Еще мама» 6. А. Платонов «Еще мама» Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события 7. М. М. Зощенко. «Золотые слова» Нравственно-эстетическое содержание произведения 8 М. М. Зощенко «Великие путешественники» Анализ поступков героев 9.Н. Н. Носов. «Федина задача»Особенности юмористического произведения 10. Н. Н. Носов «Телефон. Сравнение героев. 11. Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Проверь себя 12. Проверочная работа по разделу. По страницам детских журналов(8ч). 1.Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Главная мысль рассказа. 2. Ю. И. Ермолаев «Проговорился».Чтение по ролям. 3.Ю Ермолаев «Воспитатели».Пересказ по плану. 4.Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды» 5. Создание собственного сборника добрых советов. Легенды своей семьи, дома, города, села. 6. Р. Сеф. «Веселые стихи».Выразительное чтение.7. Читательская конференция «По страницам детских журналов». (обобщающий урок). Проверь себя. 8. Проверочная работа по теме «По страницам детских журналов».

Зарубежная литература (8 ч)1-2 Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.«Персей».Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мире.Работа с дополнительной литературой. 3. Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».Нравственный смысл сказки. 4. Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок»Создание словесных образов героев сказки.5. Развивающий час по теме «Зарубежная литература».6. Проверочная работа за II полугодие.7. Комплексная проверка техники чтения. 8. Советуем прочитать летом. Книжная выставка. Требования к уровню подготовки обучающихся: Личностные Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; Использование знаково-символических средств представления информации о книгах; Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.





Предметные Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Перечень учебно-методического обеспечения: 1.Учебное оборудование: а) технические средства (мультимедийный проектор, компьютер) б) учебные (столы, доска) 2. Собственно учебные средства: а)Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Учебник «Литературное чтение» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2012 год. б) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Учебник «Литературное чтение» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2012 год. 3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение) а) Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2011 год. б) Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. М., «Просвещение», 2011 год. 3. «Школа России»: Программы для начальной школы. - М.: Просвещение, 2011. 4. Дидактические материалы: (литература, развивающая познавательный интерес учащихся) а) Т.Л.Мишакина, Н.В.Бухтеярова. Комплексный тренажер по литературному чтению и русскому языку для 3 класса. М., «Ювента», 2011 год. 5. База данных КИМов и творческих заданий (контрольные, диктанты, тесты)
Список литературы:

  1. Сборник Рабочих программ «Школа России». 1 - 4 классы. М.: Просвещение. 2011
  2. «Литературное чтение. 3 класс» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. М.: Просвещение. 2012
  3. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс Кутявина С.В. - М.: ВАКО, 2013
  4. КИМы. Литературное чтение: 3 класс. Сост. С.В. Кутявина - М.: ВАКО, 2013


© 2010-2022