Методическая разработка урока по окружающему миру по теме Кто такие птицы?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нижегородская область

Администрация Шатковского района

Муниципальное образовательное учреждение

Лесогорская средняя общеобразовательная школа





Методическая разработка урока
по предмету «Окружающий мир» в 1 классе

по теме:

«Кто такие птицы?»





Разработала:

учитель начальных классов

МОУ Лесогорская СОШ

Сурина Нина Петровна









пгт Лесогорск

2011 год.
План урока:
№ п/п Содержание урока

Время 1. Организационный момент.

1 мин 2. Актуализация знаний.

4 мин 3. Физкультурная минутка

1 мин 4. Самоопределение к деятельности.

3 мин 5.
Работа по теме «Кто такие птицы?» 1) Работа по учебнику (с. 36). 2) Практическая работа в парах. 3) знакомство с разнообразием птиц. 4) Работа по тетради (с. 25-26). 5) Работа по учебнику (с. 37). 6) Творческая работа «Опиши птицу».

16мин 6.



Методическая разработка урока по окружающему миру по теме Кто такие птицы?

7.

Закрепление изученного на уроке. 1) Работа по учебнику (с. 37). 2) Определение строения тела птицы. 3) Задание на закрепление по электронному приложению «Окружающий мир».

Чтение вывода на 37 стр. учебника. Подведение итогов урока

8 мин






2 мин









































Тема: «Кто такие птицы?»
Цели и задачи:

  • дать понятие: кто такие птицы, показать их разнообразие;

  • учить выделять существенные признаки птиц;

  • исследовать строение пера;

  • развивать кругозор, устную монологическую речь, память, мыслительную деятельность, внимание;

  • воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.


Планируемые результаты: учащиеся научатся называть основной признак птиц; узнавать их среди других животных; называть птиц с помощью атласа- определителя; описывать птиц по плану.
Оборудование: картинки с изображением Мудрой Черапахи и Муравьишки Вопросика, диск CD (приложение к учебнику), иллюстрация Баба-Яга и гуси-лебеди, учебники «Окружающий мир» 1 класс А.А. Плешаков, рабочие тетради, у учащихся - разные по размеру, форме и цвету перья птиц, лупа, ножницы, стакан с водой, презентация.














Ход урока
I. Организационный момент /2 слайд/
Прозвенел звонок - Начинается урок Девочки за парты тихо сели, Мальчики за парты тихо сели, На меня все посмотрели.

  • Проверка готовности рабочего места к уроку;
  • создание положительного настроя на урок и предстоящее общение;
  • установление позитивного контакта с детьми

У. - Ребята, сегодня у нас будет добрый, красочный урок. Он будет посвящен новой группе животных, с которыми мы и познакомимся на нашем занятии. В Царстве Животных живут наши друзья - Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха (картинки с их изображением). Они помогают нам совершать увлекательные путешествия в мир природы, узнавать много нового и интересного. А Мудрая Черепаха учит нас быть внимательными, наблюдательными, активными и дружными. Но с ней случилась беда. Вдруг налетели гуси-лебеди, подхватили Мудрую Черепаху и унесли на крыльях к Бабе - Яге. Вопросику одному не справиться. Ребята, придется помочь Вопросику спасти ее. Согласны вы отправиться в Царство Животных? Ну, тогда в путь.
II. Актуализация знаний
  1. Первая остановка «Насекомые» (слайд № 3)
    • На полянке вокруг много разных животных.
    • Бабочка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
    • Ответьте на мой вопрос: кто на нашей полянке лишний?
    • Ребята, найдите лишних животных и объясните свой выбор.
Д.- Гусеница и паук, т.к. у всех животных по 6 ног, и они являются насекомыми, а у паука 8 ног. У. - Сделайте вывод, каких животных мы называем насекомыми? Д. -Всех животных, у которых 6 ног. У. - Ребята, бабочка очень довольна вашими ответами, она указывает нам дорогу дальше. 2. Вторая остановка «Рыбы». У. - Ребята, отгадайте загадку: В воде они живут, Нет клюва, а они клюют. У родителей и деток Вся одежда из монеток. Д. - Это рыбы (слайд № 4) У. - Рыбы, скажите, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?
  • Вспомните, чем мы отличаемся от других животных, тогда скажем.
  • Ребята, Вопросик забыл, давайте ему дружно помогать.
  • Чем рыбы отличаются от других животных?
Д. - У рыб есть чешуя, она играет защитную функцию. У. - Неужели нет ни одной рыбы без чешуи? Д. - Есть. Это сом. У. - Если у сома нет чешуи, что же его защищает? Д. - У него очень толстая кожа. У. - Что еще вы знаете об этой рыбе? (Ответы детей)
У. - Где могут жить рыбы?
  • Как они передвигаются в воде?
  • Как рыбы дышат?

  1. Игра «Домик для рыбки».
(если это морская рыба - дети поднимают синий квадратик, а если речная - зеленый). На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно (сом).
На дне один лежит Плоский блин (камбала).
Хвостом виляет, Зубастая, но не лает (щука).
Живу глубоко, Плыву легко. Зубастая, большая, Я рыба морская (акула).
У. - Сделайте вывод о рыбах и насекомых. Д. - Рыбы - это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи хвоста и плавников, тело их покрыто чешуей; насекомые - животные , у которых 6 ног. У. - Вы молодцы, ребята, помогли Муравьишке Вопросику спасти Мудрую Черепаху.
IV. Физминутка
У. - А теперь давайте немножко отдохнем и продолжим наш путь в Царство Животных.
«Мы шагаем, мы шагаем, Ноги выше поднимаем. Вдруг мы видим: у куста Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем И назад в гнездо кладем.
V. Самоопределение к деятельности
У. - Ребята, Мудрая Черепаха пригласила вас и Вопросика в лес. (Слайд № 5) Здесь так много интересного. Догадайтесь, кого можно услышать в этом зеленом доме?
(Ответы детей)
У. - Как вы думаете, кто такие птицы? Муравьишка увидел в лесу бабочку. Он решил, что если бабочка умеет летать, значит, она птица.
  • Прав ли Муравьишка? Почему?

( Ответы детей).
  • Предположите, о ком мы будем говорить на уроке?
  • Прочитайте тему урока на стр. 36 учебника.
  • Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.


VI. Работа по теме урока
У. - Сегодня мы узнаем, по какому признаку птиц отнесем в отдельную группу. 1. Работа по учебнику на стр. 36. У. - Посмотрите на иллюстрацию.
  • Каких животных вы узнали?
Д. - Летучую мышь, ночную бабочку, курицу, белку-летягу. У. - Что общего у этих животных? Д. - Они умеют летать. У. - Можно ли их отнести к одной группе?
  • А какое из этих животных относится к птицам?
Д. - Курица, у нее есть крылья.
У. Но ведь курица летает плохо, а ученые относят ее к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать - не самый главный признак птиц?
  • Тогда что же?
  • Для разрешения проблемы требуется выявить основной признак птиц.
  • Рассмотрите других птиц на стр. 37 учебника.
  • Найдите общий признак всех птиц.
Д. - Это перья. У. - Каких же животных мы будем называть птицами? Д. - Животных, тело которых покрыто перьями. У. - Муравьишка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на стр. 36 и познакомиться со строением птицы.
(Проводится работа в парах).
У. - Какие части тела есть у всех птиц?
(Ответы детей).
У. - Чем покрыто тело птицы? Д. - Перьями.



  1. Практическая работа в парах

У. - У вас на столе лежат перья. Чем они различаются? Д. - Цветом, формой размером. У. - Возьмите большое перо.
  • Это перо гуся.
  • Каждое перо имеет стержень.
  • Догадайтесь, где стержень у пера. Покажите его.
  • А еще у пера есть бородки.
  • Найдите бородки. Покажите их.
  • Рассмотрите перо под лупой.
  • Обратите внимание на то, как прикрепляются бородки.
  • Сейчас мы будем работать с ножницами.
  • Вспомните правила ТБ при работе с этим инструментом.

(Дети называют эти правила)
  • Разрежьте стержень пера.
  • Что вы видите внутри?
Д. - Ничего. Внутри пусто. У. - Правильно, стержни пера внутри пустые или полые. У. - Возьмите маленькое перышко и подуйте на него.
  • Что произошло?
Д. - Перышки полетели. У. - Кто сможет объяснить, почему перышки полетели?
(Ответы детей)
У. - Перья легкие потому, что стержень пера внутри пустой, полый.
  • Обмакните перо в стакан с водой.
  • Намокло ли оно?
Д. - Нет. Вода скатилась капельками. У. - Какой можно сделать вывод?
(Ответы детей).
У. - Перья защищают птиц от воды и сырости. Недаром о гусе говорят: в воде купался, а сухим остался. А знаете ли вы, что много лет назад, когда не было ручек, люди писали гусиными перьями, заостряя стержень. У. - Ребята, как вы считаете, для чего птицам большие перья? Д. - Чтобы летать. У. - А для чего нужны маленькие перья? Д. - Для тепла. У. - Рассмотрите окраску перьев. Что вы можете рассказать? Д. - Перья разные по цвету, они украшают птиц.
  1. Физминутка

Проводится в виде игры «Летает - не летает». (Если названное животное летает, то дети встают и поднимают руки вверх, если же объект не летает - приседают). Слова для игры: орел, уж, пингвин, шмель, курица, птица, муравей, воробей, енот, крот, бегемот, соловей.
VII. Продолжение работы по теме
У. - Посмотрите на Мудрую Черепаху. Чем она украсила себя? Д. - Перьями. У. - А кто знает, какой птицы эти перья? (Ответы детей).

Распустила хвост жар- птица
Он горит и золотится. Из заморских к нам долин Этот хвост принес …(павлин) (слайд № 6)
Часто можно встретить красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц чаще всего имеют однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца (слайд № 7). Давайте вспомним, какие правила должны выполнять люди, находясь в лесу. (Ответы детей.) У. - Птицы радуют нас своим пением и красотой. Они охраняют наши леса, сады, парки от вредных насекомых, они являются санитарами, поэтому необходимо помочь птицам выжить зимой. Надо делать для них кормушки, пусть им будет сытно и тепло в холодное время.

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради.
№ 2 стр. 25- 26 У. - Рассмотрите рисунок.
  • Назовите птиц.
  • Чем эти птицы похожи?
Д. - Имеют черное оперение. У. - Чем различаются? Д. - Размером. У. - У вороны черные только голова, передняя часть шеи, крылья и хвост. Остальное оперение светло- серое. У галки серый только затылок, все остальное оперение черное. Грач отличается от своих сородичей следующими признаками: клюв вытянут, хвост сильно закручен, оперение синевато- черного цвета. (Слайд № 8) У. - А сейчас нам предстоит научиться рисовать птичку. Рассмотрите порядок выполнения рисунка. Выполните задание.
  1. Беседа, работа по учебнику стр. 37.
Знакомство с разнообразием птиц. У. - Рассмотрите птиц, вспомните их название, неизвестных назовите с помощью атласа- определителя. Дети работают в парах, проводят самопроверку по учебнику стр. 90
  1. Творческая работа: «Опиши птицу».
План (слайд № 9) 1. Название птицы. 2. Размеры (большая, средних размеров, маленькая). 3. Окраска оперения. 4. Особенности частей тела (клюва, глаз, хвоста). 5. Работа по учебнику стр. 36 У. - Ребята, обратите внимание на Муравьишку Вопросика. Что делает Муравьишка? Д. - Летает. У. - Муравьишка решил найти себе новых друзей высоко- высоко в небе. Он взлетел туда на дельтаплане, чтобы познакомиться с новыми друзьями - птицами. Вспомните, каких животных ученые называют птицами? Д. - Тело которых покрыто перьями. У. - Умение летать не является основным признаком птиц. А как вы думаете, все ли птицы умеют летать? (Ответы детей).
  • Есть птицы, которые не умеют летать, и наш Муравьишка не сможет встретиться с ними высоко в небе.
  • Посмотрите на этих птиц. (Слайд № 11, 12)
  • Прочитайте их название (страус, пингвин).
  • Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему?
Д. - Тело этих животных покрыто перьями. У. - Страусы не умеют летать, и крылья им служат для украшения, но у них длинные и очень сильные ноги, на которых они бегают также быстро, как и лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков. Пингвины тоже не умеют летать, но у них есть лапы- ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым оперением.
VIII. Закрепление (слайд № 13). 1. На слайде крупное изображение птицы. Учитель называет части птицы, дети показывают, затем учитель показывает части птицы, а дети называют ( проверка на слайде по щелчку). 2. Работа со слайдами на диске СD (электронное приложение к учебнику), из раздела «Кто? Что?» Тема: «Кто такие птицы?» Задания:
  1. Какое из этих животных птица?
  2. Определите название каждой птицы.
IX. Подведение итогов урока. У. - Вернемся к учебной задаче урока.
  • Каких животных называют птицами?
  • Птицы - животные, тело которых покрыто перьями.
У. - Приведите примеры птиц. Х. Рефлексия и вывод (слайд № 14)
  • По какому плану описывали птиц?
  • Почему мы должны охранять птиц?
  • Понравился ли вам урок?
  • Что больше всего понравилось?
  • Что для вас было особенно интересно?


Давайте любить и беречь животных, ведь они, как никто другой нуждаются в нашей заботе.
Спасибо за работу.





























































© 2010-2022