- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров для 1 класса по ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров для 1 класса по ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Грачева В.Н. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Стадницкая основная общеобразовательная школа
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.
Протокол №1 от 27.08.2015 г.
Принято педагогическим советом
Протокол № 1 от 28. 08. 2015 г.
«Утверждаю»
_________
Директор школы
А.Т. Калинин
Приказ № 1
от 31.08.2015 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
для 1 класса
Грачевой Валентины Николаевны
учителя начальных классов
с.Стадница, 2015г.
Содержание программы
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы
3. Описание места учебного курса в учебном плане
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
5. Содержание курса
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
7. Список литературы
Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности младших школьников Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Стадницкая Основная общеобразовательная школа» разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения. Данная программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа - особый этап в жизни ребенка, связанный: • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности. Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности школьников, направленных на формирование нравственных ориентиров, этнокультурной компетенции, социализации личности.
Цель программы: Создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач: • создать условия для полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья; • формировать коммуникативную, этническую, социальную компетентность школьников; • формировать у детей социокультурную идентичность; • развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности; • развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное ,общеинтеллектуальное, духовно-нравственное. Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующей образовательной программы ОУ. Для реализации образовательного процесса в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: • игровая деятельность • познавательная деятельность • проблемно-ценностное общение • досугово-развлекательная деятельность • художественное творчество • социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) • трудовая • спортивно-оздоровительная • патриотическая деятельность Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой. Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе. Между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная деятельность строится на принципах : Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур. Принцип внешней и внутренней дифференциации - выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета Принцип свободы выбора - предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты. Возможность свободного самоопределения и самореализации; Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка Принцип единства - единство обучения, воспитания, развития. Принцип экологизации - развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Описание места учебного курса в учебном плане
Курс рассчитан на 1 час в неделю в 1 классе, всего 33 часа. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности - памяти, внимания, воображения, мышления. Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным. Программа ориентирована на школьников младшего возраста и может быть реализована в работе педагога с отдельно взятым классом. Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся: • взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования; • непрерывность дополнительного образования; • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности; • единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования; • системность организации управления учебно-воспитательным процессом; • обеспечит баланс между двигательно-активными и теоретическими занятиями. Ожидаемые результаты реализации программы (универсальные учебные действия) • приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни • формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом .приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. В основе воспитания развитие личности обучающегося, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое «Я» на том уровне, которого он достиг в своей жизни. Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка: - дифференциация по интересам; - проектная деятельность - игровые технологии; - здоровьесберегающие технологии; - информационные и коммуникативные технологии. Воспитательным результатом, участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности. Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
Спортивно-оздоровительное направление
Содержание занятий
1 класс (33 часа) 1. Народные игры. (6 часов). Русская народная игра «У медведя во бору», «Филлин и пташка», «Горелки», «Кот и мышь», «Блуждающий мяч», «Зарница». Правила игры. Выбор и ограничение игрового пространства. Разучивание игры. Проведение игры. Эстафета. 2. Игры на развитие психических процессов (6 часов). Игры на развитие восприятия. Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра». Упражнения и игры на внимание. Упражнение «Ладонь - кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок». Игры на развитие памяти. Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». Игры на развитие воображения. Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». Игры на развитие мышления и речи. Игры «Ну-ка, отгадай», «Определим игрушку». Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. Игры «Баба Яга», «Три характера». 3. Подвижные игры (14 часов) Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». Игра с элементами ОРУ «Море волнуется - раз». Игра с мячом «Охотники и утки». Весёлые старты с мячом. Игра «Волк во рву». Весёлые старты со скакалкой. Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки». Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель». Правила игры. Строевые упражнения; перестроение. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. Гимнастические упражнения. Эстафеты. Игры с мячом: ловля, бросок, передача. Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель. 4. Спортивные игры (7 часов) Футбол, Баскетбол. Спортивный праздник. Разучивание правил игры. Отработка игровых приемов. Броски в корзину. Игра. Эстафета. Веселые минутки.
Спортивно-оздоровительное направление
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п
Название модуля и занятий
Кол-во часов
Дата
Универсальные учебные действия
Основные виды деятельности обучающихся
Раздел 1
Народные игры
6
Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; планирование - выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные - использовать общие приемы решения поставленных задач; определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью
1
«У медведя во бору»
1
2
«Филлин и пташка»
1
Выполнять упражнения на внимание, игровые действия
из подвижных игр разной функциональной направленности
3
«Горелки»
1
4
«Кот и мышь»
1
5
«Блуждающий мяч»
1
6
«Зарница»
1
Раздел 2
Игры на развитие психических процессов
6
Регулятивные: контроль и самоконтроль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвосхищать результаты.
Познавательные: общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем.
Коммуникативные: взаимодейст-
вие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников
7
Игры на развитие восприятия «Выложи сам»
1
Научится: раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие; бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих
8
Упражнения и игры на внимание «Ладонь - кулак»
1
9
Игры на развитие памяти «Повтори за мной»
1
10
Игры на развитие воображения «Волшебное яйцо»
1
11
Игры на развитие мышления и речи «Ну-ка, отгадай»
1
12
Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка «Баба Яга»
1
Раздел 3
Подвижные игры
14
Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; планирование - выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные - использовать общие приемы решения поставленных задач; определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью
13
«Класс, смирно»
1
14
«За флажками»
1
Выполнять упражнения на внимание, игровые действия
из подвижных игр разной функциональной направленности
15
«Море волнуется - раз»
1
16
«Охотники и утки»
1
17
«Волк во рву»
1
18
«Попрыгунчики-воробушки»
1
19
«Два Деда Мороза»
1
20
«Метко в цель»
1
21
«Белки, волки, лисы»
1
22
«Совушка»
1
23
«Перемена мест»
1
24
«Удочка»
1
25
«Салки с мячом»
1
26
«Прыгай через ров»
1
Раздел 4
Спортивные игры
7
Познавательные: общеучебные - контролировать и оценивать процесс в ходе выполнения упражнений.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью
Научится: характеризовать роль
и значение уроков физической культуры для укрепления здоровья; выполнять упражнения по образцу учителя и показу лучших учеников
27
Футбол
1
28
Баскетбол
1
29 Спортивный праздник.
1
30 Разучивание правил игры. Отработка игровых приемов
1
31 Игра. Эстафета.
1
32 Броски в корзину.
1
33 Веселые минутки.
1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 года № 373.
- «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и напрвленности» - письмо МО РФ от 15.10.2003 года
- «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ» - письмо МО РФ от 02.04.2002 года.
- Васильева - Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева - Гангнус. - М.: «Педагогика», 1888, - 145 с.,
- Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..
- Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В.Кенеман. М.: «Просвещение», 1988, - 240 с..
- Ермолин А. А. На службе у детства. Основы, создание и фунцционирование воспитательной системы «Новая цивилизация» [Текст] /А. А. Ермолин, А. С. Прутченков и др. - Москва: Народное образование, 2004. - 300 с.
- Ермолин А. А. Навигатор третьего тысячелетия, или Как стать разведчиком. [Текст] / А. А. Ермолин. - Москва: «Народное образование», 2004. - 420 с.
- Ладынежская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. [Текст] / : Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, - 255 с., ил.
- Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. [Текст] / : С. В. Петерина. - М.: «Просвещение», 1986, - 135 с..
- Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..
- Стрелкова Л. П. Уроки сказки. /Текст/: Л. П. Стрелкова. - М.: «Педагогика»,1990, - 128 с., ил.
- Шемшурина А. И. Программа нравственно-этического воспитания в работе классного руководителя [Текст] /
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 года № 373.
- «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и напрвленности» - письмо МО РФ от 15.10.2003 года
- «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ» - письмо МО РФ от 02.04.2002 года.
- Васильева - Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева - Гангнус. - М.: «Педагогика», 1888, - 145 с.,
- Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..
- Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В.Кенеман. М.: «Просвещение», 1988, - 240 с..
- Ермолин А. А. На службе у детства. Основы, создание и фунцционирование воспитательной системы «Новая цивилизация» [Текст] /А. А. Ермолин, А. С. Прутченков и др. - Москва: Народное образование, 2004. - 300 с.
- Ермолин А. А. Навигатор третьего тысячелетия, или Как стать разведчиком. [Текст] / А. А. Ермолин. - Москва: «Народное образование», 2004. - 420 с.
- Ладынежская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. [Текст] / : Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, - 255 с., ил.
- Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. [Текст] / : С. В. Петерина. - М.: «Просвещение», 1986, - 135 с..
- Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..
- Стрелкова Л. П. Уроки сказки. /Текст/: Л. П. Стрелкова. - М.: «Педагогика»,1990, - 128 с., ил.
- Шемшурина А. И. Программа нравственно-этического воспитания в работе классного руководителя [Текст] /