Урок-исследование по теме Полезные ископаемые. Каменный уголь 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-исследование "Полезные ископаемые. Каменный уголь."

3 класс


Урок-исследование "Полезные ископаемые. Каменный уголь" в системно-деятельностном подходе. 3 класс

Цели:

Дидактические: познакомить детей с полезным ископаемым - каменным углём, определить его свойства, узнать о способах добычи и его использовании в хозяйственных целях.

влиянием деятельности человека на состояние природных богатств

• приобретение учащимися общеучебных умений (работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.);

• приобретение учащимися интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.).

Педагогические:

приобретение учащимися исследовательских знаний и умений:

• знание ступеней исследовательской деятельности;

• умение выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод.

- развивать наблюдательность, внимание;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитывать культуру поведения во время работы.

Формировать УУД:

Личностные УУД

- Развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

- Способствовать развитию умения работать в группе;

- Способствовать расширению словарного запаса детей;

- умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД

- умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения ; работать по предложенному учителем плану

- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт .

Познавательные УУД

- делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Задачи урока:

Образовательные:

Повторить о разнообразии полезных ископаемых и некоторых их свойствами, способами их добычи;

Организовать исследование школьниками основных свойств каменного угля;

Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающие:

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательные:

Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результате совместной учебной деятельности.

Воспитывать толерантность.

Метапредметные:

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

учить детей использованию исследовательского метода для поиска информации.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

Для учителя:

презентация; компьютер, мультимедийный проектор, экран; набор букв;

Для детей: учебник "Окружающий мир" 3 класс.

раздаточный материал для выполнения заданий каждой группы; альбомные листы для оформления разделов исследовательской работы; справочная литература; наборы предметных картинок: «Добыча каменного угля», фломастеры.

исследовательская карта «Лист юных исследователей», сигнальные карточки

Планируемый результат:

Выполнять частично поисковую деятельность. Анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах, пользоваться продуктами совместной исследовательской деятельности.

Быть внимательным и наблюдательным.



ХОД УРОКА

1. Эмоциональный настрой

- Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости, вас приветствует "Научный центр 3-В класса". Слайд №1 (Дети садятся)

Слайд №2

1группа - экспериментаторы

2 группа - исследователи

3 группа - иллюстраторы

- Ребята, я желаю вам узнать на уроке что-то новое , увидеть удивительное в природе.

Ведь природа - интересное слово.

Это познание снова и снова!

2. Обязанности в группах

- Ребята, давайте распределим обязанности в группе:

Дети с бейджиками отвечают.

  • Капитан отвечает за работу группы в целом.

  • Докладчик выступает перед классом об итогах исследования.

  • Секретарь ведет маршрутный лист самооценки группы.

  • Эксперт оценивает работу других групп.

- И мой помощник Юрий работает вместе с нами.

3. Правила работы в группе Слайд №3

- Ребята, давайте вспомним правила по которым, работают в группе (Дети отвечают)

1) работать дружно

2) быть внимательными друг к другу

3) работать по плану

4) доводить начатое дело до конца

5) слушать всех

6) прийти к единому решению

7) все члены группы отвечают за результат

Учитель:

- Итак, приступаем к работе.

- Не забываем сразу же работать с маршрутными листами самооценки!

4. Актуализация знаний учащихся (учитель с помощником)

а) работа по картине , Слайд №4

Урок-исследование по теме Полезные ископаемые. Каменный уголь 3 класс

-Ребята, рассмотрите картину, она называется

"Три царевны подземного царства», 1884 год

Написал эту картину замечательный художник Виктор Михайлович Васнецов...(Далее Юра рассказывает) - На картине изображены три загадочные царевны. Перед нами похищенные царевны подземных Царств. Разные характеры, разные темпераменты. Каждая из них грустит о потерянном доме. "Золотая" царевна холодна и горда. Её эмоции скрыты под равнодушной и презрительной маской. Другая реакция у "Медной" царевны. Она с любопытством изучает всё, что вокруг.
"Угольная" царевна не просто грустит, она скорбит по утраченному дому. Растерянная и напуганная, на новый мир не хочет даже смотреть. У неё единственной взгляд обращён в сторону своего потерянного навсегда подземного царства.

Учитель:
-А какие же тайны хранят эти загадочные подземные царства?

- Что находится в недрах земли?

(полезные ископаемые)

Значит тема нашего урока-исследования (полезные ископаемые)

Слайд №5

- А какие полезные ископаемые вы знаете?(нефть, каменный уголь, золото...)

- А почему их так называют "полезные ископаемые"?

(Полезные - потому, что служат человеку, приносят пользу)

(Ископаемые - потому, что их извлекают из недр земли)
Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки. Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи.

5. Формулировка темы и целей урока

- Сегодня мы с вами продолжаем исследовать : «Тайны недр земли».

Наша планета Земля имеет шарообразную форму, (Юрий держит глобус ) окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее - горы, равнины, овраги. На поверхности - вода, почва, растительность, животные, люди. А внутри (в недрах) - ? (полезные ископаемые)

- А чтобы узнать какое полезное ископаемое будем сегодня исследовать на уроке, давайте соберем его название из букв.

Игра с буквами. (на доске)

( На магнитной доске буквы в свободном порядке. Дети собирают из букв слова.) Ответ: каменный уголь

Слайд №6

- Теперь более конкретно сформулируйте тему исследования. (Каменный уголь)

Читает Юрий стих

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло.

От него кругом светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали (Каменный уголь)

Учитель: слайд №7

А сейчас сформулируем цели исследования -

- Чтобы вы хотели узнать о каменном угле? (Где применяется, для чего необходим, какие у него свойства)

Создание проблемной ситуации

Учитель:

- С каждым годом растёт потребность людей в полезных ископаемых.

Каменный уголь называют «черным алмазом". Хотя если сравнивать уголь и алмазы, то, несмотря на то, что стоимость алмазов, по сравнению с углем очень высока, но все же пользы больше от каменного угля.

Если закончатся запасы алмазов, человечество сможет пережить данный кризис, поскольку есть много других драгоценных металлов и камней, которые смогут заменить алмазы. А альтернативы (замены) каменному углю на данный момент еще не найдено.

Какой проблемный вопрос встает перед нами? Необходим ли каменный уголь человеку?

(Почему каменный уголь играет большую роль в жизни человека?)

(Юрию задание на компьютере дать заранее)

Поэтому необходимо вести разведку месторождений полезных ископаемых.

- Что означает слово «месторождение», поможет нам ответить на этот вопрос Юрий (Поиск на компьютере). Зачитывает нам:

- Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.

6. Игра "Найди лишнее"Слайд, №8

ПЕСОК ГЕОЛОГ ПОЧВА

ГРАНИТ ВОДА УГОЛЬ

- Все ли слова вам знакомы? Что в них общего? (песок, гранит, вода, почва, уголь - это полезные ископаемые) Какое слово лишнее? (геолог)

Докажите почему?( Юрий снова находит информацию на компьютере)

Геологи - это люди, которые ищут природные богатства и изучают их.

Геологи занимаются разведкой месторождений

Слайд №9

7. Физминутка (Проводит Юрий)

Мы геологами станем ?

Да? - да! ( хлопок над головой)

Будут все гордится нами.

Да? - да! ( хлопок над головой)

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками)

Бурная река (показывают руками)

Ее не обойдешь (топают ногами)

Ее не проплывешь («плывут»)

Ее не пролетишь («крылья»)

Надо напрямик.

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? - да! (хлопок над головой)

8. Выдвижение гипотез

Итак, какое полезное ископаемое мы будем исследовать на уроке? (каменный уголь)

-Я предлагаю вам выдвинуть гипотезы исследования (гипотеза- это предположение или догадка; утверждение). Для начала, начните со слов «Мы предполагаем, что каменный уголь обладает свойством .

Какие слова еще можно использовать как гипотезу:( ДОПУСТИМ, ПРЕДПОЛОЖИМ, ВОЗМОЖНО, ЧТО, ЕСЛИ, Я ДУМАЮ)

9. Исследование

1 этап

-Итак, мы начинаем работу нашего научного центра по исследованию каменного угля.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ (дети проговаривают)

  1. Во время работы необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок на рабочем месте.

  2. Исследуемые предметы нельзя пробовать на язык, брать в рот.

  3. Опыты нужно проводить только в чистой посуде

  4. Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

  5. В процессе работы со ступкой необходимо следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, в глаза, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.

Распечатать на А-4 (на столах)

1 группа - свойства каменного угля (экспериментаторы).

2 группа - где используют каменный уголь (исследователи)

3 группа - как добывают каменный уголь (иллюстраторы)

Юрий тоже рассматривает через лупу уголь, читает текст на компьютере.




Задание для 1 группы - (экспериментаторы).

Свойства каменного угля

На столе каменный уголь на тарелке, ступка, вода в колбе, стакан, лупа, сухие салфетки, а после работы вытереть руки влажными салфетками)

- У вас на столах материал для исследования. Это - каменный уголь.

1. Проведение опытов

опыт №1

Налить воду из колбы в стакан, поместить туда уголь, размешать палочкой (записать результат в таблицу)

опыт №2

Посмотреть через лупу на уголь (записать результат)

опыт №3

Маленький кусочек угля попытаться расколоть в ступке (записать результат)

2.Зафиксировать результат наблюдения

3.Сформулировать вывод.

План исследования свойств полезного ископаемого.

1. Цвет

чёрный, блестит, неровный

2. Твердость, мягкость

твёрдый

3. Прочность, хрупкость

хрупкий

4. Растворимость

не растворяется

5. Тяжелее или легче воды

тяжелее воды

6. Горючесть

горюч (из текста), хорошо горит











Задание для 1 группы - (экспериментаторы).


Текст для исследования

Задание:

1. Прочитать текст

2. Ответить на вопросы

- Для самых разных нужд человека необходимо топливо.

- Какие виды топлива вы знаете?

- Как вы думаете, чем раньше отапливались дома?

- Почему сейчас не отапливают древесиной?

- Что заменило дрова?

Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

Люди, раскалывая куски угля, часто натыкались на отпечатки листьев растений, коры деревьев. Это доказывает, что уголь образовался из остатков растений давно-давно.

-Да, они образовались из остатков растений, которые образовали слои, спрессовались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали. Но главное чудо в другом, ведь эти растения законсервировали в себе свет и тепло Солнца, которые пришли на Землю миллионы лет тому назад. Когда мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и чувствуем его тепло, спрятанное в угле миллионы лет тому назад. И неважно, где мы греемся, у печки или батареи отопления. Вот так и получается, что « уголь - солнечные консервы, чудо - консервы».

Задание для 2 группы - (исследователи )

Где используют каменный уголь

Рассматривают коллекцию ( 2человека)

1.Прочитайте текст № 1, кратко перескажи

2.Найдите и подчеркните в тексте продукты, которые получают из угля.

- Что дал человеку уголь?

СКАЗКА О КАМЕННОМ УГЛЕ

В волшебном царстве, в сказочном государстве жил-был Ванюшка-царевич. Разослал однажды Ванюшка-царевич во все концы своего государства гонцов-скороходов объявить всем, чтобы принесли во дворец все самое чудесное, что только есть в его царстве.

Чего только не принесли люди: и чудо-птицу павлина, и камни самоцветные, и самородки золотые. Последним появился неказистый мужичок, лыком подпоясанный, в лапти обутый, и подал царевичу простой чёрный уголек-замарашку. Рассердился Ванюша.

- Мне, - говорит, - добрые люди самоцветов, драгоценных камней полный сундук по натащили, а ты что принес? Теперь снова руки мыть придется. Забирай, и прочь отсюда!

Обиделся мужичок, а черный уголёк и того пуще. Покатился уголёк за порог, и след его простыл. И в тот же миг стало во дворце темным-темно.

- Это почему? - рассердился Ванюшка-царевич. - Подать сюда самого главного мудреца, пусть объяснит мне, по какому такому случаю в государстве темень кромешная наступила?

- Все потому, - сказал главный придворный мудрец, - что электричество иссякло.

- Почему?!

- А потому что топки погасли.

- Почему?

- Потому что по Вашей премудрой милости уголек в стране пропал.

- Пропал и ладно, пускай свечи зажгyт.

Свечи зажгли, посветлело. Да вот беда - холодно во дворце. у придворных зуб на зуб не попадает. Опять зовет Ванюшка царевич главного мудреца.

- Это на каком таком основании мы все тут обчихались, и лично у моего высочества пар изо рта валит?

- Так ведь отопление, ваше высочество, не действует.

- Почему?

- Да потому что в котельных огня нет.

- Почему?

- Опять потому, что уголек по вашей милости пропал.

- Ладно, - сказал Ванюшка-царевич. - Дровами натопим. А пока шубы наденем и пойдем наш новый портрет смотреть. Приходят к придворному художнику, а у того на холсте одним карандашом черточки нарисованы и больше ничего.

- Это что за безобразие! - рассердился царевич, - почему я у тебя получился такой бледный? Я заказывал картину, чтобы всеми красками сверкала.

- Так ведь многоцветных красок нет, ваше высочество, их же из чёрного каменного угля добывают, а уголек по вашей милости, сами знаете...

От всех этих проблем разболелась голова у Ванюши. Послал за дворцовым лекарем. Он пришел, а чемоданчик пуст.
- Как ты смел прийти ко мне без лекарств?
- Простите, ваше величество, но белый порошок аспирин из чёрного угля делают, и все исчезло, словно никогда и не было.

Тут с криком воевода вбегает: «Беда! Напало на нас войско царевны Аленки из соседней сторонки».

- А где мои верные солдаты - бравые ребята?

- Солдатам-ребятам сражаться нечем: нет булатных мечей, нет железных щитов, хоть картошкой кидайся, блинами защищайся.

- Что ж кузнецы-молодцы мечи не сковали?

- Кузнецы говорят: «Не можем ковать - огонь в кузницах погас, угля нет». И железа нет, как его без каменного угля из руды возьмешь?

И решил Ванюшка-царевич бежать без оглядки из своего царства-государства, пока цел. Слез с пуховой перины, хвать кафтан, а на нем ни одной пуговицы. И новых не пришьешь - пластмассовые пуговицы тоже из угля делают.

- Подать шубу мою меховую! - повелел Царевич.
- Нет шубы, она тоже была сделана из угля и она исчезла, - отвечает Тут царевич взмолился: «Уголек! Родимый, прости. Воротись, не помни зла! Говорят, простил его уголек - вернулся...



Задание для 3 группы -(иллюстраторы)

Как добывают каменный уголь

1. Прочитать текст № 1, рассмотреть картинки и составить рассказ на тему «Как добывают каменный уголь».

2. Рассмотреть через лупу каменный уголь. Что смогли увидеть?

Текст для чтения № 1

Добывать уголь можно несколькими способами. На выбор способа добычи каменного угля влияет глубина залегания залежей. В том случае, когда залежи угля залегают на глубине, не превышающей более 100 метров, тогда его добывают открытым способом. Если после добычи угля на глубине 100 метров еще остались его залежи, то добычу открытым способом продолжают и дальше. Если заведомо известно, что глубина залегания залежей каменного угля превышает 100 метров, его добычи ведут шахтным способом. Глубина самой большой шахты, которая находится на территории РФ, составляет 1200 метров.

3. Работа с картинками

1. Способы добычи каменного угля (открытый, закрытый)

2. Устройство шахты ( ствол шахты, подъёмные машины, подземные коридоры, рельсы, вагонетки, подъёмные машины, вагоны)

3. Комбинат шахты. Здесь шахтёры одеваются в рабочую одежду и берут каски.

4. В комбинате есть ламповая, где шахтёры берут проводки с лампочкой, потому что под землёй темно.

Здесь находится дежурный. Он следит, чтобы в шахте работало оборудование. Если насос или вентилятор сломается, он посылает людей, которые ремонтируют.

5. Уголь загружают в вагоны и везут в другие города, где его нет.

Слова для справок: карьер - открытый котлован

Шахта - глубокий колодец

2 -ой этап - Подведение итогов

Учитель: Отгадайте загадку

Горит, да не солнце.

Чёрен, да не ночь,

Твёрдый, да не камень.

На весь мир славен! (Каменный уголь)

-А теперь давайте вспомним все, о чем узнали сегодня на уроке и весь материал мы поместим в "Папку исследователя"

1группа - экспериментаторы


Экспериментаторы:

Дети рассказывают о том, какие свойства ими были определены в ходе исследования.

(На доске появляется таблица "Свойства") Вместе с учителем ещё раз проговариваются эти свойства.

Каменный уголь чёрного цвета, блестит, твёрдый, но хрупкий, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит. А раз он горит, то выделяет тепло. Значит, можно использовать как топливо. Образовался из отмерших древних растений. Вывод: Каменный уголь - источник тепла и энергии, важное химическое сырьё. Слайд №10 показать горение каменного угля, т.к. этот опыт проводить опасно

2 группа - исследователи

Исследователи:

Продукты, которые получают из угля: пластмассы, краски, лекарство, пуговицы, мех, резина, лекарства …

Рассказывают на основании текста, коллекции.

Нагревают воду , пар вращает турбины и вырабатывается электроэнергия.

Вывод: Мы прочитали сказку и решили , что надо бережно относиться к этому бесценному полезному ископаемому, без него человеку невозможно прожить, а то Уголёк обидится и снова убежит.








3 группа - иллюстраторы

Иллюстраторы:

На доске появляется картинки «Этапы добычи угля», рассказывают о том, как добывают каменный уголь.

Вывод: профессия шахтер - одна из самых опасных, шахтер - человек героической профессии.

(Юрий читает стих) - резерв

Блестит как смоль
В изломах как стекло
Тяжелый, чёрный.

Он мёртвым камнем
Под землей лежал века,
Но извлечён руками горняка.

Он запылал огнем в кузнецких домнах,
Он освещает села, города,
Даёт тепло и движет пароходы.

И это ты, шахтёр,
Вдохнул в него
Огонь неугасимой жизни!

Коротко эксперты выступают

10. Итог

- Какая у нас была цель исследования?

  • Изучить свойства каменного угля -1г.

  • Где используют каменный уголь -2г.

  • Как добывают каменный уголь -3г.

- Достигли мы её? Конечно же справились !

11. Рефлексия. Самооценка

- Сейчас секретари объявят о результатах работы в группах

(Листы самооценки в группах, результат работы в группе - 11 баллов -все работали дружно, слушали друг друга, не сссорились...)

Слайд№11

Карта на доску (резерв) с обозначением полезных ископаемых (можно за доску) или Слайд № 12.

-Возьмите каждый каменный уголёк из бумаги. (Таким квадратиком обозначают каменный уголь на физической карте)

Уголек- книжечка

На обратной его стороне сигнальные карточки.

Кто считает, что он достиг этой цели, покажите зелёные сигнальные карточки.

Кто считает, что еще надо поработать, покажите красные сигнальные карточки.

12. Творческое домашнее задание.

Учитель:

- Уважаемые ребята! Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположения.

Ой, я забыла вам сказать. Из угля приготавливают пахучие сиропы для конфет. А чтобы подробнее об этом узнать, для вас творческое домашнее задание :

Приготовить сообщение на тему: «Как из угля приготавливают пахучие сиропы для конфет», чтобы еще раз убедились, что каменный уголь очень нужен каждому из нас. Слайд № 12

А весь ваш дружный коллектив научного центра я угощаю обыкновенными конфетами. (Ставлю тарелочки возле детей)

Слайд №13

Слайды №14, №15 - резерв



© 2010-2022