Урок по окружающему миру Весна - утро года

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру Весна - утро годаУрок по окружающему миру Весна - утро годаУрок по окружающему миру Весна - утро годаУрок по окружающему миру Весна - утро годаУрок по окружающему миру Весна - утро годаУрок по окружающему миру Весна - утро годаУрок по окружающему миру Весна - утро годаУрок по окружающему миру Весна - утро годаУрок по окружающему миру Весна - утро годаУрок по окружающему миру Весна - утро годаУрок по окружающему миру Весна - утро годаУрок по окружающему миру Весна - утро годаУрок по окружающему миру Весна - утро годаПроектная задача


Данная проектная задача рассчитана на учащихся 2 классов и проводится в течение 2-3 часов во IV четверти учебного года после изучения на уроках окружающего мира раздела «В гости к весне» и изучения на уроках литературного чтения раздела «Люблю природу русскую Весна». Название проектной задачи Весна - утро года. Предмет Окружающий мир, литературное чтение Класс 2 Тип задачи Межпредметная проектная одновозрастная Цели и педагогические задачи Цель: Создать условия для осознания, осмысления и применения изученной информации в новой учебной ситуации; проверки уровня применения системы знаний и умений. Задачи урока: Предметные: расширение знаний о характерных признаках весны в неживой и живой природе, углубление знаний о жизни растений, животных, птиц Метапредметные: Личностные: - формирование адекватной позитивной самооценки; -формирование картины мира как порождение трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; - оценка своих поступков в соответствии с нормами нравственности. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи; - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; - оценка правильности выполнения действий. Познавательные: - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; - построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - осуществление смыслового чтения; - анализ объекта с выделением существенных признаков; - осуществление синтеза, как составление целого из частей. Коммуникативные: - умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; - умение задавать вопросы; Контроль действий партнёра; - умение слышать и слушать. Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача Знания о признаках времени года - весна. Умение работать в малой группе, Планируемый педагогический результат Демонстрация учащимися усвоения межпредметного материала, охватывающего курс литературного чтения и окружающего мира 2 класса и возможностей переносить известные способы действий к условиям приближенным к реальным. Способ и формат оценивание результатов работы

  1. Наблюдение за взаимодействием групп непосредственно во время выполнения работы (экспертный лист).
  2. Умение анализировать данные, представленные в разных формах.
  3. Публичная презентация результатов (выступление и оформление стенда).

Основной замысел проектной задачи. Центральным действием при решении проектной задачи «Весна - утро года» является создание макетов из Lego «Март», «Апрель», «Май» и создание комиксов. Для того чтобы прийти к конечному «продукту» учащимся необходимо создать коллаж «Весна - утро года. Март (Апрель, Май)» в соответствии с инструкцией. В каждой работе должно быть представлены признаки неживой и живой природы, стихи, загадки и пословицы о данном месяце весны, картины художников. По завершению работы над коллажем учащимся необходимо представить результат своей деятельности, обосновать выбор признаков весны. Придумать историю о весне, которая найдет свое отражение в комиксе.

Конспект урока.

  1. Организационный момент урока
У: - Доброе утро всем! У меня сегодня хорошее настроение. А какое настроение у вас? Покажите сигналы.
  1. Актуализация знаний учащихся.
Гонимы вешними лучами. С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года…
- Эти строчки из стихотворения А.С. Пушкина. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Д: Весна. У: Мы завершаем работать над разделом: "В гости к весне" и темой сегодняшнего урока будет: "Весна - утро года!" У: Какой вы представляете себе весну? (Высказывания детей) У: Весна - это прекрасное время года, когда вся природа просыпается после зимнего сна. - Ребята, а как можно изобразить красоту весенней природы? Д: Нарисовать картину. Д: Можно написать стихотворение ли рассказ. У: Ребята, а можно ли написать музыку о весне? Д: Ответы детей. У: А как называется человек, который пишет музыку? Д: Композитор. У: Сегодня у нас необычный урок. Сегодня «балом» на уроке будет править музыка. В этом году исполняется 175 лет со дня рождения великого русского композитора П.И.Чайковского. Одно из произведений П.И. Чайковского называется «Времена года». «Времена года» - это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Музыка этого альбома очаровывает нас своей напевностью, красотой и выразительностью. Слушая ее, мы представляем и зимний лес, одетый белым пушистым снегом, и весеннее пробуждение природы с беззаботным пением жаворонка высоко в синем небе, и хмурую унылую осень, и перезвон колокольчика на тройке… Сегодня мы с вами послушаем только некоторые пьесы из этого альбома на тему «Весна», и расскажем о них. Просмотр видеороликов «Март», «Апрель», «Май». music-fantasy.ru/materials/chaykovskiy-vremena-goda-mart-pesnya-zhavoronka-0 music-fantasy.ru/materials/chaykovskiy-vremena-goda-aprel-podsnezhnik music-fantasy.ru/materials/chaykovskiy-vremena-goda-may-belye-nochi-dlya-malyshey

3. Организация практической деятельности. У. - Для выполнения задачи мы будем работать по группам. В каждой группе будет свой руководитель. А я буду вашим научным консультантом. Работать будем по плану. Прежде чем приступить к работе, вспомним правила работы в группе. Д. Вспомним правила работы в группе: 1. Обращайтесь друг к другу только по именам. 2. Своё мнение должен высказать каждый. 3. Умей выслушать товарища. 4. Терпеливо и уважительно относитесь к чужому мнению. 5. Не кричите, старайтесь договариваться по всем спорным вопросам. 6. Работай тихо, чтобы не мешать другим. 7. Рабочее место содержи в порядке. 8. Закончив дело, помоги другу. У. - Руководители, получите план действий и пакет с раздаточными материалами

План

1. Прочитать текст (загадка), отгадать загадку и записать название месяца.

2. Прочитать текст и выделить, что происходит с неживой природой весной. Определить по словарю, что такое проталина, ледоход, половодье.

3. Прочитать текст и выделить, что происходит с растениями весной. Прочитать текст и определить название первоцветов (мать-и-мачеха, подснежник, ландыш)

4. Прочитать текст и выделить, что происходит с птицами весной.

5. Прочитать текст и выделить, что происходит со зверями весной.

6. Выберите загадки, стихи, пословицы об этом дереве, вырежьте их и наклейте.

7. Из набора LEGO сложить макет «Весна в природе».

7.Подготовь рассказ на тему «Весна - утро года». (Комикс)

8. Оцени работу своей группы

- трудно ли было работать (почему?)

- какие источники информации оказались полезными (бесполезными) и в чем.

4. Осуществление практической деятельности. Самостоятельная работа в группах.

5. Публичное представление «продукта»

Каждая группа представляет свой «продукт».

6. Обсуждение результата

Каждая группа задает вопросы другим группам.

7. Рефлексия «Смайлики»

















Приложение 1 Лист умений Отметьте умения, которые были применены на занятии. Умение участвовать в диалоге.
Умение строить речевое высказывание.
Умение договариваться, находить общее решение.
Умение работать в группах.
Умение ориентироваться в дополнительной информации.
Умение радоваться успехам одноклассников.
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Умение слушать и отвечать на заданный вопрос.
Умение работать в соответствии с алгоритмом.

Самооценка группы № Имя ученика Оценка 1

2

3

4

Общая оценка группы



Приложение 2 Группа 1 Задание 1 Загадка Солнышко всё ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц, кто узнает?
Задание 2 В тени ещё зима, а на солнцепеке уже капель завела свою звонкую песню. Снега осели и потемнели, наполнившись талой водой. Морозы ещё заставляют нахохлиться воробьёв. Но Солнце поднимается выше. Дни становятся длиннее. Появляются первые проталины. Как ни грозит зима солнышку сосульками, но уже журчат ручьи - гонцы весны.
Задание 3 РАСТЕНИЯ тоже просыпаются и оживают после глубокого зимнего сна. Первыми начинают оживать травы. Уже на первых проталинках с темной, влажной землей, когда вокруг ещё лежит снег, появляются первые яркие травинки, которые несмотря на холод, на ночные заморозки. Упрямо тянутся к солнышку. Самым храбрым оказался ПОДСНЕЖНИК, потому что он среди снега распускает свои нежные и белоснежные цветы.
Задание 4 Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперёд по пашне вскачь. А зовётся птица ….
Задание 5 В ЛЕС тоже пришла весна. Елочки, сосны отряхнулись от снега и стоят зеленые. БЕЛКИ оживились, забегали, переговариваются, подсвистывают. Под старой елью столько шишек нашелушили. Заворочалась МЕДВЕДИЦА в берлоге, заворчала. Наверное, подмочила капель ей шубу, да и МЕДВЕЖАТАМ сырость не по вкусу. Скоро уже выйдут они из берлоги.
Группа 2
Задание 1 Загадка Яростно река ревёт И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель, Кто же к нам пришёл?
Задание 2
ЛЁД на реках трескается, крошится и начинаетсяЛЕДОХОД. Снег тает так быстро, что реки не успевают унести воду дальше, к морю и вода заливает всё вокруг - начинается НАВОДНЕНИЕ. Вспомните сказку Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Народное название апреля - СНЕГОГОН, ВОДОЛЕЙ, месяц говорливой воды. «НЕ БУДЕТ ВОДЫ, НЕ БУДЕТ И ТРАВЫ»
Задание 3 Ранней весной, когда ещё веет зимним холодом, прямо посреди прошлогодней травы можно увидеть жёлтые цветки на мохнатых стебельках. Они, как сигнальные лампочки, подают знак: весна пришла. ДЕРЕВЬЯ и КУСТАРНИКИ тоже проснулись. Почки стали большими, набухли. В них идёт невидимый нашему глазу рост ЛИСТОЧКА. Зацвели барашками - пуховками ИВА, ВЕРБА. Распустились серёжки на БЕРЕЗЕ. Ветер качает сережки, вокруг них появляется желтые облачка пыльцы.

Задание 4 Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни.
Задание 5 Земля прогревается, и просыпаются все те, кто крепко спал под землей в своих норках: ЕЖИ, ШМЕЛИ, ЗМЕИ. Зазвенели первые КОМАРЫ, порхают бабочки КАПУСТНИЦЫ.
Группа 3
Загадка Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчёлы первые летят Гром грохочет.

Задание 2 Федор Тютчев «Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,








Задание 3 И. Соколов-Микитов Май Не успеешь оглянуться - распустился, зелёною нежною дымкой накрылся лес. Душистыми белыми гроздьями зацвела на опушках черёмуха. Закуковали в зелёных рощах кукушки, а над рекою в росистых цветущих кустарниках громко защёлкал, запел соловей. Хорошо зверям и птицам в лесу! На зелёной полянке собрались ранним утром зайчишки. Радуются тёплому солнышку, прыгают, играют, лакомятся молодой сочной травою. Зверям и птицам весной в лесу хорошо.
Задание 4 Он прилетает каждый год Туда, где домик ждёт. Чужие песни петь умеет, А всё же голос свой имеет. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный, Лепит домик под окном Из травы и глины.
Задание 5 Звери начинают выбираться из своих нор (просыпаются). Весной у многих зверей начинается линька - зимняя густая шерсть меняется на более лёгкую. Ранней весной рождаются зайчата, бельчата, лисята и другие зверята.













Приложение 3

"Песня жаворонка". Март:
"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"
А.Н.Майков

"Подснежник". Апрель:
"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
А.Н.Майков

"Белые ночи". Май:
"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"
А.А.Фет Март - не весна, а предвесенье. В марте мороз скрипуч, да не жгуч. Пришел марток - надевай семеро порток. В марте облака плывут быстро и высоко - к хорошей погоде. Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет. Частые туманы в марте предвещают дождливое лето. Апрельские ручьи землю будят. Апрель с водою - май с травою.

Когда цветет черемуха - всегда живет холод.

Особенно бывает холодно, когда дуб развернется.

Где в апреле река, там в июле лужица.

Играй пока, матушка Ока, - апрель на дворе. Мокрый апрель - хорошая пашня. Первый апрельский дождь воза золота стоит. Ай да месяц май: и тепел, и холоден. Месяц май - коню сена дай, а сам на печь полезай. Май - доху надевай и на печь полезай.

«Март»
Автор: С.Маршак

Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.

«Март»
Автор: В.Алфёров

Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят,
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!

«Апрель»
Автор стихов: Ирис Ревю

Небо ясное, нет стужи,
Комья снежные - долой!
Под ногами - просто лужи,
И совсем тепло порой.

Ветер что-то заигрался
С нежным солнечным лучом,
А берёзки отряхнулись,
Шепчутся они о чём?

Горихвостка прилетела,
И с утра звенит капель,
И малиновка запела,
Здравствуй, звонкий друг, Апрель!

«Апрель! Апрель!»
Автор стихов: Самуил Маршак

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

«Май»
Автор: С.Маршак

Распустился ландыш в мае
В самый праздник - в первый день.
Май цветами провожая
Распускается сирень.

«Месяц май»
Автор: А.К.Толстой

Теперь в ветвях берёзы
Поют и соловьи,
В лугах поют стрекозы,
В полях поют ручьи.
И много, в небе рея,
Поёт пернатых стай -
Всех месяцев звончее
Весёлый месяц май!


















Приложение 4

Урок по окружающему миру Весна - утро года

«Сирень и незабудки» Художник И.Грабарь

Урок по окружающему миру Весна - утро года

«Весна» Художник А.Саврасов

Урок по окружающему миру Весна - утро года

«Грачи прилетели» Художник А.Саврасов

Приложение 5

© 2010-2022