- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по технологии УМК Школа 2100
Рабочая программа по технологии УМК Школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Коморина О.В. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
гимназия г. Переславля-Залесского
Рассмотрена Утверждена на заседании МО Приказ по гимназии протокол № от«___»__________2013г. от «___» ___________ 2013 г. Директор гимназии Корунова И.В. _______________________
Рассмотрена
на заседании методического совета
протокол №
от «___» ____________ 2013 г.
Рабочая программа
по технологии 2 класса
Составила: Федотова Л.Н.,
учитель начальных классов
г. Переславль-Залесский, 2013-2014 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по технологии разработана на основе авторской программы О.А.Куревиной, Е.А.Лутцевой. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, методического письма 2013-2014 учебного года, требованиями «Примерной основной образовательной программы» ОУ. Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: Куревина О.А., .Лутцева Е.А. Технология («Прекрасное рядом с тобой»). 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., перераб. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Технология» («Прекрасное рядом с тобой»). 2 класс. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. .Лутцева Е.А. Технология. 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя / Е.А.Лутцева. - М.: Баласс,2012.
Место учебного предмета «Технология » в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Технология» изучается по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Технология» является составной частью образовательной модели «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Задачи курса:
-
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
-
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
-
общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
-
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
-
основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
-
ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
Методическая основа курса - деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.
Проектная деятельность в курсе «Технология»
Проектная деятельность в курсе технологии рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации.
Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.
Результат проектной деятельности - личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
В курсе технологии проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные.
Главная цель защиты проектной работы - аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений:
-
объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
-
объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
-
самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
-
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
-
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
-
учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
-
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
-
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
-
учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
-
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
-
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
-
ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
-
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
-
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
-
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-
слушать и понимать речь других;
-
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
-
договариваться сообща;
-
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Контроль образовательных результатов. Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
Результаты обучения и развития учащихся
К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.
По трудовой деятельности должны знать:
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
- конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления - шаблон, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединение с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и ее вариантами.
Должны уметь:
- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.
По художественно-творческой изобразительной деятельности должны знать:
- особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; компоненты изобразительной деятельности: линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент; плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.
Должны уметь:
- реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Содержание программы
Эстетические понятия
I. Эстетическое в жизни и в искусстве.
Категории прекрасного, трагического, комического, возвышенного.
II. Основы композиции
Соотношение всех компонентов в произведении искусства.
1. Движение - основа материи и форма ее существования.
2. Жанры: натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет.
3. Правда и правдоподобие.
III. Из истории развития искусства.
Искусство Египта и Античности - утилитарное и эстетическое его назначение.
Эстетический контекст
Эстетические категории как выражение целесообразности в жизни и искусстве.
Прекрасное в природе, человеке, труде. Проявление эстетических категорий в различных видах искусства (в изо, театре, литературе, музыке).
Композиция в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, театре, литературе, музыке. Композиция как часть и целое.
Настроение в искусстве.
Колорит.
Движение как форма существования природы. Подражание. Статика. Изображение движения через композицию. Движение животных и его изображение в искусстве.
Отражение чувств и мыслей человека в различных жанрах. Жанры в литературе: лирика, проза, драматургия. Жанры в театре: комедия, трагедия, драма. Жанры в музыке: песня, танец, марш.
Мир природы и природный материал. Соотношение материального и идеального. Основа художественного образа.
Синкретичность (неразрывность) в развитии искусства. Театр - синтетический вид искусства.
2-й класс
Раздел
Темы
Основные виды учебной деятельности учащихся
Кол-во часов
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края; выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особен- ности используемых инструментов;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы; С помощью учителя - исследовать конструкторско-технологические и декоративно- художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; - искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов), материалы, инструменты;
Вспомни, подумай, обсуди. Украшение для карандаша (разметка по шаблону, конструирование из модулей).
1
1
Древний Египет. Макет пирамиды (разметка по шаблону, конструирование из модулей).
1
Сооружение Древнего Египта (конструирование из модулей).
1
Мастера Египта. Барельеф. Сфинкс (конструирование).
1
Мастера Египта Барельеф. Сфинкс (лепка).
1
Одежда древних египтян. Долина пирамид (разметка по шаблону).
1
Одежда древних египтян. Долина пирамид (конструирование).
1
2
Новогодний проект. «В гостях у Деда Мороза». Терем Деда Мороза (моделирование).
1
23,10
Терем Деда Мороза(конструирование).
1
30,10
Игрушки пирамидки. Дед Мороз (разметка по шаблону).
1
13,11
Игрушки пирамидки. Снегурочка (разметка по шаблону).
1
20,11
Ёлочные игрушки из пирамидок (шаблон, конструирование из модулей).
1
27,11
3
Ёлочная гирлянда "флажки" (разметка по линейке).
1 04,12 - осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); - воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; - планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; - с помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; - осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или задания), и корректировку хода работы и конечного результата; - оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнен- ной работы; - обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. С помощью учителя - сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; - моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного); - конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции; - участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов; - осуществлять самоконтроль; - обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. С помощью учителя - наблюдать мир образов на экране компьютера (графика, тексты, видео, интерактивное видео); - наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты; - выполнять предложенные на цифровых носителях задания.
Ёлочный фонарик (разметка по линейке).
1
11,12
Снежинки из бумажных полосок (разметка по линейке, конструирование из модулей)
1
18,12
Что узнали, чему научились.
1
25,12
4
Работа на компьютере. Программа TuxPaint (Такс Пэйнт).
1
15,01
Работа на компьютере. Инструменты Краска, Линии, Формы в программе TuxPaint.
1
22,01
Работа на компьютере. Инструменты Штамп, Заливка, Искры и Радуга, Ластик.
1
29,01
Работа на компьютере. Создание открытки с помощью программы.
1
05,02
5
Сооружения Древней Греции и Рима. Макет храма (разметка по угольнику, макетирование).
1
12,02
Скульптуры и скульпторы. Фигура человека (конструирование, лепка).
1
19,02
Посуда древней Греции (конструирование).
1
26,02
Римские и Греческие воины. (конструирование лепка).
1
05,03
Одежда древних римлян и греков (обработка ткани).
1
12,03
Макет Акрополя (конструирование, проектирование).
1
19,03
6
Изготавливаем книжку (комплексная технология)
1
02,04
Жилища наших предков (конструирование).
1
09,04
История пуговицы. Пришивание пуговицы на ножке и с дырочками (соединение деталей).
1
16,04
История пуговицы. Пришивание пуговицы на ножке и с дырочками (отделка).
1
23,04
Украшение одежды. Вышивки (отделка).
1
30,04
Игрушка из пуговицы (конструирование).
1
07,05
Игрушка из носка (конструирование).
1
14,05
Проверь себя. Что узнали и чему научились во 2-м классе
1
21,05
Итого
34
Материально-техническое обеспечение программы
- видеомагнитофон, телевизор;
- компьютер, мультимедийный проектор
- интерактивная доска;
- документ-камера;
- наглядные пособия. Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.
Для работы учащимся необходимы: - индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться - трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы); - простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль,