Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе УМК Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по литературному чтению для начальных классов общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы Л.Ф.Климанова; М.В.Бойкина, издательство М.:Просвещение, 2011., рекомендованная Министерством образования и науки РФ, в соответствии с 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2011-2015 учебные годы ОУ.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой. По сравнению с авторской программой данная рабочая программа не претерпела изменений и соответствует структуре изучаемых тем и количеству часов.

Психолого-педагогические особенности детей 1 класса класса будут выявлены в процессе обучения и диагностик.

Цели и задачи курса (на этапе обучения чтению) Обучение грамоте (чтение) является начальным этапом изучения русского языка, а следовательно цели, реализуемые посредством предметного курса «Русский язык», соотносятся с целями, преследуемыми на уроках по обучению грамоте (чтению), а именно: · ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и совершенствование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления (познавательный аспект); · выработка коммуникативной компетенции учащихся (социокультурный аспект).

Задачами курса являются: · создание первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; · совершенствование диалогической и монологической устной речи, коммуникативных умений; · воспитание нравственных и эстетических чувств; · создание условий для творческой деятельности.

Цели и задачи курса (на этапе литературного чтения) Основные цели обучения литературному чтению: - совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; выработка навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации; - приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений; - обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру; - введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами1 (см. Примечание).

Задачи: · освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге; · помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой; · воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе; · воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Предлагаемый курс литературного чтения охватывает два ключевых направления: формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений; приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся. Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач - сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение - это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения. Еще одной из основных задач курса является преображение личности учащихся через чтение подлинно художественных классических произведений и формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру, чтение разнообразных по жанру и тематике произведений расширяет кругозор и формирует познавательные интересы детей. Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» для 1-4 классов и программы, которая включает следующие разделы: «Круг детского чтения. Тематика». «Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения». «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром». Каждый из разделов имеет свои особенности, на которые следует обратить внимание. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков детской литературы, произведения современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества, т. е. все то, что составляет золотой фонд детской литературы. Основным элементом содержания программы «Литературное чтение» являются художественные произведения. Однако программой предусмотрено знакомство детей с научно-познавательными произведениями, в которых те или иные явления описываются иначе, чем в художественных текстах. Сравнение научно-познавательных и художественных произведений создает условия для более глубокого их понимания. Произведения для чтения в 1классе сгруппированы по жанрово-тематическому принципу, что дает возможность отразить в круге чтения разные, наиболее интересные для учащихся стороны жизни; познакомить детей с основными литературными жанрами: сказка, стихотворение, рассказ, басня, былина и драматическое произведение (в отрывках). Круг чтения от класса к классу расширяется с учетом читательских возможностей учащихся, их знаний об окружающем мире. В круг чтения входят произведения о детях, взаимоотношениях со сверстниками, их жизни и веселых играх, приключениях, о природе, ее охране, истории нашей Родины. Разнообразная тематика чтения помогает ребенку накопить необходимый социально-нравственный опыт, обрести качества, необходимые для развития читательской самостоятельности. В круг детского чтения включаются произведения, имеющие большое нравственно-эстетическое значение для младших школьников. Подобная направленность уроков литературного чтения находит отражение в тематике и структурировании содержания учебных книг. Второй раздел ориентирован на развитие речевой культуры учащихся и формирование коммуникативно-речевых умений и навыков, главным из которых является навык чтения. Навык чтения формируется поэтапно: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое, как умственное действие, протекает во внутреннем плане. Развитие навыка чтения идет постепенно: на первом году обучения активно формируются целостные, синтетические приемы чтения в пределах слова (чтение целыми словами), учащиеся учатся интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного; на втором году обучения овладевают приемами чтения целыми словами и словосочетаниями, увеличивается скорость чтения, постепенно осваивается прием чтения про себя, развивается смысловое чтение; на третьем и четвертом годах обучения наращивается скорость чтения (беглое чтение), идет овладение рациональными приемами чтения вслух и про себя, формируется выразительное чтение. Кроме навыка чтения и речевых умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного и др.), учащиеся в процессе решения разнообразных коммуникативно-речевых задач, возникающих при чтении, овладевают приемами выразительного чтения. Дети обучаются переносу данных приемов из сферы устно-речевого общения в сферу чтения текстов. Параллельно с формированием навыка беглого чтения ведется целенаправленная работа по развитию умения проникать в смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков на протяжении всех лет обучения рассматривается как важный принцип обучения. Он стимулирует проведение уроков чтения как уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений. Раздел программы «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром» отражает еще один важный принцип нового курса «Литературное чтение» - художественно-эстетический. Он определяет не только стратегию отбора произведений для детского чтения, но и саму систему работы с произведением. Методический аппарат учебников нацелен на то, чтобы научить детей различать художественный и познавательный тексты. При чтении художественной литературы внимание учеников привлекается к тому, что перед ними не просто познавательно интересный текст, а произведение словесного искусства, которое способно раскрыть перед читателем все богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождать чувство красоты и гармонии. Художественное произведение учит понимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни, помогает ребенку сформировать собственное отношение к действительности. Художественно-эстетический принцип предполагает активное использование на уроках произведений не только словесного искусства, но и других видов искусства. При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощенный в слове. Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя. Ребенок постепенно начинает осознавать слово как средство создания художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. На художественно-эстетическое развитие детей большое влияние оказывает методика работы с литературным произведением. Анализ произведения, предметом рассмотрения которого являются лишь отдельные средства художественной выразительности, выпадающие из образной ткани целостного художественного текста, обычно является малоэффективным приемом. В системе «литературного чтения» работа над художественным произведением не сводится к анализу отдельных эпитетов, сравнений, олицетворений и других средств художественной выразительности. Слово при анализе художественного текста рассматривается не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. При анализе произведений прежде всего выбираются те средства художественной выразительности, которые помогают учащимся почувствовать целостность художественного образа и адекватно воспринять его. Реализация вышеуказанного принципа дает возможность ввести в обучение элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения (на доступном детям уровне), его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения. При анализе текста важно сохранить у детей целостный взгляд на произведение, не потерять основную линию анализа, которая помогла бы учителю сформировать вдумчивого читателя. Эта линия достаточно проста: движение от событийной стороны произведения к пониманию его смысла. Основные вехи на этом пути - разные уровни погружения в текст: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, смысл прочитанного). По этим вехам возможно воссоздать весь ход реализации замысла автора. В этом состоит творчество читателя, которое сродни творчеству писателя. В указанном разделе программы учитель найдет умения, связанные с непосредственным наблюдением за миром природы, поведением человека, животных и др. Эти умения необходимы учащимся, так как они помогают им лучше, полнее и ярче воссоздать содержание художественных текстов при чтении. Следует отметить, что характер и полнота восприятия литературного произведения зависят не только от умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом, но и от собственного опыта конкретно-чувственного восприятия окружающего мира. Это связано с тем, что литература - интеллектуально наиболее сложный вид искусства. Восприятие содержания художественных произведений строится на основе текста, т. е. носит опосредованный характер, читатель получает наслаждение от чтения лишь в том случае, если художественные образы связываются, ассоциируются во время чтения с живыми представлениями. Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программ и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором. Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения. Последний раздел программы - «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся» - ориентирует учителя на обеспечение качественного уровня формируемых навыков и умений. В программе указаны нормы скорости чтения, которые ученикам начальных классов следует освоить. Это связано с тем, что чтение - общеучебный навык, обеспечивающий успеваемость ребенка в средней школе. Скорость чтения не менее 25-30 слов в минуту для учащихся, оканчивающих 1 класс, позволит им чувствовать себя комфортно, так как достигнутый уровень навыка чтения поможет им извлекать смысловую информацию из текста при самостоятельном чтении. В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» из обязательной части учебного плана относится к предметной области «Филология» для 1 класса. Разработана в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, реализующего программу начального общего образования на 2014-2015 год. Программа рассчитана на 4 года(1-4 класс).

В первом классе на обучение грамоте (чтение) отводится 92 часа (23 учебные недели, 4 часа в неделю). На уроки литературного чтения в 1 классе отводится 40 часов (10 учебных недель, 4 часа в неделю).

Программа рассчитана на 132 ч (33 учебные недели).





















ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В процессе восприятия художественного произведения реализуется духовно-нравственное воспитание учащихся. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Совершенствуется техника чтения, качество чтения, особенно осмысленность.

Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль в этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое способствует совершенствованию умений различать, понимать и контролировать свои эмоции позитивно и конструктивно.



РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

· принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;

· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

· умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

· способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;

· умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;

· умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

· освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;

· умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;

· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;

· овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

· готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

· определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;

· готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

· формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

· понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

· первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;

· понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;

· овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

· формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

· овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ)

Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(НА ЭТАПЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ)


Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения в их взаимодействии, воспитывая культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное, выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста).

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает работу с разными видами текста, которая предполагает выработку аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения; воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном произведении; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Предусмотрены ознакомление учащегося с книгой как источником различного вида информации и отработка библиографических умений: умения ориентироваться в книге по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, обеспечивающие выработку мотивированного выбора круга чтения, воспитание устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-7 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановку «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизацию. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии)



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Добукварный период (20 ч)

1.

Мир общения

2

2.

Слово в общении

2

3.

Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных. Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.

5

4.

Рисунки и предметы в общении.

3

5.

Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные.

4

6.

Звучание и значение слова.

1

7.

Слова и слоги. Ударение в слове.

1

8.

Слово и предложение.

2

Букварный период (67 ч)

9.

Гласные звуки и буквы.

12

10.

Согласные звуки и буквы.

36

11.

Буквы е,ё,ю,я.

9

12.

Буквы ь и ъ.

5

13.

Повторение.

5

Послебукварный период (8 ч.)

14.

«Про всё на свете».

8

Литературное чтение (35 часов)

15.

Вводный урок.

1

16.

Книги - мои друзья.

7

17.

Радуга-дуга.

4

18.

Здравствуй сказка.

6

19.

Люблю всё живое.

7

20.

Хорошие соседи, счастливые друзья.

4

21.

Край родной, навек любимый.

4

22.

Сто фантазий.

2

23.

Резерв.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

(НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ)

№ п/п

Тема укока.

Дата

I четверть 36 часов

Добукварный период. «Азбука» 1 ч. «Давайте знакомиться» (20 ч.)

1.

Мир общения

02.09.

2.

Мы теперь ученики. Культура общения

03.09.

3.

Книжки - мои друзья

04.09.

4.

Слово в общении. Важно не только что сказать, но и как сказать

05.09.

5.

Помощники слова в общении. Страшный зверь

08.09.

6.

Мы пришли в театр

09.09.

7.

Общение без слов. Как понять животных?

10.09

8.

Разговаривают ли предметы?

11.09.

9.

Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении

15.09.

10.

В Цветочном городе. Знаки охраны природы

16.09.

11. Как найти дорогу? Дорожные знаки

17.09.

12. Удивительная встреча. Звёздное небо

18.09.

13.

Загадочное письмо

22.09.

14.

Мир полон звуков. Звуки в природе. Как звучат слова? Звуковой анализ слов

23.09.

15.

Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов

24.09.

16.

Твёрдые и мягкие согласные. Модели слов

25.09.

17. Звучание и значение слова

29.09.

18. Слова и слоги. Ударение в слове

30.09.

19. Слово и предложение

01.10.

20. «Повторение - мать учения»

02.10.

Букварный период. «Страна АБВГДейка» (67 ч.)

21.

Звуки [а], буквы А а,

06.10.

22.

Звуки [о]; буквы О о

07.10.

23.

Звук [у], буква Уу

08.10.

24.

Звуки [и] и [ы]. Буквы Ии, ы.

09.10.

25.

Звук [э], буква Ээ

13.10

26.

Закрепление изученного о гласных звуках

14.10.

27.

«Узелки на память»

15.10.

28.

«Узелки на память»

16.10

29.

Звуки [м] и [м`], буква Мм

20.10

30.

Звуки [с] и [с`], буква Сс

21.10.

31.

Звуки [н] и [н`], буква Нн

22.10.

32.

Звуки [л] и [л`], буква Лл

23.10.

33.

Закрепление изученных букв М, С, Н, Л

27.10.

34.

Звуки [т] и [т`], буква Тт

28.10.

35.

Буква Тт. Закрепление

29.10.

36.

Звуки [к] и [к`], буква Кк 16

30.10.

II четверть (28 ч.)

37. Буква Кк. Закрепление

10.11.

38. Чтение слов и текстов с изученными буквами

11.11.

39. «Узелки на память»

12.11.

40. Звуки [р] и [р`], буква Рр

13.11.

41. Звуки [в] и [в`], буква Вв

17.11.

42. Звуки [п] и [п`], буква Пп

18.11

43. Чтение слов и текстов с изученными буквами

19.11.

44. Звуки [г] и [г`], буква Гг

20.11.

45. Сравнение звуков [г], [г`] и [к] и [к`]

24.11.

46. Закрепление изученных букв Рр, Пп, Гг, Кк

25.11.

47. Буквы Ее

26.11.

48. Буквы Ёё

27.11.

49. Упражнение в чтении букв Ее и Ёё

01.12.

50. «Узелки на память». Литературно - художественная страничка «Великое русское слово»

02.12

51. Чтение слов и текстов с изученными буквами

03.12.

52. Звуки [б] и [б`], буква Бб.

04.12

53. Сравнение звуков [б] и [п]

08.12.

54. Звуки [з] и [з`], буква Зз 34

09.12

55. Парные звуки по глухости - звонкости [з] и [с],[с`] и [з`],

10.12.

56. «Повторение - мать учения»

11.12.

57. Звуки [д] и [д`], буква Дд

15.12.

58. Сравнение звуков [д] и [т],[д`] и [т`]

16.12.

59. Звук [ж], буква Жж

17.12.

60. Закрепление изученного материала

18.12.

61. Упражнение в чтении и рассказывании

22.12.

62. «Узелки на память»

23.12.

63. Буква Яя в начале слова и после гласных

24.12.

64. Буква я после согласных как указатель их мягкости

25.12

III четверть (36 ч.)

65. Игра в слова. Повторение

12.01

66. Звуки [х] и [х`], буква Хх

13.01

67. Звуки [х] и [х`], буква Хх. Упражнения в чтении.

14.01

68. Знакомство с буквой ь

15.01

69. Звук [й`], буква Йй

19.01.

70. Чтение слов с буквой й

20.01.

71. Буква Юю в начале слова и после гласных

21.01.

72. Буква ю после согласных

22.01.

73. «Узелки на память». Читаем, сочиняем

26.01.

74. Звук [ш], буква Шш

27.01.

75. Звуки [ж] и [ш] парные звуки по звонкости - глухости. Буквосочетания «жи» и «ши»

28.01.

76. Звук [ч`], буква Чч

29.01.

77. Звук [щ`], буква Щщ

02.02.

78. Звук [щ`], буква Щщ: закрепление. Буквосочетания «ча-ща», «чу-щу»

03.02

79. Звук [ц], буква Цц

04.02

80. Звуки [ф] и [ф`], буква Фф

05.02

81. Парные согласные по глухости-звонкости в-ф, в-ф

09.02.

82. Разделительные твердый и мягкий знак

10.02.

83. «Узелки на память» Упражнения в чтении.

11.02.

84. Повторение - мать учения. Слово-это знак.

12.02.

85. Старинные азбуки и буквари. 65

16.02.

86. По страницам старинных азбук.

17.02.

87. Читаем сами.

18.02.

Послебукварный период (8 ч.)

89. Про всё на свете.


90. Что, где, когда и почему?


91. Об одном и том же по-разному


92. Об одном и том же по-разному


93. С чего начинается общение


94. Умеет ли разговаривать природа?


95. Чтобы представить слово. Сравни и подумай


96. Большие и маленькие секреты. Волшебство слова


Календарно - тематическое планирование уроков

(на этапе литературного чтения)

Книги - мои друзья (7 ч)

97.

Вводный урок. Знакомство с учебником.


98.

Книги - мои друзья


99.

«Как хорошо уметь читать…»


100.

Внеклассное чтение.

Веселые стихи


IVчетверть (36 ч.)

101.

«Как бы жили мы без книг?..»


102.

Мои любимые писатели


103.

Сказки К. Чуковского


104.

Из книг К. Ушинского. Обобщение по разделу

Внеклассное чтение. Рассказы о животных


Радуга-дуга (4 ч)

105.

Пословица - мудрость народная


106.

Песенки разных народов


107.

Мы идем в библиотеку


108.

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Внеклассное чтение.

Устное народное творчество (малые жанры)


Здравствуй, сказка! (6 ч) Люблю живое .(7ч)

109.

Узнай сказку


110.

Сравни сказки


112.

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!


113.

Сказки народов России

Внеклассное чтение.

Сказки народов России


114.

Лень до добра не доведет


115.

Маленькие и большие секреты страны Литературии


116.

Никого не обижай


117.

«Разговоры, разговоры, разговоры…»

Внеклассное чтение. Стихи о животных.


118.

«Мы в ответе за тех, кого приручили…»


119.

Общение с миром природы


120.

Обходиться добром со всяким


121.

«Эй, не стойте слишком близко - я тигренок, а не киска!..»

Внеклассное чтение. Сказки о животных


122.

Маленькие и большие секреты страны Литературии


Хорошие соседи, счастливые друзья (4 ч)

123.

Когда мои друзья со мной


124.

Нет друга - ищи, а нашел - береги


125.

Доброе слово лучше мягкого пирога

Внеклассное чтение. Рассказы о детях


124.

Маленькие и большие секреты страны Литературии


«Край родной, навек любимый…» (4 ч)

125.

Лучше нет родного края


126.

Стихотворения русских поэтов о родной природе


127.

Родина любимая - что мать родимая

Внеклассное чтение. Рассказы и стихи о Родине


128.

Мы идем в библиотеку


Сто фантазий (2 ч)

129.

Волшебная страна фантазий


130.

Волшебная страна фантазий


Повторение (2ч)

131.

Интегрированная контрольная работа (итоговая) (контроль)


132.

Анализ итоговой работы. Проверка техники чтения







ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА




1. DVD-плеер (видеомагнитофон).

2. Мультимедийный проектор.

3. Компьютер.

4. Экспозиционный экран.


Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru 2. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : festival. 1september.ru 4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа : km.ru/ education 5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа : uroki.ru 6. Официальный сайт УМК «Перспектива». - Режим доступа : prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371

Информационно-коммуникативные средства. 1. Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Обучение грамоте. 1 класс» (CD). 2. Электронное приложение к учебнику «Азбука» Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой. 1 класс (1CD).


© 2010-2022