Методическая разработка родительского собрания Детское чтение

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»











« ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ»

Методическая разработка

родительского собрания


Методическая разработка родительского собрания Детское чтение

















Автор-составитель:

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 4

Климова С.В.

г.Златоуст,2014 г.

Содержание

1.Методическая разработка собрания …………………………2 - 3

2.Основные этапы подготовки собрания……………………….4

3.Ход собрания …………………………………………………..5 -14

  • Вступление

  • Детское чтение сегодня

  • Что мешает и что помогает чтению детей

  • Стимулы чтения

  • Модель детского чтения

  • Что могут родители?

  • Подсказки для родителей

  • Организация чтения дома

  • Книга для школьник в домашней библиотеке

  • Где найти нужные ребёнку книги

4.Список литературы………………………………………………15

4.Приложения

  • Круг чтения для детей 7-8 лет…………………………………16

  • Круг чтения для детей 9-10 лет………………………………..17

  • Круг чтения для детей 11-12 лет ………………………………18

  • Анкета для учащихся начальной школы………………………19

  • Тест для учащихся «Бывало ли такое с тобой»……………….20-21

  • Тест для родителей младших школьников «Знаете ли Вы своего ребёнка?»…………………………………................................22-23

Методическая разработка собрания

Цель: создание условий для осознания ценности детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; вовлечь родителей в решение проблемы его поддержки. Задачи:

  1. Рассказать родителям о важности чтения, которое является основой для изучения всех школьных дисциплин.
  2. Дать представление о том, что сегодня происходит с чтением и какое влияние это оказывает на наших детей.
  3. Дать представление о целях, мотивах и характере детского чтения.
  4. Рассказать родителям, как они могут помочь своим детям полюбить книгу и чтение, как сформировать домашнюю детскую библиотеку.
  5. Скоординировать совместную деятельность родителей, учителей и библиотекаря по привлечению детей к чтению.
Объект деятельности: Совместная работа учителей начальных классов и школьной библиотеки по вовлечению родителей к решению проблемы детского чтения.
Предмет деятельности: Формирование устойчивого интереса со стороны родителей к привлечению к чтению своих детей.

Ожидаемые результаты:

  1. Возникновение заинтересованности со стороны родителей к чтению их детей.
  2. Расширение представления родителей о важности чтения в современном мире.
  3. Рост читательской активности детей.

Актуальность


Особое значение чтение имеет для России, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире.

Ее называли духовной лабораторией человечества. Нашей культуре с ее традиционной духовностью всегда было свойственно особое почитание искусства слова. Формулу его с наибольшей точностью выразил поэт Евгений Евтушенко: «Поэт в России больше чем поэт». Великая литература для нас - это не только способ стать более информированными, но и способ самосовершенствования, воспитания сердца, разума и души. Разницу целей чтения российских и американских школьников подчеркивает такой пример: как-то бывший президент США Билл Клинтон во время посещения нашей страны зашел в школу к первоклассникам и спросил их, для чего они хотят научиться читать. Один из мальчиков встал и сказал: «Чтобы читать Пушкина». Президент удивился и заметил, что если бы американскому школьнику задали этот вопрос, он бы ответил: «Читать факсы». Разница, как видим, очень существенная.

Вряд ли найдется хоть одна творческая личность, которая негативно бы относилась к чтению. Их высказывания о роли книги и чтения говорят сами за себя. Возможно, эти люди и стали знаменитыми именно потому, что много и вдумчиво читали.


«Самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни - источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утвердить своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, пред которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма»» И.А.Ильин «О семье и воспитании» из труда «Путь духовного обновления». Хорошую литературу, общение с книгой можно назвать современным «духовным лекарством» для всех кто заботится о духовном здоровье будущих поколений. Взаимодействие семьи и школы в приобщении к чтению формирует духовно-нравственную культуру младшего школьника и помогает решать проблему нечитающих детей. В начальной школе ученик - маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! Проводниками для детей становимся мы, взрослые, родители и учителя. Часто ли мы, задаем себе вопрос. Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути? Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Среди 32 стран мира Россия оказалась на 27 месте. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен компьютер. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это - основа воображения. Воображение, в свою очередь, - это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать.



Основные этапы подготовки собрания

Этап

Цель

Содержание

Ответственный

  1. Диагностический


  • Проанализировать состояние затруднений родителей и учащихся, по данному вопросу.

  • Тестирование учащихся 2 В класса;

  • Тестирование родителей 2 В класса.


учитель

2.Подготови-тельный

  • Разработать развернутую программу деятельности.


  • Постановка цели, определение задач, выбор формы работы, прогнозирование ожидаемых результатов;

  • Анализ тестирования;

  • Выявление объекта проведения собрания.

учитель

  • Проверка техники чтения


  • Анализ результатов проверки техники чтения, её влияние на успеваемость в классе

учитель

3.Организационный

  • Обеспечить условия проведения собрания


  • Приглашение родителей учащихся на собрание

  • Подбор литературы к собранию, оформление выставки;

  • Подготовка мультимедийной презентации «Детское чтение»

учитель




4.Практическая реализация мероприятия


  • Повысить интерес родителей, к проблеме формирования устойчивого интереса к чтению учащихся 2 В класса;

  • Проведение мультимедийной презентации «Детское чтение» .

  • Знакомство с выставкой детских книг

* учитель *школьный библиотекарь


5.Аналитический

  • Анализ проведенного мероприятия

  • Предоставить информацию школьному библиотекарю

учитель


Ход собрания

Вступление

Слайды 1и 2 Здравствуйте, уважаемые родители! Многие считают, что сегодня компьютер вытесняет книгу, однако наоборот - сегодня, как никогда, для освоения новых технологий требуется качественное чтение. Поэтому сегодня наше родительское собрание посвящено теме детского чтения.

Дорогие родители! Пусть не удивляет вас идея посвятить родительское собрание детскому чтению. Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Многие считают, что сегодня компьютер вытесняет книгу, однако наоборот - сегодня, как никогда, для освоения новых технологий требуется качественное чтение. Поэтому сегодня наше родительское собрание посвящено теме детского чтения.

Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Слайд 3 Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учёбе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям , хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. Слайд 4 А теперь, уважаемые родители, давайте познакомимся с высказываниями о чтении великих людей. А рядом на слайде мы видим высказывания наших ребят о чтении.Уж очень они разные. Слайд 5 Почему дети так относятся к чтению? А может стоит ознакомиться и с часто встречающимися ответами родителей нашего 2 В класса на вопрос «Чтение ребенка - это...» Ответы нас не радуют.

Слайды 6и 7 И это проблема к чтению охватывает всю нашу молодежь. Я хочу Вас познакомить с данными социологов России о читающих детях. И думаю, что нам ( учителям, родителям) пора бить тревогу. Слайд 8 (СОВЕТ 1) Американцы забили тревогу по поводу чтения и образования ещё в 1983 году. Они провели исследование и пришли к неутешительным выводам: нечитающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации. Он не в состоянии выполнить свои функции ни как солдат, ни как гражданин, ни как работник. [1]. Опыт чтения на Западе стал приравниваться к накоплению человеческого капитала - капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности. Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других.

Слайд 9 Предпосылкой приобретения такого капитала является доведённая до автоматизма техника чтения, когда за буквами и словами ребёнок видит скрытые в них значения и образы и реагирует на них. Уникальность чтения вытекает из материала литературы - слова. Слово - знак второй сигнальной системы, в отличие от остальных видов искусства, которые мы непосредственно видим, слышим или видим и осязаем. В слове собираются все наши ощущения, чувства, все восприятия. Особое значение чтения заключается в развитии воображения - основы творчества. Книга рождает и развивает воображение. Без воображения нет предвидения, нет прогресса. Древние греки о строении атома знали примерно столько же, сколько и мы. При этом не было ни микроскопов, ни маши , ни компьютеров. Они обладали только силой воображения. Благодаря этой силе появляются люди, подобные Ломоносову.

Слайд 10 (СОВЕТ 2)
Есть дети, которые не мыслят жизни без книги. Кто смотрит передачу «Умники и умницы», тот знаком с феноменальной начитанностью этих подростков. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать. К сожалению, таких детей с каждым годом становится всё меньше. Зато возрастает количество детей,для которых чтение - тяжкая повинность. А ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой изучения всех дисциплин, даже математики.

Слайд 11(СОВЕТ 3) Неправильно понятая задача ведёт к неправильному решению. Начитанность школьников определяет и уровень межличностных отношений в классе, духовных климат в школе и дома. Кем бы ни стали дети после окончания школы - жить им среди людей. А значит необходимо понимать их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

Детское чтение сегодня

Слайд 12 Статистика по детскому чтению в России за последнее десятилетие. Многие детские книги, вместо реальной жизни, дают ребёнку её имитацию, уводят в иные миры, где силы добра и силы зла приравнены друг к другу. Читая такую литературу, ребёнок в своём нравственном развитии в лучшем случае буксует. А в худшем - деградирует, копируя её героев. Разрушительная энергия некоторых книг усиливает предрасположенность читателей к реальной агрессии.

Слайд 13(СОВЕТ4) Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительно чтение, чаще всего, неплодотворно. Плодотворным оно становится тогда, когда ребёнок читает, то что ему интересно. Для него интересная книга - значит «хорошая», неинтересная - значит «плохая». Интерес - это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние книги на человека. Кризис детского чтения сегодня не в том, что многие дети перестали читать, а в том, что у них не развит интерес к чтению.

Что мешает и что помогает чтению детей

Слайд 14 Главной помехой чтению многие родители и дети считают нехватку времени. Но многие специалисты считают, что вопрос не в том, есть ли время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь, - это просто образ жизни. Для интересной книги всегда найдётся время. Подумайте, сколько времени уходит на сидение за телевизором и компьютером, а ведь можно превратить их в своих помощников и союзников в привлечении вашего ребёнка к чтению.

  • Чтение и телевидение
Голубой экран очень притягателен для ребёнка. Ничто не заменит телевидение по актуальности, яркости и красочности, эффекту присутствия. Но общение с книгой имеет свои преимущества по способности доставлять ни с чем не сравнимое наслаждение уединения, отключения от внешних раздражителей, погружения в мир образов, созданных собственной фантазией. Конечно телевидение отнимает ребёнка от книги, но оно способно и привлечь его к ней. Надо только уметь этим пользоваться. После просмотра интересной передачи - предложить ребёнку прочитать книгу на тему передачи, которая его заинтересовала. Сейчас выпускаются книги, основанные на телепередачах. Например, серия книг «В мире животных». Авторы серии те же самые, что и авторы передачи «В мире животных» - Н.Дроздов и А.Макеев.

  • Чтение и компьютер
Слайд 15

Компьютер оказывает неоднозначное влияние на детей. С одной стороны через Интернет он открыл ребёнку доступ к мировым запасам информации, с другой стороны он используется во вред ребёнку: компьютерные игры, программы и сайты сомнительного содержания. Поговорим о хорошем. Существует «Детская сетевая библиотека» в виде каталога, которая содержит имена авторов, названия произведений, ориентированных на разный возраст. Слайд 16 «Библиотека Максима Мошкова» - самая известная электронная полнотекстовая библиотека (Основана и поддерживается с ноября 1994 года Максимом Мошковым, но пополняется главным образом усилиями пользователей Интернета, присылающих в библиотеку оцифрованные ими тексты. Такой способ комплектования обеспечивает «Библиотеке Мошкова» широкую и в ряде случаев весьма оперативную пополняемость, хотя и сказывается в некоторых случаях негативно (ошибками, пропусками) на качестве текстов и приводит к проблемам с авторскими правами. С 1994 года дизайн так и не менялся[1]. Как поясняет Мошков, у него абсолютно отсутствуют художественный вкус и идеи по смене дизайна. В то же время его беспокоит, чтобы сайт одновременно смотрелся красиво в разных браузерах и был удобен в использовании по медленным каналам связи. Как следствие, «серый кошмар», который читатель видит на lib.ru - единственный вариант, который устраивает Мошкова[2]. 16 июля 2007 года ряд российских СМИ сообщил о том, что интернет-портал подвергся DDoS-атаке. Об этом сообщил и Максим Мошков в своём блоге. Атака на портал началась ночью 15 июля. Огромное количество запросов из распределённой сети компьютеров, которые, скорее всего, были заражены вирусом, привело к увеличению входящего трафика портала более чем до 100 мегабит в секунду, что привело к неработоспособности сайта 15 июля. За считанные дни функциональность сайта была восстановлена, но работал он нестабильно.) . «Библиогид» Слайд17 - справочное электронное аннотированное издание , которое ориентирует детей в современной и классической детской литературе. Нельзя не упомянуть компьютер и как средство читательского общения детей, открывающего возможность для виртуальных обсуждений книги т.д. Само пользование компьютером заставляет читать, писать, рисовать, самим создавать информацию. Ещё одно положительное качество компьютера - он приучает детей к гипертексту. Если влияние телевидения и компьютера на чтение детей двойственно, то явно однозначной помехой для общения с книгой является слабая техника чтения, касающаяся более всего младших школьников. Ученик, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Его умственная энергия уходит на механическое складывание из букв и слогов слов и текста в целом. Это тормозит читательский интерес, эмоционально сковывает ребёнка. Чтобы этот период не был затяжным, ребёнку надо помочь.

Слайд 18 Стимулы чтения:
  • Участие в литературных конкурсах. Конкурс стимулирует познавательные интересы школьников, побуждает их в поисках ответов обращаться к энциклопедиям и другим познавательным книгам.
  • Пример авторитетных взрослых, например, каких-либо их кумиров,
  • Читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. Это один из главных факторов привлечения детей к чтению.
  • Пример хорошо читающих сверстников, друзей, когда ребёнок старается быть на уровне, не отстать от одноклассников, которых уважают в классе.
  • Эмоциональное потрясение от прочитанного, возникающее в результате сопереживания с героями книги полностью захватывающее читателя. Оно оставляет в душе ребёнка глубокий след и желание вновь испытывать его. Так чтение становится для ребёнка внутренней необходимостью.
Слайд 19

Модель детского чтения Чтение детей по целям, мотивам и характеру разнообразно. Модель детского чтения чаще всего складывается из учебного, досугового, делового, познавательного и чтения «для души».

  • Учебное чтение
Чтение учебной и программной литературы -это, прежде всего, труд, волевые усилия, ответственность. Здесь многое зависит от выработанной у ребёнка привычки к умственному труду, от отношения к учёбе в целом. Поддерживая энтузиазм ребёнка к учению, мы поддерживаем его программное чтение. литература, входящая в школьную программу, - это произведения, отобранные временем, её лучшие образцы и здесь важна помощь родителей, особенно в начальной школе.
  • Чтение- развлечение, релаксация, отдых
Чтение для веселья. Эту потребность хорошо удовлетворяют комиксы, книги-парадоксы. Их функция - позабавить ребёнка. Психологи установили: «смешная книга» для младшего школьника - это любимая книга. К таким книгам относятся произведения Д.Хармса, Г.Остера, Э.Успенского, О.Григорьева, В.Драгунского, В.Голявкина и многих других авторов.
  • Деловое чтение
Его функция прикладная - научиться мастерить своими руками или проверить свои способности. Мальчики читают о машинах, спорте и т.п.девочки - о кулинарии, рукоделии и т.п. некоторые в свободное время любят разгадывать кроссворды, заполнять тесты.
  • Познавательное чтение
Здесь на первом месте энциклопедии и справочники. Дети выборочно черпают из них информацию по разным вопросам. При всей важности такого чтения в нём есть опасность - информированность читателя, лишённая души. Огромный пласт научно-познавательных книг, отлучающийся стремлением авторов заинтересовать ребёнка окружающим миром, вызвать в нём любознательность, пытливость ума, оказывается в тени энциклопедий, вырабатывающих эрудицию без глубины собственных мыслей читателей.
  • Чтение «для души»
Так дети чаще всего называют чтение художественных произведений. Художественная литература становится для ребёнка особенно значимой и необходимой, когда в книге он находит себя. Эффект узнавания - самый сильный аргумент в пользу чтения художественной литературы, особенно для подростка озабоченного поиском своего «Я». Особое значение чтения «для души» имеет поэзия.

Что могут родители ?

Главный вопрос, который беспокоит родителей: "Как заставить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать?"

Вот как отвечает на этот вопрос Даниэль Пеннак.

"Глагол "читать" не терпит повелительного наклонения. Есть несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими глаголами, такими как "любить"... или "мечтать"...

Попробовать, конечно, можно. Пробуем? "Люби меня!", "Мечтай!", "Читай!"

"Марш к себе и читай!" Результат? Никакого. Он уснул над книгой. Окно вдруг показалось ему выходом в какую-то заманчивую даль - туда-то он и упорхнул. Спасаясь от книги. Но спит он чутко: раскрытая книга по-прежнему лежит перед ним. Если мы украдкой заглянем в дверь, то увидим: он сидит за столом и прилежно читает. Даже если подкрасться совсем бесшумно, он услышит нас сквозь тонкую пелену дремоты. "Ну как, нравится?" Он не ответит "нет", не совершит святотатства. Книга священна, как можно не любить читать? Успокоенные, мы вернемся к телевизору".

Этот ребёнок, засыпающий над книгой, воспринимает ее как спрессованную скуку, как невыносимый груз бесплодного усилия. Обратим внимание на последнюю фразу, относящуюся к поведению взрослых: "Успокоенные, мы вернемся к телевизору". О чем она говорит? Она говорит о том, что взрослые отчуждены от читающего ребенка: у них свои интересы и своя жизнь.

Вообще зачастую об обременительности воспитания родители говорят незаслуженно много. Время обслуживания ребёнка они несут довольно безропотно, а вот на воспитание у них нет ни времени, ни желания. Будто им в оправдания, социологи недавно вычислили время, которое в среднем может уделить на воспитание своего ребёнка мать - 20 минут в день. Смехотворная цифра! И вместе с тем - печальная. Но что такое воспитание в чистом виде, разве не проникает оно в досуг, хозяйственные дела, чтение - словом, во всю семейную жизнь? И если уж дела со временем у замотанных родителей так плохи, то, очевидно, следует чем-то поступиться ради духовной жизни детей. Давно известна истина: чем больше детям уделять время и души, тем больше они походят на своих родителей. В это их главная награда, их продолжение, ведь духовное богатство, чтобы стать действительно непреходящим, должно обрести достойных наследников. Семейное чтение как одна из лучших духовных традиций, прошедших через многие поколения, - прекрасное средство для развития высоконравственных отношений в каждой семье.

Слайд 20 (СОВЕТ 6) Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше - читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них. Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он - школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть - ребенок. Слайд 21 (СОВЕТ 7) Для привития у ребёнка интереса к чтению придумано немало хитростей:

  • «Экран прочитанных книг»
Экран нужен, чтобы сделать успешность ребёнка в чтении наглядной, ребёнок сам будет отмечать прочитанные книги.
  • Выставка рисунков по мотивам прочитанных книг , можно попросить ребёнка их прокомментировать.
  • Продолжение чтения книги
Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается. Заинтригованный ребёнок вынужден дочитать текст до конца, чтобы узнать что же приключилось с героем.
  • Советы о том, что читать, даёт любимый литературный персонаж, который шлёт ребёнку письма, от каких книг он сам без ума.
Самое важное, что могут родители, - посоветовать школьнику записаться в библиотеку, и на первых порах вместе с ним посещать ее. Школьное детство проходит быстро. Лимит времени на чтение ограничен, как и объем восприятия. Поэтому приходится думать о предпочтениях. Непродуманный отбор книг может привести к невосполнимым потерям, потому что есть книги, которые надо прочесть в определенном возрасте, для другого возраста они не представляют интереса. Слайд 22 (СОВЕТ 8) Слайд 23 Подсказки для родителей ДА и НЕТ родителей Слайд 24 ДА
  • 1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.

  • 2. Воспитывайте читателя личным примером.

  • 3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением,

  • подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.

  • 4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков,

  • можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике,

  • а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.

  • 5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

  • 6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями - естественный путь читательского общения в семье.

  • 7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам.

  • Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей.

  • О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

  • 8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг.

  • 9.Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

  • 10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу.

  • Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

  • 11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Также учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.

Слайд25 НЕТ
  • Не заставляйте читать насильно.
  • Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она вас об этом не попросит.
  • Не заставляйте читать слишком трудные книги
  • Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
  • Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.
  • Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.
  • Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.
  • Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.
  • Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать <что-то> лучше, чем ничего не читать.




Слайд 26

Организация чтения дома Когда вы читаете со своим ребёнком, то:

  • Найдите спокойное место
  • Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.
  • Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.
  • Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения
  • Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.
  • Ведите для ребёнка, а затем совместно с ним <Дневник чтения>, занося туда любимые книги.



Книга для школьника в домашнем собрании Слайд27 ( Цитата) "Дом, в котором нет книг, - говорил Цицерон, - подобен телу, лишенному души". Семейное собрание детских книг во многом отличается от собрания книг для взрослых. Детские книжные полки, особенно для детей до 10 лет, не терпят полных или многотомных собраний сочинений, в них предпочтительны отдельные иллюстрированные издания или сборники. Детские собрания динамичны: ребенок растет, вместе с ним меняется репертуар чтения и сам характер изданий для детей. Они рассчитаны не только на удовлетворение потребностей детей, но и на их опережение. Детские книги предназначены для совместного чтения и рассматривания взрослыми и детьми, и поэтому они имеют двойной адрес, выступая связующим звеном между ребенком и его родителями. Стратегия комплектования домашней библиотеки школьника в значительной степени определяется его учебной программой. Учитывая, что учебные программы в современной школе разные (как разными стали и сами школы), то реальный круг чтения дифференцируется. Чтобы помочь школьникам в учебе, надо, прежде всего, позаботиться о приобретении учебных пособий и учебников, перечень которых определяет школа. Слайд 28

  • Словари и справочники.
Хорошим подспорьем детям в учебе являются словари и справочники. Имея их дома, ребенок в любую минуту может к ним обратиться. Имея их дома ребёнок может обратиться к ним в любую минуту. Самым ходовым словарём для учащихся начальной школы является «Школьный граматико-орфографический словарь», составленный Б.Пановым и А.Текучевым; «Толковый словарь русского языка. Пособие для учащихся начальных классов»Н.Неусынова; «Толковый словарь русского языка»С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой и др.
  • Классика детской литературы. Произведения В.Крапивина, Р.Погодина, В.Носова, Л.Давыдычева и др.
  • Переводная литература. Книги С.Лагерлёф, О.Уайльда, Р.Киплинга, А.Линдгрен и др. Книги зарубежных писателей в пересказе для детей Э.Распе «Приключения Барона Мюнхгаузена», Д.Дефо «Робинзон Крузо», детское издание «Библия», «Мифы Древней Греции».
  • Познавательная литература. Книги исторические и природоведческие. Хорошо бы иметь книги о Великой Отечественной войне С.Алексеева, особенно «Богатырские фамилии», книги из серии «Дедушкины медали». Историческая литература: Н Головин «Моя первая русская история: в рассказах для детей» и др. Книги о природе В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова и лр.
  • Периодические издания. Можно оформить подписку на журналы «Мурзилка», «Клёпа», «Свирель», «Муравейник» и др. Ценным подспорьем к чтению детей и всей семьи может стать журнал «Берегиня», который нацелен на знакомство с лучшими книгами. Журнал «Читайка», посвящён чтению детей учащихся в начальной школы. Задача данного журнала - привить любовь к чтению, развить образное мышление для творчества и учебных успехов. Для совместного чтения детей и родителей издательство «Школьная библиотека» подготовило журнал «Семейное чтение». Наряду с методическими материалами по привлечению детей к чтению в него включены лучшие художественные тексты для сердца и разума.
Читая книги, нужные сегодня, не следует забывать и о прошлом опыте чтения: домашняя библиотека тем и хороша, что в любую минуту можно взять книгу с полки и перечитать ее целиком или в отрывках, вспомнить, как она появилась в вашей библиотеке. Именно про собирателей домашних библиотек Виктор Шкловский говорил: "Не только вы собирали книги, но и они собирали вас". Слайд 29 (СОВЕТ 9)

Где найти нужные ребёнку книги

Купить в магазине.

Слайд 30

Критериями удачной покупки являются:

  • Доступность для данного возраста

  • Проверка качества издания временем

  • Способность книги быть помощником в обучении

  • Наличие иллюстративного материала

  • Гуманное содержание

  • Образный язык

Слайд 31 (СОВЕТ 10)

Слайд 32. Список издательств.

Как ни велик поток книжных изданий для детей и количество их в книжных магазинах, детям и родителям не обойтись без библиотеки.

Слайд 33

Закончить наше собрание мне хочется словами из «Притчи о людях-читателях» Вирджинии Вульф : «В Судный день… Всевышний обернётся к апостолу Петру и скажет не без некоторой зависти, увидев нас с книгами под мышкой: «Смотри, этим награды не нужны. Нам нечего дать им. Они любили читать».

Спасибо за внимание. Всего Вам доброго.



Список источников, использованных при подготовке к собранию



  • Родительское собрание, посвящённое детскому чтению [Text].: материалы для директора школы //Школьная библиотека.- 2005.- №9-10.- (Вкладка)

  • Шишова,Т. Круг детского чтения [Text] //Домашнее воспитание. - 2004.- №1

  • doshkolnik.ru

  • deti-66.ru/

  • pedsovet.org/component

  • 7ya.ru/

  • meleshkova.ucoz.ru/



Приложение 1

Круг чтения

Книжки для детей от 7 до 8 лет

  • Ш. Перро - Сказки

  • Ю. Томин - Шел по городу волшебник

  • А. Линдгрен - Малыш и Карлсон, Пеппи - Длинный чулок

  • В. Драгунский - Денискины рассказы

  • Л. Лагин - Старик Хоттабыч

  • А. Толстой - Золотой Ключик или приключения Буратино

  • Эно Рауд - Муфта, Полботинок и Моховая борода

  • С. Прокофьева - Лоскутик и облако, Приключения желтого чемоданчика

  • Р. В. Шульжин - Фунтик и старушка с усами

  • Л. Кассиль - Кондуит, Швамбрания

  • Ушинский - Рассказы

  • Борис Заходер - Рассказы

  • Борис Житков - Рассказы

  • В. Медведев - Баранкин, будь человеком

  • Др. Сьюз - Приключения слона Хортона

  • Туве Янссон - Муми-тролли

  • Е. Велтистов - Приключения Электроника, Рэсси, Миллион и один день каникул

  • Р. Киплинг -Маугли,

  • Ю. Олеша - Три толстяка

  • Э. Распэ - Приключения барона Мюнхаузена

  • Н. Носов - Приключения Незнайки и его друзей, Незнайка в Солнечном городе, Незнайка на Луне, Витя Малеев и другие

  • Ян Ларри - Необыкновенные приключения Карика и Вали


Приложение 2

Книжки для детей от 9 до 10 лет


  • А. Погорельский - Черная курица или Подземные жители

  • А. Некрасов - Приключения капитана Врунгеля

  • П. П. Бажов - Уральские сказы

  • А. Беляев - Остров погибших кораблей, Голова профессора Доуэля

  • Д. Дефо - Приключения Робинзона Крузо

  • В. Аксенов - Мой дедушка-памятник, Сундучок, в котором что-то стучит

  • Г. Каттнер - Котел с неприятностями, Прохвессор накрылся

  • А. Азимов - Конец вечности, Стальные пещеры, Обнаженное солнце, Я-робот

  • С. Лагерлеф - Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями

  • Ф. Зальтен - Бэмби

  • Дж. Барри - Питер Пэн и Венди

  • О. Пройслер - Крабат: Легенды старой мельницы, Маленькая баба-яга, Маленькое привидение, Маленький водяной

  • Дж. Рони-Старший - Борьба за огонь, Пещерный лев

  • Э. Сэтон-Томпсон - Рассказы о животных

  • Дж. Крюс - Тим Талер или Проданный смех

  • Р. Говард - Конан-варвар

  • П. Трэверс - Мери Поппинс

  • Н. Сладков - Захар Загадкин

  • Л. Кэрролл - Алиса в стране чудес, Алиса а Зазеркалье

  • А. С. Пушкин - Руслан и Людмила

  • О. Уальд - Звездный мальчик, Кентервильское привидение


  • К. С. Льюис - Хроники Нарнии

  • Дж. Свифт - Путешествия Гулливера

  • Дж. К. Джером - Трое в лодке, не считая собаки

  • Р. Л. Стивенсон - Черная стрела, Остров сокровищ, Клуб самоубийц и Алмаз Раджи

  • Ч. Диккенз - Приключения Оливера Твиста

  • А. Конан Дойл - Затерянный мир, Шерлок Холмс

  • Г. Мало - Без семьи

  • М. Метерлинк - Синяя Птица, Ариана и синяя борода


  • Б. Полевой - Повесть о настоящем человеке

  • Г. Уэллс - Нашествие марсиан, Машина времени

Приложение 3

Книжки для детей от 11 до 12 лет


  • Стругацкие - Понедельник начинается в субботу

  • Г. Р. Хаггард - Дочь Монтесумы, Копи царя Соломона

  • А. Гайдар - Чук и Гек, Тимур и его команда, Голубая чашка, Военная тайна

  • А. Н. Рыбаков - Кортик, Бронзовая птица

  • Я. Корчак - Король Матиуш Первый

  • Жюль Верн - Дети капитана Гранта,Таинственный остров, Пятнадцатилетний капитан

  • Гомер - Иллиада, Одиссея

  • М. Твен - Приключения Тома Сойера, Приключения Геккельбери Финна, Янки при дворе короля Артура

  • Л. Кэрролл - Приключения Алисы в стране чудес, Алиса в Зазеркалье

  • А. С. Грин - Алые паруса, Золотая цепь

  • В. Осеева - Васек Трубачев и его товарищи

  • К. Станюкович - Вокруг света на "Коршуне", Рассказы

  • Р. Брэдбери - Вельд, Рассказы

  • Р. Саббатини - Одиссея капитана Блада, Хроники капитана Блада

  • Оноре де Бальзак - Шагреневая кожа

  • М. Гершензон - Баллады о Робин Гуде

  • Л. Соловьев - Повести о Ходже Нассреддине

  • Дж. Даррелл - Гончие Бафута, Моя семья и другие звери

  • Дж. Р. Р. Толкиен - Хоббит или туда и обратно, Властелин Колец

  • Т. Майн Рид - Всадник без головы

  • А. Пушкин - Капитанская дочка

  • М. Салье - Сказки тысячи и одной ночи

  • Вл. Крапивин - Мальчик со шпагой, Великий кристалл, Голубятня и другие

  • О. Генри - Рассказы

  • Э.Т.А. Гофман - Щелкунчик и мышиный король, Крошка Цахес, Песочный человек

  • В. Скотт - Айвенго, Квентин Дорвард, Роб рой

  • Г. Гаррисон - Неукротимая планета, Фантастическая сага

  • Дж. Лондон - Сердца трех, Белый клык, Повести, Рассказы

  • Э. Р. Бэрроуз - Тарзан, Владыка Марса, Принцесса Марса и другое

  • Ю. Кобаль - Недопесок, Пять похищенных монахов

  • А. Казанцев - Пылающий остров, Сильнее времени

  • Л. Пантелеев - Республика "Шкид", Пакет

  • Д. В. Шульц - Моя жизнь среди индейцев, Ошибка Одинокого Бизона

  • Р. Янг - У начала времен, Срубить дерево

  • А. Дюма - Три мушкетера, Граф Монте-Кристо

Приложение 4

Анкета для учащихся

1.Есть ли книги у вас дома? -

  • Да, очень много

  • Да, только мало

  • Нет

2.Любят ли читать книги ваши родители?

  • Да

  • Нет

  • Не знаю

3.Читают ли вам родители книжки?

  • Да

  • Очень редко

  • Нет

4.Вам хочется, чтобы родители читали вам перед сном книжки?

  • Да

  • Нет

  • Очень-очень хочется

  • Любите ли вы читать книги?

  • Да, это так интересно

  • Нет, это скучно

  • Какие книжки вы читаете?

  • Познавательные

  • Приключения, сказки

  • Рассказы о детях

  • Стихотворения

  • Никакие

5.Какую книжку вы читаете сейчас?

__________________________________________________________________

6.Есть ли у вас любимая книга?

  • Да ________________________________________________________

  • Нет

Приложение 5


Тест для учащихся «Бывало ли такое с тобой»

Фамилия, имя_________________________________класс_______

1. Когда папа, мама или бабушка читали тебе вслух книгу и вы потом все вместе обсуждали ее, обменивались впечатлениями: смеялись, радовались или грустили вместе?

Да. Нет.

2. Возникало ли у тебя когда-нибудь желание после прочитанного что-то сделать собственны­ми руками (нарисовать, вылепить, сочинить, разыграть сценку из произведения)?

Да. Нет.

3. Играл ли ты когда-нибудь, хотя бы мысленно, в героев тех книг, которые читал (придумы­вал диалоги, действия, костюмы, декорации)?

Да. Нет.

4. Любишь ли ты рассказывать кому-либо о прочитанном? И слушать рассказ другого о книге?

Да. Нет. 5. Когда ты рассказываешь кому-нибудь о прочитанном, видоизменяешь ли текст (т.е. что-то добавляешь, что-то изменяешь, придумываешь) или точно придерживаешься того, как автор на­писал?

Да. Нет.

6. Бывало ли такое, что тебе хотелось плакать над книгой от жалости к герою.

Да. Нет.

7. Бывало ли такое с тобой, что тебя захватывало так, что ты забывал окружающий мир.

Да. Нет.

8. Узнавал ли ты когда-нибудь себя в прочитанной книге, свои переживания, черточки харак­тера?

Да. Нет.

9. Бывало ли такое с тобой, что, г.рочитав книгу раз, ты тут же снова взялся ее перечитывать?

Да. Нет.

10. Хотелось ли тебе когда-нибудь прочитать то, что ты смотрел по телевизору?

Да. Нет.

12. Ценишь ли ты начитанных людей?

Да. Нет.

13. Возникло ли хоть раз у тебя желание поговорить о книге с ее автором?

Да. Нет.

14. Есть ли у тебя любимцы среди вымышленных героев?

Да. Нет.







Ключ к тесту

А теперь сосчитай все «да» и «нет» и послушай, что я скажу о тебе: Если ответов «Да» больше, чем «Нет», то за тебя можно порадоваться: ты нашел себя в чте­нии, а значит, ты на верном пути. Ты чувствующая и творческая личность. Ты интересный собе­седник, тебе всегда есть о чем поговорить с приятелем и с родителями тоже - ведь у вас есть об­щие светлые воспоминания, когда вы все вместе погружались в мир образов и уносились в меч­тах далеко. Если у тебя нет рядом приятеля, а родителей нет дома, то всегда найдутся те, с кем мысленно можно поговорить - твои любимые герои, встреча с которыми тебе доставит радость, стоит только взять книгу с полки, когда-то уже прочитанную тобой. Может быть, стоит найти но­вых друзей среди книг. И в радости и в горе они всегда будут с тобой.


Если было больше ответов «Нет», то я тоже рада за тебя, ибо у тебя еще все впереди. Еще не попалась тебе та единственная книга, которая всколыхнула бы твою душу, заставила волновать­ся, вызвала радостное беспокойство, желание помечтать. Приглядись к начитанным людям: как много они знают, как многое могут рассказать. Они словно прожили не одну жизнь, а несколько - так богат опыт их переживаний. Если случится тебе быть одному, если друг покинет тебя, знай, что тебе на помощь могут придти те, кто жаждет с тобой подружиться: герои книг - твои сверстники и взрослые. Поройся на книжных полках библиотеки и, может быть, тебе повезет и ­ты найдешь книгу, написанную только для тебя.

Приложение 6

Тест для родителей «Знаете ли Вы своего ребёнка?» Поставьте знак + у того варианта ответа (рядом с буквой «А» или «Б», который больше соответствует качеству чтения вашего ребенка.

1. ФИО ________________________________________________________________

  1. Когда ваш ребенок научился читать?

А.До школы.

Б. В школе.

2. Какую литературу он предпочитает читать?

А. Художественную.

Б. Научно-познавательную.

3. Чтение для вашего ребенка процесс скорее:

А. Эмоциональный или

Б. Рациональный

4. Чтение вашего ребенка обычно:

А. Целиком его захватывает или

Б. Он читает нехотя, часто отвлекаясь.

5. Бывало ли, что под влиянием чтения ваш ребенок:

А. Пытался сам сочинить сказку, рассказ, стихотворение или

Б. Такого не бывало.

6. Играл ли он когда-нибудь в персонажей прочитанных книг?

А. Да, играл.

Б. Нет, такого не было.

7. Стимулировали ли чтение желание у ребенка что-либо нарисовать?

А. Да, он часто рисует по следам прочитанного.

Б. Такого стремления не замечалось.

8. Бывало ли, что он плакал над прочитанным?

А.Да.

Б. Нет.

9. Делится ли ваш ребенок с кем-нибудь своими впечатлениями о прочитанном?

А. Да.

Б. Нет.

10. Пересказывая прочитанное, ваш ребенок:

А. Дополняет текст своими придумками, подробностями. Б. Точно придерживается прочитанного текста.

11. Следя за литературными конкурсами по радио или телевидению, ваш ребенок:

А. Вместе с конкурсантами ищет ответа на поставленные вопросы.

Б. Не пытается отвечать.

12. Выполняет творческие задания по литературе:

А. Охотно.

Б. Неохотно.

13. Перечитывает ли он свои любимые книги?

А. Да, он любит это делать.

Б. Находит, что это пустое занятие.

14. Рассуждая о жизненных явлениях, ваш ребенок:

А. Нередко прибегает к литературным примерам, аналогиям, образам.

Б. Никогда не ссылается на прочитанное.

15. Как он относится к языку и стилю читаемого произведения?

А. Очень чутко реагирует.

Б. Не обращает на это внимание.

16. Если ребенок ведет записи о прочитанном, то какой они носят характер? А. Выписывает поэтические описания, свои впечатления. Б. Записывает оригинальные мысли и необычные факты.

Ключ к тесту Если знаков + больше около ответов «А», то значит ваш ребенок исключительно талантлив, у него явно выражены гуманитарные способности, он мыслит образами, картинами, ассоциация­ми, и вам надо подумать о том, как дальше организовать его чтение, чтобы развить его одарен­ность еще больше. Побуждайте его к устным и письменным высказываниям о прочитанном, :к играм в персонажей, к рисункам и другим творческим работам по следам прочитанного, поощ­ряйте его фантазии, вызванные книгой, позаботьтесь, чтобы в репертуар его чтения вошла клас­сика детской литературы.
Если знаков + у Вас больше возле ответов «Б», то ваш ребенок талантлив в другом отношении: у него познавательная направленность интересов, он склонен к точности в выражении мысли, к научному анализу явлений. Не исключая лучших художественных произведений из репертуара его чтения, вам надо позаботиться о подборе для него хороших научно-познавательных книг.





Методическая разработка родительского собрания Детское чтение

Методическая разработка родительского собрания Детское чтение

© 2010-2022