- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шилина Т.В. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет: «Юный натуралист»
Класс 3
Екатеринбург 2013г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсу по внеурочной деятельности «Юный натуралист»
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
- Цель и задачи курса «Юный натуралист»
- Особенности программы.
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
- Земля - единая экосистема.
- Человек - существо, биосоциальное часть экологической системы.
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
- Место факультативного курса в учебном плане
- Ожидаемый результат.
- наиболее типичных представителей животного мира России, Урала;
- какую пользу приносят представители животного мира;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных; - планета Земля - наш большой дом; - Солнце - источник жизни на Земле; - неживое и живое в природе; - основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); - влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); - самоценность любого организма; - значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); - значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; - многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; - основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); -организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; - человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой; - условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; - различия съедобных и несъедобных грибов; - позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; - способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Результаты изучения курса
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Содержание программы.
- Водная часть. Ознакомление с декоративными деревьями и кустарниками, используемыми в озеленении. Значение зеленых насаждений в жизни человека.
- Жизнь растений открытого грунта осенью. Вегетативные органы растений: корень, стебель, лист. Строение листа: части, форма и край листовой пластинки, жилкование, листорасположение. Простые и сложные листья. Изменение окраски листьев, листопад его значение в жизни растений. Причины опадания листьев. Листопадные и вечнозеленые растения. Подготовка декоративных растений к зиме.
- Комнатные растения осенью. Их питание. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка как добавочное питание. Правила проведения подкормок. Размножение листовыми черенками. Уход за растениями.
- Природа зимой. Декоративные деревья в безлистном состоянии. Особенности внешнего строения дерева. Высота. Характер ствола и кроны. Расположение веток. Почки деревьев, их расположение, величина, форма, особенности строения. Вегетативные и репродуктивные почки. Долговечность деревьев в природе и в условиях города. Влияние человека на жизнь деревьев. Охрана декоративных древесных растений.
- Комнатные растения зимой. Особенности содержания комнатных субтропических растений в связи с недостатком тепла и света: размножение растений, предохранение корней от действия холода при содержании растений на окне, дополнительное освещение. Температура воды полива, ее зависимость от температуры и влажности воздуха в помещении. Паспортизация растений. Влияние внешних условий на рост и развитие субтропических комнатных растений, их размножение.
- Весна. Увеличение продолжительности дня, влияние температуры воздуха на жизнь декоративных растений. Цветение растений. Цветок, его части: околоцветник, тычинки, пестик. Насекомые - опылители цветков большинства растений.
- Комнатные растения весной. Биологические основы вегетативного размножения, его техника. Условия, необходимые для укоренения листовых и стеблевых черенков. Прививка. Растения, размножаемые прививкой.
- Заключение. Комнатные растения и растения открытого грунта ( однолетние, деревья, травы, кустарники).
Тематическое планирование.
3 год обучения
№ занятия
тема занятия
Количество часов
всего
теория
практика
1
Модуль 1.« Цветоводство»
Цветоводство в начальной школе.
1
2
Жизнь растений осенью . Вегетативные органы растений.
1
0.5
0.5
3
Строение листа. Листопад.
1
0.5
0.5
4
Листопадные и вечнозеленые декоративные растения.
1
0.5
0.5
5
Охрана растений. Проект.
1
1
6
Комнатные растения осенью. Питание..
1
0.5
0.5
7
Виды удобрений. Календарь подкормок.
1
0.5
0.5
8
Размножение листовыми черенками.
1
0.5
0.5
9
Природа зимой. Декоративные деревья.
1
0.5
0.5
10
Комнатные растения зимой.
1
1
11
Субтропические растения и растения влажных тропических лесов. Экскурсия.
1
1
12
Субтропические растения и растения влажных тропических лесов
1
1
13
Особенности содержания растений в зимний период.
1
0.5
0.5
14
Паспортизация комнатных растений.
1
1
15
Виды вегетативного размножения.
1
1
16
Виды вегетативного размножения.
1
1
17
Весна. Изменения в неживой природе.
1
1
18
Влияние факторов среды на жизнь декоративных древесных растений, их цветение.
1
0.5
0.5
19
Влияние факторов среды на жизнь декоративных древесных растений, их цветение. Работа в цветнике.
1
1
20
Строение цветка.
1
0.5
0.5
21
Строение цветка. Экскурсия в цветник.
1
1
22
Опылители растений, их охрана.
1
0.5
0.5
23
Комнатные растения весной.
1
1
24
Вегетативное размножение.
1
0.5
0.5
25
Вегетативное размножение. Работа в цветнике.
1
1
26
Условия для укоренения листовых и стеблевых черенков.
1
0.5
0.5
27
Условия для укоренения листовых и стеблевых черенков.
1
0.5
0.5
28
Прививка растений.
1
1
29
Прививка растений.
1
1
30
Паспортизация растений.
1
1
31 -32
Экологическая акция «Наш зеленый двор»
2
2
33 -34
Отчет. Проект « Мое комнатное растение» .
2
2 К концу учебы в третьем классе учащиеся должны знать:
- Компоненты неживой и живой природы.
- Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы, их отличительные признаки;
- Органы растений;
- Листопадные и вечнозеленые деревья, морфологические признаки отличия деревьев в безлистном состоянии;
- Многолетние декоративные растения цветника;
- Виды удобрений и подкормок комнатных растений;
- Особенности размножения листовыми и стеблевыми черенками;
- Характеристики цветочного оформления;
- Сроки цветения декоративных растений;
- Сроки посева однолетних растений цветника;
- Правила поведения в природе.
- Различать компоненты неживой и живой природы.
- Находить отличительные признаки форм растений и их групп по продолжительности жизни;
- Описывать внешние признаки органов растений;
- Подкармливать комнатные растения;
- Обладать знаниями о размножении растений, листовыми, стеблевыми черенками;
- Вести календарь сроков цветения декоративных растений;
- Подбирать цветочно - декоративные растения по окраске по срокам цветения;
- Вести дневник наблюдений за растениями;
- Готовить воду, раствор удобрений и правильно поливать комнатные растения;
- Объяснять некоторые взаимосвязи между явлениями в неживой природе;
- Соблюдать правила поведения в природе.
Рабочая программа
На 2014 -2015 учебный год
Предмет: «Юный натуралист»
Класс 4
Екатеринбург 2014г
Содержание программы.
- Вводная часть. Растительный покров Земли. Леса, луга, болота, пустыни, вводные пространства - места обитания
- декоративных растений. Разнообразие растительного мира. Группы растений.
- Осень в природе. Влияние климатических факторов на изменения в растительном мире. Репродуктивные органы: цветок, семя. Плоды, их классификация: сухие и сочные, простые и сложные. Распространение плодов и семян: ветром, насекомыми, птицами. Значение плодов и семян для природы и человека. Плоды и семена декоративно - цветочных растений. Строение семян. Экскурсия ( парк, сквер, дендрарий) для сбора плодов и семян декоративных растений. Практическая работа. Сбор плодов и семян. Составление коллекции семян. Фиксация плодов.
- Комнатные растения осенью. Размножение семенами. Способы подготовки семян к посеву. Особенности посева мелких семян. Уход за посевами. Пикировка. Правила пересадки растений. Условия, необходимые для роста и развития растений осенью. Практическая работа. Подготовка горшков и ящиков, семян к посеву, посев. Уход за посевами. Пикировка. Пересадка рассады. Уход за ней. Наблюдение за появлением всходов, ростом и развитием растений. Выявление сроков посева комнатных растений.
- Природа зимой. Влияние климатических факторов на перезимовку многолетних декоративных растений. Их жизнь под снегом. Зимний покой у растений. Приспособление растений к низким температурам и неблагоприятным условиям зимы. Многолетники, зимующие в открытом грунте, их подземные органы. Жизненные формы декоративных деревьев и кустарников в безлистном состоянии. Экскурсия( цветник) для ознакомления с зимующими многолетниками. Практическая работа. Изучение ассортимента многолетников, зимующих в открытом грунте, ознакомление с их подземными органами.
- Комнатные растения зимой. Луковичные растения. Размножение комнатных растений выгонкой, особенности ухода за ними. Фитодизайн. Посуда для выращивания растений. Ассортимент декоративных комнатных растений, используемых в фитодизайне. Аранжировка, ее правила. Аранжировка из листьев. Питательные растворы.
- Весна в природе. Признаки наступления весны в неживой природе. Особенности весеннецветущих растений. Подснежники. Начало сокодвижения и распускания почек у декоративных деревьев и кустарников. Цветение. Строение цветка. Соцветия. Опыление, его способы. Появление насекомых, их охрана. Дикорастущие цветочно - декоративные растения. Требования к отбору для введения в культуру. Экскурсия. Тема: Состояние неживого и живого в природе в период цветения сирени. Практическая работа. Наблюдения за ростом и цветением раннецветущих растений. Ознакомление с распусканием почек у деревьев и кустарников. Изготовление гербария соцветий. Составление календаря природы весны. Весенние работы в цветнике. Подготовка почвы к посеву семян однолетников. Сроки и способы посева. Площади питания, глубина заделки семян. Уход за посевами, потребность цветочно - декоративных растений в питательных веществах. Значение подкормок для роста и цветения. Выращивание однолетних растений в комнатных условиях. Агротехнические правила высадки рассады в грунт. Дикорастущие цветочно - декоративные растения. Условия, необходимые для их роста и развития. Правила ухода за ними. Незимующие многолетники. Прорастание многолетников. Уход за многолетними декоративными растениями. Практическая работа. Подготовка почвы. Разбивка на грядки. Внесение удобрений. Полив. Посев семян однолетников. Наблюдение за появлением всходов и стадиями развития растений. Ведение дневника наблюдений.
- Комнатные растения весной. Необходимый световой и тепловой режимы. Уход за комнатными растениями весной. Пересадка, перевалка, прищипка, обрезка, подвязка, обмывание растений. Ампельные растения и особенности ухода за ними. Водные комнатные растения. Посуда, грунт. Значение грунта для нормального развития. Ассортимент водных растений. Особенности выращивания водных растений, уход за ними. Животные водоема. Практическая работа. Уход за комнатными растениями. Паспортизация. Подготовка посуды для размещения водных растений. Промывка песка. Ознакомление с особенностями строения и произрастания комнатных растений.
- Обобщение знаний о способах выращивания растений. Комнатные растения. Декоративные растения открытого грунта.
Тематическое планирование.
№ занятия
тема занятия
Количество часов
всего
Практическая работа в классе
Практическая работа в цветнике
экскурсия
1
Модуль 1.« Цветоводство»
Вводная часть
1
2
Осень в природе.
1
1
3
Влияние климатических факторов на изменение в растительном мире.
1
1
4
Плоды, классификация. Семена. Распространение семян и плодов.
1
0.5
0.5
5
Комнатные растения осенью.
1
1
6
Размножение семенами. Уход за ними.
1
1
7
Пикировка. Пересадка растений..
1
1
8
Условия, необходимые для роста и развития растений осенью
1
0.5
0.5
9
Природа зимой.
1
1
10
Влияние климатических условий на перезимовку многолетних декоративных растений.
1
1
11
Многолетники, зимующие в открытом грунте..
1
1
12
Приспособления для перенесения неблагоприятных условий
1
1
13
Комнатные растения зимой.
1
0.5
0.5
14
Луковичные. Размножение выгонкой.
1
1
15
Фитодизайн
1
1
16
. Растения, используемые в фитодизайне.
1
1
17
Аранжировка из частей комнатных растений.
1
1
18
. Питательные растворы.
1
0.5
0.5
19
Выращивание комнатных растений на питательных растворах
1
1
20
Весна в природе.
1
0.5
0.5
21
Весеннецветущие растения..
1
1
22
Изменения, происходящие в жизни деревьев и кустарников
1
0.5
0.5
23
Дикорастущие декоративные растения.
1
1
24
Цветение, цветок, соцветия.
1
1
25
Комнатные растения весной.
1
1
26
Световой и тепловой режимы весной для комнатных растений. Уход за ними.
1
1
27
Ампельные растения, особенности ухода за ними.
1
1
28
Паспортизация. Водные комнатные растения.
1
1
29
Посуда. Грунт, ассортимент растений и животных.
1
1
30
Особенности ухода за живыми обитателями водоема
1
1
31 -32
Экологическая акция «Наш зеленый двор»
2
2
33 -34
Отчет. Проект « Мое комнатное растение» .
2
2
К концу учебы в 4 классе учащиеся должны знать:
- Разнообразие растительного мира, группы растений: деревья, кустарники, травы.
- Цветковые и нецветковые растения;
- Отличительные признаки насекомых
- Некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы
- Взаимосвязи между природой и человеком
- Значение природы, правила поведения в природе
- Однолетние и многолетние растения цветника
- 5 -6 сорных растений, их внешние признаки, особенности произрастания и размножения
- Органы семенного размножения декоративных и комнатных растений
- Способы ухаживания за посевом
- Отличительные признаки декоративных деревьев и кустарников в безлистном состоянии
- Основы фитодизайна, аранжировки и правила подбора цветков и листьев для создания цветочных композиций.
- 5 -6 луковичных комнатных растений, как осуществлять их выгонку.
- Особенности выращивания декоративных многолетников в открытом грунте
- 5-6 растений из аквариума
К концу учебы в 4 классе учащиеся должны приобрести следующие основные умения:
- Отличать цветковые и нецветковые растения;
- Находить отличительные признаки декоративных деревьев и кустарников
- Проводить наблюдения за жизнью насекомых
- Обладать знаниями о размножении семенами декоративных и комнатных растений
- Ухаживать за проростками, описывать их
- Отличать луковичные комнатные растения
- Составлять простейшие композиции из цветков и листьев комнатных и дикорастущих растений.
- Ухаживать за многолетними декоративными растениями открытого грунта
- Отличать сорные растения
- Выращивать луковичные растения для зимнего цветения путем выгонки, ухаживать за ними
- Отличать дикорастущие красиво цветущие растения
- Ухаживать за растениями и животными аквариума
- Соблюдать правила поведения в природе.